Не газом единым. Вторжение в Украину повлечёт вторую «арабскую весну»

12.02.2022 0 By NS.Writer

Продовольственная безопасность в опасности

Путин запугивает ЕС угрозами в духе «а если не будут брать — отключим газ». Но вторжение РФ в Украину повлечёт за собой куда более серьёзные последствия в виде дефицита и роста цен на мировых сельскохозяйственных рынках. А ведь цены на продовольствие и так бьют рекорды — по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), они достигли 10-летнего максимума в 2021 году.

Украина является четвёртым по величине поставщиком продовольствия в Евросоюз. Как сказано в отчёте за период январь—сентябрь 2021 года, который опубликован на сайте Европейской Комиссии, «основные источники импорта агропромышленной продукции в ЕС в первые восемь месяцев 2021 года включали Бразилию, Великобританию, США, Украину и Китай. На эти страны приходилось 36% импорта агропромышленной продукции в ЕС в стоимостном выражении».

По данным Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, в страны ЕС имеют право экспорта 380 украинских предприятий, среди них 162 предприятий-производителей продукции для потребления человеком и 218 предприятий-производителей непродовольственной продукции. Украина за 9 месяцев 2021 года увеличила экспорт в ЕС на 50% — до $21,8 млрд, тогда как за 9 месяцев 2020-го было $14,7 млрд.

В прошлом году Украина поставила на зарубежные рынки 50,8 млн т зерна — это в 3,7 раза больше, чем годом ранее. Так, кукурузы было экспортировано 24,7 млн т, объёмы экспорта пшеницы составили 20,1 млн т, поставки ячменя — порядка 5,7 млн т, экспорт ржи достиг 137 тыс. т. Крупнейшими покупателями украинского зерна в 2021 году были страны Азии, Африки и Европы. В десятке крупнейших покупателей: Китай (с 2018 года Пекин увеличил закупки зерна из Украины почти в 5 раз — до $2,55 млрд), Египет ($1,386 млрд), Турция ($918 млн), Индонезия ($750 млн), Испания ($645 млн), Нидерланды ($552 млн), Иран ($533 млн), Пакистан ($355 млн), Ливия ($342 млн), Тунис ($306 млн).

Опрошенные Politico эксперты считают, что Евросоюз, вероятно, будет в состоянии адаптироваться «к немедленному шоку» прекращения поставок агропромышленной продукции из Украины. Но «потенциально большая стратегическая озабоченность зависит от ещё более важной роли Украины как поставщика на Ближний Восток и в Северную Африку». Эксперты называют дефицит продовольствия одной из причин революций «арабской весны», и ЕС стоит опасаться нестабильности в регионе.

В комментарии изданию директор брюссельского офиса Украинской ассоциации бизнеса и торговли (UBTA) Назар Бобицкий отметил, что «с точки зрения продовольственной безопасности конфликт с Украиной становится ещё одним важным вопросом, почему его не должно быть, почему его следует избегать». И напомнил, что 88% европейского подсолнечного масла, 41% рапса и 26% мёда из Украины.

Однако, как пишет Politico, «риски для продовольственной безопасности пока не находят отклика в Брюсселе». Как заявил изданию один из чиновников Еврокомиссии, «потенциальный конфликт находится в поле зрения отделов комиссии, которые занимаются геополитикой и безопасностью. DG AGRI [департамент сельского хозяйства ЕС] не было поручено что-либо делать по этому вопросу». Не было этой темы и в повестке дня министров сельского хозяйства ЕС.

В комментарии Politico исполнительный директор российской агропродовольственной консалтинговой компании «СовЭкон», специализирующейся на Черноморском регионе, Андрей Сизов сказал, что после аннексии Крыма и оккупации части Донбасса произошёл «значительный рост цен» на агропромышленную продукцию, в частности, «примерно на 20% к мировым ценам на пшеницу».

Опрошенные изданием эксперты предупреждают, что дефицит и рост мировых цен на зерно может привести к серьёзным социальным волнениям и конфликтам. «Революции [арабской] весны начались в 2011 году, после того как Россия запретила экспорт [зерна] в 2010 году, — в частности, напомнил Андрей Сизов. — Это определённо был не самый большой и единственный драйвер, [но] это был спусковой крючок». С ним согласен Назар Бобицкий, который отметил, что «в результате [дефицита предложения] есть риск второстепенных факторов — миграция, локальные конфликты и прочее. Так что ЕС придётся иметь с ними дело в среднесрочной и долгосрочной перспективе».

С учётом этого, мир должен быть заинтересован в том, чтобы военного вторжения России в Украину не случилось — пожалуй, даже больше, чем сама Украина, которая восьмой год находится в состоянии войны с Россией — агрессором, оккупантом, спонсором международного терроризма.

Рассчитывать на то, что РФ спокойно оккупирует Украину — полностью или частично — а европейцы будут и дальше спокойно рассуждать о «repolitik», покупать российские газ и нефть и украинское зерно, вряд ли стоит. Придётся Франции и Германии вводить продуктовые карточки, а самим «путиферштеерам» и любителям договариваться — вместо того, чтобы выгуливать своих мопсов, с пяти утра становиться в очередь в boulangerie. Трудно представить, как будут работать железные дороги, элеваторные хранилища и морские порты после вторжения России, что будет с украинским агропромышленным бизнесом и прочее, и не будут ли украинские партизаны пускать вагоны под откос…

А надеяться на то, что Россия заменит Украину на мировом рынке агропромышленной продукции не стоит. Уже сейчас в РФ говорят о провале посевной кампании из-за роста цен на энергоносители, которые повлекли рост цен на всё, в том числе удобрения, отсутствия рабочих рук, приостановку льготного кредитования и тому подобное.

Эксклюзив

Вера Перовская


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: