Накануне Радоницы, или как мы можем помочь нашим усопшим обрести вечную радость

23.04.2023 0 By NS.Writer

Эксклюзив. Православная церковь уже празднует Светлое Христово Воскресение, однако, вплоть до вторника второй недели после самой Пасхи еще не совершает заупокойных служб, поминая усопших только на тайной молитве во время литургии. В будние дни Великого поста возможность поминовения усопших была изрядно сокращена, а с Великого Четверга Страстной недели все заупокойные службы были и вовсе отменены. В результате, за прошлый период набралось немалое количество дней памяти усопших, которых необходимо почтить полным образом заупокойных служб. Вторник Фоминой недели, чаще именуемый Радоницей, как раз и есть тот день, когда по уставу Церкви впервые начинают проводить такие службы.

Накануне Радоницы, или как мы можем помочь нашим усопшим обрести вечную радость

Праздник Радоницы – это не особый день поминовения усопших, как вселенские родительские субботы, но первый день после Пасхи, когда возможно совершать их церковное поминовение. Поэтому и богослужение в этот день не имеет каких-либо отличительных черт заупокойных служб, напротив, Пасхальная радость сохраняется при служении панихид и за умершими. Об этом важно помнить, поскольку сегодня радость о Воскресшем Христе не должна меняться на траур за усопшими. Это не соответствовало бы не только уставу богослужения, но и учению Православной Церкви, не только букве, но и духу христианства.

Впрочем, само по себе название праздника – Радоница, указывает на наличие у христианина в этот день чувство радости. В этот день, по традиции, после посещения храма идут к могилам своим усопшим, куда должны принести не водку с колбасой и даже не куличи с яйцами, а Пасхальное поздравление: «Христос Воскрес!». Да, для многих это станет странным, другие сочтут христиан безумными, но сегодня и на кладбище мы должны прийти как на праздник. И это не просто необычная традиция, но фундаментальный момент христианского учения, который мы должны напомнить как нашим усопшим братьям и сестрам, так и себе самим.

Данное богослужение опирается на верующее положение о том, что, после смерти на Кресте, Господь наш Иисус Христос сошел душой в ад и объявил скучавшие там души своим благовестиям (1 Пет.3:18-19). Среди его слушателей были и души тех грешников, которые испытывали долготерпение Божие еще со дней Ноя, еще перед Всемирным потопом. Те души, которые восприняли проповедь Спасителя должным образом, осознанно и свободно, были выведены им из адской пучины. Имея это в виду, утверждаем, что Христос опустошил ад. При этом подчеркиваем: нам точно неизвестно, сколько именно душ было выведено из ада.

И само богослужение во вторник второй недели после Пасхи продолжает торжествовать о Воскресшем Христе, и вот это радостное известие мы впервые донесли до наших покойных братьев и сестер. Службы, проводимые в день Радоницы, не теряют своей пасхальной радости, хоть и происходят они за покойными, да и сами мы, несмотря на то, что приходим на кладбище, но спешим туда с радостным известием: «Христос Воскрес!».

Таким образом, для нас праздник Радоницы является образцом правильного отношения к усопшим со стороны родных, который основывается на знании об их предстоящем воскресении. Это отношение и рождаемое им чувство пасхальной радости должно сопровождать христиан не только в этот день, но и на протяжении всей жизни.

Далее в данной проповеди я дам несколько практических советов, как мы можем помочь обрести вечную радость нашим усопшим, не только родственникам и друзьям, но и всем тем, кто был нам дорог.

Начну с того, что крайне необходимо проведение отпевания. И вот одно из таких свидетельств, рассказанное мне еще в подростковые годы одним благочестивым священником: «Случай этот произошел в 1980 году, когда я был настоятелем храма в одном из городов советской Центральной Азии. Подошла однажды ко мне одна пожилая прихожанка и говорит: Батюшка, помогите. Сын совсем замучил, сил больше нет.

Зная, что живет она одна, я удивился и спросил:

- Какой сын?

— Но погиб в 1943 году на фронте под Сталинградом. Снится мне почти каждую ночь, но сны одни и те же: будто сидит он посреди грязи, а его сердечного бьют палками со всех сторон, и этой грязью забрасывают. А сын смотрит на меня жалобно, будто просит о чем.

— Отпетый сын ваш? - спрашиваю.

– Да Бог весть. Может, и отпевали их на фронте, а может, и нет.

Записал я имя убиенного воина и совершил положенный чин отпевания. Буквально на следующий день прибегает ко мне радостная прихожанка и сообщает:

— Сын-то снова приснился, да по-другому — будто идет он по твердой дороге, радостный весь и бумагу в руках держит, а мне говорит: «Хорошо благодарю тебя, мама, что пропуск мне выхлопотала. С этим пробелом мне везде открыта дорога“.

Показал я ей разрешительное письмо, читаемое при чине отпевания:

— Эта бумага была при сыне?

– Да, батюшка, этот».

Удивительный случай этот должен вразумить нас позаботиться об отпевании наших усопших близких. Если же вы не знаете, отпет ли ваш родственник или нет, и есть сомнения, то следует обратиться к священнику за благословением. Если вы узнали, что ваш усопший родственник не был отпет, то, независимо от того, когда он умер, нужно обязательно заказать отпевание. Можно также заказать церковное поминовение на 40 дней или дольше до года. Монастыри же могут принять прошение поминовения на более долгие сроки. Многочисленные свидетельства подтверждают, как важен обряд церковного отпевания для душ усопших.

Помогает душе покойного христианина поминовение на Литургии (особенно на проскомидии, на сорокастях/ах) и на панихидах, очень молитва ближних и милостыня за умершего. Постарайтесь побыстрее раздать вещи умершего, это тоже форма подаяния. Полезно дарить в память покойного духовные книги и журналы. В память о усопшем можно потрудиться для Церкви, например, в храме или в монастыре.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоусты. После сорока дней можно заказать годовое поминовение, а затем ежегодно восстанавливать. Есть благочестивый обычай – заказывать поминовения в нескольких монастырях и храмах. Все хорошо, что делается в память о усопшем, приносит утешение его души в загробной жизни.

Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище — во вторую.

Христиане верят в воскресение мертвых, поэтому для нас нет правил соблюдения большого сожаления о усопших. Мы их так и называем покойными, от слова заснули. Они не умерли, не исчезли для Бога.

Поэтому мы только носим траур, но и помогаем душе усопшего. Это возможно только из-за молитвы, а не соблюдения внешних ритуалов, тем более связанных с предрассудками. Хорошо бы в первые сорок дней читать Псалтырь с поминовением усопшего и «Акафист за единомерного» (он кстати существует уже и в украинском переводе). На 9 и 40 день заказать поминовение на литургии и панихиду в ближайшем храме.

Если разрешают возможности, необходимо подать на поминовение на весь год. По мере возможностей можно подавать милостыню за усопшего, в том числе еду, одежду для нуждающихся. А сейчас, во время войны, когда многие переселенцы до сих пор находятся, мягко говоря, не в лучшем состоянии, это становится еще более актуальным.

Как мы можем лучше всего почтить покойных близких наших? Мы часто встречаем стремление родственников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники. Многие деньги тратят родственники и знакомые на венки и цветы, причем последние приходится вынимать из гроба еще до его закрытия, чтобы они не ускоряли разложение тела.

Другие хотят объявлениями в СМИ, интернете и т.п., в которых пытаются выразить свое уважение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а порой и лживость, потому что искренне человек в скорбном состоянии не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувствие можно сделав гораздо теплее лично, приватно обратившись к человеку.

Но что бы мы из всего этого ни сделали, умерший не получит от этого никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробу, роскошной или скромной могиле, в мраморном саркофаге, или в болоте. Не нюхает ли оно принесенные цветы, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело отдается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, проходящих через телесные органы. Другая жизнь наступила для нее и другую нужно ей предоставить.

Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим покойного и желаем принести ему свои дары! Что же доставит отраду души умершего? Прежде всего, искренние молитвы о нем, как личные и домашние молитвы, так и особенно молитвы церковные, соединены с бескровной жертвой, то есть поминовения на Литургии. Это наиболее полезно для души умершего.

Многие явления умерших подтверждают огромную пользу, которую получают усопшие от молитвы за них и от приношения за них. бескровной жертвы на святой Литургии.

Другое, что приносит великую отраду душам усопших — дела, которые творятся за них, то есть милостыня. Насытить голодного во имя усопшего, помочь малоимущему — все равно, что сделать ему самому.

Преподобная Афанасия (память 12 апреля) завещала перед смертью кормить в память ее нищих в течение сорока дней; однако, сестры монастыря по небрежности выполняли это только девять дней. Тогда праздники явились им с двумя ангелами и сказали: «Зачем вы забыли мое завещание? Знайте, что милостыня и молитвы иерейские, принесенные за душу в течение сорока дней, умилостивляют Бога: если души усопших были грешны, то Господь дарует им прощение грехов; если же они праведны, то молящиеся за них будут вознаграждены благодеяниями».

Поэтому можно одновременно сделать два добрых дела: — и самому усопшему и тем, которым будет оказана помощь.

Помню один случай, в годовщину смерти одной знакомой мне монахини, согласно ее завещанию, на добровольно собранные пожертвования, в ограде архиерейской церкви был устроен обед для малоимущих. На объявление об этом пришло около 150 человек, все были накормлены. Сделано было великое дело! Но если не в таких размерах оказать помощь, а накормить хотя бы несколько или даже одного голодного — это не важное дело? С молитвой за усопшего будет дана беднякам еда. Они насытятся телесно, а покойный насытится духовно.

В дореволюционной литературе (а подшивки старых журналов я любил читать в семинарии) встречается достаточно много ярких примеров о пользе молитв за усопших. Приведем хотя бы два таких случая.

В журнале «Страник» за май 1862 помещено откровение, сообщенное святогорцу, отцу Серафиму, одним из афонских схимников. “Причиной моего вступления в монашество было видение во сне загробной участи грешников. После двухмесячной болезни я пришел в сильное изнеможение. В таком состоянии я вижу двух юношей, вошедших ко мне; они взяли меня за руки и сказали: «Иди за нами! в загробном мире. В юноше я узнал ангелов, с которыми и отправился. Мне показаны были огненные места мучений, я слышал там крики страдающих. Ангелы, показывая мне, за какой грех какое огненное место полагается, добавили: «если и ты не бросишь свои привычки к греховной жизни, то вот и твое место наказания».

Вслед за тем один из ангелов из пламени вытащил одного парня, который был черный, как уголь, весь обгорел и был с ног до головы окован в цепи и кандалы. Тогда оба Ангела приступили к страдальцу, сняли с него цепи и вместе с цепями исчезла его чернота, парень стал чистым и светлым, как ангел; затем ангелы наделили его в блестящий наряд, подобный свету.

- Что значит это изменение человека? — решился я спросить у ангелов.

– Эта грешная душа, – отвечали ангелы, – отлученная от Бога за свои грехи, должна была вечно гореть в этом пламени; между тем родители этой души много подавали милостыни, много совершали поминовений на литургиях, совершали панихиды, и вот, ради отцовских молитв и молитв Церкви, Бог умилостивился, а грешной душе даровано совершенное прощение. Она избавлена ​​от вечной муки и теперь предстанет перед лицом своего Господа и уже будет радоваться всем святым. Когда видение кончилось, я пришел в себя и что же увидел: вокруг меня стояли и плакали, готовя мое тело к погребению».

В журнале «Описание знамен и исцелений в 1863 году от святыни Афонской» приведено письмо, адресованное иеромонаху Арсению следующего содержания: «много скучали мы о смерти нашего брата, князя М. Н. Чегодаева, произошедшей после чего в 1861 году в Самаре. И тем более огорчались, что смерть его была внезапной, без покаяния и напутствия Святых Таинств. Но вот вижу сон, будто я и усопший мой брат идем вместе по прекрасной местности. Подходим к новому, как бы недавно построенному селу, при входе в которое стоит новый высокий деревянный крест, а при выходе из села возвышается прекрасной красоты дом, также новый. Приблизившись к нему, брат с радостным видом сказал мне:

– Вот какое богатое село недавно купил я, и этой покупкой я очень и очень обязан моей жене Ташеньке; надо написать к ней и поблагодарить ее за совершённую милость для меня. Значение этого сна скоро объяснилось. Я получил письмо от княгини Татьяны Никифоровны, в котором она меня извещала, что ей Господь помог устроить вечное поминовение по мужу, моему брату, на Святом Афоне».

Столь важны для души усопших молитвы за них, особенно за Божественной литургией, что по Божьему разрешению иногда души усопших иногда могут являться живым с просьбой помолиться за них отдельным лицам. Вот один из таких современных случаев из одного прихода в Киеве. Начал приходить одной женщине во сне умерший ее муж с просьбой дать десять гривен. Явления эти с одной и той же просьбой повторялись несколько ночей подряд, что вызывало у вдовы беспокойство и большую тревогу. По совету знакомых пошла она в церковь, чтобы подать заказную записку на Литургию с именем усопшего. На вопрос, сколько стоит подать эту записку, ей ответили: десять гривен. Вполне естественно, что явления покойного ее мужа с тех пор прекратились, потому что просьба была выполнена. Пусть этот случай всегда напоминает нам, что необходимо заботиться о своих покойных близких, молиться о них и надеяться, что когда придет и наше время отойти в мир иной, там будут молиться и о нас, грешных и несовершенных. Христианская любовь никогда не перестает, поэтому любовь близких способна помочь человеку и после его смерти. Церковь молится за умерших, потому что верит – они живы. Душа усопшего сохраняет волю, чувство, разум. Она может жалеть о прожитом, хотеть что-то изменить, но сделать этого не может, потому что разведена с телом. И вся ее надежда – на память и любовь близких и молитву Церкви.

Главное поминовение за упокой христиан совершается на Литургии. За усопших пишутся заказные записки за упокой, священник читает их перед Литургией (они же читаются и на панихиде). Поэтому записки следует отдавать вечером накануне или утром перед службой.

Церковь верит, что Христос омыл своей кровью грехи всех людей, живых и умерших. Церковь - Тело Христово, что символически означает особый церковный хлеб - просфоры, на котором служит Литургия. Богослужебных просфор - девять. Перед началом службы священник готовит хлеб и вино к причастию и при этом совершает поминовение всех членов Церкви, живых и усопших, извлекая маленькие частицы из этих просфор.

Доля из просфоры – символ души упоминается. Когда вынимаются частицы за упокой, священник читает записки об упокоении.

Вынутые из просфор частицы после причастия верующих погружаются в чашу с Кровью Христовой. Любую жертву, которую человек совершает от доброго сердца, примет Бог. Но нет для покойных большей помощи, чем милосердие и добрая жизнь их близких и обязательное постоянное поминовение умерших на литургиях и панихидах.

ИеромонахИеромонах Феофан (Скоробагатов) Полоцкий, доктор богословских наук


Поддержать проект:

Подписаться на новости:




В тему: