Апостол Иосиф Ариматейский: дядя Богородицы, или чаша Грааля
29.04.2023 0 By NS.WriterЭксклюзив. Во второе воскресенье после Пасхи Православная Церковь Украины вместе со святыми женщинами-мироносицами Иосифа Ариматейского и праведного Никодима. Эти двое верных учеников Христа взяли на себя поразительную задачу похоронить Богочеловека. Иосиф смело стоял перед Понтием Пилатом, прося отдать тело Иисуса на погребение. Он и Никодим перенесли тело нашего Господа из Голгофы в гроб и помазали его для погребения. Они были смелы, потому что их действия были смертным приговором: они стали мишенью еврейских лидеров. Иосиф из Аримафеи был человеком, подарившим свою подготовленную могилу для погребения Господа Иисуса после распятия Господа Иисуса. Ряд исторических преданий связывают его как с Гластонбери (Англия), где он, как предполагается, основал древнейшую христианскую ораторию, так и с легендой о чаше Грааля.
История Иосифа, тайного ученика Господа Иисуса, рассказывается во всех четырех Евангелиях. Иосиф был богатым человеком из Аримафеи в Иудее. Он был богатым израильтянином (Мф. 27:57), «человеком добрым и праведным» (Луки 23:50), «который и сам искал Царствия Божия» (Марка 15:43). Евангелисты Марк и Лука также называют членом синедриона, или высшего совета у евреев. Он стал учеником Иисуса Христа, вероятно, еще со времен первой проповеди Спасителя в Иудее (Ин. 2: 23), но он не объявлял себя таким «из страха перед иудеями» (Ин. 19:38). Из-за этой тайной верности Господу Иисусу он не согласился на Его осуждение синедрионом (от Луки 23:51).
В Писании упоминается много положительных аспектов об Иосифе. Лука описывает Иосифа Ариматейского, так же как старца Симеона — Богоприемника, благословившего Иосифа-Обручника и Деву Марию, когда они принесли младенца Иисуса в храм. Иосиф Ариматейский тоже ждал Царства Божьего. Он действовал в нужное время, правильно и в нужной мере, чтобы прославить Бога.
Распятие Учителя оживило веру и любовь Иосифа и побудило его позаботиться о погребении Христа до начала субботы. Поэтому, не помня о какой-либо личной опасности, опасности, которая была действительно значительна при этих обстоятельствах, он смело просил у Пилата тела Иисуса, а прокуратор выполнил его просьбу (Марка 15:43-45). Однажды завладев этим священным сокровищем, он вместе с Никодимом, которого также ободрило его мужество и принесшее обильное благоухание, завернул Христа в погребальные пелены. Тело Господа он положил в свою собственную гробницу, новую и еще неиспользованную, и высеченную из скалы в соседнем саду, и отодвинул, привалив большой камень к ее отверстию (Мф. 27:59, −60; Марка 15:46; Луки 23:53 Ин. 19: 38-42). Так сбылось предсказание великого Исаии о том, что могила Мессии будет у богатого человека (Исаия 53:9). Это одно из многих пророчеств, подтверждающих личность Иисуса Христа как Мессии и Сына Божия.
Православная церковь отмечает отдельный праздник Иосифа Ариматейского 31 июля, а Католическая - 17 марта.
Из совокупности раннехристианских источников известно, что Иосиф был справедливым, благочестивым и очень благочестивым человеком; он происходил из рода царя Давида, родился в Аримафее, иначе называемой Рамефом, а затем Рамулой. Это был город, ранее предназначенный для левитов и расположенный вблизи Софима на горе Ефремовой, недалеко от границ колен Вениамина и Дана; а также известное как место рождения пророка Самуила, который здесь жил, умер и был похоронен.
Его появление на свет относят примерно к восьми годам к Рождеству Господа Иисуса Христа. А в возрасте около семнадцати лет (около 10 лет нашей эры) он пожелал изучить законы и обычаи трех основных религиозных группировок, тогда сильно влиявших на религиозно-политическую жизнь еврейского народа: фарисеев, саддукеев и есеев.
В конце концов он отказался от последних двух и соблюдал именно фарисейство, однако он не пристрастился к порокам, которые слишком четко проявлялись среди них, особенно к лицемерию; ибо он действительно был справедлив во всех своих делах, благочестив без хвастовства и очень милосерден в частной жизни: до такой степени, что он получал похвалу богатых и благословение бедных, куда бы он ни пошел, и больше был известен тем, что постоянно проявлял доброту.
Услышав проповедь Христа, Иосиф из Аримафеи стал великим поклонником проповеди нашего Спасителя настолько, что, отвергнув левитские законы, которым тогда учили в иудейской вере, он стал искренним новообращенным и следовал за Христом во всех странствиях, которые Он совершал по земле Иудейской и по Галилее. для распространения Евангелия.
Но когда Господь Иисус был предан Иудой и был распят на кресте, именно Иосиф из Аримафеи, который был богатым человеком, пошел в Пилат и просил тело Иисуса. Тогда Пилат приказал доставить тело; и когда Иосиф взял тело, он завернул его в чистую льняную ткань и положил в скалы, а затем привалил большой камень к двери гробницы и ушел.
Крест – это поворотный момент всей истории, когда наш Господь отдал свою жизнь только для того, чтобы воскреснуть на третий день. В этот день героями были тайные ученики. «Страх перед иудеями» (еврейским руководством, частью которого он был) до сих пор мешал Иосифу признать свою верность Господу (ср. Иоанна 7:13); но смерть Христа и все, что произошло вокруг Его смерти, окончательно убедили Иосифа, что пора встать на защиту Распятого.
Возможно, мы никогда не узнаем всего, что сделали тайные ученики для служения и прославления нашего Господа. Христос использовал своих тайных учеников так, как мы не могли подумать. Нам трудно представить, что среди синедрионов появятся такие ученики Господа Иисуса. Иосиф Ариматейский принял меры, когда публичные ученики, проводившие время с Христом, пали духом. Рассмотрим его роль более подробно.
Распятие было уникальным римским наказанием за государственную измену. Проповедь о царстве, не являвшемся Римом (и, таким образом, критика римского правительства) была изменой и привела к суду и распятию Иисуса из Назарета. Римские власти хотели, чтобы предатели «страдали вечно», поэтому жертвам распятия было отказано в традиционных ритуалах захоронения с целью ухудшения их судьбы в загробной жизни. Жертва оставалась на кресте несколько недель, пока стервятники не расклевали плоть. Кости просто бросили в ближайшую канаву для диких кобелей и шакалов.
Иосиф, рискуя собой и своей репутацией, пошел к римскому правителю Пилату, чтобы попросить тело Иисуса. Никодим, тоже фарисей, пришедший к Господу ночью, чтобы задать вопрос о Царстве Божьем, сопровождал Иосифа. Двум мужчинам была предоставлена опека над телом Господа и они немедленно начали готовить тело к погребению. По иудейскому обычаю они заворачивали тело в полоски льняной ткани и смешивали с миррой и алоэ. Однако это был день приготовления — шестой день недели, непосредственно перед еврейской субботой — и было уже поздно. Поэтому Иосиф и Никодим поспешно положили Иисуса в гробницу Иосифа, расположенную в саду недалеко от места распятия Иисуса.
Надо отдельно вспомнить, что римские магистраты были печально известны тем, что брали взятки. Иосиф, будучи богатым человеком, мог предложить такую взятку, что было бы узнаваемой чертой сюжета для аудитории Марка. Именно по этой причине необходимо было непосредственное обращение к Пилату с просьбой о погребении казненного, более удачной данной просьбы было бы со стороны влиятельных родственников Распятого. И нужно отдать должное Понтию Пилату, что он отдал тело Господа Иисуса святому Иосифу без взятки, не исключено, что это стало начало преображение прокуратора Иудеи.
Именно так и был Иосиф. Он был родственником его деда, праведного Иоакима (племянником или братом) и соответственно приходился почти дядей Деве Марии.
Эта история может проистекать из традиции, согласно которой старший родственник распятого мужчины был обязан иметь дело с телом. Земного «отца» Иисуса (Иосифа-Обручника) больше не было рядом, именно поэтому другой Иосиф, праведник из Аримафеи, добровольно взялся за эту задачу. А это все лишь подтверждает, что он должен быть каким-то важным образом связан с Господом Иисусом в системе семейно-семейных отношений.
Что стало со Святым Иосифом? Новый Завет молчит о нем. Начиная со II века вокруг фигуры Иосифа Ариматейского в дополнение к упоминаниям Нового Завета накопилась масса интересных подробностей. Иосиф упоминается в апокрифических и неканонических рассказах, таких как «Деяния Пилата», текст, который часто прилагается к апокрифическому «Евангелию от Никодима» и рассказы об Иосифе, и упоминается в трудах историков ранней церкви, таких как Ириней (125-189), Иполит (170-236), Тертуллиан (155-222) и Евсевий (260-340), которые добавили подробности, которых нет в евангельских описаниях. Появляются сведения о миссионерской деятельности в Англии.
Существует полулегенда, что после Воскресения Господа иудейские старейшины схватили Иосифа, заключили в тюрьму и запечатали дверь в его камеру после того, как сначала выставили охрану. Иосиф предупредил старейшин: «Сын Божий, которого вы повесили на кресте, силен избавить меня от ваших рук. Все ваши злодеяния вернутся на вас».
Когда старейшины вернулись в камеру, печать все еще была на месте, но Иосифа уже не было. Позже старейшины обнаруживают, что Иосиф вернулся в Ариматею. Передумав, иудейские старейшины пожелали более вежливо поговорить с Иосифом о его действиях и послали ему письмо с извинениями через семерых его друзей. Иосиф вернулся из Аримафеи в Иерусалим, чтобы встретиться со старейшинами, где они расспросили его о побеге. Согласно апокрифическому «Евангелию от Никодима», Иосиф свидетельствовал иудейским старейшинам, а именно первосвященникам Каиафе и Анне, что Иисус Христос воскрес из мертвых и вознесся на небо, и указывал, что другие воскресли из мертвых при воскресении Христа (ср.: Мф 27). 52-53).
После Вознесения Спасителя нашего Иосиф Ариматейский вел уединенную жизнь, около шести месяцев, а затем он снова пришел к апостолам и был поставлен святым Петром одним из семидесяти двух апостолов.
Есть предание, что практически сразу вскоре он отправился в Рим, чтобы предпринять попытку защитить христиан от только начинавшихся преследований. На море столкнулся со многими и ужасающими опасностями; ибо корабль, на котором он плыл, потерпел аварию посреди Адриатического моря, и около шестисот из спасшихся были вынуждены плыть всю ночь; а на рассвете, по промыслу Божию, им показался киренийский корабль, и он и еще около восьмидесяти других, спасших испытавших бедствие. И тогда Иосифу Аримотейскому это удалось. Но страшные гонения были впереди. Вернувшись домой и подробно отчитываясь перед двенадцатью апостолами об особом служении, которое он предоставил для защиты христианской свободы в Риме, он был назначен и рукоположен в проповедь Евангелия в Англию.
Снова, проплыв с большим трудом и столкнувшись со многими опасными штормами, через Средиземное море, наконец высадился в бухте Барроу в Сомерсетшире, а затем двинулся дальше и приехал в Гластенбери, где, воткнув свой паломнический посох в землю, он немедленно же превратился в , известный как Гластонберийский шип (Crataegus monogyna, или Biflora) - это разновидность боярышника, который цветет дважды в год зимой и весной или, при соответствующих условиях, на Рождество и Пасху. Говорят, что Гластонберийский шип ежегодно цветет на Рождество, а цветок на кладбище Церкви Святого Иоанна в Гластонбери; каждый год используется для украшения стола для рождественского завтрака королевы-консорта Камиллы. Там в церкви Святого Иоанна есть витраж в память об Иосифе Ариматейском.
Он прибыл в Гластенбери примерно через три года после Вознесения нашего благословенного Искупителя, будучи тогда в возрасте сорока четырех лет, и совершил там такие удивительные чудеса, что вскоре привел к обращению Христа более тысячи душ.
Кроме того, как рассказывают Евсевий, Созомен и Руффин, три наиболее верных церковных писателя, он крестил в городе Уэллс, что в четырех милях от Гластенбери, восемнадцать тысяч человек в один день; настолько набожной, ревностной и святой была жизнь Иосифа Ариматейского, что, хотя он находил жителей этого острова очень варварскими и суеверными, однако, благотворными увещеваниями, настойчиво убеждая их изменить свои ошибки об обращении на спасительный путь Христа.
Иосиф Ариматейский своей благочестивой жизнью и добрым поведением, заручившись благосклонностью некоего Этельберта, короля, правившего в то время в западной части Англии, и многих других вельмож, которых он обратил в Христианскую веру, основал самое известное аббатство в Гластонбери; которое было первой христианской церковью в мире, а благодаря большим пожертвованиям, закрепленным за ней впоследствии христианскими правителями и магнатами, она стала одним из богатейших монастырей в Христианском мире.
В древнем городе Гластенбери святой Иосиф Ариматейский пробыл до дня своей смерти сорок два года, так что к моменту смерти ему было восемьдесят шесть; и тогда его личность была настолько почитаема, что шесть королей тех мест почтили его тело, унеся его на царских плечах в могилу; которая была сделана в алтаре аббатства Гластонбери, и над ним была сооружена величественная гробница со следующей надписью: «здесь покоится тело этого благородного ученика, записанного в Писаниях и отмеченного Евангелистами, Свв. Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, потому что он умолял тело нашего Благословенного Спасителя по распятию Его, чтобы искупить утраченных людей от вечного уничтожения, и похоронить его в Его собственно изготовленной гробнице. Он умер в 45 году н. в возрасте 86».
Средневековый интерес к Иосифу был сосредоточен на двух темах: Иосифа как основателя британского христианства (еще до того, как оно утвердилось в Риме). Об этом любила вспоминать в полемике с католиками королева Елизавета Тюдор. В XII веке Иосиф был связан с разными легендами о короле Артуре и о Святом Граале.
В поэме «Иосифа из Ариматеи» Роберта де Борона мы видим первые истоки этой легенды о Граале. Согласно его рассказу, Иосиф присутствовал на ужине и тайно хранил чашу. Когда он и Никодим сняли тело с креста, в чашу упали капли крови Христа. Затем Спаситель явился в видении Иосифу с изображением чаши и поручил ему хранить ее.
Но что еще более примечательно, так это белый шип, иначе называемый священным шипом, который и по сей день известен по всей Европе тем, что расцветает утром в день Рождества, расцветает в полдень и увядает ночью; и причина та же, что и выше; ибо это был посох Иосифа Ариматейского, который он вонзил в рощу, и он немедленно уронил корни там, где растет этот знаменитый шип, и тем самым провозгласил это место местом отдыха своего хозяина.
И хотя времена предрассудков давно прошли, но тысячи людей, разных конфессий, ежегодно приходят посмотреть на эту диковинку, которая кажется сверхъестественным и противным ходу природы, и заставляет нас восклицать вместе с великим предком нашего героя, царем Давидом-Псалмопевцем: «Господи, как странны пути твои!».
Иван Верстянюк, обозреватель