Понтий Пилат — святой?

28.12.2022 9 By NS.Writer

Понтий Пилат — любопытный персонаж Нового Завета. Он является символом власти Рима в Иудее, и все же он отказывается наказывать Иисуса за восстание против этой власти. Когда Синедрион представляет ему своего узника, Пилат подвергает его перекрестному допросу, а затем лихо заявляет толпе: вот, я вывожу его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в нем никакой вины. (Иоанна 19:4) Пилат предлагает толпе возможность простить Иисуса Христа, но они отказываются. Поэтому он умывает руки во всем этом деле и приговаривает Иисуса Христа к распятию и смерти.

Понтий Пилат — святой?

Понтий Пилат был римским правителем при императоре Тиберии в I веке. Он наиболее известен как судья на суде над Спасителем мира.

Кем же был Понтий Пилат? История очень мало говорит нам о молодости Марка Понтия Пилата. Считается, что он был родом из региона Самний в центральной Италии. Пилат обязательно имел всадническое звание, но помимо этого мы мало знаем о его семье или происхождении. Некоторые думали, что он был всего лишь вольноотпущенником, получившим свое имя от пилеуса (шапка освобожденных рабов), но для этого, кажется, нет достаточных доказательств, и маловероятно, что вольноотпущенник достиг бы столь высокого положения. Он был протеже Луция Элия Сеяна, римского вельможи, который к тому времени практически стал соправителем императора Тиберия. Именно Сеян назначил Пилата префектом Иудеи в 26 году. Всего несколько лет спустя, в октябре 31 года, Сеян был осужден за измену и казнен.

Понтий служил префектом Иудеи с 26 по 36 год нашей эры. Он обвинил Христа в измене и заявил, что Спаситель считает себя царем иудейским, и распял Его. Пилат умер в 39 году нашей эры. Причина его смерти остается загадкой.

Пилат действительно не появляется на сцене до тех пор, пока император Тиберий не назначает его римским префектом Иудеи в 26 г. н.э. Римский префект осуществлял власть верховного судьи — это означает, что только префект имел право отдать приказ о казни преступника. Префект или губернатор также отвечал за сбор налогов, строительные проекты и поддержание правопорядка. По-видимому, восхождение Пилата на такой пост было результатом прямого вмешательства очень влиятельных друзей.

Это неудивительно. Ведь в то время, как типичный срок для римского префекта составлял от одного до трех лет, Пилат занимал свой пост пятого римского прокуратора в течение 10 лет. Заняв его место, Понтий Пилат сменил Валерия Грата.

Известно, что именно то, чего Пилат не смог договориться, он добился с помощью грубой силы. Пилат изображен как человек, готовый пролить невинную кровь ради решения политической проблемы. В здоровой политической культуре обвинение человека в том, что он жертвует принципами ради политической выгоды, было бы суровым обвинением. Но в культуре, в которой триангуляция превратилась в политический, а не картографический термин, поведение Пилата вызывает не столько упреки, сколько восхищение.

Евангелие говорит нам, что Понтий Пилат разрешил Иосифу Аримафейскому взять тело Иисуса Христа и достойно похоронить его в его собственной могиле. Это было жизненно важно для подтверждения воскресения — камень отвалился от гроба — и Христос воскрес из мертвых. Без этого вмешательства тело Господа было бы брошено в общую яму в долине Енном, и после воскресения его было бы гораздо труднее проверить.

Все евангельские рассказы сходятся во мнении, что Пилат не считал Иисуса Христа виновным в чем-либо, заслуживающем смерти. И у Пилата явно есть власть освободить Господа или распять Его, как он сам говорит Христу. Взгляните еще раз на Пилата в действии, он представляет собой вихрь деятельности, пробующий то один, то другой маневр, все попытки избежать того, что, как он знает, нужно cделать. Он пытается вернуть дело синедриону, хотя уже подозревает, что Господь невиновен. Когда они отказываются, он принимает дело и задает различные вопросы Иисусу, без сомнения, надеясь на какую-то информацию, которая даст ему выход из этого дела. Принимая дело, Пилат берет на себя ответственность за вынесение правильного суждения, но, хотя он не находит улик против Христа, он наотрез отказывается освободить Его.

Узнав, что Иисус Христос галилеянин, он отправляет все дело к Ироду, который находится в Иерусалиме. По словам Пилата, это не федеральная проблема. Это дело провинции. Ирод отказывается сотрудничать и отправляет Спасителя обратно к Пилату. Пилат пытается захватить своего пленника и освободить его. Мастерским ходом он решает, что может безоговорочно осудить Иисуса Христа, а затем освободить его по пасхальной амнистии. Чтобы гарантировать желаемый результат, в котором Пилат взял бы на себя ответственность как за осуждение, так и за освобождение Господа, Пилат предлагает толпе кровожадного Варавву в качестве сомнительной альтернативы. Увы, толпа не отвлекается от дела и выбирает Варавву; план Пилата сорван.

Пилат заставил солдат бичевать Христа; серьезное наказание само по себе, и он применил его к невиновному человеку исключительно в надежде умилостивить толпу. Толпа не успокаивается. Пилат неоднократно спрашивает толпу, что они хотят сделать со Спасителем. Кажется, он уязвлен обвинением в том, что его обвинят в неверности Императору, если он отпустит Иисуса Христа. Поэтому он отдает приказ о распятии. Умыв руки, Пилат отрицает всякую ответственность за отданный им же приказ. Он не несет ответственности; это воля народа.

Все это в течение четырех-пяти часов, потому что синедрион привел Господа к Пилату рано утром (возможно, уже в 6 часов утра), а к полудню Его уже распяли. Пилат был быстр. Пилат был умен. Святой евангелист Лука дает еще одно свидетельство лукавства Пилата: В тот день Ирод и Пилат, доселе враждовавшие друг с другом, стали друзьями (Лк. 23:12). В конце концов, это было не то, чего он хотел, он старался этого избежать, и в любом случае это не его вина, так как толпа была настроена решительно.

Да, он отдал приказ, но умыл руки. Он явно был лично против распятия. Политика просто требовала, чтобы он не навязывал эту точку зрения толпе, у которой были другие идеи.

Что побудило Пилата сделать это? Во-первых, у него была нечистая совесть после того, как его жена предупредила его, чтобы он «не имел ничего общего с этим невиновным человеком» из-за того, что ей приснился этот сон. Во-вторых, будучи римлянином, он, вероятно, был довольно суеверен в отношении Сына Божьего, что заставляло его нервничать по поводу того, кем на самом деле был Христос. В-третьих, он был свидетелем сверхъестественной тьмы, охватившей землю во время распятия. Это, вероятно, напугало бы его. В-четвертых, должно было исполниться пророчество Исаии из 53 главы о том, что Иисус Христос не будет брошен в общую яму как преступник, но будет «с богатыми в погребении». Пилату нужно было дать на это разрешение.

Пилат Евангелий — человек, искусный в искусстве политики. Он, без сомнения, благоразумен, поскольку умеет рассчитывать различные варианты, открывающиеся перед ним. У него есть опыт. Все это он ставит на службу своему политическому успеху; настолько, что он не побледнел от заказа смерти невиновного человека. Пилат — это прообраз мирского человека, знающего, что нужно делать, и стремящегося поступать так, насколько это возможно без какой бы то ни было личной жертвы, но легко уступающего давлению со стороны тех, чьи интересы заключаются в том, чтобы он поступал иначе. Он охотно оправдал бы Христа и даже приложил серьезные усилия в этом направлении, но тотчас же уступил, когда его собственному положению угрожала опасность.

То, что такое поведение считалось бы достойным восхищения, свидетельствует о серьезном моральном замешательстве. Евангелисты, вероятно, не сомневались, что рисуют изобличающий образ Пилата. Его поведение не похоже на поведение человека, охваченного гневом или подавленного событиями. Он хладнокровен и владеет собой. Его компромиссы — не капитуляции. Это тщательные расчеты; расчеты, в которых судьба невиновного человека не более чем пыль на весах.

Несомненно, эти вещи беспокоили его всю оставшуюся жизнь. И его жена уверовала в Господа

Конечно, Понтий Пилат получил не очень лестную эпитафию, повторявшуюся в церквях на протяжении всей христианской эры: «Распят при Понтии Пилате».

Так почему же во вне-библейских источниках широко распространено мнение о Пилате как о сочувствующей фигуре? Вероятно, потому, что так много наших политических, моральных и культурных лидеров подражают ему, и их широко хвалят за умеренность, готовность идти на компромисс и способность сплотить победоносную коалицию. И если на этом пути придется пожертвовать несколькими принципами, их тоже можно смыть.

Казалось бы, этого достаточно, чтобы занести Пилата в большую книгу библейских злодеев. Однако раннехристианская традиция гораздо больше стремилась возложить вину на еврейский народ, чем на римские власти. Ранние Отцы Церкви хотели отличить христианство от иудаизма, и это был хороший способ сделать это. Один текст четвертого века нашей эры под названием «Деяния Пилата» (Acta Pilati) реабилитировал правителя Иудеи. После распятия он созывает «всех начальников, и книжников, и законников» и пытается докопаться до истины дела. Они признаются, что оказывается, что Иисус, Которого они распяли, есть Иисус Христос, Сын Божий, и истинный Всемогущий Бог.

В том же источнике речь идет и его супруге. Жена Пилата не названа в Евангелии от Матфея, где она фигурирует в повествовании о Страстях Христовых. Однако традиция гласит, что ее звали Клавдия Прокула и она была родственницей императора Августа, возможно, одной из его внучатых племянниц. Это можно найти в ActaPilati (также называемом апокрифическим Евангелием от Никодима), которое частично основано на официальных римских записях из Иерусалима первого века. Давняя традиция гласит, что святой апостол Павел знал ее и упомянул о ней в своем Втором письме к Тимофею: «Евбул, Пуденс, Линус, Клавдия и все братья шлют привет» (4:21). Клавдия почитается как святая греческой и коптской церквями. Многие восточные православные церкви отмечают день памяти жены Пилата 27 октября. Греческая православная церковь также признает ее мученицей. И Православная Церковь Украины чтит ее 9 ноября.

Что касается причин, по которым, согласно рассматриваемому преданию, жена Пилата свидетельствовала о мессианстве Христа, а Пилат в конце концов раскаялся в своем грехе и просил прощения у гроба Христа. Затем он обратился в христианство и стал тайным христианином, а затем римляне и евреи именно за это распяли его. Первоначально они распяли его на собственном кресте; затем его сняли и распяли на кресте Христовом, чтобы поиздеваться над ним и подражать страданиям Христовым.

Следующий император, Калигула, не любил Пилата, но приказал ли он сослать Пилата, казнить или покончить с собой, остается неясным. Остальные события его правления не имеют большого значения. Отдельные античные источники говорят о нем как о непреклонном, беспощадном и упрямом человеке. Евреи ненавидели его и его администрацию, потому что он был не только очень суров, но и мало обращал внимания на особенности их менталитета и уклада.

Пилат был отозван в Рим в 36 г. после подавления самарянского паломничества. Еврейский историк Иосиф Флавий, философ Филон Александрийский и Евангелие от Луки упоминают случаи напряженности и насилия между еврейским населением и администрацией Пилата. Многие из них связаны с действиями Пилата, которые оскорбляли религиозные чувства иудеев. В христианских евангелиях записано, что Пилат приказал распять Иисуса в какой-то момент во время его пребывания в должности; Иосиф Флавий и римский историк Тацит позже также записали эту информацию.

На основании упоминания у языческого философа второго века Цельса и христианского апологета Оригена большинство современных историков считают, что Пилат просто ушел в отставку после увольнения. Современные историки по-разному оценивают Пилата как эффективного правителя; в то время как некоторые считают, что он был особенно жестоким и неэффективным губернатором, другие утверждают, что его долгое пребывание в должности означает, что он должен был быть достаточно компетентным.

По словам Иосифа Флавия, отстранение Пилата от должности произошло потому, что он жестоко подавил вооруженное самаритянское движение на горе Гаризим. Он был отправлен обратно в Рим легатом Сирии, чтобы ответить за это перед Тиберием, хотя император умер до прибытия Пилата.

О том, что с ним случилось после этого, ничего не известно. Согласно одной легенде, Пилат покончил жизнь самоубийством в своем позоре.

В другом он свидетельствует об Иисусе перед Тиберием и в конечном итоге принимает мученическую смерть из-за своего свидетельства веры во Христа. Евангельские рассказы в целом симпатизируют Пилату. Он пытается спасти Иисуса Христа, но над ним издеваются священники и книжники, и в конце концов он соглашается. Однако он провозглашает Господа Царем Иудейским в надписи на Кресте и отказывается отступать. Когда святой Иосиф Аримафейский просит тело Иисуса Христа, Пилат удовлетворяет его просьбу.

Тертуллиан призывает Пилата как свидетеля смерти и воскресения Христа и истины христианства — и объясняет, почему именно поэтому он упоминается в Никейском символе веры. Древний церковный историк Евсевий Кесарийский поддерживает это утверждение, говоря, что Пилат обратился, увидев множество чудес, произошедших после смерти Иисуса Христа, и даже сообщил об этом Тиберию.

Св. Августин видел в Пилате пророка Царства Божия. Святой Ипполит проводит параллель между Пилатом и Даниилом — поскольку оба провозглашают себя освобожденными от пролития невинной крови. Другие отцы церкви сравнивали Пилата с волхвами, которые также признавали Иисуса Царем Иудейским.

Что со всем этим делать? Современные библеисты обычно отвергают святоотеческое оправдание Пилата как благочестивую легенду. Они могут быть правы. Но, может быть, мудрость отцов Церкви и интуиция народного благочестия видят вещи на другом уровне. Все наши действия загадочно символичны и взаимосвязаны способами, которые мы пока не можем знать, но которые однажды проявятся.

Во многих из них, особенно в более ранних текстах из Восточной Римской империи, Пилат изображался как положительная фигура. В некоторых он стал христианским мучеником.

Так, Эфиопская церковь считает, что Пилат стал христианином и принял мученическую смерть от римлян (по доносу от иудеев) за верность Тому, Кого он в свое время повелел распять. В итоге, согласно этому преданию, он не был распят, как Спаситель, но обезглавлен как римский гражданин. Эфиопская Церковь канонизировала его как святого в шестом веке, потому что он освободил себя от вины при распятии, и она назначила ему и его жене Клавдии Прокуле память 25 июня.

Итак, на протяжении веков было несколько противоречивых сообщений, но многие восточные церкви (такие как Коптская и Эфиопская церкви) прославляют Понтия Пилата и его жену как святых.

Западному читателю может показаться странным слышать о таком почитании, но это напоминание о том, что никто не исключен из благодати Божией. Даже Марк Понтий Пилат, который отправил Иисуса Христа на смерть, мог быть искуплен и мог даже стать святым на небесах. С Богом все возможно.

Но я знаю от наших эфиопских христиан, что почитание Понтия Пилата и его жены Клавдии там очень сильно. Посмотрим правде в глаза, после землетрясения и воскресения у него, должно быть, было немало чувства вины за свои действия. Ну, я думаю, нам придется подождать, пока мы не умрем, чтобы знать наверняка.

Эксклюзив

СкавронскийМартин Скавронский, dr.hab


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: