Обновленый Альянс и гарантии для России

01.07.2022 0 By NS.Writer

Как саммит НАТО в Мадриде стал отправной точкой для переосмысления роли Запада в современном мире

Президент Турции Реджеп Эрдоган обращается к представителям СМИ во время пресс-конференции на саммите НАТО в Мадриде 30 июня

НАТО + 2 и тюрецкий интерес

За день до начала мадридского саммита, во вторник, 28 июня, Тюрция (потому, что Türkiye, а не Turkey) сняла возражения на вступление в Альянс Швеции и Финляндии. Как и предполагалось, в ходе этого торга целей у Анкары было две: во-первых, укрепление своих позиций в НАТО, и, во-вторых, демонстрация миру растущего политического веса Тюрции. Это должны были увидеть как тюрецкие избиратели, так и дипломатические ведомства стран, в которых у Тюрции есть существенные интересы. Включая, кстати, и Россию.

Обе цели были достигнуты — при том, что реальные уступки тюрецким требованиям носят, скорее, символический характер. Но символика на Востоке — а Тюрция, в основном, укрепляет и расширяет свои позиции в восточно-ордынском направлении, имеет первостепенное значение.

В итоге, Эрдогану подыграли публично, всеми способами подчеркнув значимость Тюрции в НАТО. Главы МИД трех стран подписали Меморандум, в котором подтвердили «непоколебимую солидарность и сотрудничество в борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях». Финляндия и Швеция заявили о поддержке Тюрции по всем вопросам, связанным с защитой ее национальной безопасности. Анкаре также пообещали не поддерживать курдов из YPG/PYD и РПК, и FETO Фетхуллаха Гюлена — чего, впрочем, ни Финляндия, ни Швеция напрямую никогда не делали. Было обещано и внимательное рассмотрение всех тюрецких запросов об экстрадиции подозреваемых в терроризме — «оперативно и тщательно, принимая во внимание информацию, доказательства и оперативные данные, предоставленные Тюрцией, в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче».

Несмотря на отсутствие конкретики по курдской и гюленовской проблематике Меморандум можно трактовать как дипломатическую победу Анкары. Тем более, что он содержит и пункт об отказе от оружейных эмбарго между тремя странами.

Вопрос об оружейных эмбарго — отдельный и особый. Эмбарго на продажу оружия Тюрции со стороны ряда стран ЕС было введено в 2019 году, после вторжения тюрецкой армии в Сирию, которое сама Тюрция считает антитеррористической операцией. А США в том же 2019 году приостановили контракт на поставку Тюрции F-35 (было поставлено 4 штуки для обучения пилотов) в ответ на закупки Анкарой российских С-400. При этом, Associated Press, комментируя Меморандум, заключенный между Тюрцией, Швецией и Финляндией, сообщило со ссылкой на анонимного представителя американской администрации, что хотя Вашингтон и сыграл ключевую роль в организации переговоров, Анкара в связи с ними не поднимала вопрос о пересмотре американской позиции по F-35. Позиция же США сводится к прекращению военно-технического сотрудничества с Россией, и отказу от С-400 на вооружении. К примеру, Тюрция могла бы передать их Украине — впрочем, это означало бы полный разворот от Москвы.

Были ли достигнуты какие-то негласные договоренности между Анкарой и Вашингтоном сказать сейчас трудно. Весьма вероятно, что и были, хотя о резком разрыве отношений Анкары с Москвой речи сегодня нет. С другой стороны, в резком разрыве сегодня не заинтересованы ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне. И там, и там Тюрцию рассматривают как посредника в ходе будущих переговоров, хотя в настоящее время и не видят для них каких-либо возможностей.

Саммит в Мадриде

Прошедший с 29 по 30 июня саммит с самого начала был назван «историческим и трансформационным». Это действительно так, поскольку помимо вступления в НАТО двух традиционно нейтральных стран — напомню, что Финляндия была нейтральной 75 лет, а Швеция — аж с 1834 года, в ходе саммита был принципиально пересмотрен общий подход Альянса к России.

Старая концепция, 2010 года, в которой Россия рассматривалась как партнер НАТО сегодня безнадежно устарела. К тому же расширение Альянса до 32 стран, и увеличение протяженности границы между НАТО и Россией с 1200 до 2500 км., кардинально изменили ситуацию.

В новой Стратегической концепции НАТО Россия названа «самой значительной и прямой угрозой безопасности союзников и миру и стабильности на евроатлантическом пространстве». В качестве системных инструментов московской внешней политики в ней упомянуты тайная подрывная деятельность, агрессия, аннексия и ядерный шантаж.

Далее, в документе констатируется, что военная победа Украины, а также ее утверждение в качестве сильной и независимой страны принципиально важны для «стабильности евроатлантического пространства». При этом, как выступавшие на саммите официальные лица, так и комментаторы-эксперты постоянно подчеркивали, что Россию необходимо победить именно военным путем, и что НАТО будет поддерживать Украину на этом пути настолько долго, насколько это будет необходимо.

«Очень важно обеспечить поражение России на Украине, – заявила глава МИД Великобритании Лиз Трасс в своем выступлении на саммите. — Это важно для существования безопасности, свободы и демократии в Европе. И это единственный путь, которым мы сможем достигнуть длительного мира в Европе. Некоторые говорят, что есть возможность переговоров, пока российские войска все ещё в Украине, но я думаю, что это даст нам ложный мир и приведёт к дальнейшей агрессии в будущем. Мы должны выучить уроки прошлого: мюнхенский сговор был неудачен в попытке установить длительный мир в Европе. Я настаиваю на том, что сначала нужно победить Россию, а потом вести переговоры».

В новой Стратегической концепции также перечислены семь смертных грехов основных угроз, которым в ближайшем будущем предстоит противостоять Альянсу. Помимо РФ, как таковой, занявшей первое место, в семерку вошли терроризм «во всех его формах и проявлениях»; конфликты и нестабильность в Африке и на Ближнем Востоке; Китай, что стало заявкой НАТО на выход за пределы евроатлантической проблематики; злонамеренные действия в киберпространстве, и в сфере высоких технологий; разрушение системы контроля над вооружениями, что порождает угрозу использования «химических, биологических, радиологических и ядерных материалов или оружия против НАТО враждебными государственными и негосударственными субъектами», и, наконец, изменения климата.

Нетрудно заметить, что Россия так или иначе задействована, по меньшей мере, в шести пунктах этого списка: как спонсор множества террористических организаций и группировок, а также непосредственный заказчик и организатор террора; как творец мирового продовольственного кризиса, который вызвало ее нападение на Украину, и который Москва сознательно пытается усугубить, надеясь таким образом получить поддержку ряда слаборазвитых стран, зависимых от поставок продовольствия; как инструмент Китая, с помощью которого Пекин пытается снизить западную поддержку Тайваня, использовав войну в Украине как отвлекающий фактор; как глобальный торговец оружием, снабжающий им наиболее враждебные Западу режимы, и, наконец, как постоянный организатор хакерских атак и воровства опасных технологий.

Таким образом, Москва признана не только первой в списке, но и главной угрозой для Запада.

Хотя Альянс в настоящее время избегает прямого военного конфликта с РФ, он явно готовится к такому конфликту в будущем, рассматривая его если не как неизбежный, то, по меньшей мере, вполне вероятный. Так, в первый день саммита, 29 июля, президент США Джо Байден в ходе встречи с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом объявил о существенном усилении американского присутствия в Европе. Количество американских эсминцев, постоянно находящихся на американо-испанской базе Рота будет увеличено с 4 до 6; в Польше развернут штаб Пятого армейского корпуса США, для обеспечения лучшего взаимодействия войск США и НАТО на восточном фланге Альянса; в Великобританию направят две дополнительные эскадрильи F-35, а ПВО Германии и Италии значительно усилят; в Румынии разместят ротационную бригаду в составе трех тысяч военнослужащих и двух тысяч гражданского персонала. Кроме того, уже к следующему году численность сил быстрого реагирования НАТО будет увеличена с 40 до 300 тысяч. Наконец, следующий саммит НАТО в 2023 году пройдет в Литве, как в государстве, находящемся под наибольшей угрозой российского нападения.

Саммит также продемонстрировал провал московско-китайских надежд добиться уступок от Запада при помощи растягивания его ресурсов на два ТВД, украинский и тайваньский. В Москве определенно надеялись, что КНР уже в обозримом будущем рискнет на силовое решение тайваньской проблемы, и это отвлечет внимание США от Украины, вынудив снизить объемы помощи. В свою очередь, в Пекине явно рассчитывали на то, что реакция США в случае нападения на Тайвань будет смягчена их занятостью Украиной.

Но Москве и Пекину ясно дали понять, что США готовы к конфликту и на двух ТВД одновременно. Помимо Джо Байдена на саммит прибыли президент Южной Кореи Юн Сук Ёльи премьер-министр Фумио Кисида. Их трехсторонняя встреча на полях саммита формально была посвящена опасениям по поводу ядерной угрозы со стороны КНДР — но sapienti sat, и в Пекине наверняка все прекрасно поняли (вопрос о том, остались ли sapienti в лавровском МИДе оставим за кадром). А, чтобы китайцам все было еще понятнее, США, прямо перед саммитом, внесли в санкционный список пять компаний из КНР за поддержку российского ВПК «до и во время вторжения в Украину».

Общий итог саммита выглядит для Украины очень оптимистично. Запад усвоил уроки Мюнхена. Компромиссов с Москвой не будет — хотя слом РФ, имеющей ядерное оружие, и станет крайне сложной задачей. Тем не менее, такая задача Западом поставлена, и Украину определенно не оставят с российскими агрессорами один на один.

Что касается гарантий для России, о которых так любит говорить Лавров, то Россия их уже получила. Москве гарантированы нарастающее давление, экономическое удушение, а в финале — разгром и капитуляции. Украину такие гарантии, несомненно, также устроят.

Эксклюзив

«Ильченко»Сергей Ильченко, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: