Почему в России никогда не будет Майдана

19.03.2020 0 By NS.Writer

Очень многие украинцы наивно полагают, что источник всех бед украинского народа, это лично Путин, и буквально несколько тысяч его последователей, а большинство россиян — жертвы путинского режима, так же как жители Донбасса или крымчане. Это распространенная точка зрения и в самой России среди довольно малочисленного слоя с названием «российская интеллигенция». Большинство образованных и вменяемых людей в России действительно осуждают преступления путинского режима. В Санкт-Петербурге существует движение «Православные за мир с Украиной», периодически разные политические активисты выступают с заявлениями с призывами прекратить агрессию путинского режима против украинского народа. Это все есть, и свидетельствует о том, что конечно в российском обществе есть здравые люди, которые понимают преступность сущности путинского проекта «перезагрузка СССР 2.0».

Но это буквально единицы, и они преследуются не только силовыми органами. Важная проблема в том, что в России идет травля критиков преступлений режима на всех уровнях. От трудовых коллективов до бытовых отношений. Чтобы понять причины этого явления, необходим небольшой экскурс в историю и попытка анализа гуманитарных последствий страшного явления с названием «СССР».

В генетике есть такое понятие как «Эффект бутылочного горлышка». Например, группа людей в тысячу человек переселились на остров в океане. Там их настигла эпидемия, из популяции выжило 600 человек. Которые потом размножились до десяти тысяч. Но эти десять тысяч имеют гены только тех 60% от первоначальной популяции. Например, потом была гражданская война между ними, погибло еще четыре тысячи, и вот в оставшейся популяции только 30% генов первоначальной популяции.

Фактически история СССР полна событиями похожими на «эффект бутылочного горлышка». Сразу после большевистского переворота и последовавшей за ним гражданской войны, большинство образованных и творческих людей вынуждены были покинуть страну. Самая известная акция большевизма с символическим названием «философский пароход», была ориентирована на вытеснение из коммунистической России лучших представителей интеллигенции, деятелей науки, искусства, и других.

Впоследствии те из представителей творческой и научной элиты, которые не эмигрировали, были просто убиты большевиками. Следующей волной были сталинские репрессии, крупнейшей из которых были голодоморы в Украине, в Западной Сибири и Казахстане, когда физически были уничтожены миллионы людей. В результате, в живых остались только те, кто умел и имел желание скрывать свои взгляды, или изменять свои взгляды в соответствии с решениями властей — приспособленцы.

И главное. Сформировалось представление, что люди — это собственность государства которое может безнаказанно делать с ними что угодно. Это представление господствует в головах россиян практически безраздельно на уровне не рационализируемой установки. Принципиальное отличие от цивилизованного мира тут, представление о правах и свободе, как о дарах государственной власти человеку. Право быть собой, которое никто не вправе оспорить. Помнится, что в юмористической советской передаче «Кабачок 13 стульев» была миниатюра с сатирой против бескрайней бюрократизацей советского общества, где от некого персонажа с фамилией «Гималайский» потребовали предъявить справку что он — не верблюд. Право на личность, право быть самим собой не рассматривалось советскими гражданами как нечто принадлежащее им по праву существования. Было очевидно, что с любого гражданина могут потребовать доказательств «что он — не верблюд».

В результате и после распада СССР данная парадигма является безальтернативной моделью отношений человека и государства в умах граждан России. И все, кто выбиваются из данной парадигмы, мгновенно в российском обществе оказываются в положении изгоев и парий, презираемых врагов.

Данная парадигма вовсе исключает возможность требовать что-либо от государства, и уж тем более панически боится даже символического насилия. Эту установку представители государственной власти в России пытаются культивировать и сохранять. Примером чего служит специфическая деформация права в России, когда за пластиковый стаканчик, брошенный в сотрудника полиции во время акций протеста, дают реальный тюремный срок в четыре года, а уголовника, кинувшегося на полицейского с ножом, но вне политического контекста, осуждают на два года условно. Поскольку уголовник не преследовал цели борьбы за права. Не посягал на эксклюзивное право государства распоряжаться личностями граждан.

В Украине есть похожая проблема, но как говорится «Но есть одно но», не вся Украина была в СССР в период сталинской коллективизации и массовых репрессий. Те части Украины, что находились в составе Польши и Чехословакии с Венгрией (1918-1939), а фактически вошли в состав СССР только в 1945 г., не прошли сквозь «искусственный отбор» создания «новой формации — советский человек». Последующие годы жизни в СССР не дали разрушить самое главное, систему восприятия отношений государства и человека, как некий паритетный союз.

Система, где нет нужды доказывать, что «вы не верблюд». Где человек ценен просто тем, что он человек. Огромное влияние оказала и украинская диаспора в мире, где работала украинская политическая мысль, жили и развивались общественно политические движения и так далее. В итоге сформировалась своеобразная закваска нового украинского общества, которая довольно быстро распространила противоположные советским модели отношений человек -государство. Более того, к периоду Майдана эти идеи стали доминирующими среди мыслящей части общества.

Именно эти идеи двигали Майданы 2004 г. и 2014 г. Эта идеология в популярной форме была выражена и в творчестве белорусского эстрадного исполнителя С. Михалка «Не быць скотам», то есть заставить представителей органов государственной власти признавать за гражданами право личности как неотъемлемое право. Потому гражданин имеет право требовать от государства соблюдения своих прав, в том числе и принуждая к соблюдению своих прав путем нарушения законодательства государства.

К сожалению, эта идея, примата прав человека над властью органов государственного управления в России осмысляется только интеллигенцией, а в народной массе категорически не приемлется. Это очень заметно на примере конфликта между православными патриархатами Константинополя и Москвы. Этот конфликт давно зрел, и было множество свидетельств его существования, но актуализировался он именно в 2018 в связи с приданием канонического статуса автокефалии Православной Церкви Украины. Но вовсе не «автокефальный вопрос» естьточка конфликта между патриархатами.

За время существования под властью сначала московских ханов-царей, потом Российских императоров, и наконец советских генсеков, Московский патриархат как губка впитал идеологию отрицающую ценность человеческой личности и представляющую человека — собственностью государства. В то время как теологическая антропология иерархов Константинопольского патриархата формировалась под влиянием общеевропейской теологической христианской мысли.

И вот задолго до событий 2018 г. патриарх Константинопольский Варфоломей назвал концепцию прав человека исходящей из христианского учения о автономии личности человека, а патриарх Московский Кирилл назвал эту же концепцию страшной ересью. И для идеологии Московского патриархата это действительно так. В их концепции отношений человека с Богом, государство является важнейшим инструментом актуализации этих отношений, поскольку именно государство дает легитимность церкви.

Эта теория исходит, однако, не от церкви. В то время как остальной православный мир развивался в русле общеевропейских тенденций теологии, московская церковь в период политической вестернизации (но—не модернизации !) императора Петра была превращена из сильного самостоятельного института в полностью подконтрольный имперский департамент, став своеобразным «министерством религии», задача которого только обосновывать претензии императора.

Потому для Московского патриархата, сама идея что каждый подданный империи -собственность государства не является чем-то непривычным. Даже наоборот, представление о том, что государство должно нести ответственность перед гражданами, и что человек сам по себе ценность, для московского православия являются идеями чуждыми и даже враждебными.

Идеал московского православия — монашество, построенное на тотальном послушании и подчинении, одной из целей монашеских практик в московской церкви видится полное уничтожение личностного, персонального начала. Именно поэтому на подготовленную такой «проповедью» почву так хорошо легла пропаганда коммунизма, политической доктрины так же отрицающей персоналистическое начало в человеке, требующее от человека раствориться в безликом «мы» — государстве.

Государство в советский период приобрело фактически религиозный характер и стало божеством. Как каждое божество, государство в России — непогрешимо и транслирует свою непогрешимость служителям государства, чиновникам и силовикам, которые, по некой государственнической интуиции – «никогда не ошибаются». Еще великий российский писатель Лев Толстой чутко уловил этот мистический флер государственничества, назвав свой труд с критикой государственничества «Суеверие Государства». Увы, даже великий писатель и талантливейший автор своего времени не мыслил иной формы государства, кроме непогрешимого божества и легко начал отрицать ценность государства как такового, что уже говорить об иных людях.

Поколения, сформированные советской идеологией с одной стороны, и религиозной традицией отречения от автономии личности с другой не могут внезапно измениться в оценке представлений о месте государства и личности в обществе.

Недавно Путин совершил антиконституционный переворот, фактически захватив всю государственную власть в свои руки еще минимум на 16 лет. протестные выступления были, но они были минималистичными, и свидетельствуют о том, что большинство жителей России приняли это событие как должное. Никакого «Майдана» или «Революции достоинства» в России не будет, в российском обществе просто нет той «закваски», что была и есть в Украине.

Юлиан Худый


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: