Молдова: итоги первого тура выборов и референдума

24.10.2024 0 By Writer.NS

Эксклюзив. Все голоса подсчитаны, позиции на второй тур примерно ясны, в общем, пыль улеглась. Можно подводить итоги – уже вполне взвешено.

Сокрушительная победа Майи Санду в первом туре

Читайте также: Официальный сайт ЦИК Молдовы

Хотя оппозиция и Москва кричат о «сокрушительном проигрыше Майи Санду» общие цифры говорят совершенно об ином. Санду заняла в первом туре первое место с результатами намного лучшими, чем четыре года назад.

В первом туре президентских выборов 1 ноября 2020 года Санду набрала 36,16 % голосов против 32,61 % у Игоря Додона (разрыв 3,55%), при явке 42,76 %.

В первом туре президентских выборов 20 октября 2024 года Санду получила 42,49%, лишь немного не дотянув до 50%+1 голос.

Александр Стояногло, которого продвигал Игорь Додон, решивший не высовываться из-за катастрофического падения своей популярности – всего 25,95% .

Явка составила 51,68%. Разрыв между первым и вторым местом – 16,54%.

Санду улучшила свой результат четырёхлетней давности на 6,33%, что очень и очень неплохо – как правило, политик, после первого срока у власти, теряет в популярности. Зато разрыв между результатом Додона 2020 года и Стояногло – 2024 составил 6,66% – очень близко к приросту Санду. Причём, Додон не пошёл на выборы сам, обоснованно опасаясь полного провала, а вытащил из нафталина «невинно пострадавшего» экс-генпрокурора.

На самом деле не такой уж Стояногло и невинно пострадавший: за ним тянется отчётливый коррупционный хвост. Иной вопрос, что его коллеги не смогли, а, скорее всего, не захотели собрать прямые доказательства, а косвенные, которых море, в ЕСПЧ, куда, в конце концов дошёл экс-прокурор, сочли недостаточными. Это и позволило Стояногло размахивать выигранным иском, крича, что он пострадал без вины «за то, что он гагауз» – то есть, фактически играя на межобщинных конфликтах, которых в Молдове – море.

Но на таких чувствительных должностях, как прокурорские, помимо прямых доказательств существует понятие «утраты доверия» – и Стояногло под это понятие попадает полностью. Стоит ли голосовать за кандидата, в отношении которого остались серьёзные подозрения, хотя он и соскочил за недостатком улик?

Именно так, надо полагать и рассуждали молдавские избиратели, делая выбор в пользу Санду. А чем руководствовались те, кто голосовал за Стояногло? И кто за него голосовал?

В основном – это хорошо видно на сайте ЦИК Молдовы, за Стояногло голосовала молдавская провинция.В Гагаузии – потому, что он – гагауз, и во всех регионах – из нелюбви к кишинёвской власти, из ностальгических настроений по СССР (60% населения, оставшегося в Молдове – возраста 60+), и ещё потому, что «власть ворует». Последнее обвинение, к сожалению, имеет под собой основания. Но коррупция – бич всей Молдовы, и воровали, буквально по-чёрному, все генерации молдавских властей.

Нынешняя делает это на уровне чуть ниже среднего за время получения независимости, и по меркам Молдовы может считаться условно-честной. Тем не менее, оснований для критики нынешней власти – более чем достаточно, и многие из них вполне справедливы.

Кроме того, по Молдове сильно ударила война в Украине, санкции против России и откровенный российский шантаж приднестровским долгом за газ и газовыми ценами. Всё это было помножено на низкое качество управления, всеобщее кумовство и клановые связи. В общем, причин для претензий было более чем достаточно, и тем не менее большинство голосовало за Санду.

Но есть у этой победы и горький привкус. Санду победила благодаря голосам Кишинёва и диаспоры. Налицо  раскол страны. Это началось не вчера, и не при Санду, но сейчас этот раскол достиг критического уровня.

Александр Стояногло и беглый олигарх Вячеслав Платон

Референдум о вступлении в ЕС

На вопрос «Вы поддерживаете внесение изменений в Конституцию в целях присоединения Республики Молдова к Европейскому Союзу?» 50.38% голосовавших ответили «Да», 49.62% «Нет». Иными словами, за присоединение к ЕС проголосовало на 11400 граждан больше, чем против. Ненамного, но всё-таки больше, но…

Есть неприятный нюанс, который сильно портит всю картину: 57157 граждан, участвовавших в президентских выборах, бойкотировали референдум. По сути, их бойкот тоже означал голосование «против». Так что с референдумом всё очень непросто: формальное большинство за него есть, и явка достаточная, а по сути поддержка очень хлипкая. И налицо всё то же разделение на Кишинёв плюс диаспора – и провинция.

Как голосовали приднестровцы?

Сегодня непризнанная ПМР – кусочек «Русского мира» насильственно пришитый к телу Молдовы. Со всеми реалиями «Русского мира» – репрессиями, политзаключёнными, огромными сроками за «экстремизм», вербовкой на войну в Украине. Но приднестровцы с молдавскими паспортами, а таких там процентов 80, как минимум, могут голосовать на молдавских выборах. Для них, на территории контролируемой Молдовой открывают порядка 30 участков. И результаты, признаться, приятно удивили.

Стояногло – 35.41%, Санду – 25.21%. По референдуму: Да – 31.02%, Нет – 68.98%.

Иными словами, несмотря на жесточайший уровень репрессий, в ПМР существует жесткая и достаточно большая оппозиция пророссийскому режиму. И это очень хорошая новость.

Зато АТО Гагаузия, формально контролируемая Кишинёвом, представляется запредельно проблемной для сторонников евроинтеграции Молдовы.

Стояногло – 48.67%, Санду – 2.26%. По референдуму: Да – 5.16%, Нет – 94.84%.

Отчего такая разница? Да всё очень просто: одно дело жить в «Русском мире», и совсем другое – наблюдать его со стороны. Если бы была возможность сдать Гагаузию лет на 10 в Россию, а потом получить её обратно, это определенно стоило бы сделать. Погружение в «Русский мир» быстро вправило бы гагаузам вывихнутые российской пропагандой мозги.

Молдавская социология мертва.

Некоторое разочарование от победы Санду её сторонники испытывают ещё и потому, что опираясь на данные соцопросов рассчитывали на победу в первом туре. Социологические опросы последних месяцев показывали, что за Санду готовы проголосовать 30-35% избирателей внутри страны. Вместе с голосами диаспоры и неопределившимися это давало очень хорошие шансы на завершение выборов в один тур.

Но опросы оказались ни к чёрту негодными. Их исполнители рисовали цифры, приятные для штаба Санду и попросту разводили его на деньги. Есть, право, все основания для возбуждения уголовного дела о мошенничестве, с привлечением независимой экспертизы и разгоном с позором всей своры халтурщиков, которая попросту убила социологию в Молдове. Но все ведь родственники… И кому нужно уже наверняка занесли. Так что молдавская социология, увы, не возродится. Умерла так умерла.

Беспрецедентное вмешательство России

Пытаясь повлиять на молдавские выборы, Россия, действуя черед беглого банкира-афериста Илана Шора, которого с уже вынесенным приговором в 15 лет выпустили из Молдовы поправить здоровье перед отсидкой (поистине, коррупция проникла в Молдове во все щели) осуществила беспрецедентный по масштабам подкуп избирателей.

Читайте также: На службе Москвы. Три месяца среди «рабов» Шора. Тайное расследование ZdG
Текст на румынском языке, но автоперевод вполне адекватный.

По оценкам полиции, в коррупционную сеть Шора было вовлечено не менее 130 тыс. молдавских граждан, которые получали на счета в российском «Промсвязьбанке» вознаграждение за свою политическую активность в правильном – с точки зрения Кремля, – направлении. В итоге Шор кинул и их – оказалось, что деньги, получаемые его юнитами были взяты в кредит на их имя, и банк начал посылать им «письма счастья». Правда, взыскать деньги с тех, кто находится в Молдове через молдавские суды «Промсвязьбанку» будет сложно. Зато те, у кого в России есть хоть какая-то собственность крупно попали. А ведь достаточно было вспомнить простую истину о том, где бывает бесплатный сыр…

Впрочем, часть денег Шор действительно раздавал активистам, закачав в Молдову не менее $40 миллионов. Причём, обе цифры: и 130 тысяч вовлеченных граждан и 40 миллионов закачанных долларов при внимательном анализе выглядят явно преуменьшенными. Впрочем, Шор со своей стороны сильно раздувает свои успехи, рассказывая в России о сети в 800 тысяч своих сторонников. В действительности, официальные цифры 130 000 и 40 миллионов следует, по-видимому, умножить на 1,5-1,7 и полученный результат будет близок к истине.

Была ли операция Шора удачной? Тут тоже всё непросто.

Если брать общие цифры по всей Молдове, то Шор с треском провалился. Его «говорящие табуретки» – как изначально принадлежавшие ему и раскрученные на его деньги, так и спешно перекупленные уже в ходе избирательной кампании, набрали, в порядке убывания: Ирина Влах – 5.38%, Фиктория Фуртунэ – 4.45% , Василий Тарлев (основной шоровский кандидат) – 3.19%, Наталья Морарь – 0.61%, Федор Ульяновский – 0.52%, всего 14,15%.

Скучно, девицы…

Но, опять же, есть важный нюанс. Управление этими голосами осуществляется по единой сети. И Шор вполне способен во втором туре развернуть их против Санду, бросив на поддержку Стояногло. Который, с одной стороны – креатура Игоря Додона, его соперника по дележу московских бюджетов, но с другой стороны – тоже промосковский кандидат. Поддержка которого позволит Шору несколько сгладить плохое впечатление от бесполезно потраченных средств, полученных от Романа Абрамовича, по факту – из кошелька Путина. Кроме того, Шор вполне может перетянуть Стояногло в свою команду – финансовые возможности у него сейчас гораздо больше, чем у Додона.

А кто у нас на третьем месте?

А на третье место, с результатом 13.79% вышел глава «Нашей партии» и бывший примар Бельц Ренато Усатый, человек с богатой и крайне противоречивой биографией. Не прямо пророссийский, как иной раз утверждают несведущие в теме комментаторы, а сильно себе на уме. В последнее время несколько отошедший от России и находящийся в свободном плавании, в поисках нового ангажемента. Причём, в России Усатый в розыске за разные экономические художества, наказуемые уголовно. Эти моменты его биографии прописаны в Википедии довольно подробно и толково. К тому же, будучи человеком очень и очень неглупым, Ренато Георгиевич понимает, что даже уладив свои трения с российскими правоохранителями, он, переехав в Россию, рискует быть во-первых, ограблен до нитки, а во-вторых, оказаться невыездным в СССР-2, нищем, подсанкционным и перманентно воюющим со всеми соседями, к чему в Российской Федерации всё и идёт. А он привык жить хорошо и на широкую ногу.

Иными словами, получив предложения из России – естественно, не от Шора а от кого-то более весомого, Шор с точки зрения Усатого мелковато плавает, и от штаба Санду, Усатый, при прочих равных условиях выберет Санду. Да и электорат у него довольно специфический, не прямо пророссийский, так что призвать его голосовать за Санду во втором туре Усатому будет проще, чем за Стояногло. Которого он, к слову, не особо и жалует…

В общем, 13.79% Усатого – это тот самый электоральный резерв, на который Санду могла бы более или менее твердо рассчитывать, если бы её окружение нашло к Усатому подход. А с этим непросто. Усатый обоснованно опасается что его грубо кинут, ему нужны серьёзные гарантии. К тому же поддержка Санду означает для него разрыв с Россией и потерю оставшейся там собственности. То есть, предложение должно быть очень серьёзным.

И здесь встаёт вопрос: а готов ли штаб Санду и правящая PAS сделать Усатому такое предложение? Потому, что в штабе Санду тоже всё обстоит очень и очень непросто. Увы, но российская агентура там имеется, в достаточном количестве, и ощутимо работает работает против неё. В сложившейся ситуации эта агентура из кожи выпрыгнет, пытаясь сорвать договорённости с Усатым. И вполне может в этом преуспеть. Словом, ситуация остаётся крайне неустойчивой, а исход второго тура – непредсказуемым.

«Ильченко»Сергей Ильченко, заместитель главного редактора

 


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: