Молдова. Итоги. Не самые веселые – несмотря на победу проевропейцев
07.10.2025Спойлер: операция Путина по электоральному захвату Молдовы провалилась. Тем не менее, всё по-прежнему обстоит крайне сложно.

Итоги
В воскресенье, 5 октября, спустя неделю после выборов, ЦИК официально утвердил их итоги. Из 101 мандата 55 достались правящей PAS (Действие и Солидарность) подтвердившей монобольшинство в парламенте на второй срок. Правда, на первом сроке у неё было 63 мандата, но, с учетом огромного российского давления, 55 мандатов на втором сроке – отличный результат. Далеко не с минимальным отрывом, и, вопреки разгоняемой Москвой лжи, не только за счёт диаспоры.
Далее, 26 мандатов получил “Патриотический блок”, он же Патблок – объединение трёх партий – социалистов (Игорь Додон), коммунистов (Владимир Воронин) и “Будущее Молдовы” (Василий Тарлев), – , управляемое напрямую из Москвы. Избирательная кампания блока была органичной частью единой операции по осуществлению в Молдове де-факто антиевропейского переворота, с возвратом под московский протекторат, во главе был поставлен беглый банковский аферист Илан Шор, скрывшийся в Москве.
Надежд на распад блока немного, скорее он сохранится в парламенте на весь срок. Была в нём и четвертая партия – “Сердце Молдовы” Ирины Влах, но её сняли с выборов в последний момент, за незаконное финансирование и соучастие в электоральном подкупе. Три оставшиеся партии нисколько не лучше, но следователи не собрали достаточной доказательной базы. Пока не собрали – а там, кто знает, кто знает…
Блок “Альтернатива” – восемь мандатов. Они же ЧеКиСТы, по фамилиям лидеров: Чебан, Кику, Стояногло и Ткачук. Криптопророссийское объединение трёх партий и одного коррупционера, экс-прокурора Александра Стояногло, маскирующееся под “европейцев – сторонников хороших отношений также и с Россией”. Они, скорее всего, распадутся, как лопнувший аппендицит, и станут проникать везде, отравляя собой всё, куда смогут проникнуть. Как и Патблок, “Альтернатива” была органичной частью московской операции по электоральному захвату Молдовы, но формальных доказательств недостаточно.
Четвертое место у “Нашей Партии” Ренато Усатого – шесть мандатов. Партия выстроена вокруг самого Усатого, популиста, который ради причастности к власти будет сотрудничать с кем угодно. В прошлом Усатый был густо заляпан в порочных связях с Россией, а его электорат – деполитизированный обыватель, который, в силу объёма кремлёвской пропаганды, транслируемой на Молдову, склонен к постсоветской ностальгии и промосковским симпатиям. Но, в отличие от Патблока и “Альтернативы” Усатый на прошедших выборах не был замечен в соучастии в московской атаке на Молдову.
И, наконец, сюрприз, и пятое место: “Демократия дома” Василия Костюка, они же “пипидастры”, по румынской аббревиатуре PPDA. Костюк взял шесть мандатов через Тик-Ток, по технологии кандидата в президенты Румынии Кэлина Джеорджеску, чуть было не победившего в 2024 году, но слетевшего с выборов за недобросовестное манипулирование, и румынской AUR (AUR – Альянс за единство румын), выставившей на вновь назначенных президентских выборах выборах 2025 года своего лидера, Джордже Симиона. С AUR “пипидастры” тесно связаны, по сути, они её молдавский филиал, хотя и неофициальный. Официально молдавское отделение AUR с 2022 года возглавляет Борис Волосатый.

К союзу с AUR Костюк пришёл кне сразу. Он стартовал в политику с Гражданской платформы “Достоинство и правда”, на базе которой Андрей Нэстасе создал партию Платформа DA, участвовал в протестах против Плахотнюка и был, по утверждению порвавшего с ним Нэстасе, тайно им куплен. Прямых доказательств этого нет, но косвенных – достаточно. Затем Костюк, уже в самостоятельном плавании, и постепенно сближаясь с AUR баллотировался на место мэра Кишинёва в 2018 и 2023 годах, но проиграл, и, вот, наконец, достиг успеха, всех удивив.
Будучи лишён принципов, и нуждаясь в средствах Костюк, как и Симион, прикормлен Кремлём. Он не вошёл в явную систему взлома Молдовы, которой рулила через Шора АП РФ, но постоянно болтался рядом, засвечиваясь на сомнительных мероприятиях, и транслируя кремлёвские нарративы.
За все эти прегрешения, ЦИК, по жалобе PAS,уже после выборов своей властью лишил пипидастров на 12 месяцев госфинансирования, и направил в Конституционный суд иск об аннулировании полученных ими мандатов, что предполагает пересчёт в пользу оставшихся партий, +3 для PAS и остальным по одному. Но шансы на изъятие “Демократии дома” из парламента практически нулевые.
Итак, в парламенте пять партий, минимум три из которых явно пророссийские. У проевропейской PAS – небольшое, но уверенное преимущество, и она в состоянии самостоятельно сформировать правительство. Насколько можно судить, оно не будет сильно отличаться от нынешнего.

Как проходили выборы
Если коротко –. Москва действовала очень жестко, фактически готовя переворот. Подкуп избирателей и информационное давление через соцсети были беспрецедентны. В среднем на каждого проголосовавшего избирателя Кремль потратил по $313 долларов. Действовать в таких условиях в белых перчатках было невозможно, и власть отвечала также жёстко, без колебаний снимая с выборов партии, уличенные в противозаконных действиях, и навешивая кошелькам Шора реальные сроки. Референдум и президентские выборы (второй тур состоялся третьего ноября прошлого года) прошли примерно так же. Иными словами, в течение двух лет в Молдове шла ожесточённая информационная война и юридическая война, оставив после себя руины и выжженные пустоши.
Её эхо будет раздаваться ещё долго. В судах Молдовы оспариваются более 15 тысяч штрафов, наложенных полицией за электоральную коррупцию. Уголовное преследование путинской агентуры продолжается, как и её аресты. Не исключено что с некоторых депутатов в новом парламенте будет снята неприкосновенность по уголовным основаниям.

Эти жёсткие, но оправданные в сложившейся ситуации действия власти дали основания “хорошим антипутинским русским”, сбежавшимся в Молдову как стая гиен, в надежде на заработок с любой из сторон, обвинять Майю Санду и правительство в диктаторских замашках. В борцов за идеалы демократии перекрашиваются и прокремлёвские пропагандисты, наглядно демонстрируя, что между пропутинскими русскими и “хорошими русскими за новую, демократическую Россию ”нет ни принципиальной разницы, ни чёткой границы.
Перспективы
Расслабляться нет оснований. Выборы показали решимость Москвы идти на крупные расходы, не останавливаясь ни перед чем. В полный рост встала проблема “пророссийского севера” и “пророссийского юга”, а также де-факто оккупированного Россией сепаратистского Приднестровья. При этом, “пряники” из центра и из Брюсселя раздаваемые Тирасполю, Комрату и Бельцам проблему заведомо не решают, что было доказано уже десятки раз. Более того, они усугубляют проблему, загоняя её в окончательный тупик.

Необходимо жёсткое давление на нелояльные регионы, по принципу “друзьям – всё, врагам – закон”. Но у партии власти нет политической воли для такого давления, причём, в значительной степени – по коррупционным причинам.
Москва уверенно контролирует пусть не большинство, но очень значительное меньшинство молдавских избирателей. Настолько значительное, что если PAS не начнёт действовать значительно решительнее, чем в своём первом сроке, не боясь идти на обострение ситуации и не пытаясь выстроить компромиссы с Москвой, что невозможно в принципе, это меньшинство станет большинством.
Между тем, сама PAS окончательно износилась и обветшала. Выборы показали, что она, по сути, держится на личной харизме Майи Санду. С которой, надо сказать, тоже далеко не всё просто и хорошо. И которая вышла на свой второй срок, а третий срок подряд законом не предусмотрен.

К следующим выборам эта ветхая конструкция “PAS верхом на Санду” неизбежно развалится и Молдова может легко уйти в штопор по грузинскому сценарию. Более того, PAS и сегодня настолько обветшала, что ни о каком её рестайлинге не может быть и речи. Необходимо создать к следующим выборам новую проевропейскую партию, способную побороться за власть, и подготовить Санду достойного преемника, которого вообще не видно. Учитывая же скудость молдавского политического поля, этим следует заняться немедленно – но молдавская власть склонна скорее почивать на лаврах, проедая свои четыре года.
В Молдове по факту отсутствует оппозиция. Пророссийские марионетки не являются таковой – они не оппозиция внутри Молдовы а агентура иностранного государства. Причина просто – на фоне крайнего идиотизма (в изначальном, греческом смысле этого слова), присущего всему молдавскому социуму, Москва на корню скупает всех недовольных правящей партией. Это тем более просто, что основная причина их недовольства – проигрыш в борьбе за доступ к властной кормушке.
Андрей Нэстасе заявил о намерении создать оппозиционную PAS и при этом проевропейскую партию, но от намерения до создания чего-то вменяемого – дистанция огромного размера. Все попытки создать второй проевропейский проект, способный если не конкурировать, то, по меньшей мере полемизировать с PAS и находится в коалиции с ней до сих пор терпели крах, и всегда по одной причине: лидеры этих проектов либо прямо скупались Москвой, либо вытеснялись московскими марионетками. И около Нэстасе тоже уже началась крайне подозрительная российская возня.

В 2027 году в Молдове предстоят местные выборы. Прошлые выборы для прревропейских сил оказались если не прямо провальны, то, по меньшей мере, малоуспешны. С другой стороны, именно на местных выборах можно было бы обкатать новые, помимо PAS, проевропейские проекты. Но где они, эти проекты? Их пока, увы, нет. В то же время планы Москвы по возвращению Молдовы под свой протекторат по-прежнему в силе, а все ключевые фигуры их исполнителей – на своих местах, и не собираются сходить с дистанции.
Сергей Ильченко, заместитель главного редактора


