От общих ценностей к общей обороне: Чего ждать Киеву от нового премьера Японии. Эксклюзив

05.10.2021 0 By NS.Writer

4 октября 2021 года, лидер правящей Либерально-демократической партии Фумио Кисида возглавил японское правительство.

Кисида считается надежным и опытным руководителем, с жесткой позицией по отношению к Китаю и территориальному спору с Россией. Ему 64 года, он из Хиросимы и, как это часто бывает в Японии, потомственный политик. В свое время депутатами были и его отец, и его дед. Сам Кисида, проработав несколько лет банкиром, сначала был секретарем у отца, потом сам избрался в парламент в 1993 году. В 2007-м он перешел в правительство и с тех пор успел поработать на разных должностях, включая министра по проблеме Северных Территорий (так японцы называют Южные Курильские острова). Предыдущей вершиной его карьеры был пост министра иностранных дел, на котором он продержался почти пять лет, с 2012 по 2017 год — очень долгий по японским меркам срок.

Жесткий диалог с Москвой

За свою долгую карьеру Кисида не раз плотно работал с Россией. Во главе МИДа он отвечал за реализацию курса премьера Абэ «на сближение с Москвой». Абэ тогда пытался установить доверительные отношения с Путиным, продвигал экономическое сотрудничество и показывал, что готов закрыть территориальный спор в обмен на возвращение только двух из четырех островов, на которые претендует Япония. Кисида не раз встречался со своим российским коллегой Сергеем Лавровым и, как говорят, выпил с ним немало саке и водки. Тогда курс на сближение с Россией вырабатывал не японский МИД, а узкий круг советников премьера во главе с исполнительным секретарем Такая Имаи. Как министр в правительстве Абэ Кисида лояльно старался реализовать поставленные кабинетом цели, но не было секретом, что он далеко не был согласен с такой пророссийской политикой. Если верить японским СМИ, Кисида однажды сказал, что «вокруг премьер-министра Абэ есть люди немного с другой планеты».

Скорее всего, Кисида пересмотрит ту позицию по территориальному спору, которую занимал Абэ. В 2018 году тот согласился активизировать переговоры на основе советско-японской декларации 1956 года, где речь идет о передаче Японии только двух островов после заключения мирного договора. Кисида вернется к традиционному курсу, его заявления по этому вопросу не оставляют большого пространства для толкований: «Я продолжу усилия по возвращению четырех островов». Кисида также подчеркивает, что без разрешения территориального спора нельзя заключить мирный договор.

Но самая неприятная для Москвы сторона нового премьера Японии состоит в том, что Кисида — жесткий сторонник Четырехстороннего диалога по безопасности Quad между Японией, США, Индией и Австралией, концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», а также выражает заинтересованность в тесном взаимодействии Японии сальянсом AUKUS. Этот военно-политический блок имеет выраженный проамериканский характер как стратегия для сдерживания не только китайской, но и российской экспансии. Целью этой стратегии, как говорится в рассекреченном в начале 2021 года правительственном документе, является «сохранение стратегического превосходства США» в регионе. Сергей Лавров уже выразил «обеспокоенность», что Азиатско-Тихоокеанский регион с созданием Quad, а теперь и AUKUS, пытаются «переформатировать» в «Индо-Тихоокеанский», то есть исключающий и Россию, и Китай.

Однако Кисида отказывается комментировать возможность размещения ядерного оружия, что неудивительно для политика из Хиросимы. В 2016 году он организовал визит Барака Обамы в Хиросиму — первый в истории визит президента США в город, пострадавший от американской атомной бомбы. По словам Кисиды, Япония не намерена следовать примеру Австралии и закупать атомные подводные лодки. Хотя пацифистом его тоже не назовешь: его будущий кабинет рассмотрит возможность покупки оружия, позволяющего Японии наносить удары по базам противника за рубежом. В одном из интервью The Wall Street Journal Кисида уже заявлял, что Японии необходимо подумать о создании потенциала для нанесения ракетных ударов по возможным противникам, включая Китай и Северную Корею.

Кисида полностью разделяет подходы своих однопартийцев к вопросам безопасности, в большинстве выступающих за то, чтобы удвоить оборонный бюджет Японии до 2% ВВП, и поддерживает размещение американских ракет средней дальности на японской территории.

К оборонному союзу с Украиной

Фумио Кисида, в отличие от большинства японских лидеров, придает большое значение защите прав человека. Он пообещал назначить специального советника по правам человека и призвал выступить против режимов, пренебрегающих универсальными ценностями «свободы, демократии, верховенства закона и прав человека».

Следует отметить, что по мнению большинства японских экспертов, действия Пекина требуют более пристального внимания, поскольку Китай ведет себя подобно России, пытаясь изменить мировой порядок. Российский вооруженный захват Крыма и агрессию на Донбассе они сравнивают с развертыванием Китаем экспансионной политики в регионе Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей. Такие действия Москвы и Пекина не должны считаться отдельными региональными явлениями, их стоит рассматривать как общие вызовы для всего демократического мира, к которому относятся Япония и Украина. Именно здесь японцы ищут пространство сотрудничества с Украиной в сфере безопасности.

Японцы были обеспокоены попыткой приобретения украинской стратегической компании «Мотор Сич» китайскими инвесторами и приветствовали решение относительно наложения СНБО санкции против них.

Когда японские эксперты упоминают о гибридных угрозах России, зеленых человечках, и попытке изменений статус-кво, то утверждают, что Китай хорошо изучает эти российские действия и пытается применять их в Азии. В Азии наблюдается аналог российских «зеленых человечков» в Крыму, а именно — китайские «синие человечки», которые появляются на Южно-Китайском море в виде рыбаков, но на самом деле находятся под контролем официального Пекина. Такие явления являются общими угрозами для Украины и Японии.

По заявлению Кисиды, озвученному еще летом 2014 года, в качестве министра иностранных дел Японии во время встречи с Петром Порошенко, Япония относится к Украине как к европейской, демократической, свободной стране, которая стремится стать членом Евросоюза, пытается установить верховенство права и разделяет много общих ценностей с Японией. Именно поэтому Токио поддерживает Киев. С другой стороны, Китай, как и Россия, ищет пространство для своей выгоды в таких странах как Украина, которая является бывшей республикой СССР и имеет общее коммунистическое прошлое, которая еще не стала членом ЕС и в которой еще не царит верховенство права. То есть Токио и Пекин тянут Украину к противоположным путям порядка и развития.

Япония наложила санкции против России, несмотря на то, что позапрошлый премьер-министр Синдзо Абэ после 2014 года продолжал «дружески» встречаться с президентом РФ Владимиром Путиным, и такие встречи проводились 27 раз. Кисида же с начала российской агрессии в Украине, последовательно отмечает, что его страна настаивает на необходимости уважать суверенитет и территориальную целостность нашей страны, а также на скорейшем разрешении конфликта.

На базе общих ценностей в ближайшей перспективе, Украине стоит предложить Японии новые форматы диалога, к примеру: «Люблинский треугольник плюс Япония», «Украина — Япония — Индия» или «Украина плюс QUAD», ведь Китай и Россия являются общими вызовами для Японии и Украины.

«Япония заверяет в своей сильной поддержке Украины», — неоднократно повторял Фумио Кисида, в качестве министра иностранных дел Японии с 2014 по 2017 год. А значит, сегодня Украине и Японии стоит усиленно сотрудничать, чтобы эффективно защищать мировой порядок от вызовов со стороны агрессивных авторитарных режимов, согласно логике конструирования новой «сети безопасности».

МишинАндрей Мишин,
кандидат политических наук, международный обозреватель, советник по политическим вопросам


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: