Отель Будапешт. Что означает ссылка Иллариона в Венгрию?

25.06.2022 0 Редакция NS.Writer

Официальный сайт Московского Патриархата сообщил 7 июня 2022 года что митрополит Илларион (Григорий Алфеев) освобожден от должности. Напомним, что с 2009 года он занимал пост председателя ОВЦС (то есть Отдела внешних церковных связей; ранее — «внешних сношений») Московского Патриархата. В роли, которую иногда называют «министром иностранных дел» РПЦ МП, он встречался с Бенедиктом XVI и Папой Франциском.Новым местом служения митрополита станет Будапештско-Венгерская епархия, где он сменит митрополита Марка (Головкова). В сане епископа Венского Илларион уже управлял Венгерской епархией РПЦ в 2003-2009 гг.

Митрополит Будапештский и Венгерский c 7 июня 2022 г.

10 июня в ОВЦС состоялась передача дел. В соответствии с установленной процедурой новый председатель митрополит Волоколамский Антоний (Севрюк), возможно выходец из внутри РПЦ МП имени Сталина принял документы, касающиеся уставной, финансовой и административно-хозяйственной сторон деятельности синодального учреждения. По окончании передачи дел состоялась личная беседа митрополита Антония с митрополитом Илларионом. В тот же день Патриарх Кирилл принял в своей резиденции в Даниловом монастыре митрополита Иллариона, обсудив с ним «актуальные вопросы жизни Будапештско-Венгерской епархии».

Иными словами, ныне митрополит Илларион (Алфеев) покидает Россию. Что произошло? Попробуем разобраться.А для этого нам необходимо вспомнить основные вехи карьеры теперешнего изгнанника. За год, это уже второй случай, когда епископ уезжает из Швабростана.

55-летний Илларион считался одним из ближайших сподвижников ордынского «патриарха», политологи прочили его в преемники главы РПЦ имени Сталина. Известен также он и как автор биографии товарища Гундяева, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей». Сам Илларион связал перемены в его судьбе с «требованиями нынешней общественно-политической ситуации». В воскресенье после литургии в московском храме Святой Троицы на Большой Ордынке, настоятелем которого он был, Илларион попрощался с прихожанами.

В проповеди он пояснил, что причины его снятия с должности ему озвучены не были: «Многих деталей я и сам не знаю. Мне было сказано, что это решение не связано ни с какими-либо недостатками в деятельности отдела внешних церковных связей, или общецерковной аспирантуры, или этого святого храма, или Черниговского патриаршего подворья, или других церковных учреждений, которые я возглавляю», — сказал он во время литургии в День Святой Троицы в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке.Он предложил считать, что его увольнение может быть связано с изменениями в общественно-политической ситуации, и сравнил ситуацию с «крутым поворотом, в который он не вписался».

Возможно, это связано с его политическими взглядами, для оценки которых нам нужно заглянуть на 35 лет назад. Будущий иерарх РПЦ МП в 1984 году окончил школу имени Гнесиных по классу скрипки и композиции и поступил в Московскую государственную консерваторию. В 1984–1986 годах служил в армии. В январе 1987 года оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Вильнюсский Свято-Духов монастырь (Литва). 19 июня 1987 года пострижен в монашество, 21 июня рукоположен во иеродиаконы архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым). 19 августа в Пречистенском кафедральном соборе города Вильнюса рукоположен во иеромонахи. В 1989 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 году — Московскую духовную академию (МДА) со степенью магистра богословия.

Тогда, во время перестройки, будучи молодым иеромонахом, он служил настоятелем православного собора в литовском Каунасе. В январе 1991 года в Литве разыгрались известные трагические события — местные патриоты с антисоветскими взглядами тогда взяли в республике власть, отказались исполнять приказы союзного центра. Чтобы «навести порядок», в республику были введены советские войска.

Именно тогда (за что надо отдать ему честь) отец Илларион фактически поддержал литовских патриотов (которых ныне в РФ именуют нацистами и сепаратистами) и даже вполне справедливо сравнил советских солдат-оккупантов со сталинскими палачами, которые в 30‑е годы занимались массовыми репрессиями. Несмотря на очередную «смену вех», то есть реабилитацию и реставрацию сталинизма в Швабростане, владыка Илларион не изменил свою позицию (в отличие от политических проституток из митрополит-бюро) — в ряде своих интервью он по-прежнему столь же смело и прямо говорил о преступной роли СССР в литовских событиях начала 90-х.

Надо сказать, современная независимая Литва (член НАТО И ЕС) по достоинству оценила позицию священнослужителя — в благословенные 1990‑е годы его наградили литовской медалью «За мужество и самопожертвование». И он до сих пор не отказался от этой справедливо заслуженной награды.

А в последнее время Илларион пытался показать истинную роль высшего советского руководства в ВОВ. Например, справедливо утверждает, что «Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством». Иными словами, вл.Илларион стал активным проводником правильной (но де факто запрещенной в РФ) историософской концепции, согласно которой современный путинский Швабростан — это право-продолжатель тоталитарной советской империи зла, несущей равную с Третьим рейхом ответственность за войну и геноциды мирного населения со всеми вытекающими отсюда политическими и экономическими последствиями Не удивительно, что глава Отдела внешних церковных связей получил в «православных» (то есть среди так называемых российских шовинистов — имперцев) кругах прозвище «власовца в рясе». А это уж скорее комплимент, чем оскорбление.

Вернемся к его биографии. В 1993 году окончил аспирантуру МДА при Отделе внешних церковных сношений Московского патриархата. В 1993 году был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание». В 1995 году защитил диссертацию с присуждением степени доктора философии Оксфордского университета (PhD, а не Dr.hab, заметим, то есть обычного кандидата наук, по-нашему).

С 1995 года работал в отделе внешних церковных связей Московского патриархата, в 1997-м возглавил секретариат по меж-христианским связям. Решением Священного синода от 27 декабря 2001 года избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии (в Великобритании). 14 января 2002 года возведен в сан епископа. В июле 2002 года возглавил представительство РПЦ МП при европейских международных организациях. В 2003 году стал епископом Венским и Австрийским. 31 марта 2009 года назначен епископом Волоколамским, возглавил Отдел внешних церковных связей. В апреле 2009 года возведен в сан архиепископа, в феврале 2010-го — в сан митрополита.

С 2009 года митрополит Илларион вёл на канале «Россия-24» авторскую передачу «Церковь и мир». В ней он озвучивал мнение по современным проблемам, обсуждал актуальные темы с ведущими, политиками, деятелями искусства и другими гостями, а в конце программы отвечал на вопросы зрителей. За 12 лет передача вышла более 550 раз, а позицию Иллариона стали воспринимать как официальное мнение Церкви.

В частности, в январе 2022 года митрополит Илларион призвал запретить в России секс-шопы. Владыка назвал их узаконенным развратом. «Мы можем сказать своим чадам, что посещение таких магазинов непозволительно, но заставить государственные власти вообще закрыть такие магазины или регулировать вывески, которые на них, или рекламу, которая на них, мы, к сожалению, не можем», — говорил тогда Илларион. Ну а в Венгрии их много, там он вынужден будет отмалчиваться

В качестве главного дипломата Русской Православной Церкви митрополит Илларион посещал международные католические мероприятия. В декабре 2021 года он встретился с Франциском в Ватикане. Встреча породила надежду на вторую встречу между Папой и товарищем Гундяевым. Но от планов отказались после 24 февраля.

В интервью в январе, перед началом полномасштабного российского вторжения в Украину, он выразил несогласие с войной, сославшись на потери от предыдущих конфликтов. «Во-первых, давайте вспомним, какой ценой Россия выиграла эти войны. Цена — миллионы жизней. Во-вторых, давайте помнить, что каждая война приносит людям неисчислимые бедствия… Мы также должны помнить, что исход любой войны непредсказуем. Можно ли считать, что Россия выиграла Первую мировую войну? Вспомним, с каким энтузиазмом вступала в нее Россия, какими патриотическими чувствами сопровождалось вступление Российской империи в эту войну. Мог ли кто-нибудь тогда представить, что через три года Россия рухнет?… По всем этим причинам я глубоко убежден, что война не является методом решения накопившихся политических проблем». Но позже митрополита Иллариона обвинили в том, что он не осудил прямо полномасштабное вторжение в Украину. Товарищ Гундяев, его непосредственный начальник, столкнулся с резкой критикой за свою позицию в отношении войны и едва избежал включения в секционный список Европейского Союза после сообщения о противодействии со стороны Венгрии, одного из 27 государств-членов ЕС. Тем не менее, этот глашатай массовых убийств попал в британский список.

Таков один аспект проблемы. Антисоветская и скрытая антивоенная (что и сейчас не утратило актуальности) позиция вл. Иллариона (несмотря на неприятие нами других его действий — интриг против ПЦУ в Ватикане и не только) реально достойна уважения.

В широких кругах он считался преемником тов. Гундяева. Илларион представлял условно-либеральную часть РПЦ МП имени Сталина. Но именно сейчас (не только в связи с войной против Украины) даже условные либералы оказались в проигрыше, что закономерно. Ведь РПЦ МП — не церковь, а политбюро во всей своей красе, где недовольные политикой и курсом «партии и правительства» изгоняются на периферию, это что угодно, только не религия, и не церковь. Для него это резкое понижение в должности и влиянии.

Церковная партия войны с характерными для неё просоветскими попами-мракобесами, благословляющими нео-нацистов на зверства и освящающих (это не фейк) ракеты «сатана» сейчас оказалась на первых ролях. Её духовным гуру стал «духовник антихриста», лже-митрополит Тихон (Шевкунов), известный кремлевский угодник и графоман, сочиняющий расходящиеся миллионными тиражами по всему Мордору антихристианские мазохистские сказки (болотные тома, или «Несвятые святые»). Если Илларион тоже писал книги (хотя пусть и компилятивно-реферативные), то, в отличие от Тихона, у Иллариона все-таки сохранялось (хотя бы номинально, на бумаге) верное понимание того, чем является Христианство. Видимо, опыт жития на благословенном Западе не позволил ему (как Тихону и его адептам) окончательно слететь в псевдо-Православие, где от Христианства осталась только упаковка из обрядов, утративших свое прямое назначение, и «благочестивой» фразеологии.

Смеем предположить, что интриги лже-митрополита Тихона (Шевкунова, известного в узких кругах как «подслушник Шептунов») довершили дело. Если Гундяев-старичок выпьет новичок, то именно мракобес Тихон займет его место. А для это необходимо вовремя устранить конкурента, как идеологического (то есть антисоветчика и умеренного пацифиста), так и политического.

Вторжение в Украину в феврале 2022 года нарушило баланс в Русской православной церкви, когда Гундяев открыто встал на сторону Путина. «В этой новой ситуации митрополит Илларион дистанцировался от заявлений Кирилла либо потому, что имел наказ от патриарха проявить эту открытость — но потом зашел слишком далеко, — либо потому, что сам занял эту позицию. Православные СМИ предположили, что в последние месяцы митрополит Илларион стремился отойти от патриарха Кирилла. Но при этом Илларион сидел в тени, не высказывался. Так рассуждает о причинах отставки митрополита Иллариона (Алфеева) с поста главы Отдела внешних церковных сношений лишённый сана протодьякон всея Орды Андрей Кураев. Такое поведение казалось санкционированным самим Гундяевым, «чтобы был какой-то незапятнанный человек, который был бы выездным, не под санкциями, который мог бы встречаться с западными политиками и религиозными деятелями». Но теперь, выходит, эта версия рухнула. Создается впечатление, что Илларион поплатился как раз за излишнюю политическую осторожность.

Скорее всего, Кураев прав и в любом случае отставка Иллариона некоторыми может быть истолкована в положительном ключе. Потому что хотя и имеющий по отдельным вопросам правильные суждения, но постоянно требующий у государства денег то на строительство храмов в пустых деревнях, то на создание «стабильного источника доходов» митрополит Илларион выглядел не слишком убедительно. Так что война стала последней каплей. Однако Илларион становится митрополитом Будапешта и всея Венгрии, территории, которую он хорошо знает, потому что был ее администратором в 2000-х.

В прощальной беседе с московскими прихожанами вл. Илларион также выразил надежду, что он и члены его общины «не потеряют друг друга навсегда», а «на время расстанутся». Венгрия выглядит как ссылка отчасти потому, что там очень небольшая православная община — менее четырёх тысяч человек. Но, может быть, это почётная миссия по установлению более тесных связей с руководством Венгрии и Евросоюза?

Товарищ Гундяев («агент Михайлов») конечно, в гневе, что Евросоюз рассматривал санкции против него как таковые. Они не были приняты, но сам факт, что не удалось предотвратить рассмотрение этого вопроса! Естественно, что виноват тут Илларион. В журнале Московской патриархии в приказе об освобождении Иллариона от должности не употребляется обычная формулировка «с благодарностью за понесенные труды», что может быть признаком опалы. Но все-таки такой сценарий маловероятен.

Заметим, что Будапештско-Венгерской епархией, которая теперь будет под надзором митрополита Иллариона, с 1989 по 1996 год занимался нынешний патриарх. Поскольку Иллариона отправляют все-таки не совсем в Тьмутаракань, а в Евросоюз, и к главному союзнику РПЦ и личному другу патриарха Кирилла, премьер-министру Венгрии Орбану, смысл этой отставки в другом.

Смысл в выводе Иллариона из подозрений в сотрудничестве с Кремлем. При этом Орбан считает себя единственным государственным лидером европейских консерваторов, а Илларион становится таким личным посланником патриарха Кирилла в Евросоюзе для выполнения всех деликатных политических миссий, которым не нужна публичность. Митрополит Илларион ни разу не высказывался в поддержку военной кампании, он всегда обходил эту тему насколько возможно в публичных высказываниях, а в своей телепередаче и вовсе игнорировал происходящее. Учитывая, что он занимал высокую должность, очевидно, что делал он это неспроста и хотел уйти. Не могу знать, что творилось у него внутри в смысле его личных убеждений, но его действия показывают, что он хотел уйти.

Илларион никогда не был сторонником «дискурса русского мира»; у него, скорее, устойчивая репутация «борца за традиционные ценности», он все время старался выстраивать транснациональные консервативные альянсы.

Но его отстранение не означает, что Илларион в будущем не будет играть важной роли в Русской Православной Церкви. Особенно в её тайных делах, например, отмыве денег на берегах Дуная, или интригах против ПЦУ.

Каков бы ни был просвещённый Илларион, какие книги, и(ли) музыкальные произведения он не писал, но российская интеллигенция заканчивается на хуторе Михайловском, а русская демократия (и все её отцы) на украинском вопросе. Если Илларион не отказался от литовской медали, то вряд ли он откажется от креста доктора богословия, который ему выдал епископ Мукачевский и Карпатский Виктор (Бедь), активный сторонник украинской церковной и государственной независимости. От Будапешта до Чопа ходят поезда, можно заехать на Закарпатье, прочитать там парочку лекций, и(ли) провести презентацию книги. Но вопрос: примут ли его там? Думается, что нет. А как-то раз именно в Чопе епископа-интригана еще во времена Австро-Венгрии рыбой отравили…

Эксклюзив

ВерстянюкИван Верстянюк, Newssky


Поделиться статьей:

                               

Подписаться на новости:




В тему: