Может ли быть международный закон единым для всех?
03.06.2024Эксклюзив. Здесь мы вступаем на тонкий лёд, поскольку по официальным западным представлениям, сформированным на основе признания равенства всех культур и народом, ответ, несомненно, утвердительный. Но такая концепция неразборчивого равенства в последние десятилетия демонстрирует полную неэффективность. Его, в частности, продемонстрировало и превращение Сектора Газы в крепость ХАМАС, занявшее несколько десятилетий и проходившее на глазах у всех. Включая Нетаньяху в его бытность премьером.
Чтобы разобраться в ситуации, нам придется немного отступить в сторону, и проследит за событиями, происходившими одновременно с работой группы экспертов, на основе выводов которых Хан подал свой запрос.
24 мая Международный суд ООН в Гааге (ICJ), также известный как Всемирный суд, постановил, что Израиль должен незамедлительно прекратить военное наступление и другие действия в Рафахе, которые могут представлять опасность для палестинцев. А также обеспечить доступ в сектор Газа специалистов для расследования обвинений в геноциде и открыть контрольно-пропускной пункт на границе сектора с Египтом для поставок гуманитарной помощи. Решение вынесла коллегия из 15 судей в рамках обращения ЮАР, обвинившей Израиль в геноциде. Документ поддержали 13 из них. О предпринятых мерах, согласно решению суда, Израиль должен отчитаться в течение месяца, то есть, до 24 июня.
ICJ – это не МУС, а совершенно другой суд, с юрисдикцией над всеми членами ООН и с функцией урегулирования споров между государствами-членами. Правда, его решение может быть подвергнуто сомнению по формальному признаку: Палестина не является полноправным членом ООН, а Израиль не признаёт её как государство. Но такая вилка судебных дел, в МУС и в ICJ одновременно, крайне неприятна для Израиля.
А что вдруг ЮАР проявила активность? А там приближались выборы (29.05) и правящий 30 лет Африканский национальный конгресс впервые не набирал абсолютного большинства в парламенте. Немного отвлекаясь: и не набрал, набрал только 40%, поскольку 30 лет движения за расовое равноправие переплелись с неэффективным управлением и коррупционными скандалами.
Второе место у партии «Демократический альянс» (22%), далее «Копьё нации» (15%) и «Борцы за экономическую свободу» (9,75%). У АНК 159 мандатов при минимально необходимом 201, и, с учетом политических раскладов, коалиция предстоит адская.
ЮАР – типичная страна «глобального Юга»: здесь могут не любить США, но к Европе относятся вполне позитивно, и хотят жить как на Западе. Местные мусульмане, в основном выходцы из Индии, вполне вестернизированная публика, но поддерживают палестинцев просто из мусульманской солидарности, не особо вникая в тонкости ближневосточной политики. И АНК попытался по быстрому получит приток голосов мусульман перед выборами, но ему это не очень-то и помогло.
По той же причине – из-за возросшего веса мусульманских общин, с которым приходится считаться, по всему миру, включая Европу, идет постепенное признание Палестины. За последние месяцы число признающих её стран выросло со 138 до 146, включая Норвегию, Ирландию и Испанию. Конечно, везде свои расклады, и, канцлер Шольц, к примеру, отвечая на вопросы журналистов в Португалии, заявил, что сейчас у правительства Германии нет оснований для признания Палестинской автономии в качестве отдельного государства – но, тем не менее, процесс идёт. Кстати, Израиль признают только 160 стран. Конечно, есть очень разные страны, и признание Израиля имеет совсем иной вес. Но, тем не менее, тенденция для Израиля очень тревожная.
Тут бы самое время публично вспомнить, что в Израиле есть вполне лояльная к нему часть мусульманской общины, наряду с нелояльной. И вытащить её, лояльную, на всеобщее обозрение в качестве довода для адвокатов Израиля – но и это, увы, не получается. Лояльных мусульман в Израиле показывают как-то странно, издали и на мгновение, не позволяя рассмотреть подробно. Потому, что при подробном показе откроется вся картина, с нелояльными мусульманами тоже. И эта картина не оставит камня на камне от расхожей версии демократии западного типа, сражающейся со средневековым варварством.
Реальность, увы, сильно иная: Израиль в основе своей тоже вполне себе средневековая теократия, немного прикрытая демократической вывеской, откуда она прёт на свет, как тесто из квашни. Более того, эта демократическая вывеска в последние годы трещит по швам, и Нетаньяху возглавляет попытки её демонтажа. Справедливости ради надо сказать, что сам он не столько религиозен, сколько маневрирует, стремясь удержаться в премьерском кресле, поскольку на нём висит уголовное дело с реальным сроком отсидки и исчерпанными возможностями для апелляции, и премьерский иммунитет – последняя соломинка, спасающая его от тюрьмы.
Читайте также: Рождение нации. Почему Израиль отмечает юбилей протестами и гражданским расколом
К слову: судебную реформу, за которую сошлись в схватке демократическая и теократическая часть израильского общества, теократы всё-таки продавили. О разработке Конституции давно уже нет и речи – но это, опять-таки, в сторону от темы. Тема просто такая, специфическая – очень много от неё ответвлений, не упомянуть которые невозможно.
На практике схватка двух средневековых, в своей основе, государств, спроецированных в наши дни, приводит к тому, что внешне продвинутый и формально-демократический Израиль оказывается неспособен выстроить последовательную политику замирения палестинцев, поддаваясь сторонним влияниям и мечась из крайности в крайность. Сейчас, когда ситуация дошла до края, он упирается перед всем миром, но всё-таки уходит от её реальной оценки – очень уж неприятные вещи при этом всплывут.
Вместе с тем, в ситуации, сложившейся в Секторе Газы виноват не только Израиль. И, если прокурор МУС запросил ордер на арест Нетаньяху, то почему он не запросил ордера на чиновников БАПОР, которая буквально проросла членами ХАМАС? Почему на запросил ордера на верхушку ООН, начиная с Гутерриша, которая не просто не замечала этого, а покрывала и покрывает руководство БАПОР? Или это ещё впереди? Ну что ж, ждём.
Проблема в том, что вытащить этот клубок ебущихся змей и гадюк на свет можно только одним куском. Вина Нетаньяху при этом будет очевидна, в дополнение к уже тянущейся за ним уголовщине. Но не только Нетаньяху –множество политиков и чиновников со всего мира окажутся причастны к преступлениям – или к политическим ошибкам, которые, как известно, ещё хуже. Как следствие, вокруг Сектора Газы возник международный заговор молчания: все боятся, что эта история, вытащенная на свет в полном объёме, погребет также и их.
В то же время ХАМАС, действуя, в целом, открыто, на глазах у ООН, и во многом на деньги БАПОР, которые распределялись через него, успешно истребил в Секторе Газы всех несогласных с ним, и выстроит гигантские подземные коммуникации. Именно эти коммуникации ЦАХАЛ и долбит уже восьмой месяц, с огромными потерями среди гражданского населения, которому некуда бежать, и без особого успеха.
А что Израиль? А Израиль смотрел на это строительство, занимаясь маневрированием в арабском лабиринте, включая Катар, через который шел один из потоков финансирования ХАМАС. Впрочем, не самый главный, главный шёл из Ирана. Кстати, Иран против Израиля, как такового, ничего не имеет. Он против прозападного Израиля, и, установись в Израиле открытая теократическая диктатура, по тегеранскому образцу, Иран будет его лучшим другом, и даже поможет разрулиться с палестинцами. В Израиле такое невозможно? Ай, бросьте, ещё как возможно. Это вы просто забыли, каким был Иран при Пехлеви. Вполне себе светским был, но с некоторыми изъятиями из демократии в силу политической целесообразности. Другими, чем в Израиле, но, тем не менее, сходство есть.
А что оппоненты Израиля, защитники палестинцев? Выходцы из «Глобального Юга» в том числе укорененные на Западе, или коренные обитатели Запада, воспринявшие идеологию Глобального Юга, что, в общем-то без разницы. В том числе и те из них, кто вошёл в число 13 судей ICJ, требующих прекратить операцию в Рафахе, которую нельзя прекратить, не добив, по меньшей мере, все организованные формирования ХАМАС, после чего только и можно будет заняться примирением с условно-мирными жителями Сектора Газы.
Плохо, конечно, что эти условно-мирные жители гибнут в ходе израильской операции, но что прикажете делать? Может быть, надо не останавливать операцию, а эвакуировать гражданских, пропустив их через сито, отделяющее условно-мирных от безусловно-немирных? Но только куда? В Израиль – просто некуда. В соседние арабские страны, где так переживают за палестинцев? А они категорически против. Этот нюанс ICJ предпочёл не заметить, хотя мог бы обратиться с призывом к соседним государствам-членам ООН о предоставлении площадок для эвакуации. Мог бы даже обязать их к этому своим решением. Но не стал, ограничился упоминанием только Израиля и требованиями к нему. И нужно быть крайне наивным человеком, что бы полагать это непреднамеренной ошибкой, порожденной непониманием ситуации.
Всё на Глобальном Юге о происходящем в Секторе Газы прекрасно понимают. Иной вопрос, что европейски ориентированная риторика Глобального Юга – лишь способ легитимизации выгодного ему перевода своей позиции на язык европейской культуры, к представителям которой они апеллируют. Позиция же Глобального Юга/Востока очень проста: хотим жить богато и комфортно, как на Западе, но возложив связанные с этим обязанности исключительно на Запад, и пользуясь только западными правами без обязательств. А это невозможно.
И апелляции жителей Газы или их представителей к Западу, с требованием признать за палестинцами западный стандарт прав человека авансом, лишена смысла. Потому, что сначала вестернизация и только потом ее плоды, и не все подряд, а в соответствии с уровнем достигнутой вестернизации сознания. Любой другой подход ведет в пропасть: плоды вестернизации присваиваются группой племенных вождей. Вождей же в первую очередь интересует оружие, которое они немедленно обращают против своих подданных и соседей. Апеллируя при этом к мультикультуральным догматам об уникальности и равноправии своей культур-мультур – что, собственно, мы и наблюдаем в Секторе Газы. Или в России – там та же схема, только с ядерной бомбой.
Закон, конечно, должен быть один для всех – вот только понятие «всех» предусматривает поведенческие рамки. Те, кто за эти рамки вываливается, переходят из категории бенефициаров от единого для всех закона, в категорию явлений, от которых этот закон должен защищать тех, для кого его написали. Именно так и должна толковаться в международном праве концепция «единого закона» для всех государств – вот только у кого хватит смелости поднять вопрос о том, чтобы это было прописано в самом законе?
Подведем итоги
Израиль, устами того же Биби, столько раз говорил о своих особых интересах, требующих занимать нейтральную позициию, в отношении войны России с Украиной, и политической необходимости сохранять дружеские отношения с этим инфернальным образованием и его не менее инфернальным лидером, что просто не мог не стать жертвой своей же «прагматичной политики». Политически ордер на арест Нетаньяху необходим для того, что уравновесить в глазах Глобального Юга три ордера на руководство ХАМАС. При этом следует помнить, что Нетаньяху не равен Израилю.
Что касается юридических оснований, то вся работа по замирению Сектора Газы и установлению хотя бы минимально приемлемых отношений с жителями Палестинской автономии, была Израилем полностью провалена. Коротко о причинах этого сказано выше, подробный анализ тянет не на одну, а на целый цикл статей, а вклад лично Нетаньяху в этот провал многообразен и огромен. Его венчает 7 октября, когда Израиль прозевал нападение, имея все возможности сработать на упреждение, и его предотвратить. Конечно, Биби не единственный виновник – но свой ордер он честно заслужил. А если этот ордер поспособствует ещё и окончанию его премьерства, с переходом в отсидку по уже вынесенному и безуспешно опротестованному во всех инстанциях приговору израильского суда, то Израиль будет морально обязан признать МУС, подписав Римский статут.
Честный разбор авгиевых конюшен, накопившихся вокруг палестинско-израильского конфликта – единственный способ начать многолетний процесс его разрешения. В этом конфликте нет ни однозначно виновной, ни однозначно невиновной стороны, а есть огромный клубок стечений обстоятельств, преступлений и просто глупостей, совершенных всеми его участниками. Копаться в этом гноище всем будет крайне неприятно, под нож пойдут десятки репутаций, но… иного выхода нет. Узел придется распутывать и платить по долгам – каждому по своим.
Впрочем… можно и не распутывать, а оставить всё как есть. В конце концов, Биби не такой уж плохой премьер, раз он снова и снова всплывает в израильской политике, а в маленьком ближневосточном Средневековье может быть очень уютно. Правда, иногда стреляют – но и к этому можно привыкнуть…
Сергей Ильченко, заместитель главного редактора