Осечка вышла: Россия позорится на рынке оружия

17.11.2020 0 Редакция NS.Writer

Российские СМИ постоянно вещают о том, что РФ якобы завоевала мировой рынок «оборонки» благодаря новейшим образцам высокоточного оружия. Но так ли это на самом деле?

| Newssky.com.ua

Если верить громким заявлениям «Рособоронэкспорта», то РФ вроде бы как сохраняет свои лидерские позиции, несмотря на острую конкуренцию со стороны таких супердержав как США и Китай. В числе потенциальных «бестселлеров» называют продукцию предприятий, входящих в «Ростех»: бронетехника на платформе «Армата», самолёт пятого поколения Су-57Э, вертолёт корабельного базирования Ка-52К, модернизированный Ми-28НЭ холдинга «Вертолёты России», Зенитно-ракетная система «Антей-4000» и т.д.

По данным российских СМИ, за последние 20 лет «Рособоронэкспорт» добился немалых успехов: мол, начиная с 2000 года, было заключено свыше 26 тысяч контрактов с партнерами из 112 стран мира, а общая стоимость экспорта составила более $180 млрд. Но что означают эти цифры? На каком основании можно верить в такую «оружейную» статистику?

Как показывает анализ, сегодня в мире происходит смена поколения вооружений. И, технологически отсталая Россия, пытается «втюхивать» устаревшие образцы военной техники другим странам. Об этом свидетельствуют громкие скандалы, которые происходят с той или иной российской техникой после её продажи другим странам. К примеру, дилетантское обслуживание со стороны поставщиков из РФ привело к тому, что Бразилия осталась без боеспособного крыла ударных вертолётов Ми-35М и успела вовремя отказаться от крайне сомнительной сделки на приобретение российских зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1».

А совсем недавно (13 ноября) россияне снова опозорились на весь мир: новосибирский аэропорт Толмачёво закрыли после аварийной посадки крупнейшего в мире самолёта Ан-124-100. Причиной аварии стал отказавший двигатель Д-18Т, который стал разрушаться во время полёта. Почему это произошло, догадаться несложно: после вторжения России в Крым и на Донбасс произошло прекращение военно-технического сотрудничества с Украиной. В итоге «Ан-нушки» были плохо отремонтированы на авиазаводе «Авиастар-СП» в Ульяновске. Таким образом, аварийная посадка в Новосибирске произошла из-за нелицензионного обслуживания «крыльев Родины» с использованием контрафактных запчастей.

Впрочем, удивляться нечему: на протяжении многих лет на авиазаводах РФ при сборке новых машин использовали несертифицированные детали, в том числе «бэушные». Об этом стало известно ещё в 2007 году, когда в Либерии установили причину гибели российского Ми-8МТВ-1: крушение произошло из-за разрушения лопасти рулевого винта, который отлетал три ресурса благодаря «обновлению» (путём удаления старого клейма номеров лопастей и нанесения новых, в соответствии с другими паспортами).

Ещё один скандал возник в 2019 году: тогда стало известно о том, что Воронежское авиастроительное объединение поставляло для нужд авиации РФ детали из несертифицированного авиационного титана. Эти детали использовались на самолётах Sukhoi SuperJet 100, многострадальном МС-21, перспективном Ил-112В и даже на президентском Ил-96-300ПУ. Учитывая, что подобные «грешки» могут отпугнуть потенциальных заказчиков из других стран, прокремлёвские СМИ пытаются спрятать все эти неудачи под маской больших успехов «Рособоронэкспорта».

Но ни какие пиар-акции не могут на словах «доказать» то, что происходит на самом деле. Устаревшая «оборонка», доставшаяся Росси в наследство от развала СССР, не позволяет ей держаться на лидирующих позициях: не могут господа-россияне похвастаться ни качеством, ни высокой технологичностью своей продукции. Поэтому те страны, которые приобретают столь дорогой «металлолом» у РФ, волей-неволей превращаются в заложников: однажды закупив продукцию у «Рособоронэкспорта», они вынуждены поддерживать технику, делая новые заказы у россиян. Но, увы, ничего хорошего из этого не получается.

В России нет такой чёткой системы госконтроля над оружием, как в большинстве развитых государств. Например, во Франции на рынке оружия основной контроль делает ведомство DGA (Direction generale des armements), существующее при министерстве обороны страны. В США само минобороны непосредственно участвует в экспортных операциях, действуя через госструктуру, название которой переводится как «управление помощи в целях безопасности». Продажи американских товаров военного назначения осуществляются либо в рамках государственной программы экспорта вооружения (если договор заключается на правительственном уровне), либо по коммерческой линии (если договор заключается правительством страны-импортёра непосредственно с фирмой-производителем закупаемого оружия).

Если в эпоху СССР существовал хоть какой-то контроль качества, то в путинской РФ его практически нет. Зато там процветают другие «успехи»: воровство и халтура, проявляющиеся во время тех или иных чрезвычайных происшествий. И подобные «чрезвычайки» будут, увы, продолжаться. Особенно, если учесть, что российский рынок оружия продолжает хвастаться своими «прорывами» в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Персидского залива.

Денис Веселов, IDS Kronos

Поделиться статьей: