Может ли Украина обеспечить себя автобусами

10.01.2021 0 Редакция NS.Writer

Перед местными выборами, которые прошли в Украине 25 октября, власти столицы презентовали, по их мнению, успешную историю. Она заключается в закупке 200 автобусов белорусского производства для пополнения коммунального транспорта Киева.

| Newssky.com.ua

Как сообщает projects.censor.net, 20 октября мэр Киева Виталий Кличко под телекамеры лично опробовал один из автобусов первой партии из 50 штук.

Так ли позитивен кейс с закупкой белорусских автобусов, как это видит мэрия Киева?

Контракт на 1,7 млрд грн

Закупка проводилась без тендера — по договору лизинга. Производитель автобусов: Минский автомобильный завод (МАЗ) из Беларуси.

Продавец (дилер) — Автомобильная компания «Укравтоторг» украинского предпринимателя Дмитрия Святаша. Услуги лизинга предоставил государственный Укргазбанк под 11,5% годовых.

Всего до конца 2020 года должно быть поставлено 200 автобусов, из которых 120 длинной 12 метров и 80 автобусов длинной 19 метров.

По данным ЭкономПравды, общая сумма сделки составила 50,73 млн евро или около 1,67 млрд грн.

Оставим за скобками чистоплотность самой финансовой операции, которую активно критиковала оппозиция в Киевском горсовете.

Главный вопрос: почему госбанк и Киевская администрация предоставили преференции зарубежному предприятию при наличии в Украине собственных производителей автобусов?

В результате этой сделки налоги, рабочие места и зарплаты ушли в Беларусь, вместо того чтобы остаться в Украине.

Кроме прочего, смущает цена продукции для киевского бюджета. Согласно информации ЭП, автобусы покупались по цене 202 тыс. евро за 12-метровый автобус и 288 тыс. евро за 19-метровый. Это соответственно 6,5 млн грн и 9,2 млн грн.

По словам вице-президента Ассоциации УкрАвтоПром Ефима Хазана, украинские автобусы аналогичного класса стоят порядка 4,65 млн грн. Автобусы подобного класса производит корпорации «Богдан» и «ЕТАЛОН».

Сегодня практически все страны мира исповедуют протекционистскую экономическую политику. Сложно представить себе государство, которое имея несколько собственных производителей, позволяет своим муниципалитетам без конкурса отдавать заказы за рубеж.

Как устроен рынок автобусов в Украине

Согласно данным Ассоциации УкрАвтоПром, за 11 месяцев 2020 года в Украине было зарегистрировано 2653 автобуса. Из них 1646 — новых. Остальные — бывшие в употреблении.

За это время украинскими предприятиями было произведено всего 628 автобусов.

| Newssky.com.ua

Примечательно, что украинские производители активно выигрывают тендера, которые проводятся заказчиками, согласно закону о публичных закупках на Prozorro.

Особенно сильны позиции украинских производителей при закупке школьных автобусов, которые осуществляются за средства госбюджета.

Этого нельзя сказать о закупках городского транспорта коммунальными организациями в регионах. Здесь лидирующие позиции занимает белорусский МАЗ.

МАЗ — мощное предприятие, которое производит все линейки автобусов. Оно входит в белорусский государственный холдинг БелАвтоМАЗ.

Согласно финансовому отчету МАЗ за 2019 год, предприятие показало прибыль всего 30 тыс. белорусских рублей (около 0,33 млн грн). А годом ранее — убыток на уровне 81,5 тыс. белорусских рублей (0,89 млн грн).

Государство Беларуси активно поддерживает собственного автогиганта. При этом, украинские производители автобусов не допущены в Беларусь.

Происходит конкурентная диспропорция. Украинские предприятия дискриминируются в Беларуси. А МАЗ, наоборот, получает в Украине преференции.

Такой преференцией является кредит государственного Укргазбанка, который профинансировал лизинговый контракт на закупку автобусов МАЗ для Киева.

Во многих странах государством создаются условиях для поддержки экспорта госбанками или специальными госагентствами. Такая организация была создана и в Украине в 2017 году — Экспортно-кредитное агентство (ЭКА).

Но ЭКА до сих не имеет финансирования, а его деятельность ограничивается подписанием всевозможных меморандумов.

В настоящее время УкрАвтоПром подал заявление в Минэкономразвития Украины с требованием провести расследование по фактам дискриминации украинских производителей со стороны Беларуси.

Однако решение ожидается не раньше конца декабря.

Ориентация муниципальных властей на закупку белорусских автобусов сдерживает рост украинских производителей. Имея заказы внутри страны, они могли бы инвестировать в повышение качества и увеличение уровня локализации. А следовательно — рабочие места.

На сегодня локализация при производстве автобусов на украинских предприятиях составляет от 30% до 40%.

При разумном протекционизме, с одной стороны, можно повысить уровень локализации украинских производителей. С другой — стимулировать зарубежные корпорации, такие как МАЗ, запускать сборочное производство в Украине.

Кто производит автобусы в Украине

В 2020 году автобусы производили пять украинских заводов с локализацией от 35% и выше.

2020 год, в связи с пандемией COVID-19 и связанными с ней карантинными ограничениями, был сложным для экономики. Несколько украинских заводов простаивают из-за отсутствия заказов.

| Newssky.com.ua

На сегодня крупнейшим в Украине производителем является «Черкасский автобус». Предприятие выпускает автобусы под брендом ATAMAN с участием японской компании ISUZU.

Крупнейшие владельцы акций предприятия: Александр Дорош и Денис Козлитин.

Еще один производитель автобусов — Черниговский автозавод. Предприятие входит в корпорацию «Эталон» Владимира Бутко наряду с «Бориспольским автозаводом», который в 2020 году не выпускал продукцию.

Предприятие производит автобусы под брендом ЕТАЛОН.

Автосборочный завод № 1 в Луцке, который входит в корпорацию «Богдан Моторс» Олега Гладковского, выпускает автобусы под брендом БОГДАН.

Также автобусы производит Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), который входит в корпорацию УкрАВТО Тариэла Васадзе.

Завод исторически производит автомобили. Это единственное в Украине предприятие, которое способно обеспечить производство полного цикла — от листа металла до готового автомобиля.

Также автобусы под брендом РУТА собирает Завод «Часовоярские автобусы» Владимира Полосухина в городе Часов Яр Донецкой области.

Возможен ли экспорт в Европу

Бытует мнение, что украинская продукция может продаваться лишь внутри страны, потому что ее качество не позволяет наладить экспорт. Это не так.

Автобусы Черкасского завода экспортируются в Грузию, Казахстан и Азербайджан. Черниговский завод в 2019 году начал сертификацию своей продукции в Евросоюзе.

Первым сертификат Евро-6, позволяющий экспортироваться продукцию в страны Евросоюза, получил Запорожский автомобильный завод.

Европейский сертификат получил городской автобус ЗАЗ А10. Его базовая цена автобуса А10 от дилера ЗАЗ — 75 тыс. евро. Предприятие сообщило об этом 11 декабря.

Сертификация Евро-6 подтверждает соответствие автобуса европейским требованиям по безопасности. Эти требования касаются не только экологии, но и ряда других параметров.

Есть требования, касающиеся геометрических параметров автобуса, систем управления. Речь может идти о наличии дополнительных аварийных кнопок, о требованиях к светотехнике. Например, должны быть установлены дополнительные противотуманные фары, датчик дождя, датчик света и т.д.

Как можно помочь украинским производителям

Верховная Рада чаще ставит палки в колеса национальным производителям, чем помогает. У части депутатов, как и у региональных властей, бытует мнение, что выгоднее купить дешевый поддержанный транспорт, чем украинский новый.

Так в проекте закона 3704, который был зарегистрирован в Раде в июне, предлагается разрешить ввозить в Украину транспортные средства с сертификацией Евро-2.

Тогда украинские производители, которые инвестировали в сертификацию своей продукции по стандартам Евро-5, будут проигрывать поддержанному импорту в цене.

А европейские страны смогут утилизировать свою старую технику в Украине. Взамен старой локальные предприятия произведут новый парк, чем поддержат свою экономику и обеспечат рабочие места.

Одна из позитивных инициатив парламента для украинской промышленности — проект закона 3739 об обязательной локализации продукции, закупаемой согласно закону О публичных закупках.

Документ уже прошел первое чтение. По словам одного из его авторов нардепа Дмитрия Кисилевского, законопроект ожидает принятия в ближайшее время.

Проект предполагает обязательную локализацию при закупке около 100 позиций машиностроительной продукции.

Сюда входят компрессорное, насосное и трансформаторное оборудование, железнодорожный и городской транспорт. Среди прочего, под действие закона попадают и автобусы.

В версии проекта ко второму чтению предлагается в первый год ввести требование к обязательной локализации на уровне 10%, ежегодно увеличивая его до 40% в 2024 году.

Что касается автобусов, в Украине достаточно производителей для обеспечения конкуренции. К примеру, в мае 2020 года коммунальная организация по обеспечению образовательных учреждений Запорожской области провела тендер на закупку 30 школьных автобусов.

На конкурс пришли дилеры всех основных производителей: ATAMAN, ЕТАЛОН, ЗАЗ. В результате торгов начальная цена снизилась с 53 млн грн до 47,5 млн грн. Победителем стал ЗАЗ.

Также автобусы производит Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), который входит в корпорацию УкрАВТО Тариэла Васадзе.

Завод исторически производит автомобили. Это единственное в Украине предприятие, которое способно обеспечить производство полного цикла — от листа металла до готового автомобиля.

Также автобусы под брендом РУТА собирает Завод «Часовоярские автобусы» Владимира Полосухина в городе Часов Яр Донецкой области.

Возможен ли экспорт в Европу

Бытует мнение, что украинская продукция может продаваться лишь внутри страны, потому что ее качество не позволяет наладить экспорт. Это не так.

Автобусы Черкасского завода экспортируются в Грузию, Казахстан и Азербайджан. Черниговский завод в 2019 году начал сертификацию своей продукции в Евросоюзе.

Первым сертификат Евро-6, позволяющий экспортироваться продукцию в страны Евросоюза, получил Запорожский автомобильный завод.

Европейский сертификат получил городской автобус ЗАЗ А10. Его базовая цена автобуса А10 от дилера ЗАЗ — 75 тыс. евро. Предприятие сообщило об этом 11 декабря.

Сертификация Евро-6 подтверждает соответствие автобуса европейским требованиям по безопасности. Эти требования касаются не только экологии, но и ряда других параметров.

Есть требования, касающиеся геометрических параметров автобуса, систем управления. Речь может идти о наличии дополнительных аварийных кнопок, о требованиях к светотехнике. Например, должны быть установлены дополнительные противотуманные фары, датчик дождя, датчик света и т.д.

Как можно помочь украинским производителям

Верховная Рада чаще ставит палки в колеса национальным производителям, чем помогает. У части депутатов, как и у региональных властей, бытует мнение, что выгоднее купить дешевый поддержанный транспорт, чем украинский новый.

Так в проекте закона 3704, который был зарегистрирован в Раде в июне, предлагается разрешить ввозить в Украину транспортные средства с сертификацией Евро-2.

Тогда украинские производители, которые инвестировали в сертификацию своей продукции по стандартам Евро-5, будут проигрывать поддержанному импорту в цене.

А европейские страны смогут утилизировать свою старую технику в Украине. Взамен старой локальные предприятия произведут новый парк, чем поддержат свою экономику и обеспечат рабочие места.

Одна из позитивных инициатив парламента для украинской промышленности — проект закона 3739 об обязательной локализации продукции, закупаемой согласно закону О публичных закупках.

Документ уже прошел первое чтение. По словам одного из его авторов нардепа Дмитрия Кисилевского, законопроект ожидает принятия в ближайшее время.

Проект предполагает обязательную локализацию при закупке около 100 позиций машиностроительной продукции.

Сюда входят компрессорное, насосное и трансформаторное оборудование, железнодорожный и городской транспорт. Среди прочего, под действие закона попадают и автобусы.

В версии проекта ко второму чтению предлагается в первый год ввести требование к обязательной локализации на уровне 10%, ежегодно увеличивая его до 40% в 2024 году.

Что касается автобусов, в Украине достаточно производителей для обеспечения конкуренции. К примеру, в мае 2020 года коммунальная организация по обеспечению образовательных учреждений Запорожской области провела тендер на закупку 30 школьных автобусов.

На конкурс пришли дилеры всех основных производителей: ATAMAN, ЕТАЛОН, ЗАЗ. В результате торгов начальная цена снизилась с 53 млн грн до 47,5 млн грн. Победителем стал ЗАЗ.


Поделиться статьей:

Подписаться на новости:



В тему: