Россия «долеталась»: новый «магистральщик» могут не пустить в Европу. Эксклюзив

23.01.2021 0 By NS.Writer

Широко разрекламированный россиянами новый экземпляр МС-21 с треском провалил свои летные испытания. До сих пор в белокаменной не могут понять: почему во время имитации отказа одного двигателя 70-тонный гигант неожиданно выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в подмосковном аэропорту Жуковский?

Согласно одной из версий, «магистральщик» якобы не сумел остановиться из-за сложных погодных условий, загрузнув в глубоком снегу. Его тестирование проходило в режиме прерванного взлета, являющегося одним из важнейших этапов испытаний. Из-за того, что самолет выкатился за пределы полосы, не удалось оценить работу реверсивного устройства его двигателей и системы экстренного торможения, а также проверить надежность тормозящего устройства в стойках шасси.

Как сообщила корпорация «Иркут», речь идет о МС-21-300 — узкофюзеляжном авиалайнере, предназначенном для перевозки от 150 до 210 пассажиров. Несмотря на амбициозные планы российских заказчиков и разработчиков, этому самолету капризная Фортуна не благосклонна.

По официальным данным, начало серийного производства МС-21-300 было запланировано на 2017 год, но потом переносилось дважды: сначала на 2018 год, а затем на 2021-й. А если при этом еще учитывать действия санкций Запада против «Ростех» и ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации), то вывод напрашивается весьма печальный: сроки серийного выпуска «магистральщика» могут быть перенесены на не определенный период…

Пытаясь сохранить хорошую мину при плохой игре, кремлевские пропагандисты еще в июле-2020 хвастались о том, что МС-21-300 успешно выполнил 29 пробежек по мокрой взлетно-посадочной полосе при различных режимах работы силовой установки (включая использование реверса тяги маршевых двигателей). Однако, как показали последние (январские) испытания, выпавший снег в Жуковском подмочил репутацию «магистральщика» всерьез и надолго.

Следует отметить, что в разработку данного типа самолета вложены большие суммы: по данным Счетной палаты РФ, в ноябре 2018-го на новый проект истрачено 158 млрд руб, а общая стоимость программы МС-21 до 2025 года оценена в 437,4 млрд руб. Очень может быть, что эти деньги выброшены на ветер.

Еще в 2017 году издание Die Welt в одной из своих публикаций обратило внимание на неоднократные переносы первого полёта. Позже выяснилось, что работа над МС-21 продолжает дорожать, а установка двигателя ПД-14 может привести к существенному росту стоимости эксплуатации для покупателей. Эксперты считают, что выход на внешний рынок с этим «магистральщиком» может оказаться для РФ непосильной задачей. Это обусловлено тем, что до 2025 года авиа рынок на 75% законтрактован более сильными и авторитетными конкурентами — Boeing и Airbus.

Создается впечатление, что путинская Россия уже свой шанс потеряла: все идет к тому, что новый «магистральщик» до Европы «не долетит». Ведь как не крути, а с его экспортом точно возникнут сложности. По мнению экспертов, все «упирается» в систему сертификации авиатехники, точнее — в проблему гармонизации российских и иностранных сертификационных систем летательных аппаратов.

На самолеты, которые созданы ранее и уже поставляются, сертификаты выдавал МАК (Межгосударственный авиационный комитет). Однако около четырех лет назад его полномочия были переданы Минтрансу РФ и «Росавиации». Как позже оказалось, гладко было только на бумаге: во время приема-передачи малость «подзабыли» о том, что нужно было срочно актуализировать всю нормативную базу для сертификации: федеральные авиационные правила, нормы летной годности и целый ряд технических документов.

Еще одна проблема заключается в том, что Россия не имеет двустороннего межгосударственного соглашения (BASA) с Евросоюзом. Что касается США, то и здесь ситуация тоже грустная: до сих пор продолжает действовать соглашение от 1998 года, которое не позволяет Федеральному авиационному управлению (FAA) принимать к рассмотрению российские сертификаты на пассажирские самолеты. Это означает, что под угрозой срыва — выполнение стратегии развития экспорта гражданской продукции авиапрома РФ до 2025 года.

Дело в том, что в рамках этой стратегии Россия запланировала на сем лет (2018-2025 годы) продать на экспорт 215 лайнеров МС-21 и SSJ-100 на крупную сумму — $7,65 млрд. И, судя по всему, этих денег РФ не получит. Главная причина — недоверие Запада к характеристикам российских самолетов из-за отсутствия сертификатов от Европейского агентства по безопасности полетов.

Денис Веселов, IDS Kronos


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: