Массовая моральная деградация россиян: неудобные вопросы

28.11.2024 0 By Writer.NS

Эксклюзив. В мире, где фальшивые ценности и поверхностные идеалы часто заменяют глубокие принципы, важно задаться вопросом: насколько истинны моральные ориентиры общества? В этой статье я предлагаю взглянуть на сложные, порой болезненные, аспекты современной российской действительности. Это не будет оправдание привычных стереотипов и не популярная агитация. Мы рассмотрим неудобные и спорные факты, которые редко звучат вслух, но которые каждый день влияют на жизнь миллионов людей.

Итак, массовая моральная деградация населения наблюдается там, где господствовало советское мышление в РФ. Советская мораль «строителя коммунизма» пала, но никакая другая не заняла её место. «Русское православие» оказалось лишь одной из подпорок этатистской идеологии, (подробно об этом отдельно), да и даже в такой интерпретации стало училищем меньшинства от меньшинства.

Так мне написал один из коллег оттуда: «Я помню, как при СССР участвовал в конкурсах антивоенного детского рисунка. С перечеркнутыми бомбами, голубями и т. д. Надписями «Миру мир». Я даже брал первые места несколько раз. И вот я дожил до позора, когда два здоровых бугая в ментовской форме избивают старика за плакат Миру мир. Это ещё не было дно…дно ещё впереди».

В наш скорбный век постмодерна мы пришли к карнавализации войны. Весь милитаристский угар российского общества с романтизацией войны как таковой начался в 2012 году и разгонялся, с каждым годом все более становясь похожим на Halloween. Какой-то безумный карнавал. «Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда», писал в свое время одни из отцов церкви, св. Василий Великий.

С 2012 года российское искусство делало все, чтобы романтизировать войну. Тонны контента, где модельной внешности девочки и мальчики в гимнастёрках, стилизованных под Вторую Мировую, одной гранатой уничтожают тысячу нацистских танков, приучали народ к тому, что война это весёлое приключение с непременным happy end. А тяжелые фильмы про войну перестали показывать. Россияне сами себя систематически приучали к нормативности и желательности войны. Наркотик «величия победы» ставился целыми капельницами, в массовом порядке. И вот зло войны стало даже желанным и вожделенным.

Банальная трезвость оценки и Второй Мировой, и множества совершенно напрасных жертв были отвергнуты ради эйфории «великой победы». И под это дело произошла деградация общественной морали. Мы смеялись над «ветеранами», явно младше 1945 года рождения, увешанными неведомыми побрякушками, и не заметили, как карнавал «Дня Победы» стал ядом разлагающим разум и совесть. Точнее, выжигающим совесть напрочь. А массовый моральный релятивизм россиян нашел свое отображение в массовом культе потребления.

Вообще я не хочу, чтобы создалось ложное ощущение будто у меня есть мысль, «вот была советская мораль и было хорошо, ушла советская мораль и стало плохо». Советская «мораль» была отвратительна, хотя и много лучше морали «путинской». Более того, именно в советской морали был заключен, как Дракон в яйце, моральный релятивизм России XXI века.

В основе его простая аморальная максима, «кто сильней тот и прав», а в практике это вылилось в безудержное потребление, когда смысл жизни стал пониматься как жизнь в максимальной демонстративной роскоши. «Статусное потребление» стало мерилом отношения к личности даже в «церкви», то есть в лже-церкви РПЦ МП имени Сталина. Сто/пятьсот единиц богословского контента можно найти на тему, что грех потребительства (как, впрочем, и любой другой) разрушает личность человека, который грехом пленился, насколько что человек уже не мыслит своего ego вне греха. Так развратники убеждены, что все кругом тоже развратники, только лучше шифруются, воры убеждены, что все кругом тоже воры, или «воровали бы не меньше будь у них возможности».

Но с коллективной сущностью происходит точно такая же деформация, как и с персональной. В российском обществе упрёк в коррупции обычно натыкается на оправдание: «да любой бы воровал на их месте».

Разрушительная сила потребительства рассматривается как действие обстоятельств непреодолимой силы вроде цунами или землетрясения. И это свидетельство о массовой моральной деградации всего общества. Потребительство и преклонение перед богатством уже стали неотделимым от коллективного «мы» россиян. Как россияне гордятся расточительностью олигархов, как гордятся достижениями науки и культуры. Россияне гордятся расточительностью моральных уродов, готовых выбрасывать миллиарды долларов для удовлетворения своего тщеславия, не понимая, что это у российского народа украдены эти миллиарды, когда школы и больницы вылетают в трубу; гордиться тут совершенно нечем.

То, что потребительство обличается епископом живущем на роскошной вилле и «патриархом»-олигархом, не исцеляет этого положения, а только усугубляет. Культ потребительства усугубляется ещё и фантастическим лицемерием. Кажется, что нет такого вора на роскошном авто и с виллой на «проклятом Западе», который публично не поругал бы консьюмеризм российского общества. И тем самым только упрочил его.

Самый выраженный и позорный итог российского культа потребления, это люди идущие убивать ради денег.

Когда говорят, что идейных фанатиков «русского мира» -меньшинство, и большинство идёт убивать просто ради денег, чтобы расплатиться с кредитами и т. д. или заработать на ипотеку, увы, говорят правду. И эта правда – несомненное свидетельство массовой моральной деградации российского общества. Люди готовые убивать – мерзки, Но люди готовые убивать за деньги еще более отвратительны, если не инфернальны.

Российское общество уже давно не христианское, «и тень от Креста на них не падала». При этом никакая из церквей в РФ не является субъектом общественной жизни. Выше я обещал объяснить, почему русское православие начала XXI века это всего лишь культово-оформленная пропаганда имперского этатизма, и по этой причине она не может быть хранительницей морали или голосом народной совести.

Это та самая «несоленая соль». Христос говорит своим ученикам. Мат 5:13: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».

Нам людям позднейших веков надо принимать во внимание, что в I в.н.э. соль не столько приправа, сколько консервант. То что сохраняет продукты от порчи. Христианская Церковь призвана быть «солью земли»-консервантом человечества. Советская «мораль» была несомненным шагом назад в гуманитарном развитии человечества, но в силу идеологизированного, «догматического» характера коммунистической доктрины деградировала намного медленнее, чем могла бы. Ее догматизм был своеобразным тормозом на пути коллективной моральной деградации. Но когда этот тормоз отвалился, система понеслась в пропасть. Это все равно произошло бы, при любом раскладе, даже, если богомерзкий Советский Союз сохранился бы.

Что же произошло с православной церковью в Швабростане? Оказавшись в ситуации кадрового голода, православные структуры РПЦ МП имени Сталина допустили ряд грандиозных ошибок, которые привели к полной утрате субъектности «РПЦ « как политического актора.

Первая из них, это отказ от люстрации архиереев, запятнавших себя сотрудничеством с КГБ, и второй шаг – индоктринация сотрудников КГБ в клир при полном сохранении ими их чекистского самосознания и их «веры» – обожествления государства и преклонения перед политической властью и силой. Полное презрение к человеку как к таковому.

«Человек – ничто, Государство – всё», – стало новым «Символом Веры» русского православия. А Христос там и близко не гулял. Хотя в рамках РПЦ МП имени Сталина сохраняется доступ к текстам Священного Писания и Предания, и в принципе должно быть какое-то число реально верующих христиан, их число настолько мало, что никак «осолить» массу российского общества они явно не в состоянии. Когда приводят пример таких людей, всегда речь идёт об отдельных персоналиях, отдельных крупицах соли в бурно гниющей среде.

Российское общество полностью утратило какой-либо моральный стержень. И это отсутствие – один из признаков коллективной моральной деградации.

Когда говорят о том, что коллективная сущность не может быть верной или неверной, а в обществе, массово избравшем зло, есть святые и исповедники стоит кое о чём вспомнить. Например, о том, что Бог называет Израиль (свой народ) «блудницей» в книге Царств и в других частях Ветхого Завета, укоряя свой народ за идолопоклонство, и при этом сам сообщает о множестве «не преклонивших колено перед Ваалом».

Поэтому говорить фразы типа «уз…кий народ уклонился от веры», или «в 1934 году германская нация сошла с ума» – вполне себе возможно и уместно. Более того, самый богословски разработанный концепт коллективной сущности – Церковь, вполне себе в богословии рассматривается как сущность с признаками «единого тела и единого духа».

Как отдельные личности (при стандартном положении вещей) не меняют в принципе направления деятельности организации к которой принадлежат, так и отдельные личности в народе не меняют тех вещей, которые делаются лидерами того или иного народа.

В каком-то смысле отношения отдельной личности и коллективной сущности, к которой личность принадлежит, можно описать в терминах обмена дарами. И более того именно такое отношение человека с коллективными сущностями, к которым он принадлежит, включая Церковь и является здравым. Народ /общество даёт человеку ценности и культуру, государство – удовлетворение запроса на мир и справедливость, гражданин государству – налоги. И это естественное положение вещей.

Действия общества или государства могут быть как благословенны, так и прокляты. В этом контексте стоит отметить, что позиция «моя хата с краю» и «главное, чтобы меня не касалось», – тоже моральная деградация. «Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием» (Св. Василий Великий).

Позиция безразличия ко злу, выраженная в народной пословице «моя хата с краю», в христианской вере тоже рассматривается как греховная, хотя и как меньшее зло, чем активное совершение зла. Попустительство злу в форме отказа от борьбы со злом несомненно делает совершающего его соучастником этого зла. Потому, когда указывают на факт, что приблизительно 60% членов российского общества не являются Z-активистами или активными сторонниками путинизма, а просто молча терпят действия властей как обстоятельства непреодолимой силы, это похоже на правду.

Больше всего это напоминает Оруэлловских «пролов»: «Они рождаются, растут в грязи, в двенадцать лет начинают работать, переживают короткий период физического расцвета и сексуальности, в двадцать лет женятся, в тридцать уже немолоды, к шестидесяти обычно умирают. Тяжёлый физический труд, заботы о доме и детях, мелкие свары с соседями, кино, футбол, пиво и, главное, азартные игры — вот и всё, что вмещается в их кругозор. Управлять ими несложно. Среди них всегда вращаются агенты полиции мыслей — выявляют и устраняют тех, кто мог бы стать опасным; но приобщить их к партийной идеологии не стремятся. Считается нежелательным, чтобы пролы испытывали большой интерес к политике. От них требуется лишь примитивный патриотизм — чтобы взывать к нему, когда идёт речь об удлинении рабочего дня или о сокращении пайков. А если и овладевает ими недовольство — такое тоже бывало, — это недовольство ни к чему не ведёт, ибо из-за отсутствия общих идей обращено оно только против мелких конкретных неприятностей» (Оруэлл. 1984). Но этот текст обычно приводят как доказательство моральной невиновности людей, которые живут свои жизни таким образом.

Но если мы примем не социал-дарвинистскую-путинскую концепцию человека, а христианскую, то увидим, что такое низведение человека на уровень почти животного – категорически аморально.

Вместе с тем, христианская мораль предполагает осознание собственной ответственности за свои дела, и в том числе за попустительство злу. Естественно, однако, что ответственность не может быть равномерна. Она прямо пропорциональна объёму возможностей человека.

Собственно все споры вокруг вопроса существует ли вообще массовая моральная деградация, ведутся о соотношении понятий личное vs коллективное. Современные гуманитарные науки не любят коллективные сущности, а некоторые особо рьяные их прямо отрицают. Но теология рассматривает коллективную сущность, также как индивидуальную в качестве субъекта чья деятельность может быть подвергнута моральной оценке. Деятельность российского общества на уровне коллективной сущности так же может быть подвергнута моральной оценке.

И современная оценка, конечно, очень низкая. Развязанная путинским режимом война и встраивание этатистского государства, в действиях которого мы видим местами неприкрытый социал-дарвинизм, это признаки серьёзной деградации и нормализации аморального. Минималистичное сопротивление тоже признак крайне неутешительный. А прекрасная Россия будущего очередной фейк.

Что делать? Для начала признать наличие проблемы. Что массовая моральная деградация российского общества – есть. Что секуляризованная религия политической нации, это та самая несоленая соль. И думать, как исправить создавшуюся ситуацию. А вот отрицание проблемы ни к какому решению не ведёт, только к дальнейшей деградации. Поэтому любая эмиграция из Швабростана является не только оправданной, но и необходимой, чтобы сберечь не только жизнь, но и душу. Но это уже совсем другая тема.          

СкавронскийМартин Скавронский, россиевед для Newssky.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: