Не будут любить — отключим газ. Почему нельзя поддаваться на энергетический шантаж Москвы

05.09.2022 0 By NS.Writer

И, если поддаваться на шантаж нельзя — то, что следует делать?

Не будут любить — отключим газ. Почему нельзя поддаваться на энергетический шантаж Москвы

В минувшую субботу, на КПП Леушены, молдавские таможенники обнаружили в микроавтобусе, ехавшем из России, флаги с символами Z и V, запрещенными в Молдове, и камуфлированную экипировку с этими символами, изображениями танков, и надписью из словаря русского нацизма «Сила в правде». Груз был изъят. Водитель, имеющий двойное, Молдовы и России, гражданство, и ехавший на молдавских номерах кружным путем, в объезд Украины, въезжая в Молдову со стороны Румынии, задержан, и дает показания.

В этот же день около 70 тысяч человек вышли на протест в Праге, требуя отмены антироссийских санкций, как наносящих ущерб чешским бизнесменам, а также прекращения поставок оружия в Украину. Какой процент из этих 70 тысяч составили русские, постоянно проживающие в Чехии, официальные новости умолчали. Но, по свидетельству пражан, граждан России с чешским видом на жительство там была примерно треть, а, возможно и больше.

Оба эпизода, разные по значимости и масштабу — части одной картины. А на картине — начало очередной московской спецоперации по раскачке Европы в зимний период.

Чего добивается Москва?

Москва прямо связала объем газовых поставок в Европу и цены на поставляемый газ с уровнем поддержки Украины. Больше поддержка — меньше объем поставок, и газ дороже. Не хотите — не берите: ГАЗПРОМ сожжет лишний газ на границе с Европой, и уже его сжигает, примерно на $300 млн. в месяц (по российским данным). Либо, если сумеет, продаст газ, а также и нефть в Китай, или Индию — в тех объемах, в которых их еще берут. Да, он продаст их по бросовой цене, но европейским странам, помогающим Украине отражать российскую агрессию, российский газ не достанется.

Когда-то это могло сработать. Но проблема Москвы сегодня в том, что Европа, с какого-то момента, перестала поддаваться на газовый шантаж, по крайней мере,на уровне большинства европейских политиков. Коллективная Европа в лице членов ЕС, и кандидатов на членство, приняла политическое решение помочь Украине, и установить нерушимую границу России с Европой по линии российско-украинской границы 1991 года. Но это требует усилий, прежде всего, военных. Твердые границы России проходят только там, где она терпит тяжелое военное поражение, безо всякой надежды на реванш — и это подтверждает вся российская история.

Сейчас Россия, потеряв возможность влиять на европейских политиков прямо, хочет повлиять на них снизу, через рядового европейского избирателя. Для этого рядовых европейцев хотят приморозить, организовав нехватку газа и электроэнергии, затем огорчить большими счетами, вздув на нее цены, и, наконец, вытолкнуть на уличные протесты, пообещав дешевый газ в обмен на сдачу Украины.

И, чтобы эта спецоперация прошла успешно, российская агентура ведет сейчас предварительную раскачку ситуации. Она сеет панику в связи с якобы грядущей энергетической катастрофой, готовит оргкомитеты будущих протестов и завозит необходимый для них реквизит. Протесты которые мы видим сегодня в Чехии и в Молдове — только репетиции того протестного вала, который Москва хочет обрушить на улицы европейских городов в зимний период.

Насколько реален энергетический коллапс в Европе?

Именно коллапс, на грани, или за гранью гуманитарной катастрофы, в Европе абсолютно нереален. Евросоюз хорошо подготовлен даже к полному прекращению Россией поставок газа. Благодаря частичной диверсификации поставок газовые хранилища в ЕС уже заполнены примерно на 80%, в Германии — на 85%. Но цены на энергию, тем не менее, резко выросли. И, именно из-за роста энергетических цен, зима будет не катастрофической, но очень тяжелой. На энергию завязаны решительно все цены, и, значит, жизнь в Европе обязательно будет дорожать.

Причем, дорожать она будет именно в Европе, поскольку средняя по разным мировым регионам цена объема газа, необходимого для выработки 1 BTU (BTU, британская тепловая единица, примерно равна 252 cal), в последнее время существенно колеблется. Так, для Северной Америки она составляет $6.60, для Восточной Азии — $32.00, а для Европы — $68.00. Такой огромный разрыв в энергетических ценах бьет, среди прочего, и по европейскому бизнесу, делая его неконкурентоспособным.

Вообще говоря, «средние цены» — это «средняя температура по больнице». Цены по долгосрочным договорам обычно ниже спотовых цен на бирже, где свободные объемы газа продают «здесь и сейчас». Но не будем вдаваться в эти детали, а зададимся тремя вопросами:

  • Откуда такой разрыв в ценах по регионам? Почему не произошло рыночного выравнивания цены, путем предложения дополнительных объемов газа туда, где на него есть оплачиваемый спрос?
  • Почему газ резко подорожал именно в Европе?
  • Что будет дальше?

Причины подорожания

Разрыв в региональных ценах обусловлен логистикой и политикой. Газ, как известно, можно транспортировать двумя способами. Либо по трубам, что дешевле, но требует постоянной инфраструктуры, которую от точки к точке не развернешь. Либо танкерами-газовозами, в сжиженном виде, что уже дороже, и для чего тоже нужна сложная инфраструктура: газ нужно сжижать, грузить на танкеры, принимать с них и подавать снова в виде газа в трубопровод, либо доставлять к потребителю наземными газовозами в жидком виде.

В любом случае, подача газа из одного пункта в другой, от скважины к потребителю, вещь очень консервативная. Переподключить потребителя к новому источнику газа, или источник газа к новому потребителю сложно. Это затратно по деньгам, и требует времени, измеряемого годами.

Полвека назад Европа, поддавшись на мираж «мирного сосуществования», сделала ставку на русский газ. В 70-х, это выглядело перспективно: сравнительно недорого и относительно надежно. Возить газ танкерами из США, или с Ближнего Востока, выходило дороже, обстановка в СССР казалась стабильной и предсказуемой, альтернативных месторождений поблизости открыто еще не было.

В принципе, покупать газ у СССР было можно — отчего бы и нет? Правда, с оговоркой: не увеличивая зависимость от московских газовых поставок до критического уровня. Но европейцы пренебрегли советами Рональда Рейгана, и позабыли историю своих отношений с московитами. Между тем, Россия всегда стремилась стать монопольным поставщиком важного сырья, чтобы затем, получив исключительное положение,побуждать покупателя уже к политическим уступкам. Над русскими салонными разговорами о том, что «вот мы перестанем им продавать», меха, лес или хлеб — и они, там, у себя в Европе, вымрут от холода или голода, сатирики иронизировали еще в XIX веке. Иными словами, нынешнюю ситуацию можно было предвидеть и десять, и двадцать и тридцать лет назад.

В современной ситуации Россия стала использовать европейскую газовую привязку для прикрытия своих военных авантюр: в Чечне, Молдове, Грузии, Сирии, Украине. Какое-то время Европа шла у Кремля на поводу, уж очень сильна была ее газовая зависимость и высока цена от отказа от нее. И только после после начала войны в Украине, в 2014 году, Европа стала всерьез задумываться о диверсификации поставок.

Но европейская география, имевшиеся месторождения, уже существовавшая логистика и возможности построить новые пути — все это, в сумме, вело к тому, что российский трубопроводный газ оставался самым дешевым вариантом. Естественно, в том случае, если цены на него не вздували искусственно. Новая логистика, проходящая через территорию многих государств, требовала больших затрат, сложных политических решений и масштабных мер безопасности. А Кремль, используя все возможные рычаги, от локальных военных конфликтов до прямого коррумпирования европейских политиков, стремился затруднить снижение европейской зависимости от своих газовых поставок.

Словом, отказ от российского газа шел тяжело. К тому же, в Европе, выдавая желаемое за действительное, долгое время надеялись, что Кремль образумится, и прекратит агрессию, вернувшись к мирному бизнесу. Это было заведомо невозможно из-за самой природы московского режима, деструктивной и глубоко враждебной всему миру. Но европейцам очень хотелось верить в мирное сосуществование и выгодный бизнес с Москвой. Включая и тех, кому по должности было положено не верить слепо, «потому что очень хочется», а думать, анализировать, изучать суть проблемы и просчитывать варианты. Иными словами, нынешний ценовой кризис — прямое следствие серии грубых провалов европейских политиков и экспертов, попавшихся на газовую наживку Кремля.

С началом 24.02.22 горячей фазы войны в Украине Европа ускорила переход на нероссийские источники снабжения газом, и на пути доставки газа, не проходящие через Россию. Это стало одним из способов финансового воздействия на Кремль, с целью, по меньшей мере, затруднить ему ведение войны. В ответ Россия стала искусственно снижать газовые поставки, делая это быстрее, чем европейцы успевали строить новую логистику, от альтернативных источников газового снабжения.Это и вызвало нынешний всплеск европейских цен.

Будет ли подорожание постоянным? В среднесрочной перспективе — нет, не будет. За прошедшие полвека открыто много новых месторождений газа, с возможностью создания удобной логистики. В перспективе 3–4 лет цены на газ для европейцев могут масштабно снизиться. Устойчивое снижение начнется с весны-лета 2023 года. Таким образом, нынешняя зима 2022–23 годов — последний шанс для Кремля осуществить успешный газовый шантаж. И, можно не сомневаться, что Кремль использует этот шанс по полной программе.

Терпеть или уступить?

Каждый, кому случалось сталкиваться с шантажом знает, что уступка требованиям шантажиста способна только разжечь его аппетиты. Правильный способ обращения с шантажистом — причинять ему боль и ущерб в ответ на каждое требование. Не просто не поддаваться на шантаж и держать удары, а жестко атаковать в ответ. Нельзя бояться шантажиста, он сам должен начать бояться вас. И ничья, win-win в этом случае недопустима. Шантажист должен быть добит. Если его не добить, то он, оправившись, рано или позднопредпримет новую попытку.

Что получит Европа, уступив России Украину? Прежде всего, она получит дикий геноцид украинцев на всей захваченной Россией украинской территории. Геноцид такого масштаба, перед которым побледнеют злодеяния Пол Пота, Иенг Сари и династии Кимов, вместе взятые. Гитлер рядом с этим геноцидом будет смотреться как расхулиганившийся мальчишка, которого довольно просто строго отчитать. Вся реальная история России состоит из геноцидов покоренных народов, с целью окончательно сломить их сопротивление. Именно украинцы пережили не менее десятка российских геноцидов, включая Голодомор 30-х годов XX века, который Запад, выгодно торгуя тогда с большевиками хлебом, предпочёл тогда не заметить. Хлеб этот, к слову, был отобран у умиравших от голода украинских крестьян.

Готова ли Европа не увидеть очередного геноцида украинцев и сейчас? Готова ли она вытолкнуть назад, в оккупированную русскими Украину, на верную смерть, миллионы украинских беженцев, и не пустить к себе новых? Готова ли она годами дышать запахом миллионов трупов казненных и уморенных голодом украинцев, сжигаемых русскими в крематориях, работающих на дешевом российском газе?

Но и это еще не все. В Москве открыто говорят, что следом за Украиной Молдова и три страны Балтии тоже должны быть завоеваны, присоединены к России и подвергнуты санации в российско-имперском духе, с уничтожением всех нелояльных Москве элементов. Там, в этих странах, если их тоже сдать в обмен на дешевый газ России, будет происходить ровно то же, что сейчас происходит в оккупированной части Украины: фильтрационные лагеря для гражданского населения, казни тех, кого оккупанты сочли нелояльными, изъятие детей у нелояльных оккупантам родителей. А для лояльных — равнодушие оккупантов, голод и холод, и гуманитарная катастрофа грядущей зимой. Реальность такова, что большая часть украинцев, которая не сможет, тем или иным способом, выбраться с оккупированных русскими территорий, этой зимы просто не переживет. Готова ли Европа согласиться и на это в обмен на дешевый газ: кинуть в московскую топку не только Украину, но и еще четыре страны, три из которых — члены НАТО?

Но и это не все! Следующей целью Кремля намечена Польша. А Чехию,в столице которой 70 тысяч митингующих призывали капитулировать перед Москвой, Кремль проглотит походя, просто за компанию, даже не вникая особо что именно он жрет, Чехию без гарнира, или привычно сервированную Чехословакию. Москва заявляет об этом открытым текстом. Чехи, вы точно этого хотите?

Кремль будет продолжать экспансию до тех пор, пока его не остановят силой оружия. Это данность, и от нее никуда не деться. Так не лучше ли делать это прямо сейчас, не сдавая ему больше ничего? Лучше? Но тогда придется не поддаваться на газовый шантаж Москвы, и вытерпеть высокие цены на газ нынешней зимой. Ключом к победе над тёмной силой нелюдей является единство.

Чем можно утешить европейцев? Во-первых, такая зима будет все же единственной. После нее возможностей для газового шантажа у Кремля уже не останется — окно возможностей для него закрывается буквально на глазах. Цены на энергоносители резко пойдут вниз уже с весны. Во-вторых, жителям Европы, за счет солидной социальной подушки, будет все же легче, чем украинцам. Главный ад Кремль планирует устроить зимой именно в Украине, системно уничтожая всю украинскую энергетику, включая АЭС, и выбивая трансформаторные и газораспределительные станции. Но украинцы, уже точно зная, чем им грозит оккупация, сдаваться не собираются, хотя им и придется очень тяжело.

Наконец, в-третьих, и это главное: Россию неизбежно ждет капитуляция, а следом за ней и расплата. Уже сейчас российская армия воюет в Украине старым советским оружием, и бросает в бой уголовников, амнистированных взамен на согласие воевать, поскольку других желающих уже не осталось. Конечно, Россия рухнет не завтра, но она уже надломлена. Год-два, может быть, три, и Россия заплатит за все. И не только за преступления, совершенные в Украине, но и за то, что было совершено ей ранее и в других местах. И за тяжелую европейскую зиму, со всеми убытками, которые понесут европейцы, Россия тоже заплатит.

Чтобы это случилось, нам всем нужно сплотиться, выстоять и свернуть шею московскому нацизму, как когда-то свернули ее нацизму гитлеровскому. Затем, посадив главарей на скамью подсудимых в новом международном трибунале, выставить остальной России суровый, но справедливый счет.

В том числе — и за газ.

Эксклюзив

«Ильченко»Сергей Ильченко, для Newssky

 


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: