Мать Тереза ​​как социальный лидер

01.04.2023 0 By NS.Writer

Эксклюзив. Основательница католического ордена милосердия Матери Тереза ​​и ветхозаветный пророк Моисей оказались наиболее вдохновляющими примерами лидеров для подростков в англоязычном мире. В данной статье рассмотрим те обстоятельства, почему именно смиренная монахиня, хрупкая, и внешне слабая женщина стала в восприятии верующих (не только детей) на один уровень с великим пророком Ветхого Завета, где факт «отец» древнего Израиля.

Мать Тереза ​​как социальный лидер

Албанская монахиня Мать Тереза ​​(Агнес Гонджа Бояджиу) родилась в Скопье (бывшая Османская империя, ныне Северная Македония). Она была самой молодой из трех детей Николы Бояджиу, зажиточного строительного подрядчика и купца, который был связан с албанским националистическим движением и умер при непонятных обстоятельствах в год рождения Агнесса. Ее мать, урожденная Дранафиле Бернай, была ревностной католичкой, она часто брала с собой младшую дочь во время посещения больных и нуждающихся.

Агнес посещала государственную школу, пела в церковном хоре. В выборе профессии на нее оказали влияние контакты с «Братством Благословенной Девы Марии» — организацией, помогающей бедным в разных странах. Однажды услышав, как священник ее прихода читает письма от миссионеров из Индии, Агнесса заинтересовалась деятельностью бенгальской миссии. В интервью английскому писателю Малькольму Маггериджу через несколько десятилетий Мать Тереза ​​вспоминала, что после благочестивых размышлений и молитв она решилась «отправиться и рассказать о жизни Христа людям» в Индостан. Окончив среднюю школу в Скопье, Агнесс вступила в ирландский орден сестер Лорето, имевший миссию в Индии. Год она провела в Дублинском аббатстве Лорето, изучая английский язык, а 6 января 1929 отплыла в Калькутту.

После окончания срока послушания Агнесса стала преподавать историю и географию в школе, за это время она успела изучить хинди и бенгальский язык. Агнесс избрала себе монашеское имя Тереза ​​в честь французской Святой XIX в. Весы из Лизье, стремившейся делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу. Через шесть лет она приняла постриг именно под именем Весы.

Монастырь Лорето позволял вести уединенный образ жизни, однако находился он вблизи калькуттских трущоб. Во время поездки в приют Дарджилинга в 1946 году сестра Тереза ​​почувствовала «зов», смысл которого ей был ясен, как она вспоминала позже: «я должна была покинуть монастырь и жить среди бедных, помогая им». Через два года она получила от архиепископа Калькутты разрешение работать вне монастыря. Она стала носить белое сари с голубой каемочкой и распятием, приколотым на плечи. Тогда же Тереза ​​получила индийское гражданство.

После интенсивного трехмесячного обучения на курсах американских медицинских сестер в Патне она открыла школу в дебрях Моти Гила. В 1950 г. она получила разрешение Ватикана на создание новой Конгрегации – «Ордена милосердия». Первыми посвященными стали бывшие учащиеся школы Лорето. К трем обычным монашеским обетам Тереза ​​добавила четвертый — «всеми силами служить беднейшим».

Встревоженная ужасными условиями жизни в дебрях, она стала помогать пожилым людям, больным и сиротам. Для брошенных на улицы стариков ею в 1954 году был основан «Дом умирающих». К этому времени число ее добровольных помощников дошло до 26. Только самые преданные могли выдержать строгий режим в новой конгрегации: обязательную ежедневную молитву в четыре часа утра, отсутствие имущества, кроме одной смены одежды, рацион питания, как у беднейшего населения и 16-часовую работу посреди бедных.

Слава матери Весы постепенно росла, и приток пожертвований увеличивался, вскоре она открыла приют для заброшенных детей, лепрозорий, дом престарелых и мастерскую для безработных. Медпункты при железнодорожных станциях оказывали бесплатную медицинскую помощь, предоставляли приют для женщин и детей. Проработав десять лет в Калькутте, Тереза ​​получила разрешение открывать миссии в других местах. Центры были открыты в Венесуэле (10), Цейлоне (1965), Риме и Танзании (1967), Кубе (1968) и других местах.

Хотя сама монахиня считала свою работу «каплей в море», она тем не менее удостоилась международного признания. В 1964 г. Мать Тереза ​​получила премию имени Джавахарлала Неру, а два года спустя «Ватиканскую премию мира имени Папы Иоанна XXIII». В 1979 году ей была присуждена Нобелевская премия мира. Это решение вызвало критику со стороны тех, кто считал, что, помогая нуждающимся, монахиня ничего не сделала для дела мира, призванного поощрять Нобелевскую премию. В своей речи представитель Норвежского Нобелевского комитета, господин Саннесс, однако, сказал: «Мать Тереза ​​во многом помогла перебросить мост от богатых стран к бедным… В каждом человеке он может заронить семена добра… Если бы это было не так, общество потеряло бы надежду , а мирные усилия утратили значение». В заключение Саннесс ссылался на высказывания Роберта Макнамары, президента Всемирного банка: «Мать Тереза ​​достойна Нобелевской премии, поскольку она утверждает мир в важнейшей сфере, защищая неприкосновенность человеческого достоинства».

Сама монахиня приняла награду во имя «голодных, раздетых, бездомных… всех тех, кто не видит ни помощи, ни заботы». В своей Нобелевской лекции она говорила о христианской любви — движущей силе своей работы и подчеркнула, что любовь и уважение к каждой человеческой жизни являются условием всеобщего мира. Вырученные средства она потратила на строительство приютов для бедных, в частности для страдающих проказой.

Как Нобелевский лауреат Мать Тереза ​​приняла ряд международных поручений. В 1982 году она посетила Ливан по просьбе святого Папы Иоанна Павла II как эмиссар мира, хотя до сих пор избегала политической деятельности. В 1985 г. она выступала в Генеральной Ассамблее ООН по случаю 40-летия Организации.

В канун Рождества 1985 года она совместно с Нью-Йоркским архиепископом открыла в Нью-Йорке первое церковное убежище для больных СПИДом. По просьбе матери Весы трое мужчин, умиравших от СПИДа, были освобождены из тюрьмы и помещены в новое убежище. А дело было так. Она приехала в Нью-Йорк в 1985-м, в самый разгар истерии, связанной с эпидемией СПИДа. Мать Тереза ​​посетила тюрьму, где умирали три инфицированных преступника. Ужаснулась. Посетила мэра Нью-Йорка. И он после встречи с ней в течение суток он уволил умирающих людей. К Рождеству в этом большом городе было открыто первое убежище для больных СПИДом (она любила преподносить Христу ко Дню рождения дорогие подарки). И пока обывателей трясло от страха, а священники удивлялись, при чем здесь христианское милосердие (относительно лиц, совершивших содомский грех, а за то и наказание). «Gift Of Love» («подарок любви») так называется приют для больных СПИДом в Нью-Йорке) принял первых постояльцев.

И мать Тереза ​​рассказала американцам в телевизионном интервью, что СПИД это предостережение Господне, это знак. Это знак, что следует, наконец, нам открыть сердца и полюбить друг друга. Обыватели от такого образования просто обалдели. И «подарок любви» матери Весы как-то незаметно превратился в подарок любви горожан своим несчастливым собратьям. На стене при входе в приют написано: «Жизнь — это шанс, не упусти его. Жизнь – это красота, удивляйся ей. Жизнь — это мечта, осуществи ее. Жизнь – это долг, поэтому выполни его. Жизнь – это игра, так играй. Жизнь – это любовь, так люби. Жизнь – это тайна так разгадай ее. Жизнь – это трагедия, так выдержи ее. Жизнь — это приключение, так решись на него. Жизнь – это жизнь, так спаси ее… Жизнь – это счастье, так сотвори ее сам. Жить – это стоимость, так не уничтожай свою жизнь».

В 1988-1989 годах орден милосердия создал свои филиалы в Ереване, Спитаке, городах, где было много пострадавших от землетрясения.

Многие критиковали позицию Матери Весы по поводу абортов и других методов контроля за рождаемостью. Мнение по данному вопросу было изложено ею в Нобелевской лекции: «я вижу наибольшую угрозу миру в абортах, поскольку они представляют собой настоящую войну, убийство, совершаемое матерью». При этом монахиня осуждала феминизм, особенно в Индии, призывая женщин строить крепкие семьи, позволяя «мужчинам делать то, к чему они лучше приспособлены».

Дама с огромным, чистым сердцем, осененная Любовью Бога, которая несла ее в самые темные и грязные уголки. Сколько детей, обреченных на самое страшное нищенское существование, нашли хлеб, крышу и самое главное любовь благодаря ей. Сколько нищих, бездомных, больных и почти сгнивших в канавах, взяли из ее рук миску с рисом, были отмыты и самое главное — почувствовали любовь и обрели Бога. Сердца скольких изгоев общества: прокаженных, больных СПИДом, наркоманов и алкоголиков, были освещены ее любовью, познали полное преображение во Христе. Сколько людей, проголодавшихся от любви, получили ее перед самой смертью и ушли в вечность счастливыми, такими счастливыми, какими они, возможно, не были всю свою жизнь на земле. Она целовала каждого умирающего в лоб. Вопреки всем представлениям о нормальном человеческом отвращении. Эта женщина излучала свет, она несла свет Христа-Бога, которым была освещена сама.

Она могла приготовить обед на шесть тысяч человек; бодрствовать много суток подряд; всегда улыбаться; зайти в посольство Ирана и оставить там записку на столе с просьбой срочно позвонить ей, чтобы обсудить проблему заложников; забыть медаль лауреата Нобелевской премии мира где-нибудь в гардеробе королевского дворца.

Матери Терези открывались двери и хижин, и дворцов. Она завоевала дружбу с великими мира сего — папами, президентами, королями. Но при всем этом, будучи человеком огромной популярности, в своем Ордене она продолжала осуществлять самую обыденную работу. Но она делала ее с большой Любовью. Она говорила с королями и нищими, держала речь перед полными залами. И никогда не писала речи. Ей нужно было просто помолиться, чтобы знать, что сказать.

Она украшала свой быт статуэтками Девы Марии, лечилась от усталости и болезней молитвой и постом, ей можно было позвонить по ночам — в любой час и удостоиться беседы.

В XX веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами представляла реальную силу, с которой не могли не считаться даже сильные мира сего. Ею восхищались, перед ней склонялись, ее обожали.

Как? Почему? Откуда берутся идеи и силы? Кто помогает? Кто советует? Кто поддерживает? «Иисус Христос», – неизменно отвечала Мать Тереза. Журналисты были разочарованы. Мать Тереза ​​говорила правду. Она всегда ощущала в своей жизни присутствие Христа. И довольно долго строила с Ним свои отношения.

Те, кто встречался с ней, рассказывают о ее спокойной духовности, о любви, радости и уважении к жизни, которые она излучает. «Мы не делаем ничего великого, – записала монахиня однажды, – мы делаем мало, но с большой любовью». Но при этом она являлась большим лидером. Мать Тереза ​​была отличным лидером. Но никто ни разу в жизни не видел, чтобы она стояла перед группой людей и раздавала указания: ты делаешь это, ты делаешь это….

«Господи, позволь мне проповедовать тебя без проповеди — не словами, а примером, обаятельной силой, благотворным действием того, что я осуществляю, полнотой Твоего присутствия в моем сердце…», — так она молилась всегда.

«Не ждите лидеров, действуйте сами». В этих словах Матери Весы вся сущность лидерства. Брать ответственность на себя, действовать, идти вперед в любых условиях. А трудностей хватало. И дело не только в том, что посвятить свою жизнь служению другим людям нелегко. Сколько грязи было вылито на эту женщину. Ее обвиняли в хищении средств, издевательствах над людьми… но Мать Тереза ​​не сломалась, а история все расставила на свои места. И сегодня она продолжает вести тысячи людей. Заставляет людей становиться лидерами, а не ждать этого от других.

Приведем одно из ее высказываний: «…если Вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайной личной пользе – все равно продолжайте проявлять доброту. Если Вы честны и откровенны, люди будут обманывать вас — все равно будьте честны и откровенны. Если Вы поднялись на крыльях счастья, люди будут вам завидовать – все равно будьте счастливы. Добро, которое Вы создали сегодня, завтра люди забудут – все равно творите добро. Делитесь с людьми лучшим, что у Вас есть, хотя этого никогда не будет достаточно – все равно делитесь лучшим. В конце концов, вы убедитесь, что это все происходит между вами и Богом, и никогда не было между Вами и людьми… Бог не ожидает, что вы добьетесь успеха, Бог ожидает, что Вы попробуете».

В другой речи она говорила так: «В каждом человеке я вижу Христа. А поскольку Христос навсегда один, то для меня в данный момент это тот, кто стоит передо мной. Старайтесь всегда работать с любовью. Любовь придает силы, оживляет, возрождает. Человек, работающий без любви только ради заработка, никогда не получит хороших результатов. В конце концов все, что ты делаешь, нужно не людям; это нужно только тебе и Богу».

5 сентября 1997 года Мать Тереза ​​скончалась. Весь мир оплакивал ту, которую международная пресса назвала современной святой. Незадолго до ее смерти один журналист задал ему вопрос: «вы боитесь смерти?». Мать Тереза ​​ответила: «Нет, совершенно не боюсь. Умереть – значит вернуться домой. Разве вы боитесь возвращаться домой к своим близким? Я с нетерпением жду смерти, ведь тогда я встречу Иисуса и всех людей, которых во время своей земной жизни я пыталась одарить любовью. … Это будет отличная встреча, не так ли?». Когда мать Тереза ​​говорила это, лицо ее светилось радостью и спокойствием. Десятки тысяч людей ушли из жизни, узнав прекрасную смерть. Они, проголодавшиеся по любви при жизни, получили ее перед смертью. «В час смерти мы будем судимы не по количеству совершаемых дел, а по любви, которую мы в них вложили, любви, рождающейся из самопожертвования, любви, испытанной до боли», — говорила мать Тереза.

19 октября 2003 года Папа Иоанн Павел II беатифицировал мать Терезу. А 4 сентября 2016 года причислена к лику святых Папой Франциском. На церемонию канонизации на площади Святого Петра в Риме собралось около 100 тысяч человек. На балконе собора Святого Петра был размещен плакат с изображением монахини. Толпа встретила канонизацию Матери Весы аплодисментами. В своей речи на латыни Папа Франциск сказал: «Я объявляю блаженную мать Терезу Калькуттскую святой. Ее миссия на перифериях городов и на экзистенциальных перифериях продолжается также и в наши дни, как выразительное свидетельство Божьей близости к беднейшим среди нищих. Сегодня вручаю эту показательную фигуру женщины и богосвященника всему миру волонтерства: пусть же она будет вашим примером святости! Думаю, что нам будет немного неудобно называть ее „святая Тереза“. Ее святость настолько нам близка, настолько нежна и плодотворна, что мы будем спонтанно и дальше называть ее "Мать Тереза", - сказал Папы Франциска в интервью Радио Ватикана.

Сама она писала о святости: „святость – не роскошь, предназначенная для какой-то элиты; она уготована отнюдь не для некоторых избранных. Мы все призваны к ней: и ты, и я, и все остальные. И это нетрудная задача, потому что, учась любить, мы учимся святости“. Чтобы стать святым, первое, что нужно, – это хотеть этого и просить Бога о помощи быть святым, добрым и научиться любить. Сказать: я хочу быть святым означает: я хочу освободиться от всего, что не Бог. Я очищу сердце от всего материального. Я откажусь от своей воли, от своих вкусов, от своих фантазий, от своей непостоянства; и я стану страстным рабом Божественной воли». Для того, чтобы идти к святости, «нужно обновление, а для этого нужно смирение признать, что именно у нас требуется обновление. Как мало у нас любви, сострадания, милосердия, нежности, поэтому мы не можем идти в одиночестве, но мы можем вложить свою руку в Его руку, Он нас любит со всеми нашими убожествами, слабостями, грехами и добротой тоже», — писала Мать Тереза .

Выше мы много писали о великодушии матери Весы. Великодушие принято считать одной из главных черт достоинства человека. Однако в среде лидеров это качество может быть расценено как признак слабости. Великодушие как умение вкладываться во всеобщее благо влияет на статус человека в группе: либо вырастет только уровень его престижа, либо его признают альфа-лидером. Чаще всего люди с высоким статусом престижа воспринимаются окружающими «святыми», помогающими бедным и отверженным, обладающим внутренним чувством самопожертвования и нравственными устоями. Как правило, пока эти люди помогают другим членам группы и вкладывают свои силы и возможности в развитие группы, их не воспринимают жесткими лидерами.

Ученые выделили доминантность как выражение «альфа-статуса», в то время как «престиж» является всего лишь увлечением или одобрением со стороны группы. Аль Капоне, например, является самым ярким примером доминирующего лидера; но в то время, святая Мать Тереза ​​– это яркий образец высокого авторитета и любви со стороны граждан. Следовательно, щедрость и альтруизм подняли ее статус, придали ей престиж и общественную любовь. В то время как жесткость и эгоистичность позволит занять лидерские позиции достаточно быстро, однако любви и уважения таким образом вряд ли следует ожидать.

ВерстянюкИван Верстянюк, обозреватель Newssky


Поддержать проект:

Подписаться на новости:




В тему: