Приднестровский пат
14.02.2025Эксклюзив. С 1 по 10 февраля Приднестровье получало газ за счёт европейского гранта, предоставленного бесплатно. Эти средства были полностью использованы.
В дальнейшем ЕС предложил Молдове помощь в размере 60 млн. евро, которая, среди прочего, могла постепенно избавить Приднестровье от зависимости от Москвы. Несомненно, процесс был бы сложным, поскольку устаревшие предприятия региона не могут нормально работать, закупая газ по рыночной цене.
Весь регион сознательно загнан Россией в состояние «выученной беспомощности» – без условно-бесплатного российского газа там ничего не может нормально работать, а значит, не будет и рабочих мест. И даже при сохранении рабочих мест, уровень доходов населения Приднестровья, загнанного в полную нищету, не позволяет ему не платить за газ по нынешним молдавским ценам. Фактически речь должна идти о полной реиндустриализации Приднестровья.
Едва ли на это хватило бы 60 млн. евро. Но ЕС ясно дал понять, что, в случае если Приднестровье возьмёт курс на возвращение в Молдову и избавление от зависимости от «условно-бесплатного» российского газа, помощь ему будет продолжена.
Понятно, что российские оккупационные власти – а по факту сепаратистские власти “ПМР” именно таковы, не могли пойти на это. И они отказались от помощи ЕС под предлогом неизбежного, хотя и постепенного повышения тарифов для потребителей до рыночных…
Был принят другой, непрозрачный вариант газоснабжения.
Фирма JNX General Trading L.L.C, зарегистрированная в Дубае, проплачивает за газ венгерской MET Gas and Energy Marketing AG.
Венгерская фирма доставляет газ на границу с Молдовой в соответствии с контрактом, подписанным с Moldovagaz.
Почему JNX General Trading L.L.C платит за газ для Приднестровья – неясно. Понятно, что кто-то перечисляет её деньги или рассчитывается по взаимозачёту, и этот «кто-то» связан с Москвой, но эта часть схемы совершенно непрозрачная.
По факту это всё тот же условно-бесплатный российский газ. Почему условно-бесплатный?
Потому, что за газ «ПМР» на самом деле, платит. Но платит услугами, оказываемыми России: в частности, держа на своей территории российскую армейскую группировку.
Далее, Тирасполь оплатит Молдове авансом расходы на транзит газа от границы до газораспределительной системы Tiraspoltransgaz. Moldovagaz осуществит транзит до Приднестровья.
Помимо оплаты за транзит газа оккупационным властям «ПМР» выставлены и политические требования:
– Освободить всех политзаключенных.
– Решить проблемы лицея в Рыбнице с обучением на румынском языке.
– Сохранять молдавское общественное телевидение в сетке вещания.
– Демонтировать все контрольные посты, установленные в 2022 году.
«Это не соглашение между правительством Республики Молдова и Россией или другими структурами, а разрешение правительства, позволяющее жителям Приднестровья, являющегося частью Молдовы, получать газ и не замерзнуть», – заявил по этому поводу премьер-министра Дорин Речан.

Дорин Речан
Помимо неясного происхождения денег на оплату газа в предложенной Тирасполем и принятой Кишинёвом схеме есть и масса других вопросов.
Поставки начнутся 13 февраля – сроком на 16 дней, что будет с марта — неизвестно. Иными словами, Приднестровье подвесили в неопределенности, и на фоне этой неопределенности уже идёт пропагандистская обработка населения, в духе «будем с Россией – будем с газом». Подготовка ведется с очевидной целью: при помощи голосов приднестровцев, имеющих молдавское гражданство, повлиять на результаты выборов в парламент, которые пройдут в этом году, обеспечив в нём максимально возможное число мест для пророссийских партий.
Объем поставки – 3 млн кубометров в сутки – это примерные потребности Приднестровья без крупных предприятий.
Хотя вообще-то тут тоже всё сомнительно. Расчёты говорят о том, что 3 млн кубометров в сутки это бытовые потребности населения плюс потребности майнинговых ферм, которые работали на электроэнергии, выработанной на МолдГРЭС из российского газа. То есть ручеек криптовалюты, который, неясно как, делили между собой Россия и холдинг «Шериф» будет сохранён.
А вот предприятия, вставшие с первого января, будут стоять и дальше. Для них газ не предусмотрен. А если он будет предусмотрен, то за него придется платить в Молдову НДС, о чём уже предупредил Дорин Речан.
Но пока газа для приднестровской промышленности нет. А значит, нет ни зарплат, ни рабочих мест, ни поступлений в бюджет. Регион продолжает балансировать на грани гуманитарной катастрофы.
Списки политзаключённых, подлежащих освобождению, в открытом доступе отсутствуют. Что тревожно, поскольку говорит о возможном закулисном торге с Молдовой: кого-то освободят, кого-то нет. Пока налицо попытки Тирасполя дискредитировать саму идею освобождения политзаключенных: в числе первых был освобождён человек, которого тут же задержали молдавские власти из-за открытого против него в Молдове дела о наркоторговле.
Тут нужно пояснить, что поскольку Молдова не признаёт приднестровский суд, статус «политзаключённого» может быть натянут на любого осуждённого в «ПМР». Притом, что вполне реальные политзаключённые там тоже есть, и правозащитные организации располагают их списками. Почему же их нет в публичном доступе?
Точно такая же неопределенность царит и по вопросу о «проблемах лицея в Рыбнице». Где список проблем, которые должны быть закрыты?

Вадим Красносельский
Молдавское общественное телевидение в сетке вещания – вообще ни о чём. Кто хотел – смотрел его и так. Вещает оно на 90% на румынском языке, а Приднестровье сегодня по факту большей частью русскоязычное, хотя там формально и три государственных языка.
О выводе российских войск из Приднестровья вообще никто и не заикнулся.
В общем, договорённости, достигнутые Кишинёвом, что называется, не впечатляют. Тирасполь сумел втащить Молдову в пат на крайне невыгодных для неё условиях.
Сергей Ильченко, заместитель главного редактора Newssky