Россия пытается разжечь уже затухающий конфликт на Балканах. Эксклюзив

01.10.2021 0 By NS.Writer

30 сентября президент Сербии Вучич объявил, что сербская сторона согласилась на компромисс для деэскалации ситуации в Косово и Метохии. Вучич сообщил, что Белград и Приштина в Брюсселе договорились о том, что подразделения специальной полиции Косово будут выведены из пунктов пропуска Яринье и Брняк одновременно с демонтажом баррикад, которые установили сербы.

Блокада переходов Яринье и Брняк на севере Косово началась 20 сентября из-за введения властями Косово требований по изменению сербских номеров на автомобилях жителей Косово на временные косовские номера.

Суть компромисса, который был достигнут в Брюсселе, заключается в том, что вместо косовских номеров сербам временно разрешили пользоваться «наклейкой», что является временной мерой до окончательного решения вопроса по изменению номеров, которое было отложено на неопределенное время.

Сама по себе проблема (замена номерных автомобильных знаков) кажется на первый взгляд абсолютно малозначимой. Однако отношения между Белградом и Приштиной на столько напряженные, что любая искра способна привести к взрыву. Напомним, что Республика Косово — частично признанное государство. Согласно конституции Сербии, территория Республики Косово является частью Республики Сербия и входит в её состав как Автономный край Косово и Метохия, однако фактически Косово властями Сербии не контролируется. В свою очередь, северная часть Косова, населённая преимущественно сербами, не подчиняется властям в Приштине.

Однако во всей этой истории с автомобильными номерами хотелось бы обратить внимание даже не на степень остроты противостояния между Сербией и Косово, а на участие и даже на провокационные действия, направленные на разжигание этого конфликта со стороны Российской Федерации.

Буквально с первых дней обострения российский МИД выступил с ультимативным требованием к власти Косово отвести свои войска от границы. Тут же, московские журналисты-пропагандисты пытались проникнуть на территорию Республики Косово, а после их выдворения российский пресс-секретарь МИДа Мария Захарова назвала действия властей Косово «… свидетельством неспособности руководства автономного края обеспечить цивилизованные, отвечающие общепризнанным стандартам в области защиты свободы слова». В эти же дни «на полях» 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась беседа министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова с главой МИД Сербии Николой Селаковичем. По сообщениям сербских СМИ, Лавров заявил, что Сербия может еще больше рассчитывать на поддержку Российской Федерации, когда речь идет о сербских интересах в Косово и Метохии. Затем посол России в Сербии Александр Боцан-Харченко и военный атташе РФ генерал-майор Александр Зинченко вместе с министром обороны Сербии Небойша Стефановичем и начальником Генерального штаба Вооруженных сил Сербии генералом Миланом Мойсиловичем посетили сербские военные базы вблизи Косово.

Активность России не осталась без внимания властей Республики Косово. 29 сентября премьер-министр Косово Альбин Курти во время встречи с президентом Европейской Комиссии Урсулой фон дер Ляйен заявил, что Российская Федерация способствует милитаризации Сербии. Позже, на своей странице в Фейсбуке Альбин Курти приоткрыл некоторые детали и факты российского вмешательства. Оказывается, одними из организаторов блокирования переходов Яринье и Брняк на севере Косово были пророссийские экстремисты, лидерами которых являются граждане Сербии Владислав Дайкович, являющийся членом Российского Империалистического Движения, которое объявлено в США террористической организацией, а также Игорь Браунович, близкий к скандально известному генералу в отставке Братиславу Дикичу. Последний был арестован за участие в попытке государственного переворота в Черногории в 2016, организованного российскими спецслужбами.

Резко возросшей активности российских спецслужб вокруг сербско-косовского инцидента есть и еще одно подтверждение.

28 сентября Wall Street Journal сообщила, что один из сотрудников ЦРУ срочно покинул Сербию по подозрению, что на него было совершено нападение с применением «неврологического оружия». Источники журналистов в ЦРУ рассказали, что их сотрудник пострадал от неврологической атаки, известной как «Гаванский синдром» и был поспешно эвакуирован в США. Как известно, американские спецслужбы небезосновательно подозревают, что за этими атаками в разных странах мира (первый случай был зафиксирован в Гаване) на дипломатов и разведчиков стоит российская военная разведка ГРУ.

Как видим, Москва при первой же возможности пытается максимально обострить и без того непростые отношения между Белградом и Приштиной. Вполне возможно, что Путину не дает покоя поражение, которое потерпела Россия в 1999 году, когда она силами сводного батальона ВДВ пыталась установить контроль над аэропортом «Слатина» (ныне — Международный аэропорт Приштины). Эта операция, известная, как «марш-бросок на Приштину» в итоге потерпела неудачу и российским военным пришлось покинуть Косово, которое после этого, благодаря силам НАТО, получило шанс на урегулирование конфликта.

По всей видимости эти «фантомные боли» по утерянному шансу закрепиться в Косово заставляют Кремль предпринимать попытки обострить ситуацию и по возможности попытаться силами сербских пророссийских боевиков захватить контроль над северными районами Косово, распространив таким образом свое деструктивное влияние еще на одну «горячую точку». А дальше, по уже отработанной схеме Кремль начнет торговать с Западом своим влиянием и возможностями в решении «проблемы Косово».

Учитывая какое большое значение США и ЕС придают скорейшему разрешению сербско-косовского конфликта, стремление Кремля разжечь этот постепенно затухающий балканский конфликт, будет лишь нарастать.

Джозеф Гайич, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: