Македонская Православная Церковь на пути к Томосу

13.05.2022 1 By NS.Writer

Девятого мая 2022 года, в так называемый «день победы» кремлевскому диктатору и всей рашистской публике президент США Джозеф Байден преподнёс подарочек в виде закона о Ленд-Лизе, который будет активно способствовать их поражению в войне с Украиной. Так что, как уже пошло по интернет-мемам: «Спасибо деду за победу». Мы присоединяемся к хору благодарственных голосов в адрес американского президента. Но на фоне этого судьбоносного решения может пройти незамеченным еще одно немаловажное событие, которое тоже может нанести сильнейший удар по Москве и ее сателлитам. Другой опытный и пожилой геополитик, Вселенский патриарх Варфоломей, начал процесс признания Православной Церкви в Северной Македонии (Охридской архиепископии). А это тоже своеобразный, далеко «несимволический» подарок товарищу Гундяеву (лже-патриарху Кириллу) и адептам его секты (РПЦ МП имени Сталина). Уже пошли по сети сообщения, что Царьград признал очередных «раскольников». Но не так все просто, поэтому данный аспект следует осветить, забурившись вглубь веков, до времен апостольских.

Истоки. Апостол Павел

Современная Северная Македония — независимая страна, с населением чуть больше 2 млн человек, образовавшаяся после распада бывшей Югославии и занимавшая самую южную ее часть, изъявила желание называться Македонией в 1991 году. 142 страны, признали балканскую страну как Республику Македонию. Греция выступила против. Спор о названии, разгоревшийся после распада бывшего государства Югославия, 27 лет осложнял отношения между странами, а также препятствовал вхождению Македонии в НАТО и Евросоюз. Греки возражали против того, чтобы соседняя балканская страна называлась так же, как и греческая историческая область (провинция) на севере Греции, на границе с Македонией, опасаясь возможных территориальных претензий. Все изменилось с приходом в мае 2017 года к власти нового премьер-министра Македонии Зорана Заева (о нем речь пойдет ниже).

Еще до избрания он объявил, что вступление страны в НАТО и Евросоюз является приоритетом и что он готов обсуждать возможность переименования Республики Македония и договариваться об этом с Грецией. В итоге правительство утвердило соглашение голосованием в законодательном органе — его одобрили требуемые две трети депутатов, и 12 февраля 2019 Республика Македония официально превратилась в Республику Северная Македония. И как результат, в марте 2020, Северная Македония стала тридцатой страной-членом НАТО. Это был первый фундаментальный удар северо-македонцев по рашистам.

Но вернемся на две тысячи лет назад. И для начала рассмотрим то, где находилась та самая Македония в библейские времена. Римская провинция Македония состояла из того, что сегодня является Северной и Центральной Грецией, большей части географической области Республики Северная Македония и юго-восточной Албании. Проще говоря, римляне создали под этим названием гораздо большую административную область, чем первоначальная древняя Македония, из которой вышел знаменитый Александр, сын Филиппа. Более того, несмотря на то, что Александр был едва ли не самым успешным военачальником истории, и завоевал огромные территории, город Скопье, столица нынешней Македонии, так и не вошёл в его империю.

И возвращаясь к главной теме нашей статьи, заметим, что Православная Церковь в Северной Македонии имеет апостольское происхождение. А дело было в так называемом «македонском призыве» (или «призыве» Македонянина), что непосредственно относится к данному Богом видению, которое указало маршрут, по которому апостол Павел отправился в свое второе миссионерское путешествие (Деяния 15:39–18:22). Первоначальный план Павла состоял в том, чтобы посетить и укрепить церкви, которые он основал в азиатской провинции Галатии во время своего первого путешествия. После этого он надеялся донести Евангелие до других регионов. Павел и его спутники Сила и Тимофей планировали отправиться прямо на запад, но «Святой Дух удержал их от проповеди слова в провинции Асии» (Деяния 16:6–8).

Точно неизвестно, что заставило Павла и его команду изменить свои планы, но каким-то образом Дух ясно дал им понять, что им не следует идти в юго-западную часть Малой Азии. Очевидно, что святые апостолы были чувствительны к водительству Святого Духа. Путь, по которому они шли, во многом зависел от направления Духа и от молитвы. Если бы они следовали своим первоначальным планам, их работа была бы ограничена Малой Азией (современная Турция).

После того, как его перенаправили, Павел остановился в Троаде, на восточном побережье Эгейского моря. Там Павел получил «македонский призыв». Ночью Павлу было видение «одного македонянина, который стоял и умолял его: приди в Македонию и помоги нам» (Деяния 16:9). Это видение было четким направлением, в котором они нуждались. «После того как Павел увидел это видение, мы тотчас же приготовились отправиться в Македонию, решив, что Бог призвал нас благовествовать им» (Деяния 16:10).

Итак, перед нами редкий случай, когда мы встречаем Ангела-хранителя народа, который посетил апостола Павла под именем Македонянина. Надо заметить, что об ангелах-хранителях народов и обществ в Священном Писании говорится очень немного. Все христианское учение об ангелах-хранителях народов и обществ основано на 10 главе книги пророка Даниила. Здесь говорится об ангелах — князьях иудейского, эллинского и персидского народов. Ангелы-хранители народов и обществ предстательствуют пред Богом и неведомыми нам средствами направляют эти народы или общества к назначенной Высшим Промыслом цели. Они особенно заботятся о просвещении светом истинного богопознания. Это произошло и с апостолом Павлом.

Обратим внимание и на то, что между Деяниями 16:8 и Деяниями 16:10 происходит интересное изменение точки зрения. В стихе 8 повествование написано от третьего лица («они»). Но в стихе 10 используется первое лицо («мы») — рассказчик включает себя в действие. Очевидно, что Лука, историк, врач и художник, автор книги Деяний, встретился с Павлом в Троаде и присоединился к компании миссионеров. До этого момента Евангелие ограничивалось Азией, и многие историки связывают то, что Павел прислушался к «македонскому призыву», способствовало распространению христианства в Европе и западном мире.

Таким образом, святой Лука обращает наше внимание на важность этого визита в Македонию. Когда он начинает рассказывать о самом визите, он делает это с большей точностью, чем это обычно бывает в его повествовании. События проповеди св. Павла особенно в Филиппах, первом европейском городе, услышавшем евангельские истины из уст апостола, рассматриваются с исключительной полнотой. Очевидцем этих событий был сам историк. Он только недавно впервые присоединился к труппе святого Павла, и сцены, в которых он теперь участвовал, естественно, остались в его памяти со всей силой свежих и непривычных переживаний.

Павел основал несколько церквей в македонских городах. Местные объединения верующих были созданы в Филиппах (Деяния 16:40), Фессалониках (Деяния 17:4) и Коринфе (Деяния 18:1–11). Эти церкви сыграли важную роль в росте ранней церкви и поддерживали долгосрочные отношения с апостолами. Этим трем церквям были написаны пять посланий Нового Завета. Въезд в Македонию и посещение Рима — два наиболее важных этапа в миссионерской жизни апостола, а также два наиболее выразительных отрывка в повествовании историка — один — это начало проповеди Евангелия на Западе, другой — его завершающий триумф. Поэтому неудивительно, что много лет спустя св. Павел говорил о своих трудах в Македонии как о «начале Евангелия», хотя его миссионерский путь был уже наполовину пройден.

Осмелюсь сказать, что апостол Павел считал церкви Македонии величайшим достижением своего служения. История церкви — и мира — навсегда изменилась благодаря данному Богом сну, известному как «македонский призыв».

Тернистый путь Охридской архиепископии

Шли века, вера Христова распространялась во всей исторической Македонии. В 535 году император Юстиниан учредил тут новую поместную автокефальную Церковь с центром в возводимом им городе Юстиниана Прима (т.е. Первая Юстиниана, близ родной деревни императора Тавресий, ныне Таор, Македония). Церковь Первой Юстинианы охватила большую часть Балканского полуострова, но уже в VII веке подверглась опустошительным нашествиям новых народов и в VIII веке была упразднена, будучи присоединена к Константинопольскому Патриархату.

А собственная самоуправляемая Охридская архиепископия появилась в XI веке после победы ромеев (византийцев) над болгарами и упразднения Болгарского патриархата. Чтобы окормлять «инородцев» — болгар, сербов, влахов. И именно из неё спустя два столетия выделилась сербская автокефалия. Впоследствии Охридская архиепископия подчинялась то болгарам, то сербам, а после захвата Балкан турками была упразднена ими, как и сербская Печская патриархия, в середине XVIII века.

По итогам Второй Балканской войны (29 июня — 29 июля 1913 года) Северная (Вардарская) Македония и вместе с ней Охридская кафедра перешли в состав Сербии, во время Первой мировой войны ненадолго вернулись к Болгарии, но после ушли в Югославию, под юрисдикцию Сербской Православной Церкви. В ходе Второй мировой войны край был оккупирован болгарскими войсками, вместе с ними вернулась туда и Болгарская Православная Церковь, но после 1945 года там воцаряются социалистическая Югославия и, соответственно, Сербская Православная Церковь. Последняя — ненадолго.

Поскольку Македонская Православная Церковь возникла в результате разделения Сербской Церкви югославскими властями, с момента своего основания в 1958 году она находилась в единстве с Сербским Патриархатом, и её первый епископ был рукоположен Сербским Патриархом. Однако в 1967 году она объявила о своей независимости, в результате чего чрезвычайный Синод Иерархии Сербской Церкви в сентябре того же года объявил руководство Македонской Церкви «раскольническим».

В 2005 году, после диалога, который не привел к соглашению между Сербским Патриархатом и раскольнической Церковью, Сербский Патриархат восстановил Охридскую Православную архиепископию в Северной Македонии, но не предоставил ей автокефалии. Таким образом, на территории Северной Македонии возникли параллельные церковные структуры. Иными словами, там сосуществовали две архиепископии (самостоятельная и подчиненная Белграду). Аналогичную ситуацию мы наблюдали и в Украине в период 1990-2018 гг.

Обратим внимание, что в истории многие ситуации повторяются: как и Киевская митрополия, так Охридская архиепископия были основаны именно Константинопольским Патриархатом, потом в связи с бурными историческими процессами попали под власть иных держав, пренебрегавших национальными чаяниями народов. В результате возникла социально-политическая и нравственная необходимость в решении вопроса о канонической автокефалии именно в Константинополе.

26 мая 2005 года Священный Синод Сербской Церкви отлучил от церковного общения всех верующих Македонской Православной Церкви. Ранее, не признавая македонской автокефалии, Сербский Патриархат, тем не менее, не налагал суровых прещений на мирян из МПЦ, допуская их к церковным таинствам.

31 мая 2005 года македонский премьер-министр Владо Бучковский направил патриарху Константинопольскому Варфоломею письмо, в котором власти Македонии просят его стать посредником в конфликте между Сербской и Македонской Православными Церквами. В 2009 году последовало решение Македонской Церкви о принятии исторического названия «Охридская архиепископия» как основного самоназвания.

В настоящее время промосковская Сербская Церковь категорически против предоставления автокефалии Церкви Северной Македонии, несмотря на то, что в Северной Македонии Македонская православная церковь является самой крупной религиозной общиной и пользуется абсолютной поддержкой политического истеблишмента.

Борьба за автокефалию в 10-20-е годы ХХІ столетия

Осенью 2018 года премьер-министр республики Северная Македония Зоран Заев направил письмо Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой дать автокефалию Македонской Православной Церкви.«Мы требуем быть церковно свободными в границах нашей страны и чтобы наши иерархи служили вместе с иерархами всех православных церквей мира», — написал Зоран Заев Варфоломею. Православные в Северной Македонии заслужили независимость своей Церкви, мечтая об этом в течение столетия, и ожидают признания ее статуса «с благословения и письменного решения» Вселенского патриарха.Зорана Заева воодушевило принятое Вселенским патриархом решение признать независимость Православной церкви в Украине в явном пренебрежении пожеланиями Русской церкви и политических властей.

13 декабря 2020 года Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей принял македонских политиков Оливера Спасовского и Зорана Заева. Целью встречи было рассмотрение церковной проблемы страны. В ходе обсуждения на стол были вынесены следующие вопросы: действительно ли Церковь желает отныне восстановить канонический порядок, а затем также вовремя обратиться и подчиниться арбитражу Матери-Церкви.

19 июня 2021 г. в Константинополе состоялась встреча президента Северной Македонии Стево Пендаровского с патриархом Варфоломеем. На встрече с президентом Пендаровским обсуждался вопрос об урегулировании статуса Македонской Православной Церкви — Архиепископии Охридской, подчеркивалась особую роль Вселенского Патриарха в разрешении церковного конфликта. Также состоялся обмен мнениями о ситуации в регионе, связанной с интеграцией стран в Европейский Союз. И при этом Патриарх Варфоломей подчеркнул, что поддерживает членство Северной Македонии в ЕС (курс, обозначенный в политике Зорана Заева), которое, принесет северо-македонскому народу лучшую жизнь, повысит солидарность и терпимость.

Через полгода, 19 декабря 2021 года, архиепископ Скопский в сопровождении монахов и монахинь четырех монастырей в теплой обстановке встретился с Патриархом Варфоломеем в Патриаршем храме св. Георгия. Это первый случай, когда иерарх Македонской Церкви был официально принят Вселенским Патриархом, что знаменует собой еще один исторический момент для Вселенского Патриарха Варфоломея.

Надо заметить, что дискуссия прошла благополучно, хотя Патриарх подчеркнул, что церковная структура должна убрать из своего названия слово «македонская», если хочет получить автокефалию. Это вызвано тем, что название страны, как мы писали выше, стремящейся получить церковную независимость, вызывало горячие споры и столкновение с Грецией. Если настаивать на термине «македонская», то это затруднило бы принятие новой церкви в эллинском мире. Так что решение Патриарха Варфоломея принято с расчетом на далекую перспективу. Не исключено, что он тоже услышал, как две тысячи лет назад апостол Павел, «македонский призыв», от ангела-хранителя этого народа. Возможно и расширение истинного христианского просвещения на Балканах.

Полуфинал. Скоро и новый Томос поспеет

Как мы уже и писали выше, многое идет по украинскому сценарию: обращение светских политиков и церковных лиц в Царьград, поэтапное решение вопроса в его связи с длительными и порою болезненными процессами евро-и-атлантической интеграции и противодействии рашизму. Последний фундаментально засел в Сербии — страна фактически утратила суверенитет в пользу компании «Газпром».

Существует также предположение о том, что Царьград планирует поддержать Молдавскую митрополию в деле отделения от РПЦ МП имени Сталина (в свое время она тоже была в составе Константинопольского патриархата). Не исключено, что подобные тенденции будут подпитываться и в Беларуси.

Священный синод Константинопольского патриархата 9 мая 2022 года признал Охридскую церковь и восстановил каноническое общение с ней — долгие годы церковь считалась «раскольнической». Священный Синод Вселенского Патриархата объявил, что принимает в евхаристическом общении Македонскую Церковь: «иерархию, клир и народ этой Церкви под омофором архиепископа Стефана» и тем самым «Матерь-Церковь исцеляет рану раскола и вино «на рану тамошних православных братьев». Это решение пока еще не означает Томос об автокефалии, официально регламентирующий международное название и статус нашей церкви, а является выражением отеческой любви и заботы со стороны Вселенского Патриархата. Проще говоря, патриарх Варфоломей возродит ту автокефалию, которая была основана при Юстиниане, а потом аннулирована, причем в ту пору, когда ни Сербии, ни Московии еще и в помине не было.

Иными словами, сначала «праксис», то есть Варфоломей издал декрет о признании их хиротоний. Так было в свое время и с клириками УАПЦ и КП, позже вошедшими в ПЦУ. Следующим шагом станет назначение экзарха до проведения собора, на котором Вселенский Патриарх дарует им Томос. Возможно, это свершится еще до окончания 2022 года. И это будет следующим мощным ударом северо-македонцев по рашисткой хунте.

Все идет по украинскому сценарию. Варфоломей сделал важный канонический шаг. После дарования им Томоса начнутся признания новой автокефалии, которая, скорее всего, получит названия Охристая Православная Церковь другими церквами. Будем надеяться, что ПЦУ сделает это первой, ведь для её Синода это дело чести, и форма выразить еще раз признательность Варфоломею за то, что он способствует получению всеми славянами духовной независимости от московских тиранов — тех, кто в золотой рясе, и тех, кто с голым торсом.

В целом же дарование автокефалии Царьградом Охридской архи-епископии (Церкви Северной Македонии) будет ударом не только по Москве, но и по ее сателлиту Сербии, но также слегка подпалит и реакционные круги в Болгарии.

Эксклюзив

ВерстянюкИван Верстянюк, Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: