Президентские выборы в Молдове. Итоги второго тура
04.11.2024Эксклюзив. Итоги…прямо скажем, очень непростые и противоречивые. Несмотря на переизбрание Санду, особых оснований для радости нет. Зато есть повод задуматься о том, как будут проходить парламентские выборы в 2025 году, и кто может стать их победителем.
Читайте также: Выборы президента Республики Молдова, II тур
Для начала – цифры. По общему числу голосов Майя Санду победила пророссийского Александра Стояногло со счётом 55,41% – 44,59%, при явке 54,34% (51,68% в первом туре). Но если считать голоса только по Молдове, без учёта диаспоры, Стояногло вышел вперёд: 51,19% – 48,81%. Если же брать отдельно диаспору, то Санду одержала просто сокрушительную победу: 82,77% – 17,23%, причём, диаспора дала 19,44% голосов, и это очень много. Диаспора, надо признать это, проявила небывалую активность.
Читайте также: Молдова: итоги первого тура выборов и референдума
Но диаспора неоднородна. В тоталитарной России молдавская диаспора была подмята властями,массово подкуплена через сеть Илана Шора, специально созданную для скупки голосов и массово же голосовала за Стояногло. Как в российской диаспоре, так и в Молдове в скупку голосов были вложены десятки миллионов долларов. Во втором туре, поскольку в России было открыто всего два участка, желающих проголосовать за Стояногло возили чартерными рейсами в Минск, Баку и Стамбул.
Но почему в России было открыто только два участка? По очевидной причине: с самого начала было ясно, что голосование на молдавских участках в России превратится в операцию российских спецслужб. Именно это и случилось: людей запугали, внушили им, что голосовать можно только за Стояногло, а те, кто рискнёт проголосовать за Санду будут выявлены и подвергнуты репрессиям. Тех, кто мог не поддаться давлению, и всё-таки проголосовать за Санду, попросту отсекли от выборов.
Здесь надо взглянуть правде в глаза, и признать, что открытие избирательных участков в России в принципе, в любом количестве, было гнилым компромиссом и провальной идеей. ЦИК Молдовы следовало проявить принципиальность, и прямо заявить, что в тоталитарных странах демократические выборы проводить нельзя, поскольку они неизбежно превратятся в профанацию. И, даже в том случае, если их проводят на территории дипломатических учреждений, они всё равно будут профанацией, поскольку голосующие живут вне этих учреждений, и встроены в тоталитарное окружение.
Более того, граждане демократической страны – а Молдова, при всех её немалых сложностях, всё-таки демократическая страна, – постоянно проживающие в тоталитарной стране, и, тем более имеющие её гражданство, параллельно с молдавским, неизбежно перестают быть гражданами. Их гражданство размывается полицейским давлением и пропагандой. Они превращаются в подданных тоталитарного диктатора, а их способность реализовать своё право голоса на демократических выборах искажается. Как следствие, их право на участие в таких выборах должно быть приостановлено.
Хочется верить, что ЦИК Молдовы сделает необходимые выводы к выборам в парламент, и откажется открывать участки в России, прямо назвав причину этого.
Читайте также: Молдова: напряжение перед вторым туром выборов достигло предела. Что предстоит выбрать молдаванам?
Коррупционно-электоральная сеть Шора оказала существенное влияние и на результаты в Молдове. Этим и объясняется внутримолдавский выигрыш Стояногло. Молдавская власть очень долго (несколько лет!) медлила, пребывая в очевидной растерянности. Только к началу первого тура, и в период между первым и вторым,полиция всерьёз взялась за вербовщиков, осуществлявших непосредственное коррумпирование избирателей, за курьеров, доставлявших деньги для подкупа, за часть их руководителей, которая находилась в Молдове, и была доступна молдавским властям, и самих продавцов голосов. Но действия полиции затронули пока лишь очень небольшую часть этой структуры. Её разгром, если не полный, то, по меньшей мере, гораздо более серьёзный, чем это удалось в настоящее время – ещё одна задача, которую Молдове нужно решить к парламентским выборам в 2025 году.
Решение этой задачи неизбежно выводит на отношения с Приднестровьем. В руках у Кишинёва находится таможня, из-под которой непризнанная ПМР торгует со всем миром как часть Молдовы. Как следствие, Кишинёв вполне способен оказать давление на Тирасполь, вынудив его перекрыть каналы связи с подсанкционным российским «Промсвязьбанком», через который перечислялись средства на подкуп молдавских избирателей, и с другими подобными учреждениями. Иной вопрос, захотят ли этого молдавские власти.
Уже несколько поколений властей Молдовы, притом, независимо от политической ориентации, эксплуатируют множество высокодоходных, хотя и сомнительной законности схем, сконструированных в 2001-2006 годах президентом-коммунистом Владимиром Ворониным за счёт балансирования на двух плечах юридических весов: «признанная Молдова – непризнанная ПМР».
Нынешняя «протоевропейская» власть, как и её предшественники, не проявляла заметного желания демонтировать эти схемы. Это поднимает проблему качества управления PAS,включая степень коррумпированности и некомпетентности её назначенцев на всех уровнях. Именно эта проблема, при честном её рассмотрении и оказывается самой главной, самой острой – и самой далекой решения.
Глядя правде в глаза, нужно признать, что очень значительная часть тех, кто формально проголосовал за Санду, голосовали против Стояногло. И даже не столько против Стояногло лично, сколько против доставки на нём в Молдову русского нацизма. В этой схеме Стояногло была отведена незавидная роль осла, которого пригласили на свадьбу. Осёл же был неглуп, и сразу всё понял. «Там не хватает либо дров, либо воды», – подумал он (Eşeği düğüne çağırmışlar, «ya odun eksik ya su» demiş).
Именно противостояние распространению на Молдову русского нацизма и стало главным смыслом прошедших выборов. То, что в одном пакете с голосованием против экспорта русского нацизма оказалась Майя Санду и PAS,с их невнятным вальсом в сторону ЕС и коррумпированным на госаппаратом, а в пакет с поддержкой русских нацистов попали Стояногло с незакрытым коррупционным делом, Додон с черным кульком и Шор со скупкой голосов, несомненно, добавило красочных деталей. Но, вместе с тем, эти детали лишь затеняли суть дела.
Однако на парламентских выборах этот номер по второму разу уже не пройдёт. «Протоевропейцы» накопили к себе слишком большой груз претензий, и в их нынешнем виде неизбежно и с треском проиграют. Их ресурс исчерпан, они должны уйти – а на смену им на политическую сцену Молдовы должны выйти уже по-настоящему проевропейские силы. И этих сил пока в Молдове нет. Их предстоит создать из имеющегося, притом, весьма порочного, человеческого материала, и в самые короткие сроки.
Задача непростая, но, тем не менее, решаемая. Создание Добра из Зла, за неимением другого строительного материала – обычное дело в политике. Более того, именно из такого материала только и можно создать по-настоящему прочное и эффективное Добро. Как показывает множество исторических примеров из разных эпох, попытки благоустройства общества, делавшие ставку на лучшие человеческие, качества неизменно и с грохотом проваливались. Успех имели только проекты позитивных социальных перемен, опиравшиеся на низменные проявления человеческой натуры, как на гораздо более прочные и неистребимые. И, поскольку, в этом плане молдавское политическое поле отличается щедростью и разнообразием – успех вполне возможен. Нужно только правильно выбрать разные варианты Зла и смешать их в правильной пропорции в избирательной урне. Это непроста я задача для позитивной и антинацистской части молдавского общества, но, то, что первый бой (причём в трёх раундах – а могли в двух) мы всё-таки выиграли, даёт надежду выиграть и второй. Вот только не надо забывать, что первая победа досталась нам с минимальным преимуществом и с огромным трудом.
Сергей Ильченко, заместитель главного редактора