Молдова: что останется на трубе – а что пригодится Украине?
26.08.2024 0 By Writer.NSЭксклюзив. Молдавские профсоюзы в очередной раз обратились к премьеру Молдовы Дорину Речану со слёзной просьбой: заплатить работникам Молдавской железной дороги (МЖД) долги по зарплате, начиная с марта.

Естественно, никто ничего им не заплатит, и даже планов таких в молдавском правительстве нет. И не потому, что долг с марта месяца превысил 136 млн. леев (около $8 млн). В масштабах Молдовы это не такая уж большая сумма. Властям это просто не нужно – МЖД для них непрофильный актив. Они заинтересованы в том, чтобы окончательно загнать ситуацию в тупик, распродать по частям остатки движимого имущества – локомотивы, подвижной состав и т.п., а затем приватизировать и саму железную дорогу. Не потому, что МЖД бездоходное предприятие вовсе нет. На одном только транзите через Молдову на ней можно поднимать немалые деньги… но есть нюансы, которые препятствуют этому, пока МЖД остаётся в государственной собственности.
Первое и главное – Молдова аобсолютно коррумпирована. Кланы, сменяющие друг друга у власти, крадут всё подчистую, как Альхен из 2 дома Старсобеса в известном романе. Воспрепятствовать этому сможет только частный инвестор выкупивший МЖД, да и то с трудом. Опять-таки, можно украсть деньги, полученные от продажи МЖД, а потом попробовать потихоньку грабить инвестора на государственном уровне. Снять с себя ответственность и за дорогу, и за пассажиров, и за работников, и просто стоять, не напрягаясь, с каменными лицами – типа на защите их прав. С какой стороны ни взгляни – отовсюду видны плюсы.
В условиях Молдовы такой подход совершенно рационален. После изгнания Влада Георгиевича Плахотнюка, прямого потомка графа Дракулы, унаследовавшего деловую хватку предка, ни один правитель Молдовы не был достаточно суров и решителен, чтобы держать молдаван в ежовых рукавицах. Из рукавиц же, пошитых из более мягких материалов, они неизменно вырываются, вырвавшись, начинают шалить, а шалят крайне однообразно: воруют подчистую всё, что не прикреплено стальными сваями непосредственно к материковой плите.
В связи с этим молдавскому государству лучше не иметь никакого имущества, и никаких институций, кроме критически важных для его выживания. К необходимым институциям относятся таможня и пограничная полиция. К имуществу относится газовая труба, по которой в Приднестровье через Молдову поступает газ из России, необходимый для проворачивания газоэлектрических схем. Всё остальное – лишнее и должно быть приватизировано, а вырученные деньги поделены между организаторами процесса.
Собственно говоря, это и происходило: все 33 года существования Молдовы в статусе «независимого государства» она твёрдо шла к госминимализму во всех смыслах. Но МЖД была слишком большим куском, её нужно было сначала разрушить и обанкротить, чтобы продажа смотрелась как «вынужденный шаг». В настоящее врем эта предпродажная подготовка завершена.

На МЖД висят огромные долги, которые государство не желает гасить, сама она превращена в руины: станции и путевое хозяйство дышат на ладан, все мало-мальски приличные вагоны и локомотивы распроданы, квалифицированные кадры уволены. Остался, по сути, труп, и никто уже не скажет, что правительство злонамеренно продало живое и доходное предприятие. Чтобы привести МЖД в мало-мальски вменяемый вид в неё нужно основательно вложиться. Но кто может пойти на столь рискованный шаг: взвалить на плечи почти мертвую железную дорогу в стране, где законность – понятие абстрактное и условное?
Очевидно, только тот, кому очень нужно контролировать грузопоток идущий через Молдову. Притом, как в плане его осуществления, так и прекращения. Между тем, Молдова, по своему расположению – страна транзита между ЕС и воюющей Украиной. Учитывая политическую физиологию правительств в Венгрии и частично Словакии, одной из двух, на пару с Румынией.
Это означает, что на данный момент самым вероятным покупателем выступит МЖД России – разумеется, не прямо, а через подставную фирму, скорее всего даже европейскую. Тем не менее, это будет именно Россия, заинтересованная в прекращении европейско – украинского транзита.
Такой поворот событий Украине нельзя допустить. Ей нужно попытаться самой выкупить МЖД, присоединив её к УЗ. Это тоже лучше осуществить через фирму, зарегистрированную в одной из стран ЕС.
Такую сделку нужно подготовить как можно скорее. Просто потому, что политическая конфигурация, которая сложится в Молдове по результатам президентских, и следом за ними парламентских выборов может быть куда менее удобна для нас, чем существующая сегодня. И, коль скоро времени у нас очень мало, сделку следует готовить по нескольким направлениям сразу:
— Открыть в одной из стран ЕС железнодорожную фирму, которая выступит в роли покупателя и инвестора, с принадлежащим УЗ контрольным пакетом акций.
— Провести предварительные, неофициальные переговоры с молдавской стороной, особо оговорив в их ходе экстерриториальность выкупленной МЖД, закрепленную на уровне на межгосударственного соглашения, с тем, чтобы обезопасить покупку от любых политических перемен, могущих наступить в Молдове. В качестве основы можно взять договоры между Китаем и Российской Империей, а позднее — СССР, об эксплуатации КВЖД. Вот просто взять копии договоров — их наверняка смогут достать по своим старым связям выпускники МГИМО, имя коим в молдавском МИДе — легион, перевести на румынский и украинский, и начинать работать на их основе.
— Обговорить, естественно, также неофициально, условия приобретения и эксплуатации железнодорожных веток, проходящих через Приднестровье, с привлечением к переговорам представителей непризнанной ПМР. И не надо морщиться: можно, и даже нужно сколько угодно не признавать власть в Тирасполе официально, но де-факто контроль над территорией и рельсы, де-факто проложенные через неё, вещь конкретная. Чисто технически вопрос решается приватизацией в ПМР её части железной дороги на имя фирмы, с двойной регистрацией, в ПМР и в Молдове, и дальнейшей покупкой этой фирмы Украиной, в Молдове — напрямую, а в ПМР — через промежуточное юридическое лицо.

Разумется, и в этом случае должна быть закреплена экстерриториальность выкупленной железной дороги, вплоть до права держать на ней хорошо вооруженную охрану, подчиненную только её руководству. Если же в Тирасполе упрутся, то у Украины есть масса способов сделать его значительно сговорчивее. Так что едва ли там станут и пробовать.
В общем, с МЖД срочно надо что-то решать, и не медлить. Чтобы не наступить потом на грабли, заботливо положенные Россией на выкупленные у Молдовы рельсы.
Сергей Ильченко, заместитель главного редактора

