Почему Россия испытала свое противоспутниковое оружие

26.12.2021 0 By Chilli.Pepper

Если грядет регулирование космического оружия, Путин хочет быть впереди всех,сообщает foreignpolicy.

15 ноября Россия испытала и продемонстрировала систему противоспутникового оружия (ASAT), уничтожив один из своих бездействующих спутников на высоте около 500 км над земной поверхностью. На этой высоте обломки спутника будут долго вращаться вокруг Земли. США определили их более 1500 штук.

Соединенные Штаты, Великобритания, Франция, Германия, Япония и Южная Корея выступили с резкими обвинениями в адрес России, обвинив Москву в безответственности и создании угрозы для действующих спутников, включая Международную космическую станцию ​​(и ее астронавтов) и китайскую космическую станцию, которая находится в стадии строительства. Кроме того, они критиковали Россию за дестабилизацию мирового порядка. Этот факт поднимает вопрос, почему Россия решила испытать и продемонстрировать возможности противоспутниковой защиты сейчас.

Россия, возможно, подсчитала, что в контексте растущего соперничества великих держав, особенно между Соединенными Штатами и Китаем, растущая тенденция размещения оружия в космосе – это будущее войны. В то же время эта тенденция к вооружению открывает двери для жестких космических правил, которые ограничивают развитие и использование таких возможностей. Демонстрация технологических возможностей до создания новых международных правил может быть ценна как для национальной безопасности, так и по политическим причинам.

Уничтожив свой спутник в космосе, Россия достигла двух целей. Она усилила свои возможности защиты и сдерживания, а также продемонстрировала свою мощь до того, как испытания, демонстрация и использование возможностей противоспутниковой защиты могут быть запрещены или существенно ограничены международными механизмами. Кроме того, Россия заявила о том, что она будет важной стороной в любом крупном международном регулирующем процессе, публично обладая такими же возможностями.

Со времен холодной войны опыт в космосе был важным показателем того, что Штаты являются великой державой. Раньше сверхдержавы продвигали технологические достижения в космосе в мирных целях как средство власти и компетенции. В последние годы освоение военно-космических технологий также стало ключевым интересом для развивающихся держав и держав среднего размера.

Многие из них сделали шаги в направлении размещения оружия в космосе. В 2007 году Китай провел испытание ASAT, уничтожив неактивный китайский спутник. Китай стал третьим в мире, кто продемонстрировал возможности противоспутниковой защиты после того, как сверхдержавы, США и Советский Союз, разработали такие возможности во время холодной войны.

В марте 2019 года Индия провела испытание противоспутниковой системы, уничтожив один из своих спутников на высоте примерно 180 миль над поверхностью земли. Международная реакция на испытания Индии была умеренной и сосредоточивалась на необходимости повышения космической безопасности и, в частности, на мониторинге проблемы космического мусора.

Средние державы также приняли активную оборонную политику для развития собственного противокосмического потенциала – технологий, предназначенных для нанесения постоянного или временного обратимого ущерба космическим объектам и их наземным системам поддержки. Например, Франция издала Стратегию космической обороны, чтобы более четко сфокусировать внимание на военно-космической деятельности, которая затрагивает коммерческие, промышленные и геостратегические интересы Франции.

Среди предложенных стратегий была разработка активных и пассивных мер по защите спутников, включая реальную возможность действий в космосе. Великобритания также начала реструктуризацию своей космической организации и возможностей. Хотя британское правительство явно не одобряло развитие противокосмического потенциала, оно признало космос важной областью с созданием в июле Космического командования. Правительство Японии приняло закон о создании новой военной организации для защиты спутников Японии, получившей название Space Domain Mission Unit в составе Воздушных сил самообороны.

Растущая тенденция к размещению оружия в космосе вызывает серьезные опасения по поводу устойчивости и безопасности космоса. Широкая коммерциализация космического рынка, особенно растущая тенденция к запуску коммерческих группировок спутников, усиливает опасения по поводу последствий большого количества космического мусора на орбитах, заполненных спутниками. Следовательно, устойчивость, безопасность и защищенность космической среды важны как для правительств, так и для корпораций.

Испытания и демонстрация противоспутниковой системы в Китае в 2007 году на высоте около 800 ки повысили осведомленность всего мира о проблеме космического мусора. В декабре 2007 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции 62/217 одобрила “Руководящие принципы предупреждения образования космического мусора”, принятые Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях. В декабре 2008 года, через несколько месяцев после того, как Соединенные Штаты уничтожили неисправный спутник США на гораздо меньшей высоте, ЕС предложил международный космический кодекс поведения. Код обсуждался несколько лет, но процесс так и не был завершен.

Тем не менее, заметным результатом этого международного процесса стало воздержание от того, чтобы оставлять ненужные обломки в космосе. Затем последовали другие международные инициативы по управлению глобальной космической деятельностью, в результате чего были разработаны Руководящие принципы ООН по долгосрочной устойчивости космической деятельности. Руководящие принципы были приняты в 2019 году.

Но правовой статус ASAT остается неопределенным. Юридическая дискуссия относительно размещения оружия в космосе восходит к холодной войне. Согласно Договору о космосе 1967 года деятельность и использование космоса преследуются в мирных целях, но договор не определяет мирные цели.

Хотя договор прямо запрещает использование оружия массового уничтожения, такого как ядерное оружие, в космосе и запрещает размещение оружия на небесных телах, он не запрещает милитаризацию космоса. Использование спутников для военной деятельности, такой как разведка, воспринимается многими странами как стабилизирующая и безопасная деятельность, поскольку она предоставляет важную информацию для мониторинга и контроля того, что происходит на Земле. Договор не запрещает эксперименты и демонстрации, подобные тому, что Россия провела в прошлом месяце.

В течение многих лет Россия и Китай выступали против возможного развертывания США оружия космического базирования, в том числе перехватчиков баллистических ракет, особенно после выхода последних из Договора по противоракетной обороне в 2002 году. В этом контексте Россия и Китай пытались продвигать различные инициативы в рамках Комитета ООН по разоружению в Женеве для достижения договора о контроле над вооружениями, который дополнит Договор по космосу и предотвратит размещение оружия в космическом пространстве.

Например, в 2008 году они представили проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, который был неоднозначным в отношении противоспутниковых систем. Позже стало ясно, что предлагаемый договор касается только оружия космического базирования; Противоспутниковые системы и другие наземные системы не были включены.

Эти инициативы не реализовались по нескольким причинам. Во-первых, многие страны восприняли их как попытки продолжить разработку и использование противоспутниковых систем и оружия наземного базирования. Во-вторых, стратегическая напряженность между США, Китаем, Россией и другими менее могущественными странами сделала международное соглашение по этому вопросу лишь отдаленной возможностью.

В официальных заявлениях, сделанных после демонстрации российской противоспутниковой системы в этом году, Москва подчеркнула, что ее шаг был направлен на укрепление ее обороноспособности. Более того, российские официальные лица заявили, что США, Китай и Индия также демонстрировали аналогичные возможности в прошлом. Россия также утверждала, что правительство США отказывается сотрудничать и продвигать предложения России и Китая по соглашениям о контроле над вооружениями в космосе.

В 2017 году Генеральная Ассамблея ООН учредила Группу правительственных экспертов, в которую вошли представители 25 стран, перед которой стояла задача предотвратить гонку вооружений в космическом пространстве, в том числе не допуская размещения оружия в космосе. В марте 2019 года Индия провела тестирование ASAT во время второго раунда переговоров группы. Переговоры завершились без единого мнения. Соединенные Штаты и Россия выразили озабоченность по поводу испытания Индии, но каждая из них продолжала и даже укрепляла сотрудничество с Индией.

Недавнее испытание российской противоспутниковой системы и широкий негативный ответ, который он получил от Вашингтона и его союзников, усиливают важность, которую великие державы придают космической деятельности в контексте их усиливающегося соперничества за мировое лидерство и технологического превосходства.

Исторически сложилось так, что времена интенсивного соперничества великих держав создавали благодатную почву для развития международного регулирования. 1 ноября ООН приняла британскую инициативу, поддержанную США, по созданию Рабочей группы открытого состава для обсуждения этих вопросов и, возможно, даже для формулирования юридически обязывающего соглашения. Инициатива была принята Первым комитетом Генеральной Ассамблеи ООН, который занимается вопросами разоружения и международной безопасности, 163 голосами “за”.

Китай и Россия проголосовали против инициативы, но не исключили возможности своего участия в рабочей группе. Генеральная Ассамблея должна утвердить рабочую группу на своей декабрьской сессии. В случае одобрения группа соберется впервые в 2022 году и снова в 2023 году.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: