Патриарх Варфоломей vs Гундяев: противоборство Второго и Третьего Рима – Украина и геополитика. Эксклюзив

13.07.2021 0 By NS.Writer

Религиозная напряженность знаменует собой новый эпизод политического, культурного и социального разрыва между Киевом и Москвой после аннексии украинского Крымского полуострова в 2014 году и начала вооруженного конфликта между украинской армией и российскими наёмниками. Путин открыто выступил против Патриарха Варфоломея, подчеркнув, что он якобы был спровоцирован США. С тех пор, как Патриарх Варфоломей в январе 2019 года предоставил Украине Томос, то есть документ об автокефалии (самоуправлении), отношения между двумя Патриархатами рухнули: епископы в Москве называют это самым большим расколом в восточном христианском мире за последние столетия. Это событие превратилось в глобальное соревнование за влияние на 200 миллионов православных христиан в мире.

Базирующийся в Стамбуле, известном также и как Константинополь, который был столицей Византийской империи до османского завоевания в 1453 году, Константинопольский Патриарх по каноническому праву является «первым среди себе подобных» и обладает историческим и духовным превосходством над другими патриархами православного мира. Но с этим категорически не согласна Московская Патриархия, которая спит и видит, как узурпировать себе (не имея на то никаких ни исторических , ни юридических оснований, кроме собственной недалёкой гордыньки и пустопорожних амбиций).

Именно поэтому Москва также стремилась повлиять на предлагаемое переименование УПЦ МП в Русскую Православную Церковь в Украине. Представители УПЦ МП передали обращение президенту Владимиру Зеленскому, которое, как сообщалось, якобы подписали более 1 миллиона граждан Украины. Представители российской церкви осудили то, что, по их словам, было преследованием УПЦ МП, и призвали отменить закон, который заставляет УПЦ МП изменить свое название, чтобы более точно отразить его подчинение РПЦ.

В свою очередь, канонический православный лидер Украины Митрополит Епифаний (Думенко), глава ПЦУ, заявил, что Московский Патриархат не признает историческую хронологию событий от Крещения Руси в 988 году великим князем Владимиром Великим. Именно Православная Церковь Украины является Материнской Церковью по отношению к Русской Православной Церкви, продолжил митрополит Епифаний. «По какой-то причине в недавнем заявлении [президента России Владимира] Путина мы услышали, что в Украине, похоже, преследуется Русская Православная Церковь, а не УПЦ [- МП]. Г-н Путин четко подчеркивает и признает, что это Русская Православная Церковь в Украине. Если он признает это своей частью, то он также влияет на это. Потому что Церковь, центр которой находится в самом сердце страны-агрессора, в Москве, не может служить интересам украинского народа», — сказал иерарх.

Поэтому, по словам митрополита Епифания, Московский Патриархат в Украине действует вне закона и религиозных канонов. «Почему они не переименованы в Русскую Православную Церковь в Украине? Они заняли наше название — Украинская Православная Церковь. Меня это удивляет: вы хотите быть частью Русской Православной Церкви, но в Украине вы боитесь, чтобы вас называли этим именем», — сказал митрополит Епифаний в интервью «Религиозной правде».

Вернемся к размышлениям патриарха Варфоломея. По его мнению, «Томос об Автокефалии был актом ответственности со стороны Матери-Церкви по отношению к миллионам наших православных братьев и сестер, которые находились вне Церкви. И, конечно, это не было актом, продиктованным внешними силами или геополитическими интересами». Патриарх сказал, что «Церковь-Мать украинского народа с радостью откликнулась на многочисленные прошения президентов, гражданских властей, даже Рады вашей страны о предоставлении Томоса об Автокефалии. И давайте не будем забывать, что аналогичные просьбы о „полной канонической независимости“, а именно об Автокефалии Православной Церкви Украины, были адресованы Украинской иерархией покойному Патриарху Московскому Алексию II еще в ноябре 1991 года, несмотря на то, что эти просьбы не были канонически представлены Московскому Патриархату, поскольку только Вселенский Патриархат имеет право и ответственность предоставлять Автокефалию в соответствии с канонической традицией и практикой Восточной Православной Церкви.

Предоставление Автокефалии Православной Церкви Украины следует рассматривать за пределами определенных личностей и вне пределов узких национальных интересов, как подлинное духовное средство. Сегодня православные люди в Украине находятся в хорошем каноническом положении и принимают участие в общей Чаше. Теперь, если некоторые не могут принять эту реальность, они должны спросить себя, кто именно нарушает единство в Православной Церкви».

Отчаявшийся представитель Московского Патриархата, бывший политолог-американист и сын советского милиционера Владимир Легойда заявил, что Томос является «документом, порожденным неконтролируемыми политическими и личными амбициями». Он якобы «подписан с нарушением канонов и поэтому не имеет канонической силы», — добавил он в своем заявлении. Другой высокопоставленный чиновник Русской православной церкви, бывший химик, протоиерей Николай Балашов, со своей стороны обвинил Патриарха Варфоломея в том, что он «положил конец всемирному православному братству и лишился права называться духовным лидером».

Лидеры Русской Православной Церкви разорвали отношения с Варфоломеем за признание Украинской Церкви в январе 2019 года и призвали другие православные конфессии продолжать признавать существующую в Украине Церковь, связанную с Москвой. Однако, помимо Вселенского Патриархата и Александрийского Патриархата, Православные Церкви Греции и Кипра признали новую Церковь, что побудило российских лидеров, в свою очередь, разорвать связи с ними. Несолоно хлебавши, РПЦ была вынуждена отступить, а Грецию потрясли шпионские скандалы, прояснившие подлинный статус этой церкви в самой РФ, как всего лишь одного из жандармских отделов…Третий Рим ваш, россияне, пал в 1917 году, а вы реально стали уже вторым Стамбулом, ибо мусульманское население у вас возрастает, а православные храмы пустеют.

Следует сказать, что Русская Православная Церковь является одной из немногих церквей, которая только на словах признает первенство Константинополя в специальном документе. Документ озаглавлен «Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Всемирной Церкви» и был подписан в декабре 2013 года. На самом деле, в интервью глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион (Алфеев), ссылаясь на содержание документа, среди прочего отметил, что: «Нормальная традиция и православная экклезиология отдают первенство чести лидеру Римской церкви после 1054 года в Константинопольской церкви. Первый прецедент в диптихах упоминается как «первый среди равных». Что хотел сказать защитившийся а Великобритании музыкант Илларион, осталось неясным — то ли о своей любви к Папе Римскому, то ли о перспективе московского раскола.

Сам Гундяев заявил о своих претензиях в январе 2021 года , когда независимая Церковь Украины отметила вторую годовщину своего создания в соответствии с Томосом Патриарха Варфоломея I. Многострадальный Патриарх Кирилл, сделавший карьеру в дипломатии КГБ, заявил, что у него есть информация о том, что Варфоломей действовал «под давлением мощных политических сил, исходящих от мировой сверхдержавы», которые стремились ослабить Православие, «оторвав Русскую Церковь от православных христиан Греции, арабского мира и Ближнего Востока». То есть громче всех кричит «Держите вора» сам вор.

Ведь на деле стремится РПЦ МП имени Сталина к Вселенскому господству, например, создает свои епархии за рубежом РФ, стремится присоединить в пику Царьграду греческих раскольников-старостильников, ведет интриги, как мы покажем ниже, и среди послушных ей, но формально независимых православных церквей. Ну и сам Гундяев стремится стать папой православным. До этого ему осталось недалеко, нужно только объявить об уклонении в ересь половины православного мира, и огласить себя блюстителем истины и, соответственно, якобы «вселенским» Патриархом. То есть ересиархом.

Между тем Москва заявила, что предстоящий визит патриарха Варфоломея в Украину «углубит раскол между Русской Православной Церковью (РПЦ) и Вселенским Патриархатом», а также между РПЦ и Православной Церковью Украины (ПЦУ) после предоставления ПЦУ автокефалии Вселенским Патриархатом в 2019 году. По иронии судьбы, этим заявлением Москва, по сути, признала ПЦУ…

До того, как Томос об Автокефалии был представлен в ПЦУ, решение Объединительного Совета 2018 года объединило Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата, Украинскую Автокефальную Православную Церковь и некоторых священников и епископов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата для создания Православной Церкви Украины под руководством митрополита Епифания, который был избран решением Объединительного Собора.

Московский Патриархат опубликовал сообщения о «преследованиях» и «притеснениях» УПЦ МП, возложив вину на ПЦУ. Он также стремился создать беспорядки в соответствии с моделью поведения, наблюдаемой в Черногории. Провокации включали в себя организованные митинги, религиозные шествия и мистифицированные «нападения» на прихожан русской церкви, чтобы создать предлог для общественного возмущения против ПЦУ.

А порою шла и идет и на открытые провокации. Так, 11 декабря 2020 года «Всеукраинское православное братство Святого Архангела Божия Михаила» экстремиста Валентина Лукьяника сожгло чучело Патриарха Варфоломея на Софийской площади. Однако митрополит УПЦ МП Онуфрий (Березовский) 28 января опубликовал письмо, в котором опроверг слова г-на Лукьяника, написав, что «Мы напоминаем вам, что В. Лукьяник и Всеукраинское Православное Братство не имеют никакого отношения к [Украинской Православной Церкви-Московский Патриархат] и не имеют нашего благословения на свою деятельность… Поведение Лукьяника свидетельствует о том, что он провокатор и мошенник, вводящий верующих в заблуждение». Как говорится, чья бы корова мычала, а ваша молчала бы, товарищ Березовский. Уж не вы ли и «благословили» тех фанатиков на такой акт, а потом лицемерно умываете руки?

Москва активизировала свои усилия по дестабилизации ПЦУ после того, как украинское правительство закрыло СМИ, связанные с Виктором Медведчуком, которого недавно генеральный прокурор Украины обвинил в государственной измене за работу в интересах России в Украине.

Иные провокации были зарегистрированы в оккупированном Россией Крыму после празднования Дня Победы 9 мая, который используется РПЦ (и Крымской епархией УПЦ МП) в Крыму для того, чтобы сплотить советскую ностальгию и изобразить ПЦУ как внешнюю угрозу в «ближнем зарубежье» России.

Дополнительное внешнее давление на ПЦУ было оказано со стороны зависимой от России Сербии, где епископ Сербской православной церкви Ириней (Булович) призвал Патриарха Варфоломея созвать всеправославный собор для решения вопроса о каноническом статусе ПЦУ. Этот шаг был сделан после того, как Сербия и Россия раскольно отказались принять участие во всеправославном соборе на Крите в 2016 году, который готовился по меньшей мере 50 лет.

В ответ на комментарии сербского епископа пресс-секретарь ПЦУ архиепископ Евстратий (Зоря) 6 мая написал на своей странице в Facebook: «Скандальное заявление епископа Иринея (Буловича) из Бачки, иерарха Сербского Патриархата, относительно предложений Вселенского Патриарха «отозвать» автокефалию ПЦУ, как предпосылку для «мощного роста» авторитета Патриарха в мире, на самом деле не является его личным мнением, а исходит из Москвы.

«Хорошо известно, что именно епископ Ириней (Булович) активно пытался сорвать участие Сербской Церкви во Всеправославном Соборе 2016 года. Возможно, среди различных иерархов поместных церквей отношение к нему в Константинополе с точки зрения дипломатического неприятия можно сравнить только с главой «дипломатии» Русской Православной Церкви митрополитом Иларионом (Алфеевым).

«Точно так же, как «встреча в Аммане» была вдохновлена Москвой…. Тогда Главы и представители шести православных церквей приехали на межправославное совещание в Амман (Иордания). Среди них в мусульманской стране оказались патриархи Московский и всея Руси Кирилл, Иерусалимский Феофил III, Сербский Ириней, митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, делегации Румынской и Польской церквей. То есть тех церквей, которые в конфликте вокруг создания ПЦУ в разной степери поддержали позицию Русской православной церкви имени Сталина и ее филиала, УПЦ-МП ( а точнее РПЦвУ).

Встреча в Иордании проходила по инициативе подкупленного Москвою Иерусалимского патриарха Феофила, который предложил всем предстоятелям поместных церквей собраться для решения проблемы разногласий православного мира. «От участия в этой встрече отказались Вселенский патриарх Варфоломей, а также Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Элладская, Албанская православные церкви. Варфоломей даже заявил, что Амманская встреча „подрывает устои Православной Церкви“. Об этом он написал в специальном письме Патриарху Иерусалимскому Феофилу, заявив, что это собрание „направлено на свержение установленных норм и отчуждение Православной Церкви от ее церковных устоев“. Последним, кто отказался от поездки в Иорданию, стал Архиепископ Албанский Анастасий, заявивший, что „инициатива исцеления новой реальности несомненно принадлежит Вселенскому патриархату“. Таким образом, он высказал мнение, что такую встречу должен был созывать именно хозяин Фанара. По сути, участие во встрече в Аммане в очередной раз продемонстрировало раскол в мировом православии на „греческую“ и „славянскую“ части».

Так что именно епископ Ириней (Булович) продолжает подпитывать эту мертворожденную инициативу, чтобы продемонстрировать направление своих собственных устремлений. Однако и личность иерарха, и содержание высказывания подобраны таким образом, что могут вызвать только раздражение на Фанаре.

«Само содержание заявления с предложением » отозвать признание’ ПЦУ вообще абсурдно. Равным образом он мог бы немедленно призвать Патриарха передать титул «Вселенского» и Первенство Предстоятелю Русской Православной Церкви. Это было бы практическим следствием реализации экстравагантного призыва епископа Иринея.

«Судя по „амманским“ инициативам и подобным заявлениям, Москва продолжает оставаться оторванной от реальности и пытается втянуть другие церкви в свой фантастический (то есть то же печально известный антихристов) русский мир. Но какими бы прекрасными ни казались такие миры, они не способны заменить реальность. А именно, что ПЦУ является и продолжит быть диптихиальной автокефальной церковью. И всем нужно исходить из этой константы, чтобы из-за непомерных амбиций в конце концов не оказаться у разбитого корыта, как надменная старуха из сказки Пушкина», — написал архиепископ Евстратий. На эту старуху, особенно после разорения банка «Пересвет» и ряда других предприятий всё больше становится похож патриарх Гундяев.

Аналогичные идеи высказал и Варфоломей. В интервью греческой ежедневной газете «Вима» Патриарх защитил свое признание Украинской Церкви как «акт ответственности» по отношению к исключенным христианам. «Любой, кто подрывает права и обязанности Константинопольского Патриархата, ставит под сомнение саму структуру Православия», — сказал Варфоломей, который занимает почетное первенство среди 15 главных Православных Церквей мира. «Я не могу допустить, чтобы православная экклезиология была искажена на алтаре низменных мотивов. И я не имею права отступить ни на шаг».
Патриарх сказал, что ему приятно видеть, как растет новая Украинская Церковь под руководством ее 41-летнего лидера митрополита Епифания Думенко, и заявил, что продолжит осуждать «экстремистские действия», направленные на его очернение и «создание атмосферы напряженности среди народа Украины».

Юлиан Худый, обозреватель


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: