Переворот в Кыргызстане – что за ним стоит?

21.10.2020 0 By NS.Writer

Нынешние события, которые после парламентских выборов взорвали ситуацию в Киргизии, были ожидаемы и предсказуемы.

Кризис запустили пандемия Covid-19 и вызванная ею экономическая рецессия на фоне борьбы за власть между региональными группировками, сформировавшихся вокруг авторитетных лидеров и объединённых земляческими, родственными и другими неформальными связями, чисто формально маскирующимися под политические партии. Понятно, что уровень доверия общества к политической власти в Бишкеке традиционно критически низок. При этом европейские эксперты называют Киргизию самым демократическим государством Центральной Азии.

В последних выборах участвовало 16 партий, однако, по версии ЦИК, в парламент попали только четыре: «Биримдик» — 24,5%, «Моя родина Кыргызстан» — 23,88%, «Кыргызстан» — 8,76% и «Единый Кыргызстан» — 7,13%). Все эти партии представляют группы влияния, которые можно назвать «южными». Вкупе с многочисленными сообщениями о фальсификациях и использованием административного ресурса тотальная победа южан возмутила хорошо организованные группы выходцев из северных областей — отсюда и столь быстрая мобилизация протестующих в расположенном на севере Бишкеке.

В результате коротких, но бурных событий 16 октября парламент принял отставку президента страны Сооронбая Жээнбекова. Во внутренней борьбе выиграл премьер-министр Садыр Жапаров, он сегодня возглавляет Киргизию и сосредоточен на подготовке и проведении новых парламентских и президентских выборов так, чтобы удовлетворить основные клановые амбиции и восстановить нарушенный баланс. По рождению Жапаров северянин, но его оппоненты говорят, что он с потрохами продался южанам. При президенте Бакиеве, Жапаров отвечал за кадровую политику. Президент Атамбаев, который упрятал его в тюрьму, из которой их вместе освободили, заявлял, что Жапаров — это человек южных кланов и готовит реставрацию проживающего в Минске Бакиева.

Недавно в Киргизию прилетал замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак. Подробности его встреч с Жээнебковым и Жапаровым не разглашаются. Однако то, что сегодня Россия отказалась предоставлять экономическую помощь Киргизии, пока там не будет наведён порядок, свидетельствует, что в Кремле крайне раздражены тем, что происходит в Бишкеке.

Следует отметить, что на территории Киргизии находится четыре российских военных объекта: 999-я авиабаза в Канте, 954-я испытательная база вооружения ВМФ в Караколе, 338-й узел связи ВМФ и сейсмическая станция РВСН.

В целом Москве сейчас не до Киргизии. Кремль вальяжно демонстрирует, что готов работать с Садыром Жапаровым, впрочем, как согласен и на любой другой «пророссийский» политический режим в Бишкеке.

МишинАндрей Мишин,
Директор Киевского института мирных исследований


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: