Назад, в будущее?

08.09.2020 0 By NS.Writer

Цели крупных и не очень военных учений, которые Россия проводит вот уже несколько десятилетий, излагаются в их планах и, как правило, озвучиваются как или геополитические, когда в чем-то предостерегают международное сообщество, или как менее масштабные, касающиеся отдельных тактических вопросов вплоть до испытания какого-то вооружения или отработки действий подразделений. Опять же, и те, и другие — «в назидание недругам».

Не исключение и начавшиеся в июле 2020 года командно-штабные учения Российской Федерации «Кавказ-2020». Они — «стратегические», потому что, по мнению Кремля, даже их продолжительность должна не только обратить на себя внимание международной общественности, но и произвести на неё должное впечатление. А как же иначе? Ведь активная фаза «Кавказа-2020», рассчитанная на две недели, будет разворачиваться в сентябре и подводить итоги многомесячных военных манёвров военнослужащих сухопутных войск, морского флота, авиации, артиллерии, военной полиции, десантных войск, морской пехоты и т.д. О выделенных на это из госказны средствах можно лишь догадываться. Вероятно, ими можно решить многие проблемы государства с образованием, медициной. Но обитатели Кремля об этом даже не упоминают. Ведь на кону, по их мнению, репутация РФ, которую иначе, чем оружием не поддержать. Ну и внимание российскогонарода издавна привыкли переключать именно таким образом, заклиная в СМИ, что «против нас ополчился весь мир», «мы должны быть готовыми дать отпор» и прочее, прочее, прочее …

Тут уместен небольшой пример из недавней российской истории, который как бы объясняет российскую традицию проводить СКШН. Но не в русле напористости «русского мира» и кремлёвского бряцания оружием. Он касается одной из сравнительно недавних российско-чеченских войн, когда ныне почившему и похороненному на Троекуровском кладбище в Москве генералу Льву Рохлину было поручено с боем захватить чеченскую столицу Грозный. Приказ он выполнил, но позже в узком кругу с болью в душе рассказывал, с каким трудом для выполнения поставленной задачи формировал два батальона из состава целого армейского корпуса! («Едва наскрёб…»). Подготовленных солдат и опытных офицеров в соединении было в обрез…

То есть, тогда в России о полноценной армии не было и речи. Поскольку с распадом Советского союза боевые части практически оставались в местах расположения западных округов, перейдя в подчинение бывшим советским республикам, а из населения российских глубинок набрать достойного личного состава, чтобы обучить его в сжатые сроки было невозможно. Почти невозможно.

С тех пор в РФ интенсивно создаются вооружённые силы, проводятся «разнокалиберные» военные учения. С обязательной при этом обработкой личного состава, родившегося и выросшего после распада СССР. Так армии создаются во всех без исключения странах…

Исходя именно из таких фактов, кремлёвское руководство нынче сколачивает воинские части, дивизии, армии, пытается вооружать их и обучать, в том числе с помощью боевых действий за пределами РФ. В Украине — в том числе. Ну и параллельно «решая» проблемы геополитики, возникающие вследствие аннексии Крыма, участия в войне на украинском Донбассе, а ранее — в Приднестровье, Грузии. При этом Кремль, образно выражаясь, громко стучит кулаком по столу в ГА ООН, не воспринимая замечания и призыва международного сообщества действовать в рамках международного законодательства. В том числе и в отношении Крымского полуострова.

Кстати, об усилиях России легитимировать Крым. Они тоже бывают не просто неожиданными — а как говорится, из ряда вон! Так, с конца прошлого месяца у границ Украины проводятся ещё такие учения, как «международный конкурс «Глубина», которым заинтересовались представители Гвинеи и Мозамбика. Не углубляясь в «конкурсные» подробности, отметим, что эти страны являются членами ООН. Поэтому обязаны уважать и выполнять требования, принятые в 2014 году Генассамблеей ООН о территориальной целостности Украины и милитаризации Крыма. В противном случае их граждане, принимая участие в конкурсе, нарушают нормы международного права и украинского законодательства. Как пренебрегают всем этим и участники учений «Чистое небо», организованных Россией на Ейском полигоне, расположенном на берегу одного из заливов Азовского моря. Во время этих учений приглашённые россиянами коллеги из Беларуси, Узбекистана, Пакистана, Лаоса, Камбоджи и Вьетнама во время манёвров, в частности, преодолевали всевозможные препятствия и обстреливали БПЛА и вертолёты. И это невдалеке от украинских границ, где ещё в 2014 году учения российских военных приблизительно в тех же местах закончились совместным с «дэнээровцами» нападением на Юго-Восток Украины с целью пробиться к порту Новоазовск…

Что стремятся показать на таких учениях россияне своим гостям, каким опытом делятся? По мнению принимающей стороны, т.е. России, само участие иностранных военных в «Чистом небе» демонстрирует, что не все считаются с резолюциями ГА ООН, осуждающими боевые действия войск РФ. Или что со временем в мире на эти резолюции просто закроют глаза, полагая, что в похожих случаях вполне могут и готовы действовать по примеру России. Как тот же Вьетнам, взывающий сегодня к мировому сообществу за поддержкой, не соглашаясь с политикой своего соседа — Китая — хозяйничающего в международных водах на Дальнем Востоке и не реагирующего на возмущение своих соседей. Видно, двойные стандарты становятся сегодня делом привычным, «удобноваримым», особенно когда это касается кого-то другого, вследствие авантюрной политики соседей теряющего свои законные территории? Или РФ удаётся кого-то убедить в правильности своей политики по захвату чужой территории?

Нельзя также не отметить ещё одно «новшество» сегодняшних военных учений РФ. Недавно Кремль вдруг осознал, что параллельно с обработкой мирового сообщества не следует пренебрегать внутригосударственной пропагандой. В том числе — в войсках! Чтобы личный состав вдруг не усомнился в необходимости принимать участие в боевых действиях, получая увечья или погибая не только на своей, но и чужой территории. Так, в ходе подготовки к СКШН «Кавказ-2020» военные психологи провели на кораблях тренинги с целью «откорректировать состояние членов экипажей, научить их справляться со своими эмоциями в общении с сослуживцами». Но поскольку это не гарантирует надёжность действий личного состава, то вначале сентября военнослужащим Южного военного округа предложено написать… диктант на тему Великой Отечественной войны! Якобы это поддержит в войсковой среде духовную составляющую, повысит сознание солдат и офицеров, укрепит дух и веру в то, чем им предстоит заниматься на учебных полях. И не только учебных…

Кто-то усомнится в эффективности такой затеи, будут и такие, кто поверит, что только написанием исторического диктанта можно поддержать боевой дух военнослужащих. Но если в войсках РФ полагают, что целесообразно использовать именно такое «обучение», то вывод напрашивается один — Кремль опасается осечки в своей деятельности по укреплению «русского мира» и исчерпал всю его идеологическую составную. Поэтому как бы двинулся, как говорится, «назад, в будущее».

Майкл Кудрявцев, старший научный сотрудник IDS Kronos


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: