Перспективы дальнейшего признания ВТО в Православном мире: близкие и далекие
10.08.2024Эксклюзив. Православная церковь Украины была создана по благословению Вселенского патриархата в декабре 2018 на Объединительном соборе в Киеве. Этот собор объединил представителей всех ветвей украинского православия и положил конец так называемому расколу в Украине, о котором яростно и постоянно твердили сторонники Москвы. В начале 2019 года Вселенский патриарх Варфоломей вручил предстоятелю ПЦУ митрополиту Киевскому и всей Украине Эпифанию Томос о каноническом признании автокефалии ПЦУ как поместной церкви Украины.
Это был далеко не первый прецедент, когда Вселенский Патриархат давал автокефалию одной из церквей.
Период 1850–1950 гг. известен в истории Православных Поместных церквей как «парад автокефалий». Тогда автокефалию получили: Эладская (1850), Сербская (1879), Румынская (1885), Польская (1924), Албанская (1937), Болгарская (1945). Значительно позже к ним присоединились и Православные Церкви и Православная Церковь Чешских земель и Словакии (1998). История признания их автокефалии имеет несколько общих черт:
а) Объявление автокефалии явилось следствием появления появления независимых государств;
б) Со времени объявления автокефалии до предоставления Томосу прошло определенное время;
в) Все новые автокефалии восстали на землях, которые до этого считались канонической территорией Константинопольского патриархата;
г) Томос об автокефалии был предоставлен Вселенским Патриархатом.
Обращая внимание на процессы церковного строительства в Украине следует отметить, что, как и в других поместных церквях, с получением Томоса процесс формирования Поместной Церкви Украины не только не закончился, наоборот – начался.
Через пять лет после получения Томоса Православной Церкви Украины перешло более полутора тысяч приходов МП. ВТО провела календарную реформу, канонизировала своих святых, начала отправлять свое духовенство на обучение за границу. На 30-летие Независимости Украина встретила Вселенского патриарха, который (это невероятно) сидел на трибуне рядом с первыми лицами государства, когда по Крещатику проходил военный парад.
Сегодня уже стало очевидным, что вновь ПЦУ не станет патриархатом в ближайшей перспективе. Следует помнить, что в истории мирового православия почти всегда между получением церковью автокефалии и обретением ею патриаршего статуса проходило определенное, а иногда и длительное время, но в итоге этих процессов церкви рано или поздно получили и такой статус.
Но возникли (а это закономерно) и другие этапные сложности: противодействие Москвы, медленный процесс присоединения приходов, борьба за церковное имущество, полноценное признание ВТО мировым православием. Этот аспект мы рассмотрим подробнее.
Общеизвестно, что автокефалия какой-либо поместной церкви не связана с тем, признается ли она другими церквями.
ВТО получила Томос от Вселенского патриарха, который и является свидетельством автокефалии. Но с другой стороны, признание украинской поместной церкви со стороны других снимает любые манипуляции по «не настоящей» церкви, на чем любят играть ФСБшники в РПЦ.
В Украине есть собственная поместная автокефальная церковь! Даже несмотря на войну, ВТО продолжает активно развиваться, что является хорошим знаком для нас всех!
ПЦУ является одной из 15 канонических автокефальных поместных церквей, составляющих православное сообщество. Но в настоящее время она признана четырьмя из них. Это, кроме самого Вселенского патриархата, также Александрийский патриархат – один из древнейших исторических патриархатов, Элладская православная церковь (в Греции) и Кипрская православная церковь. Таким образом, ВТО остается достичь признания еще десяти православных церквей. Как справедливо сказал церковный историк, митрополит Александр (Драбинко), на сегодня мы 33% такого признания.
Процесс признания вновь канонически церквей другими церквами, как правило, длится годами и десятилетиями. В случае с ВТО этому процессу активно препятствует Москва – и Русская православная церковь (Московский патриархат), и российское государство.
Еще два года назад Предстоятель Православной Церкви Украины митрополит Эпифаний назвал Церкви, в которых рассматривают вопросы признания ВТО. По его словам, недавнее вторжение РПЦ в Африку может повлиять на признание другими поместными церквями Украинской Церкви.
Как отметил предстоятель ПЦУ: «.. другие церкви, которые сейчас анализируют, ожидают, они будут учитывать эти действия (вторжение РПЦ в Африку, – И. В.), которые сейчас направлены на разделение Православия… Сейчас вопрос стоит в повестке дня в Румынской православной церкви, в Болгарской, Грузинской, Албанской, Иерусалимской и других. Они выжидают. И потому агрессивные действия со стороны РПЦ поспособствуют признанию Томоса украинской автокефальной церкви. Потому что такой беспредел не может быть поддержан другими церквями. Это нарушение канонического порядка бытия церкви, которое уже существует более полутора тысяч лет».
Эпифаний выразил надежду, что такие решения примут сразу несколько поместных мировых православных церквей, и сообщил, что в православном мире внимательно следят за событиями в Украине. «Процессы у нас, с церковной точки зрения, положительные. Ведь Православная церковь Украины самая большая, постепенно растет, увеличивается, утверждается. Главное, что есть поддержка народа, есть поддержка наших православных украинцев. Поэтому это важно, а в будущем мы постепенно получим и признание других поместных православных церквей, и все необходимое, что нам нужно для развития и утверждения», – добавил митрополит.
Не все происходит так быстро, как мы бы этого хотели. Полномасштабное вторжение РФ затормозило процесс признания ВТО другими поместными православными церквями. На другом языке, признание ВТО – процесс постепенный. С началом великой войны он вообще приостановился, в частности, из-за работы русской пропаганды.
По мнению Эпифания, некоторые поместные церкви, вероятно, ожидают, когда и чьей победой завершится война: «многие ожидают: чем завершится эта война? Потому что пропаганда русская работает. То есть они (Россия – И.В.) вкладывают в уши другим о том, что “подождите, не признайте, придет время, когда мы победим, и не будет украинской церкви. И поэтому зачем вам принимать какое-либо решение, которое в будущем не будет выражено». К этому следует добавить и то, если бы те Православные Церкви, которые еще не признали ПЦУ, действительно считали предоставление Томосу неканоническим (или иерархию неканонической), они должны не только прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, но и со всеми Церквами Вселенского. находящиеся с ним в сослужении.
Однако на такой шаг не решилась даже РПЦ.
Итак, согласно канонам, передаче и прецедентному праву сразу после получения Томоса и сослужения с Константинопольским патриархом Варфоломеем ПЦУ вступила в евхаристическое общение со всеми Православными Церквами. Для этого имеем много примеров и подтверждений.
Новейшая Поместная Церковь находится в евхаристическом единстве со Вселенским Православием сразу после предоставления Томоса и сослужения с Константинопольским Патриархом. Физическое осуществление сослужения является чисто внешним проявлением, которое может отсутствовать определенное время по политическим, экономическим, естественным и другим чисто земным причинам.
Евхаристическая изоляция может быть только полной, когда на нее идут все Православные Церкви. Единоличный (частный) разрыв общения с одной или несколькими Церквами, являющийся изобретением Московского Патриархата, является только констатацией наличия разногласий по какому-либо вопросу/вопросам. При этом мистическое евхаристическое единство скрывается через остальные Православные Церкви, с которыми инициатор разрыва скрывает литургическое общение. Таким образом, даже Московский Патриархат имеет мистическое евхаристическое единство с ВТО через остальные Православные Церкви.
Рассмотрим, а какие церкви могут в ближайшей перспективе признать ПЦУ. Достаточно мала вероятность, что это сделает Польская Православная Церквей, А также такая московская муртад, как Сербская. И действительно, подозревать ее патриарха Порфирия в симпатиях к ПЦУ нет оснований. о нормальной автокефальной православной церкви».
Но совсем другая ситуация сейчас складывается у долговечных сербских оппонентов, болгар.
19 мая 2024 года Болгарская церковь, по всей видимости, приблизилась к официальному признанию ВТО – это хороший знак для нас всех. Тогда состоялась Патриаршая Божественная литургия с участием епископов Вселенского Престола и Святых Церквей Болгарии и Украины. Ее возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей. По сути это можно считать актом гибридного признания ВЦУ со стороны Болгарской Церкви, что, безусловно, является важным шагом на пути развития в Украине автокефальной поместной церкви.
Представители Православной Церкви впервые сослужили с епископами Болгарской Церкви. Событие произошло в воскресенье женщин-мироносиц в Патриаршем монастыре Валукли в Царьграде/Константинополе. Болгарскую делегацию представили митрополиты Старозагорский Киприан, Пловдивский Николай и Доростольский Иаков, а также епископы Великий Сион и Смолянский Виссарион, украинскую – митрополит Черниговский и Нежинский Евстратий и наместник Киево-Печерской лавры, епископ.
Болгарская патриархия до сих пор официально не признала автокефалию ПЦУ и затруднилась в вопросе ее канонического статуса. Этот вопрос Синод балканской церкви отдал на рассмотрение специальной комиссии.
Следовательно, это сослужение вполне можно назвать историческим, ведь российская православная церковь считает ПЦУ «раскольнической» и призывает духовенство других поместных церквей не служить с ее священниками. По мнению московской патриархии, клирики Украинской Церкви якобы «бесблагодатны», а совершаемые ими таинства недействительны. В пропагандистских материалах связанных с РПЦ МП имени Сталина священников ПЦУ неоднократно называли разными оскорбительными словами, типа «ряженые» или «мальчики в рясах».
По мнению одного из аналитиков: «Поступок болгарских митрополитов означает, что они не признают риторику РПЦ и не считают иерархов ПЦУ раскольниками. Это событие является наиболее значимым шагом в сторону признания ПЦУ другими поместными церквями с конца 2020 года, когда независимость Украинской Церкви признала Церковь Кипра. Впрочем, само сослужение не означает официального признания ВТО всей Болгарской Церковью. … Однако сам акт сослужения уже означает, что влиятельная часть Болгарской Церкви хочет наконец-то установить со своими украинскими братьями по вере и не боится конфликта с Москвой. В таком случае она станет первой среди славянских церквей, кто пойдет на такой шаг.
Но после выборов нового патриарха в июне 2023 стало известно, что этот процесс снова тормозится. Новый предстоятель БПЦ, владыка Даниил, повторяет, как попугая, нарративы из московских методик. В Софии 2 июля 2024 г. новоизбранный предстоятель Болгарской Православной Церкви совершил первую Патриаршую литургию в Софийском Соборе Св. Александра Невского. Среди иерархов, упомянутых Патриархом Данилом, не было имени митрополита Эпифании (Думенко), главы частично признанной Православной Церкви Украины (ВТО). В интервью, данном незадолго до избрания на патриарший престол Даниил назвал создание ПЦУ и ее признание Константинопольским Патриархатом «канонически необоснованным шагом». Даниил также высказался в поддержку неканонической церкви на главе с митрополитом Онуфрием.
Как бы то ни было, но рано или поздно все автокефальные церкви признают Православную Церковь Украины, в том числе Грузинская, а после войны с Россией в мире будет каскад по признанию ВТО другими церквями. Об этом сказал в документальном фильме "Духовная борьба" грузинский теолог Гоча Барнов.
«К сожалению, и Церковь Грузии вместо того, чтобы быть на стороне автокефальной Украинской Церкви, фактически находится на стороне Русской Церкви, и это также является причиной прошедшего 4 года, а Грузинская Церковь не зафиксировала ни одной позиции относительно автокефалии Киевской Церкви Украины». , – сказал в фильме Гоча Барнов, – это не только момент влияния, это влияние прежде всего «означают деньги, финансы, которыми Русская Церковь всегда была щедрой для таких Церквей».
На самом деле, когда и каким образом другие Церкви признают автокефалию Украинской Церкви, это не интересует ни Украину, ни Константинополь, потому что в данном случае главным было то, что Константинополь дал Томос Украине. Константинополь это сделал. По прошествии времени, потихоньку все Церкви будут вынуждены признать автокефалию Украинской Церкви.
А там, где российское финансовое, по мнению некоторых аналитиков, и политическое влияние было невозможно, Церкви в первый год после Томоса смело сделали шаг и признали автокефалию Украинской Церкви.
Остальные Церкви постепенно, логично присоединятся к этому, и им придется признать автокефалию Украинской Церкви, в этом важную роль сыграет война, которая сейчас идет в Украине, а после поражения России, мы все будем свидетелями каскада, который пойдет. от этих автокефальных Церквей к признанию автокефалии Украинской Церкви.
Тогда возникает вопрос, а что будет с теми, кто до сих пор, несмотря на третий год войны, находится в составе так называемой УПЦ, то есть подразделения RPC МП имени Сталина в Украине? Недавно возникла инициатива создать на ее основе экзархат в пределах Константинопольского Патриархата. Но это бесполезно, потому что не нужно умножать сущности без нужды, потому что в Украине уже существует каноническая Церковь – ПЦУ.
Итак, Вселенский патриархат, восстановивший на тот момент свою каноническую юрисдикцию над Киевской митрополией, считал все церковные православные структуры одной, но разделенной церковью под своим омофором. Именно поэтому декабрьский собор 2018 был Объединительным. На который, как известно, архиереи УПЦ (кроме двух) не приехали. И этим поставили себя в двусмысленное каноническое положение.
Вселенский патриарх считает их титулярными архиереями под де-факто контролем РПЦ, проживающих в Украине. В календаре РПЦ украинский епископат числится руководителями епархий РПЦ, а в календаре Вселенского патриархата на 2024 эти же фигуранты хотя и перечислены в разделе «Православная церковь России», но не по титулам, а по «прописке». В частности, Онуфрий – митрополит не Киевский, а в Киеве, Ионафан – митрополит в Тульчине и Брацлаве. Это может свидетельствовать о том, что Константинополь не признал решение собора в Феофании 2022 года, но признал полноценную юрисдикцию РПЦ над «украинскими» архиереями. Но РПЦ МП не имеет статуса поместной церкви и, как сообщал Вселенский патриарх, «в духе пастырской чуткости мы временно терпим существование украинских иерархов под Россией не как местных правящих епископов, а только как титулярных (не управляющих той епархией, название которой они используют – ред.) или находящихся (имеющих резиденцию) в Украине, иерархов» в надежде, что они объединятся с канонической ВТО.
Другими словами, подразделение РПЦ в Украине, так называемая Украинская православная церковь, подчиненная Московскому патриархату, является частью канонически признанной РПЦ, но на территории Украины ее канонический статус сомнительный. Об этом написал аналитик по церковным вопросам Сергей Чапнин: «Слухи о том, что в Украине может появиться еще одна православная юрисдикция, вполне органично вписываются в общую логику развития ситуации. Решающим фактором является принятие (или непринятие) законопроекта 8371, который прямо называют “законом о запрете УПЦ в Украине”. С ним немало проблем и на сегодняшний день принять его (опять) не удалось. Руслан Стефанчук, глава Рады, в своем последнем интервью говорит об этом прямо. Даже с его точки зрения есть серьезные проблемы как по содержанию законопроекта, так и из-за отсутствия консенсуса среди депутатов. Однако работа продолжается. Если законопроект не будет принят, все останется как есть. Однако если закон будет принят, то УПЦ будет запрещен и многие его члены фактически уйдут в подполье, перейдут на нелегальное существование. Для Европы XXI века это будет уникальный прецедент. Вряд ли у украинских спецслужб есть возможности репрессировать (так или иначе) сотни тысяч украинских граждан. Значит, самое лучшее – это сразу дать им возможность легализоваться.
И эта новая легализация должна выглядеть канонически внушительно. Добровольный переход в ВТО для многих членов УПЦ не является вариантом. Что остается? Вероятно, остается вариант создания еще одной, третьей по счету православной юрисдикции. Условно назвать его можно «УПЦ КП 2.0». Только КП – это не то, что вы сразу подумали. Это не Киевский патриархат. Это прямая юрисдикция Константинопольского патриархата в Украине. Да-да, очень некомфортная ситуация для ВЦУ. Этот вариант и раньше не раз предлагали Фанару, однако позиция патриарха Варфоломея была жесткой — нет. Вполне возможно, что возникшие слухи это не просто слухи. Политика, в частности, церковная политика, это искусство возможного. Если государство запретит УПЦ, а ПЦУ не удосужилось (и не захотело) создать условия для перехода приходских и монашеских общин под свою юрисдикцию, непременно будет найден альтернативный вариант. Создание УПЦ КП 2.0 полностью вписывается в эту логику. Думаю, в сентябре-октябре расписание сил будет более понятным”.
Присоединиться к ВТО теперь можно будет только путем индивидуального присоединения. Приходы принимаются «без перекрестков», епископы должны пройти «полиграф», по результатам которого рукопотесной останется в лучшем случае треть, и то с натяжкой. Понятно, что это не критическая масса архиереев УПЦ, а значит, их переход в ВЦУ – из области фантастики. Другую опцию в ВЦУ сегодня не рассматривают.
В заключении мы отметим, что неблагоприятная внешнеполитическая ситуация: сначала Ковид, а затем и война заметно тормозят процессы церковного строительства ВЦУ: даже гибридные признания сейчас находятся на паузе, да и процесс присоединения православных к ВТО с УПЦ МП также продвигается довольно медленно. Ждем Победы Украины!
Иван Верстянюк, обозреватель по религии.