Лубянская федерация: как ФСБ определяет политику и экономику России

25.01.2021 0 By Chilli.Pepper

Федеральная служба безопасности (ФСБ) – одно из самых закрытых государственных ведомств России, деятельность которого окутана мифами и слухами. Эта секретность крайне затрудняет получение посторонними лицами полного представления о том, как устроена организация и чем она занимается.

Перевод досье опубликованного 5 октября 2020, на сайте atlanticcouncil.

Целью данного отчета является исследование работы ФСБ, оценка степени ее влияния на политику и экономику страны, а также изучение системных проблем, с которыми она сталкивается. В течение года Центр «Досье» собирал информацию о структуре, личностях, методах работы и основных этапах развития ФСБ путем тщательного изучения открытых источников, баз данных, документов, уголовных и гражданских дел, фото доказательств и аудиозаписей.

Центр также опросил несколько десятков экспертов, включая непосредственных участников описываемых событий; бывших и действующих офицеров ФСБ, Службы внешней разведки, министерств обороны и внутренних дел, Комитета государственной безопасности (КГБ) Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и других государственных органов; представителей бизнеса и банковского сектора; очевидцев, потерпевших, прокуроров и подсудимых по делам с участием ФСБ; участников незаконных операций, подконтрольных ФСБ; и многих других. Полученная информация также была перепроверена и сопоставлена ​​с данными из других источников.

В отчете прослеживается история спецслужб с советских времен, что помогает проиллюстрировать институциональные сходства и различия между ФСБ и ее предшественниками. Документ также описывает внутреннюю структуру специальных служб на основе проверяемых данных, хотя полная информация об отделах, службах и сотрудниках не является общедоступной.

Законная сторона деятельности ФСБ (например, задачи по борьбе с терроризмом и внешней разведкой, которые обычно считаются необходимыми и оправданными) не является предметом настоящего отчета, и он не будет раскрывать информацию, которая может нанести ущерб выполнению конституционных функций ФСБ.

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Влияние ФСБ в политической и экономической сферах выходит за рамки конституционных полномочий, предоставленных спецслужбам.

Президент России, которому напрямую подчиняется ФСБ, руководит ею не только через руководителя ведомства Александра Бортникова, но и через представителей различных подразделений спецслужб. Таким образом, существует многоуровневая система управления ФСБ.

Президент все больше полагается на информацию, полученную от ФСБ. Члены спецслужб, имеющие прямой доступ к президенту, часто используют организацию в своих финансовых и бюрократических целях.

Члены ближайшего окружения президента России Владимира Путина контролируют различные подразделения ФСБ.Такие фигуры, как секретарь Совета безопасности Николай Патрушев 1, генеральный директор Роснефти Игорь Сечин, 2 Генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов, 3 председатель Газпрома Виктор Зубков, 4 и бывший член Совета безопасности Сергей Иванов 5, образуют группы личных союзников внутри спецслужб в России. чтобы продвигать свои собственные экономические интересы, обеспечивать безопасность и обмениваться между собой информацией, полезной для решения их собственных проблем. За последние десять лет ФСБ взяла под контроль многие государственные учреждения, обычно с помощью силы или попустительства.

Министерства обороны и внутренних дел, Следственный комитет, Генеральная прокуратура и другие ведомства попали в зависимость от ФСБ. На решения судей регулярно влияют и сотрудники спецслужб. Этот дисбаланс сил между правительственными ведомствами угрожает безопасности страны.

Методы ФСБ часто нарушают конституционные права граждан и по-прежнему используют некоторые из худших практик КГБ. Сотрудники спецслужб и зависимые от них сотрудники других государственных ведомств истязают людей, нарушают свободу слова, фальсифицируют уголовные дела, безосновательно совершают рейды и захватывают частный бизнес, участвуют в убийствах как в России, так и за рубежом тех, кто налетел на Кремль.

Представители ФСБ систематически участвуют в коррупционных схемах, в том числе часто организуют незаконные финансовые операции, особенно в банковской сфере. ФСБ напрямую контролирует почти все незаконные банковские операции в России, принося большую прибыль отдельным группам сотрудников ФСБ и представителей их «кланов».

ФСБ также изобилует спонтанной оппортунистической коррупцией, поскольку офицеры низшего и среднего звена следуют указаниям своего начальства и используют свое положение для получения незаконных доходов.

ФСБ – это инструмент репрессий против оппозиционно настроенных граждан и бизнесменов, оказавшихся не на той стороне Кремля, отдельных чиновников или неформальных «кланов».

В этом отчете описывается превращение ФСБ из государственной организации, отвечающей за защиту населения, в квазикриминальную организацию, которая взяла на себя функции «второго правительства» и вторгается во все сферы общественной и частной жизни.

В первом разделе отчета обобщается внутренняя динамика организации и внешнее влияние, а также прослеживается эволюция ФСБ в «особую» службу. Второй раздел отчета посвящен структуре ФСБ. Он исследует деятельность и развитие отдельных подразделений, опираясь в основном на примеры громких дел с участием спецслужб.

Карта региональных отделений ФСБ России. Составлено Центром Досье

I. ФСБ как угроза развитию общества

Современная Россия – менее репрессивное место, чем СССР, не только во время Большого террора, но и в период поздней стагнации. Тем не менее, ФСБ все чаще используется как инструмент управления внутренней политикой, и изменения произошли настолько быстро, что представляют серьезную угрозу для общества.

Опасность исходит от превращения ФСБ не только в политический инструмент Кремля, но и в неконтролируемый центр принятия политических решений, который более могущественен и неподотчетен другим государственным органам. Чем дольше другие критически важные учреждения будут оставаться в стороне, тем сложнее будет восстановиться системе в целом в случае краха правительства, как это произошло в 1953 году после смерти бывшего советского премьера Иосифа Сталина, и может повториться снова, когда в России произойдет следующая смена руководства.

Смена режима создаст серьезную угрозу для различных влиятельных группировок в ФСБ и может иметь непредсказуемые последствия, включая попытки элиты узурпировать власть силой или даже «гражданскую войну» между кланами.

Сочетание более низкой степени репрессий и всемогущества ФСБ в современной России имеет два последствия:

  • Это заводит историческое развитие России в тупик, так как управлять страной с помощью лояльных силовиков возможно лишь до тех пор, пока жив гарант этой системы. Когда поручитель умирает, страна может войти в состояние клановой раздробленности, из которой будет крайне сложно выйти мирным путем.
  • Это мешает нормальному функционированию не только конкурентоспособной экономики, но и командной и административной экономики (как в СССР). Без здоровой конкуренции ключевые позиции в бизнесе часто переходят к тем, кто не может или не хочет принимать рациональные и грамотные решения.

Сочетание этих факторов приводит к упадку и стагнации во всех сферах общественной жизни России.

История современных российских спецслужб начинается 20 декабря 1917 года, когда большевики создали Временную чрезвычайную комиссию (ВЧК), специализированный орган политического террора, который был быстро задействован в нейтрализации политических оппонентов во время революции и гражданской войны.

На протяжении всей советской истории эта организация неоднократно меняла свое название и функцию, но независимо от итераций – ЧК, Государственное политическое управление (ГПУ), Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), министерство Службы государственной безопасности (МГБ) или КГБ – это всегда был репрессивный инструмент, который стремился объединить правоохранительные органы в единое целое, сохраняя при этом свою изоляцию и уникальную власть. Эту динамику ясно зафиксировал в 2002 году Николай Патрушев, тогдашний директор ФСБ,6 Патрушев прояснил динамику, которая уже давно играла роль – независимо от официальных задач российских служб безопасности и разведки, они были гибким инструментом, который могли использовать власть имущие.

Заседание коллегии ВЧК, 1919 г. (слева направо) – 1-е – Мессинг С.А., 2-е – Я.Х. Петерс, 3-й неизвестный, 4-й – И.С. Уншлихт, 5-й – Беленький А.Я., 6-й – Ф.Э. Дзержинский, 7-й – Г.Г. Ягода, 8-й – Менжинский В.Р., 9-й – Бокий Г.И., 10-й – Благонравов Г.И., 11-й – А.Х. Артузов, 12 – неизвестно, 13 – неизвестно. III. Всероссийская конференция ВЧК. Предоставлено: Wikimeadia Commons.

Попытка обуздать и реформировать КГБ

КГБ был неотъемлемой частью советской системы, построенной на коммунистической идеологии, и ее распад в течение нескольких недель после распада СССР оставил после себя огромную бюрократию. Его сотрудники вышли на работу и по привычке следовали указаниям своих новых руководителей, но вряд ли это был тот же КГБ.

До 1991 года в агентстве работало около 480 000 человек, из которых около 260 000 были агентами. После распада Советского Союза почти половина сотрудников КГБ была уволена, а бюджет службы был урезан.

Неудавшийся переворот в августе 1991 года дал шанс сломить власть КГБ. Сразу после переворота комиссия во главе с Сергеем Степашиным, в то время председателем Комитета по обороне и безопасности Верховного Совета России и членом Президиума Верховного Совета России, пришла к выводу, что агентство было чрезмерно централизованным и контролировало все аспекты общества без какой-либо правовой основы и, таким образом, превратились в независимую политическую силу. 7

Последний председатель КГБ Вадим Бакатин представил в своих мемуарах семь действий и принципов, которые необходимо было бы реализовать, если бы КГБ было реформировано:

  1. КГБ следует разделить на независимые ведомства, которые будут на равных конкурировать друг с другом.
  2. В каждой союзной республике должна быть своя независимая служба безопасности.
  3. Службы безопасности должны соблюдать закон и уважать права человека.
  4. В своей работе спецслужбы не должны руководствоваться идеологией.
  5. Основное внимание службам следует уделять внешней преступной деятельности и внутренней организованной преступности.
  6. Услуги должны быть максимально прозрачными.
  7. Службы должны обеспечивать национальную безопасность. 8

Сегодня ФСБ в значительной степени превратилась в воплощение КГБ

Штаб ФСБ на Лубянской площади также служил штабом КГБ и его предшественников со времен ЧК. Предоставлено: Wikimeadia Commons.

Президент России Борис Ельцин предпринял серьезную попытку реализовать программу Бакатина. 30 августа 1991 года была объявлена ​​крупная реформа, направленная на деполитизацию КГБ. Из ранее единого «надведомственного агентства» было создано несколько независимых государственных служб: Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны и Федеральное агентство правительственной связи и информации. Были упразднены сугубо политические управления полиции, а остатки КГБ были объединены в организацию, которая несколько раз переименовывалась до принятия ее нынешнего названия: Федеральная служба безопасности России.

Сегодня ФСБ в значительной степени превратилась в воплощение КГБ.

Есть несколько ключевых отличий. ФСБ выполняет разные задачи, использует другие инструменты и предлагает иные возможности для коррупции, чем КГБ, и вместо того, чтобы поддерживать коммунистические или другие общественные идеалы, она стремится сохранить личную власть президента. Служба проводит целенаправленные репрессии, но не массовые. И, в отличие от КГБ, она может вмешиваться в экономику с большой выгодой для себя.

Еще ФСБ унаследовала инфраструктуру КГБ, архивы, агентов и многое другое. Многие бывшие сотрудники КГБ участвовали в формировании ФСБ, и многие перешли в новое ведомство. Таким образом, по наследству ФСБ России сохранила большую часть идеологии, навыков и подхода КГБ к оперативной работе, а также внутреннего понимания роли офицеров разведки.

Первоначально руководство ФСБ провозгласило разрыв с органами советской госбезопасности и, в частности, отрицало преступления, совершенные предшественником КГБ сталинской эпохи – НКВД.

«Я подчеркиваю, что ФСБ России сегодня – это не КГБ», – сказал «Литературной газете» в 2002 году директор ФСБ Николай Патрушев .9 «Это новая внутренняя разведка, соответствующая новой демократической форме российской государственности. Основа его деятельности – защита закона, беспристрастность и служение национальным интересам».

Однако со временем сотрудники ФСБ начали все больше отождествлять себя со своими предшественниками, рассматривая ФСБ как настоящего потомка ЧК. Кстати, памятники основателю ЧК Феликсу Дзержинскому и по сей день регулярно устанавливают в ее районных отделениях.

Как и ФСБ, главной задачей КГБ была защита режима от внешних и внутренних политических угроз. Но, в отличие от ФСБ, КГБ находился под определенным контролем со стороны правящей Коммунистической партии. Один из парадоксов революционных изменений 1990 и 1991 годов заключался в том, что по мере того, как партия потеряла контроль над органами государственной безопасности, эти агентства стали более серьезной потенциальной угрозой для демократических основ государства. Прокурорский надзор, который заменил роль партии, был неадекватным, и в 1990-е годы не возникло никаких эффективных механизмов парламентского и общественного контроля над спецслужбами.

Прошло совсем немного времени, прежде чем старые силы КГБ попытались восстановить свои былые полномочия, хотя и постепенно. Не помогло и то, что вместо того, чтобы полностью упразднить старые органы госбезопасности и создать принципиально новые российские спецслужбы под контролем парламента и гражданского общества, руководство страны пошло на полумеры по разгрому КГБ. Уже в первые месяцы существования независимой Российской Федерации высшие посты в ее спецслужбах занимали офицеры советского КГБ и МВД, вовремя продемонстрировавшие свою лояльность президенту.

Памятник Ф.Э.Зержинскому: улица Ленина, 42, Уфа, Башкортостан. Еще одна статуя, «Железный Феликс», возвышалась над центром Лубянской площади, но была снесена в 1991 году. В 2012 году власти Москвы заявили, что намеревались возродить памятник. Предоставлено: Wikimeadia Commons

И даже после того, как министерства и ведомства советских времен, включая группу авиакомпаний «Аэрофлот», средства массовой информации, крупные университеты, туристическое агентство «Интурист» и внешнеторговые организации, были переименованы, реструктурированы и приватизированы по-разному, сотрудники КГБ оставались второстепенным приоритетом для реформаторов.

В январе 1992 года администрация Ельцина попыталась создать Министерство безопасности и внутренних дел в качестве единого «суперведомства» перед лицом социально-экономического хаоса и вспышки конфликта с Верховным Советом, национальным парламентом.

Такое положение дел описано в одном из анонимных источников Центра Досье, в дальнейшем именуемом «С». Для контекста, этот источник служил в Первом главном управлении КГБ (внешняя разведка) и был отправлен как «нелегал» в Соединенные Штаты, где он должен был найти работу, ассимилироваться и не возвращаться в Россию в течение как минимум пяти лет.

Связь с его начальством осуществлялась в сообщениях, направляемых структурой командования программы «нелегалов» с использованием таких методов, как радио и кодированные объявления. Встречи с хендлерами прошли в Мексике или Канаде. После распада СССР сотрудник получил только короткое сообщение о том, что ситуация неясна и не следует связываться до дальнейшего уведомления. Затем наступила тишина. Только через полтора года его пригласили на встречу с хендлером в соседнюю страну. Они встретились, но никаких новых указаний, кроме как продолжить работу, не поступало. В середине 1990-х представители СВР вызвали агента домой.

Источник сообщил Центру “Досье”, что агенты КГБ были искренними верующими, убежденными в том, что некоторые другие страны представляют угрозу существованию СССР. Также примечательно, что, по его словам, по возвращении в Россию в 1990-х годах он увидел заметное снижение профессионализма и дисциплины офицеров разведки, которые, например, передавали документы, практически не задумываясь о надлежащем профессионализме.

Источник также сообщил о конфликте поколений в современной ФСБ. Молодые люди приходят на службу в поисках заработка, но старые сотрудники мешают им, чтобы сохранить свою монополию на прививки. Представители спецслужб и служб безопасности пытались возродить эту работу с идеологической составляющей, например, создав Российский институт стратегических исследований (РИСИ) при Службе внешней разведки. Однако эти попытки были в основном безуспешными.

ПОДРОБНЕЕ О РИСИ

РИСИ был создан в феврале 1992 года как часть Научно-исследовательского института проблем разведки КГБ. 10 В 2009 году он был передан администрации президента при генерал-лейтенанте СВР в отставке Леониде Решетникове. Как рассказал Радио Свобода бывший сотрудник Александр Сытин, Решетников ранее работал в Первом главном управлении КГБ и в какой-то момент стал одержим «Белым движением, белой православной идеей, духовным и территориальным возрождением империи», всем этим. эти идеи исходят от антибольшевистских «белых» – сил, сражающихся против «красных» в Гражданской войне в России. 11Сытин сказал, что «главным делом» жизни Решетникова было помещение работы российских спецслужб в один и тот же далеко идущий исторический пантеон антизападных русских воинов. «Его страсть постепенно захватила подчиненное ему учреждение. Его основная идея – антизападничество », – сказал Сытин. 12

Позже администрация президента создала Центр гуманитарных исследований, цель которого – обратить вспять то, что она называла фальсификацией российской истории. Одним из ее руководителей был Петр Мультатули, бывший сотрудник МВД, стремившийся возродить «священную память о царе-мученике».13 В свою очередь, украинский эксперт Тамара Гузенкова была назначена руководить Центром изучения проблем стран ближнего зарубежья. Вместе они продвигали антиукраинские идеи, называя страну «Малороссией» и «результатом преступного разрушения Российской Империи большевиками».14 В ноябре 2016 года статус РИСИ повысился, когда его возглавил бывший директор СВР Михаил Фрадков. А в 2017 году агентство Reuters сообщило, что RISI разработала предложения по обеспечению победы Дональда Трампа на президентских выборах в США.15

ФСБ и КГБ СССР: отличия

Хотя может показаться, что современная ФСБ привлекает людей с определенными мировоззрениями, идеологии сотрудников – их личное дело, а у ФСБ нет официального вероисповедания.

Также в отличие от ВЧК, ОГПУ и НКВД советских времен, которые набирались в соответствии с марксистскими классовыми представлениями и где редко встречались офицеры царской тайной полиции, ФСБ в основном состоит из бывших офицеров КГБ. Кроме того, он унаследовал многие аспекты КГБ, включая структуры, методы работы и архивы. Как таковая, это организация, в основном состоящая из тех, кто занимается обеспечением соблюдения воли предыдущего режима, а теперь ей поручено навязывать волю нынешнего режима.

По сути, ФСБ и КГБ различаются по своей природе и функциям как институты власти. Они играют разные социально-политические роли и обладают разной степенью влияния на общество и государство. КГБ был частью более широкого «репрессивного целого», элементом системы, созданной большевиками, а также одним из многих инструментов, хотя и важным, для обеспечения выживания коммунистического государства.

Выпавшая из «идеологического поля» ФСБ сама стала хребтом системы, новой и фундаментальной точкой опоры для власти. Однако история ФСБ – это не история совершенствования инструментов партийного идеологического террора, а скорее появление независимого агентства для реализации, а иногда и принятия стратегических политических и экономических решений.

Коммерциализация ФСБ

Формирование этой принципиально новой политической силы, которое происходило на протяжении 1990-х годов и продолжалось до 2003 года, происходило в три этапа: коммерциализация, криминализация и эмансипация. Практически одновременно происходившие коммерциализация и криминализация были неизбежными последствиями деидеологизации службы во время затяжного общеполитического и экономического кризиса конца 1980-х – начала 1990-х годов. Эмансипация произошла позже и свидетельствовала о завершении возрождения организации и выходе ее на новый уровень влияния.

В хаосе развала Советского Союза десятки тысяч офицеров российских спецслужб утратили стабильность надежного прожиточного минимума – государство, которое в начале 1990-х годов находилось в глубоком экономическом кризисе, часто не могло платить сотрудникам службы безопасности достаточно, чтобы они остались довольны. В этих условиях, когда офицерам не давали достаточно, чтобы оставаться честными и добросовестно действовать, соблазн оказать давление и применить насилие в личных целях был чрезвычайно велик. Наряду с выполнением своей основной миссии сотрудники спецслужб стали искать дополнительные источники дохода, где могли.

Эти сотрудники службы безопасности начали искать как раз вовремя. Недавно легализованные частные компании срочно нуждались в защите от безудержной преступности на быстро меняющемся «Диком Востоке», и теперь у них был капитал, чтобы заплатить за это. Так началась массовая и неконтролируемая коммерциализация спецслужб, члены которой использовали свои связи, навыки и официальные полномочия, чтобы зарабатывать деньги на стороне.

В этом состоянии двойной лояльности эти чиновники быстро научились служить интересам государства и своим личным интересам в привлечении частного капитала. В этом сотрудники спецслужб мало чем отличались от сотрудников других правоохранительных органов, включая сотрудников полиции, прокуратуры и таможни. В каком-то смысле российские службы безопасности были понижены – больше не в единоличном обслуживании крупной державы, но также и в ведении беспощадного бизнеса.

Привилегированная криминализация ФСБ и «Бандитского Петербурга»

Безопасность бизнеса была не единственной возможностью, которая ждала частично занятых агентов КГБ в начале 1990-х годов. На пепелище Советского Союза поднялось множество организованных преступных группировок, и у властей не было ресурсов, чтобы их остановить. Эти банды воровали, торговали оружием и наркотиками и «защищали» бизнесменов за определенный процент их прибыли. Офицеры КГБ, знакомые как с основами заговора, так и с методами службы безопасности, оказались особенно полезными для такого рода работ.

Работая непосредственно в сфере организованной преступности, разведчики могли рассчитывать на достойный заработок и помощь в решении личных вопросов. Они часто ссылались на оперативные причины, чтобы оправдать свое сотрудничество с преступниками, фактически легализуя эту деятельность.

Хотя этот союз жуликов и силовиков имел место почти повсеместно, его развитие в Санкт-Петербурге имело огромные последствия для современной России. В этом городе региональные сотрудники ФСБ, городские бюрократы и высшие бандиты сформировали прочную преступную коалицию, которая привела к возникновению системной и систематической коррупции в международных связях, которая была беспрецедентной для России и больше похожа на времена расцвета итальянской мафии или американской преступности, синдикаты во время Великой депрессии.

Связующим звеном трех группировок, составлявших эту незаконную коалицию, был чиновник правительства Санкт-Петербурга Владимир Путин. Будучи высокопоставленным чиновником в правительстве Санкт-Петербурга, Путин воочию убедился в величии власти, которую может создать объединение преступных и официальных элементов в партнерстве. Как высший начальник разведки, он претворил эти уроки в жизнь.

Анатолий Собчак, ведущий реформатор советской эпохи и бывший мэр Санкт-Петербурга, рядом со своим подопечным и исполняющим обязанности президента России Владимиром Путиным в 1994 году. Собчак умер в 2000 году от сердечного приступа. Оба его телохранителя, которые были с ним, якобы лечились от симптомов отравления после сердечного приступа . Предоставлено: Reuters.

После того, как Путин был назначен главой ФСБ в 1998 году, он реструктурировал спецслужбы, заменив высшее руководство людьми, которых он знал по Санкт-Петербургу, и определил эволюцию агентства в предстоящие неспокойные годы.

Вскоре члены петербургского кружка начали переезжать в Москву и занимать другие государственные должности, а также должности в коммерческих и некоммерческих организациях, аффилированных с государством.

С Путиным в ФСБ организация укрепила свое положение в центре российской политической системы, и этот союз чекистов, чиновников и преступников теперь имел возможность влиять на все сферы деятельности страны. Сложившиеся гражданские и государственные институты не могли противостоять этой угрозе, которая даже начала завоевывать поддержку населения, когда резкий скачок цен на нефть позволил коалиции взять под контроль огромные денежные потоки и сделать хорошо принятые популистские жесты. Коррупция была повсеместной, и так все и делалось.

Раскрепощение и расширение функций ФСБ

По мере того как ФСБ менялась, она стремилась занять свое место не только в правительстве, но и в деловых и экономических операциях страны. Даже сегодня ФСБ стремится восстановить свой статус суперслужбы, осуществляющей широкий надзор за обществом и государственным аппаратом, а также за другими менее влиятельными органами безопасности и правосудия.

С этой целью с конца 1990-х годов в ФСБ были созданы подразделения, которые могут выходить за рамки строго определенных конституционных обязанностей. Например, они позволяют контролировать другие правоохранительные органы – прокуратуру, а затем и Следственный комитет, МВД, таможню, Федеральную службу охраны и другие.

Возможно, самым важным структурным изменением 1990-х годов стало создание Департамента экономической безопасности ФСБ, или Департамента К, что дало спецслужбам больше возможностей вмешиваться в финансовые и деловые вопросы. Помимо контрразведки и борьбы с терроризмом, ФСБ теперь могла контролировать экономику. Постепенно оно снова превратилось в сверхагентство.

Среди новой волны структурных изменений в 2003 и 2004 годах, когда Путин укрепил свои позиции на посту президента, он передал ФСБ функции Федеральной пограничной службы и часть Федерального агентства правительственной связи и информации.16

Между тем борьба за власть с другими правительственными ведомствами продолжалась, и ФСБ пошатнула отношения с преступными группировками.

Когда в 1990-х годах организованная преступность резко возросла, Министерство внутренних дел через свое Управление по борьбе с организованной преступностью взяло на себя ведущую роль в проведении соответствующих расследований. В то же время сотрудники ФСБ и преступники сотрудничали в более или менее сбалансированном соотношении сил, причем чаша весов, вероятно, слегка склонилась в пользу гангстеров. Однако по мере того, как в начале 2000-х годов назначенцы Путина заняли почти все важные посты в ФСБ, служба безопасности стала иметь большее влияние. Хотя «рабочее» сотрудничество продолжалось, организованная преступность была подчинена ФСБ.

Агентство также оттеснило конкуренцию со стороны Министерства внутренних дел, когда региональные управления министерства были переведены в подчинение штаб-квартиры в Москве. В результате милиция меньше вмешивалась в дела местных сотрудников ФСБ, а конфликты разрешались через федеральный центр. В начале 2000-х Управление по борьбе с организованной преступностью МВД было отодвинуто на второй план, а в 2008 году его упразднили.17

ФСБ и другие силовые ведомства

В 2004 году Путин наделил руководство спецслужбами гораздо более широкими полномочиями.18 В частности, директор ФСБ мог определять состав и размер правления агентства19 – даже КГБ пришлось принять правление, члены которого утверждались Советом министров и Центральным комитетом Коммунистической партии.20

Тем же постановлением 2004 года количество заместителей директора было сокращено с двенадцати до четырех, а некоторые департаменты, которые до этого действовали как самостоятельные подразделения, были упразднены. Вместо этого были созданы независимые службы, внутри которых были сформированы отделы, эффективно распределяющие и децентрализовавшие зоны контроля. 21  Согласно публичному комментарию начальника Управления организационной и кадровой работы ФСБ генерал-полковника Евгения Ловырева, руководящую роль в принятии указа сыграло руководство ФСБ. Указ Путина превратил ФСБ в государство в государстве, практически в самоуправляющуюся структуру. Полномочия спецслужб значительно расширились за пределы перечисленных в конституции: с этого момента ФСБ могла вмешиваться в любые ситуации, а не только те, которые связаны с внутренней контрразведкой. Более того, тот небольшой внешний надзор за ФСБ, который существовал, был сокращен.

В 2019 году президент Владимир Путин встретился с Игорем Сечиным, ныне генеральным директором Роснефти, крупнейшей нефтяной компании России . Он создал «Спецназ Сечина», официально Шестое Управление внутренней безопасности ФСБ . Фото: Офис Президента России.

В 2004 и 2005 годах друг Путина Игорь Сечин, занимавший должности вице-премьера и заместителя главы администрации президента, создал Шестое управление внутренней безопасности ФСБ (так называемый «спецназ имени Сечина»), одно из самых влиятельных подразделений агентства. По словам бывшего офицера ФСБ, Шестая служба была создана в первую очередь для расширения масштабов операций ФСБ, которые традиционно были более ограниченными, чем у Министерства внутренних дел, несмотря на более широкий доступ спецслужб к информации.22

Технически следственный аппарат ФСБ имел относительно узкую юрисдикцию, которую ее московское представительство, в отличие от своих региональных, строго соблюдало. В эту юрисдикцию не входили, например, экономические дела. Шестая служба была создана отчасти, чтобы компенсировать этот консерватизм и неэффективность в конкуренции с МВД. Две главные цели новой службы заключались в окончательной ликвидации Управления по борьбе с организованной преступностью МВД, которое в середине 1990-х неоднократно задерживало сотрудников ФСБ во время рейдов, и подрыв деятельности МВД в целом. Новая служба была задумана как «надстройка» над другими межправительственными конкурентами, как оперативный орган, в который набирались наиболее перспективные кандидаты.23

Удержание Сечина у власти позволило ФСБ снова расшириться за пределы первоначально задуманных и пропорционально внутреннему органу контрразведки. Это также позволило Сечину использовать агрегат в своих экономических интересах. Шестая служба была особенно полезной, потому что могла влиять на другие ведомства и органы ФСБ.

Шестая служба также отвечает за защиту свидетелей, которую она использует как для законных целей, так и для контроля над теми, кто привлек зловредный интерес ФСБ – будь то преступники, цели или политические враги. Таким образом, офис стал для своих сотрудников способом заработка: многие бизнесмены, особенно в теневой экономике, готовы платить значительные суммы за услуги Шестой службы. Например, банкир Евгений Двоскин , помогавший бандитам и коррумпированным чиновникам конвертировать их незаконные доходы в наличные, долгое время находился под защитой государства в 2007 году, когда силы МВД пытались его арестовать.24 Сообщается, что он скрылся с места происшествия вместе с сотрудниками ФСБ на автомобиле, замаскированном под скорую помощь.

Наряду с другими изменениями в 2004 году Управление разведки ФСБ, созданное в 1999 году и офицерам которого было разрешено выезжать за границу, было реорганизовано в Управление разведки в составе Пятой службы.25 Центр информационной безопасности ФСБ также был создан в том же стремительном ключе.

Годом ранее Федеральная пограничная служба была упразднена.26 Его функции и ресурсы были переданы Пограничной службе ФСБ, что возложило на ФСБ ответственность за всю приграничную авиационную безопасность.

В результате изменений 1990-х и начала 2000-х годов ФСБ стала намного более влиятельной, особенно в области сбора информации и использования возможностей для внедрения в сферы, выходящие за рамки ее первоначального разумного мандата. Служба также стала финансово независимой, о чем свидетельствует создание собственной авиакомпании. Все это произошло на фоне снятия внешнего надзора за спецслужбами. В результате агентство, задуманное Ельциным исключительно для целей контрразведки, стало чем-то большим. Новая структура в соответствии с растущими амбициями службы была разработана примерно в 2007 и 2008 годах.

Когда ФСБ стала инструментом в руках правящей элиты, спецслужбы стали выполнять новые функции, определенные не законами, а частными договоренностями. Эти функции, которые включают защиту экономических и политических интересов правящей элиты и осуществление политических репрессий, в значительной степени вытеснили ее конституционный мандат по обеспечению общественной и государственной безопасности. Процесс внутренней реформы ФСБ, начавшийся в начале 2000-х, окончательно завершился с 2011 по 2014 год.

Федеральная служба безопасности никогда не будет служить интересам какой-либо партии или группы, а будет выполнять свою работу на основе закона и в интересах всего государства».

Владимир Путин, 1998 г. 27

Премьер-министр России Владимир Путин (в центре) отвечает на вопросы журналистов, пока министр внутренних дел Владимир Рушайло (слева) и глава службы внутренней безопасности (ФСБ) Николай Патрушев (справа) смотрят на пресс-конференцию после встречи министров правоохранительных органов. “Большой восьмерки” в Москве, 19 октября 1999 г. Путин пообещал остановить поток грязных денег из раздираемой скандалами России, открывая конференцию. Источник: Reuters

Экономическое лоббирование

Экономическая или коммерческая «фиксация» в данном отчете относится к использованию ресурсов ФСБ для перераспределения рынков (включая незаконные, такие как контрабанда или торговля наркотиками); арестовывать, удерживать и перераспределять активы; и защищать экономические интересы людей с хорошими связями.

Первый крупный скандал, продемонстрировавший общественности всю глубину причастности ФСБ к коммерческой деятельности, произошел в 2000 году. В деле «Трех китов» несколько высокопоставленных офицеров ФСБ, близких к Путину, были уличены в ввозе мебели из Китая без уплаты таможенных сборов или налогов.28 В конечном итоге вмешался сам президент, и никто из основных обвиняемых не был наказан. Следователи и прокуратура приостановили рассмотрение дела, и в конце концов к ответственности были привлечены лишь второстепенные субъекты.

Через пять лет после «Трех китов» сотрудники ФСБ были пойманы на использовании собственности, принадлежащей их ведомству, в качестве перевалочной станции для китайских товаров, ввозимых контрабандой в страну. Скандал привел к отставке нескольких высокопоставленных лиц, но обвиняемые смогли продолжить свою карьеру в правительстве и частном секторе. Решение по делу сигнализировало о том, что ФСБ стала неприкасаемой, и привлекло группы и отдельных лиц, которые хотели использовать ее значительные ресурсы для решения своих собственных финансовых или внелегальных проблем.

В результате указанных случаев серьезный удар был нанесен Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации (ФСКН). В октябре 2007 года генерал ФСКН Александр Бульбов и несколько его коллег были арестованы по обвинению в незаконном прослушивании телефонных разговоров. Через несколько дней начальник Бульбова Виктор Черкесов написал в «Коммерсанте» колонку, в которой признал конфликт между ФСБ и ФСКН, а также коммерциализацию спецслужб.29 Путин был недоволен и заявил журналистам: «Я считаю неправильным освещать подобные проблемы в СМИ. И если вы собираетесь это делать, заявлять о войне между спецслужбами, вы сами должны прежде всего быть безупречными ».30 В конечном итоге Бульбов был приговорен в 2010 году к трем годам условно.

В мае 2008 года, после избрания Дмитрия Медведева президентом, Черкесов был переведен из Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной техники, специальной техники и материалов.31 Два года спустя его уволили. Согласно сообщениям прессы того времени, президент никогда не мог простить своему давнему союзнику публичное проветривание грязного белья.32 После ухода Черкесова ФСКН возглавил генерал-полковник Виктор Иванов, выходец из петербургского клана чекистов. Новый руководитель службы контроля над наркотиками прославился яркими пиар-трюками и скандалами.

Политические операции

В то время как ФСБ взяла на себя новые экономические функции, она также начала проводить политические операции с явного или молчаливого согласия президента, его администрации и Совета Безопасности.

В 1999 году, например, ФСБ участвовала в увольнении генерального прокурора Юрия Скуратова, который годом ранее расследовал возможные правонарушения Татьяны Дьяченко, дочери Бориса Ельцина, и вице-премьеров Анатолия Чубайса и Валерия Серова.33 Это был один из первых примеров использования ФСБ в столкновениях между элитой.

Первый заместитель премьер-министра России Борис Немцов (слева) и министр обороны Игорь Сергеев (справа) протягивают руку, чтобы пожать руку, в то время как заместитель премьер-министра Валерий Серов наблюдает во время заседания правительства 25 сентября 1997 года. Немцов позже выступил против правительства Владимира Путина и был убит в 2015 году. Фото: Reuters

Эпизод начался в 1998 году, когда Скуратов начал расследование в отношении сотен государственных чиновников, подозреваемых в использовании своего положения для получения прибыли на рынке краткосрочных облигаций. Среди них, по словам Скуратова, были Чубайс, Серов, Дьяченко.34 В том же году Скуратов подал иск против администрации Ельцина, утверждая, что один из чиновников администрации получил откаты на сумму около 60 миллионов долларов за заключение выгодных строительных контрактов.35 Дело расследовалось совместно с правоохранительными органами Швейцарии.

Спустя несколько месяцев на государственном телеканале появилось видео, на котором «человек, похожий на Скуратова» в постели с двумя секс-работниками. После этого ФСБ открыл уголовное дело в отношении генерального прокурора за злоупотребление служебным положением и Скуратов был удален.36 Скуратов заявил, что видео было сфальсифицировано, и назвал Путина организатором заговора против него.37 В своей книге 2012 года «Путин – исполнитель злой воли» он написал, что Путин, в то время глава ФСБ, оказывал на него давление, чтобы он ушел в отставку, чтобы избежать длительного процесса увольнения в парламенте. Для Путина дело Скуратова стало возможностью продемонстрировать лояльность Ельцину и его окружению.38

Поглощения НТВ, ЮКОСа и Сергея Магнитского

Следующей смелой демонстрацией силы ФСБ стало участие в захвате частного телеканала НТВ в 2001 году.

Контрольный пакет акций НТВ принадлежал холдингу “Медиа-Мост”, основанному предпринимателем Владимиром Гусинским. Известный своей редакционной независимостью, в сентябре 1999 года канал расследовал серию загадочных взрывов, в причастности к которым подозревалась ФСБ.39 Он также выступал против чеченской войны, расследовал коррупцию в официальных структурах, беспощадно освещал трагедию подводной лодки “Курск” и высмеивал чиновников в своем сатирическом кукольном спектакле “Куклы” .

11 мая 2000 г. сотрудники Генпрокуратуры, ФСБ и федеральной налоговой полиции провели обыск в помещении станции, а через два дня Гусинский был арестован по обвинению в мошенничестве. По сообщениям, официальные лица сказали Гусинскому, что он может освободиться и оставить себе другие активы, если он продаст свои акции НТВ «Газпрому». 41 Он согласился. В прессе сообщалось, что это условие было включено в приложения к соглашению Гусинского с «Газпромом», и Европейский суд по правам человека впоследствии сослался на это в своем заключении, о том что его арест был политически мотивированным.42

Вооруженные люди в масках, представившиеся в чате налоговой полиции, осматривают вход в главный офис группы «Медиа-Мост» 11 мая 2000 г. Фото: Reuters

Захват НТВ вызвал бурю. Протестующие провели митинги и пикеты в его защиту, а некоторые региональные СМИ заявили о солидарности с каналом. Тем не менее, телеканал остался в руках медиакомпании “Газпрома”. Многие журналисты НТВ подали в отставку, и несколько его “зонтичных” программ были отменены.

Путин сделал вид, что держится над схваткой, заявивчто он не чувствует себя «вправе вмешиваться в спор между коммерческими структурами».43

Похищение НТВ стало первым крупным случаем использования властями спецслужб для политического давления на СМИ.

Дело ЮКОСа

ФСБ также сыграла важную роль в экспроприации нефтяной компании ЮКОС, что положило начало политическому рейдерству частных компаний в России. Бенефициарами этой операции, которая началась с уголовного дела об уклонении от уплаты налогов в 2003 году, были лица, связанные с силовиками и президентом.44

Взяв под свой контроль ЮКОС и заключив в тюрьму его владельца Михаила Ходорковского, команда Путина выполнила три важные задачи: устранение угрозы президентскому правлению, исходящей от Ходорковского, спонсора оппозиции; укрепление собственного плацдарма в стратегически важной отрасли; и отправка предупреждения владельцам других крупных предприятий. Дело ЮКОСа изменило характер отношений между государством и предпринимателями в России: теперь бизнесу разрешили владеть значительным капиталом только в обмен на политическую лояльность и избегание любой критики в адрес президента.

Несмотря на то, что были задействованы сотрудники различных правоохранительных органов, все они действовали с санкции ФСБ, руководившей операцией.

Дело Сергея Магнитского

Несколько лет спустя, в 2007 году, полиция провела обыск в офисе очень успешного инвестиционного фонда Hermitage Capital, которым управляет британский финансист Уильям Браудер.45 Когда юрист фонда Сергей Магнитский обнаружил, что представители правоохранительных органов обманным путем требовали возмещения огромного налога на добавленную стоимость (НДС) от имени Hermitage, используя марки компании, очевидно, украденные во время рейда, он был арестован и обвинен в уклонении от уплаты налогов.46 Силовики потребовали от Магнитского пойти на сделку и дать показания против Браудера. Он выстоял, и после одиннадцати месяцев заключения Магнитский скончался в тюрьме, как утверждается, будучи избитым и страдая от хронических проблем со здоровьем, которые следователи и судьи проигнорировали. 47

Дело Магнитского было операцией Службы экономической безопасности ФСБ. Его смерть вызвала один из крупнейших международных скандалов в истории посткоммунистической России и побудила Браудера выступить за принятие Закона Магнитского, предусматривающего санкции в отношении российских нарушителей прав человека, в Соединенных Штатах, Канаде, Великобритании (Великобритании), и других европейских странах. 48 Тем не менее, это служило цели информирования иностранных компаний в России о том, что к ним не будут относиться иначе, чем к отечественным. Сотрудничество с властями, включая передачу откатов и взяток, будет стоить ведение бизнеса там.

Дмитрий Кратов, бывший заместитель начальника Бутырской колонии, где содержался Магнитский, был единственным человеком, которого судили в связи со смертью Сергея Магнитского. Здесь он ждет перед судебным заседанием в Москве 28 декабря 2012 года. Позднее Кратов был оправдан по обвинению в халатности в связи со смертью Сергея Магнитского. Предоставлено: Reuters.

ФСБ как «теневое правительство»

Сегодня ФСБ сместила различные государственные учреждения и продолжает закулисный контроль над всеми источниками власти в России. Помимо своих прямых обязанностей, разведчики помогают решать политические и экономические вопросы в интересах Путина, его ближайшего окружения или администрации президента.

Учитывая свою ведущую роль в управлении страной, ФСБ, естественно, превратилась в поле битвы за власть и ресурсы. В демократическом обществе политические конфликты разыгрываются в партийной системе, законодательной власти и лоббистских группах, а финансовые споры разрешаются через судебную систему. В современной России эти конфликты проявляются как межклановая борьба за влияние на ФСБ и внутри нее.

Каждая важная финансово-промышленная группа имеет представителей внутри ФСБ, как и везде, где они могут иметь представителей в законодательных органах, правительстве или судах. Сегодня особые интересы лоббируют ФСБ так же сильно, как и администрацию.

Приоритетом спецслужб остаются люди из ближайшего окружения Путина, поддерживающие свои кланы ФСБ, или офицеры, которые прислушиваются к президенту. С его одобрения эти офицеры могут преследовать руководителей различных государственных учреждений или крупных предприятий, используя широкий спектр методов от подбрасывания улик до агрессивных целевых встреч с целью спровоцировать желаемое преступление. Иногда представители спецслужб просят согласия после того, как операция уже началась, как в случае с Денисом Сугробовым, который возглавлял антикоррупционное подразделение МВД.49 Команда Сугробова стала мишенью ФСБ, и в 2017 году он был осужден по обвинению в организованной преступности и злоупотреблении властью.50 В таких случаях исход зависит от того, какая из противоборствующих сторон первой донесет до президента свою версию событий.

Эта система делает Путина окончательным арбитром, не позволяя ему видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. Чтобы устранить этот недостаток, он попытался разработать что-то вроде системы сдержек и противовесов внутри спецслужб, поощряя клановое соперничество в ФСБ и не позволяя какой-либо конкретной группе набирать слишком много власти. Например, бывший глава Шестой службы ФСБ Олег Феоктистов, которого многие считают человеком Сечина, был уравновешен Сергеем Королевым, который ранее возглавлял Управление внутренней безопасности ФСБ и принадлежит к другому клану.

Отношения ФСБ и президента России

ФСБ – излюбленный инструмент Путина среди правоохранительных органов и силовых структур.

В целом наблюдается тенденция к одноканальной системе управления, поддерживаемой ФСБ, поскольку другие агентства, независимо от того, находятся ли они в сфере безопасности или нет, теряют свое влияние. На сегодняшний день конфликты с другими государственными учреждениями обычно разрешаются в пользу ФСБ.

Одно за другим ФСБ превосходила и часто поглощала другие силовые ведомства, от подрыва первого главы Госконтроля Виктора Черкесова в 2007 году до получения оперативного контроля над Таможенной службой под руководством Андрея Бельянинова и Федеральной службой охраны, под руководством Евгения Мурова. Но полное господство ФСБ установила лишь недавно. В начале 2010-х годов Генеральная прокуратура могла эффективно противодействовать агентству и защищать своих сотрудников от уголовного преследования, когда прокуратура Московской области незаконно работала с казино, но, по сути, это был последний успешный брошенный вызов государственного органа власти ФСБ.

С 2015 по 2017 год ФСБ проявила себя как силовик Путина, когда Управление внутренней безопасности Шестой службы задержало трех региональных губернаторов по уголовным делам.51 Многие политические обозреватели предполагали, что агентство действовало самостоятельно, но факты говорят о том, что Путин дергал за ниточки. Губернаторы были арестованы после месяцев кропотливой подготовки, и приказ пришел сверху.

Владимир Путин беседует с директором Федеральной службы безопасности Александром Бортниковым после церемонии возложения венка в память о начале Великой Отечественной войны против нацистской Германии в 1941 году у Могилы Неизвестного солдата в Москве 22 июня 2012 года. Предоставлено: Reuters.

ФСБ – это инструмент, который Путин использует для перераспределения местных экономических ресурсов в пользу избранных кланов, удовлетворения требований общества по борьбе с коррупцией и обеспечения политической лояльности региональных чиновников – излюбленной тактики российского чиновничества. Поскольку экономика страны зависит от ее отношений с западными странами, Путин на словах говорит о демократии, но чистки в советском стиле уступили место тщательно подобранным громким операциям, которые умиротворяют российских «несогласных» и региональные элиты. Параллельно под прикрытием борьбы с коррупцией происходит перераспределение богатства, ресурсов и доли рынка вне поля зрения общественности в пользу тех, кто близок к Кремлю и силам безопасности.

Сегодня Путин пытается укрепить свой контроль над ФСБ за пределами надзора, который он осуществляет через администрацию и Совет Безопасности. Он стремится наладить регулярную связь не только с директором агентства Александром Бортниковым, но и с руководителями управлений и отделов. Поступая так, он вызывает конкуренцию и трения между формальным руководством службы и подчиненными, которым выгоден прямой контакт с президентом.

Особенность статуса Путина заключается в том, что он одновременно руководит ФСБ и является ее основным клиентом. Он является доминирующей силой в отношениях: если он четко выразил свое твердое мнение по какому-либо вопросу, он почти всегда может навязать свою волю через ФСБ. Тем не менее, поскольку ФСБ затмила другие службы безопасности, президент все больше полагается на ее информацию и советы при формировании своего мнения, поэтому хвост виляет собакой.

Во все большей степени исход корпоративных конфликтов зависит от того, кто первым сообщает о нем государственным органам, что привело к быстрому подрыву верховенства закона в российской системе. Это существенное отличие от сталинской системы личной власти, поскольку Сталин полагался как на партию, так и на органы государственной безопасности, которые он держал строго раздельными, в то время как Путин полагается исключительно на ФСБ.

В целом ФСБ взяла под контроль весь правоохранительный аппарат. Оно настолько основательно устранило или установило превосходство над конкурирующими структурами безопасности, что единственный оставшийся надзор со стороны ФСБ – это личный контроль президента, который пытается управлять им через своего директора и тех, кто ему подчиняется, и проводит политику.

ФСБ как коммерческая и политическая биржа

Изменившаяся роль ФСБ привела к внутреннему противоречию между ее формальной и неформальной структурами. Формальная структура службы и ее жесткая иерархия соответствуют заявленным конституционным функциям. Параллельно с этим ФСБ также функционирует как центр неформального принятия и реализации решений.

Адвокат Генрих Падва (в центре) и бывший министр обороны России Анатолий Сердюков (на заднем сиденье, в темноте) сидят в машине, когда подъезжают к прокуратуре в Москве 11 января 2013 года. Сердюков был вовлечен в дело, которое быстро переросло в самое крупное дело. коррупционный скандал после возвращения президента Владимира Путина в Кремль . Предоставлено: Reuters.

Приспосабливаясь к новым обязанностям и полномочиям, полученным от других органов, агентство изменилось организационно и стало напоминать собрание групп интересов, независимых от формальной иерархии. Например, Сергей Королев, директор Службы экономической безопасности ФСБ, и Иван Ткачев, начальник отдела «К» этой службы, который курирует банки и другие финансовые учреждения, были в разногласиях, потому что они «принадлежат» к разным кланам.52 Иногда офицеры действуют в соответствии со своим официальным положением, а иногда со своей неформальной приверженностью, сея замешательство. Лидеры этих неформальных групп могут иметь влияние, сопоставимое, а иногда даже превышающее полномочия формальных лидеров ФСБ.

Отношения между группами влияния в ФСБ и их клиентами – коррумпированными бизнесменами, преступниками и политическими деятелями, ищущими преимущества, – изменчивы, а роли «принципала» и «агента» постоянно меняются в зависимости от ситуации. Иногда группы влияния продвигают определенные решения в интересах своей клиентуры, а иногда они работают для продвижения своих собственных интересов. В крайних случаях эти группы могут даже напасть на своих клиентов. В целом группы влияния больше работают фрилансерами, работают одновременно с разными клиентами, меняют ландшафт и быстро создают собственные вотчины. Только клиенты, которые поддерживают прямой доступ к президенту, остаются привилегированными, но даже этого иногда недостаточно для защиты – недавним примером является случай бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова,53  который оказался втянутым в волну увольнений, связанных со схемой растраты в Минобороны, несмотря на отсутствие обвинений в растрате в его адрес.

Обладая беспрецедентным влиянием, ФСБ может участвовать в любом уголовном расследовании. Чтобы агентство могло напрямую контролировать расследование, как в случае с расследованием убийства Бориса Немцова, чиновники иногда создавали межведомственные рабочие группы на длительный срок. В эти группы могут входить следователи, надзирающие прокуроры, сотрудники оперативной полиции и сотрудники ФСБ, а также другие заинтересованные стороны, такие как члены давних институциональных правоохранительных организаций, обычно ответственные за связь с преступным миром.

ФСБ может напрямую контролировать любое уголовное расследование и превращать его в безрезультатную витрину, установленную правоотношениями между прокурорами, следователями и судьями. В других расследованиях ФСБ оказывает влияние неофициально, через командированных сотрудников или тайных агентов. Поскольку уголовные дела стали основным инструментом ручного контроля над государством – видом оружия, которое может быть использовано, когда правительство хочет прямого влияния и действий, – мнение ФСБ стало решающим практически в любом экономическом или политическом деле, представляющем интерес для особых Сервисы.

II. Как на самом деле работает ФСБ

Организационная схема ключевых руководителей ФСБ .

Участие ФСБ в экономических преступлениях

Чтобы лучше понять, как работает ФСБ, стоит присмотреться к некоторым ключевым отделам организации. Среди наиболее влиятельных – Четвертая служба экономической безопасности (SEB), в том числе ее отдел контрразведки в кредитно-финансовой отрасли, отдел К.

Формально SEB занимается контрразведывательной поддержкой таких стратегически важных сфер, как промышленность, транспорт и связь. В то же время SEB несет ответственность за безопасность и стабильность финансовой и банковской систем.

Эти заявленные задачи, несомненно, важны, особенно с учетом рисков, присущих глобализированной экономике и финансовой системе. Но контроль и регулирование финансовой индустрии не подпадают под категорию контрразведки ни в одной из западных стран, и они выходят далеко за рамки разумных полномочий и компетенции специальных служб – регулирование финансов и банковского дела обычно возлагается на центральный банк и Минфин. В России контроль SEB над этими учреждениями позволяет агентствам вмешиваться в чисто экономические процессы, а отсутствие внешнего надзора позволяет SEB контролировать, организовывать и скрывать незаконную деятельность.

Отмывание денег, незаконные финансовые операции и бегство капитала достигли беспрецедентного уровня в России.

По некоторым оценкам, только Danske Bank отмыл не менее 230 миллиардов долларов, а Swedbank – 149 миллиардов долларов из России и других бывших советских стран.

Особняк Эриксена в Копенгагене, Дания, служит штаб-квартирой Danske Bank. Предоставлено: Wikimedia Commons.

Чрезмерная власть порождает коррупцию в SEB и других службах ФСБ, системе частного банковского обслуживания и государственных учреждениях, включая центральный банк и Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Личное обогащение – главная цель. Коррупция спецслужб и их бездарность в борьбе с финансовыми преступлениями подрывают российскую экономику и авторитет страны на мировом рынке. В конечном итоге ухудшается инвестиционный климат и замедляется рост.

В 2000-х годах в России сложилось «государственно-преступное партнерство», при котором теневой рынок финансовых услуг был монополизирован SEB / ФСБ под руководством нынешнего директора ФСБ Александра Бортникова. С тех пор сотрудники SEB контролируют всю цепочку, от схем вывода денег из бюджета до обналичивания этих средств и их отмывания за рубежом.

Важной частью этого процесса было «сжигать» банки с помощью Агентства по страхованию вкладов. Под контролем ФСБ финансисты-преступники могли отмывать деньги через небольшие банки, у которых центральный банк отозвал лицензии. Это, в свою очередь, открыло новые возможности для мошенников – сотрудников ФСБ и их убогих соратников – получать прибыль за счет реструктуризации активов банков или воровства средств, выделенных на их реорганизацию.

На протяжении 2000-х годов Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и центральный банк находились под косвенным контролем SEB, когда сотрудники SEB были прикомандированы к этим агентствам. Благодаря этой договоренности прикомандированные офицеры могли легко дотянуться до крупных сумм, и в первую очередь благодаря SEB коррупция стала нормой для значительной части ФСБ. Конкуренция за трофеи между различными группами в SEB привела к публичному скандалу и уголовным делам.

Схемы хищения бюджета путем возврата налогов, обналичивания денег и отмывания денег.

Сотрудничество с Агентством по страхованию вкладов

Чтобы понять, насколько глубоко SEB и ФСБ вовлечены в теневую экономику, рассмотрим дело трех полковников Департамента К, арестованных в апреле 2019 года: Кирилла Черкалина, тогдашнего директора филиала департамента; Дмитрия Фролова, заместитель начальника управления до увольнения в 2013 году; и Александра Васильева. 54

Формально цель Департамента К – обеспечение безопасности российской банковской системы, но широкие полномочия Департамента создают благодатную почву для практически неограниченной преступной деятельности. Черкалин и его коллеги вымогали взятки, «защищали» бизнес, отмывали деньги, арестовывали и ликвидировали банки и возбуждали заказные уголовные дела против выбранных ими лиц. В ходе обыска сотрудники ФСБ изъяли драгоценности и наличные деньги на сумму 12 миллиардов рублей (около ста восьмидесяти миллионов долларов на тот момент), но обвиняемым были предъявлены обвинения только по двум делам о вымогательстве и взяточничестве: против Черкалина более восьмисот пятидесяти тысяч долларов и против Фролова и Васильева более 490 млн руб.55

Во главе с Фроловым они тесно сотрудничали с Агентством по страхованию вкладов, которое отправляло разведывательные отчеты – по сути, финансовую «оболочку» – в Управление К, которое позволяло Фролову, а затем Черкалину выбирать новых жертв. Целям будет предложено «решение их проблем» в обмен на вознаграждение. Жертвы, которые отказались, теряли свои банковские лицензии, а их активы передавались людям, близким к ФСБ. Однако источники в Центре досье указывают, что выплаты не всегда помогали: в некоторых случаях даже после получения взятки сотрудники ФСБ вместе с АСВ и центральным банком все же ликвидировали банк.

Сразу после ареста Черкалина и его сообщников из страны выехал высокопоставленный сотрудник УВД Валерий Мирошников.56 Согласно источникам Центра «Досье», между арестом Черкалина и внезапным бегством Мирошникова существует прямая причинно-следственная связь. Как показывает этот случай, коррупция, отмывание денег и воровство – это тщательно оформленная теневая индустрия, которая для одних прибыльна, но для других несет в себе угрозу банкротства, принудительной эмиграции или уголовного преследования. Точно так же решение прокуратуры не расследовать многочисленные дополнительные обвинения против Черкалина предполагает, что его суд и осуждение были не столько о правопорядке, сколько о борьбе за власть в силовых структурах.57

Картина сложной бюрократической политики, как формальной, так и неформальной, становится очевидной для тех, кто ее проводит. Интересы представителей четырех ведомств спецслужб совпадают.

  • В управлении «К» ЕВБ, начальник которого Иван Ткачев изначально был на стороне Шестуна. 58
  • Тот факт, что ФСБ по Московской области, который Шестун разрабатывал по поручению губернатора Московской области Андрея Воробьева. 59
  • Шестой службы УСБ / ФСБ, которая официально осуществляла государственную защиту Шестуна (за что он, по его собственным словам, давал «взятки»).
  • Отдел «М» (предположительно), пытавшийся использовать сложившуюся ситуацию в собственных аппаратных интересах.

Сила особой Шестой службы Игоря Сечина: дела Сугробова и Улюкаева

Одним из ближайших союзников Путина является генеральный директор «Роснефти» Игорь Сечин, чьи отношения с президентом восходят к 1990-м годам в Санкт-Петербурге, где Сечин был заместителем Путина.

Работая заместителем главы администрации президента в 2004 и 2005 годах, Сечин имел хорошие возможности для создания Шестой службы в Управлении внутренней безопасности (УСБ) ФСБ. Служба обладает значительной автономией и часто выступает в роли элитного подразделения, выполняя самые деликатные операции, такие как аресты губернаторов регионов, по приказу руководства страны.60

Руководители Шестой службы почти всегда имели доступ к президенту и Сечину, минуя непосредственных начальников УСБ и всей ФСБ. Этот особый статус дает офицерам Шестой службы широкие возможности для получения прибыли. Согласно анонимному источнику «Досье», не понаслышке знакомому с Шестой службой, именуемой здесь «S1», сотрудники этого подразделения долгое время переводили деньги на цели, связанные с РЖД, извлекая из этого существенную коммерческую выгоду. 61

Якобы именно коррупция с участием РЖД и тогдашнего директора Владимира Якунина привела к свержению Дениса Сугробова, тогдашнего начальника отдела по борьбе с коррупцией МВД. В случае Сугробова, упомянутого ранее в этом отчете, он и его заместитель Борис Колесников были арестованы в 2014 году и обвинены в злоупотреблении служебным положением после того, как якобы склоняли сотрудников ФСБ к взяткам. Сугробов сейчас отбывает двенадцатилетний срок, а Колесников мертв, прыгнув или упав с балкона в штаб-квартире Следственного комитета, российского аналога ФБР. S1, источник в Центре “Досье”, сообщил, что Колесников был сброшен с балкона сотрудником Шестой службы. 62

Доказательства Шестой службы были использованы для ареста Сугробова, который, по словам источника, стал объектом преследования из-за того, что у него были компрометирующие материалы на сотрудников Шестой службы. Операцией против Сугробова руководил Олег Феоктистов, который в то время был заместителем начальника Управления внутренней безопасности ФСБ, а также сыграл важную роль в другом громком деле, на котором были отпечатки пальцев Сечина.

Перед заседанием Совета по противодействию коррупции в 2016 году. Слева направо: председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников и министр экономического развития Алексей Улюкаев . Фото: Офис Президента России.

В ноябре 2016 года министр экономического развития Алексей Улюкаев был арестован и обвинен в получении взятки в размере 2 миллионов долларов, чтобы отказаться от своей оппозиции поглощению государственной нефтяной компанией «Роснефть» частной нефтедобывающей компании «Башнефть». 63 Сечин – исполнительный директор «Роснефти», где на момент ареста Улюкаева Феоктистов возглавлял службу безопасности, недавно уволившись из Шестой службы. К Феоктистову в Улюкаевской операции присоединился Иван Ткачев, другой выпускник Шестой службы, который теперь руководил отделом К.

Улюкаев опротестовал свою невиновность, заявив, что он просто принял рождественскую подарочную корзину, а не взятку от Сечина. 64 Обычно в таких политизированных уголовных делах события, указанные в обвинительном заключении, являются лишь предлогом для судебного преследования, которое на самом деле вызвано личными или коммерческими конфликтами. Однако, как сообщает S1, дело Улюкаева – редкость, поскольку заявленная причина уголовного преследования не является вымыслом. 65 Министр был приговорен к восьми годам тюремного заключения. 66

Дело Улюкаева – отличный пример того, как бывшие и нынешние сотрудники ФСБ выступают в качестве инструмента межклановой борьбы. Это также наглядно демонстрирует, как представители ближайшего окружения Путина используют спецслужбы в своих целях – в частности, для построения своих параллельных властных структур и заманивания в них силовиков. Сечин, видимо, из-за чрезмерных амбиций, вызвал недовольство Первого лица (Путина), а Феоктистов потерял работу как на высоком посту в «Роснефти», так и в ФСБ. 67 Это отняло проверенный инструмент из арсенала Сечина, Фектистова, и послужило выстрелом из лука – вспомните, кто главный.

Слежка ФСБ за другими силовыми структурами

Департамент М обеспечивает контрразведывательную поддержку правоохранительных органов. Это полиция полиции, осуществляющая неформальный надзор за полицией, следователями, прокурорами и судами. Отдел играет роль в назначении всех значимых должностей в этих отделах и контролирует их сотрудников. Такой порядок позволяет ФСБ держать под контролем остальных силовиков: эмщики – сотрудники управления – могут назначать своих людей, отфильтровывать нежелательных кандидатов или требовать «благодарности» и сотрудничества от уже назначенных силовиков. Как широко сообщалось в прессе, Департамент М также осуществляет неформальный контроль над судьями и может влиять на принятие ими решений, хотя на бумаге судебная система является независимой.

Надзор Департамента М над правоохранительными органами придает коррупции широкий размах: его руководители могут запускать схемы не только через свой департамент, но и через сотрудников других ведомств. Руководство Департамента М играет важную роль на теневом рынке финансовых услуг, по крайней мере, с середины 2000-х годов. Вполне вероятно, что рынок был разделен между тремя подразделениями ФСБ, которые, временами конкурируя, а иногда сотрудничая друг с другом, способствовали отмыванию и переводу сотен миллиардов рублей за границу. В то же время правоохранительные органы, за которыми призван следить Департамент М, регулярно сотрясают коррупционные скандалы, в некоторых из которых участвуют сами эмщики.

Управление М, как и вся ФСБ, стремится подчинить своей воле остальные силовые структуры. Часто его сотрудники преследуют эту цель, возбуждая уголовные дела против высокопоставленных обвиняемых, обезглавливая правоохранительные органы и устанавливая собственных сторонников. Эти операции, помимо прочего, сигнализируют о месте ФСБ на вершине иерархии безопасности.

В 2015 году затяжной конфликт между ФСБ и Следственным комитетом достиг апогея. Комитет был независимым органом всего пять лет, отделившись от Генеральной прокуратуры в 2011 году. Но он стал незаменимым инструментом, в том числе для давления на бизнесменов и несогласных. К тому времени Генеральная прокуратура утратила право возбуждать уголовные дела, а закон ограничивал условия, при которых ФСБ могла проводить расследования. Чтобы расширить свое влияние, ФСБ потребуется поставить Следственный комитет под свой контроль.

Перестрелка в корейском ресторане в Москве предоставила такую возможность ФСБ. 68 Два человека были убиты, когда криминальный авторитет и его головорезы пытались вымогать деньги у владельца ресторана, и завязалась драка, закончившаяся выстрелами. Следователи Следственного комитета, которые, возможно, имели связи с криминальным авторитетом, не спешили с расследованием дела и сократили обвинения. В деле о коррупции обвинялись Михаил Максименко, начальник управления внутренней безопасности Следственного комитета (не путать с одноименным управлением ФСБ); его заместитель Александр Ламонов; и три ведущих следователя в Москве. 69

Решающий удар был нанесен в следующем году, когда вместе с другими высокопоставленными офицерами был арестован влиятельный руководитель Следственного комитета по Волгоградской области Михаил Музраев. 70 Музраев, ветеран-следователь, обучил несколько поколений чиновников и должен был возглавить весь Следственный комитет. В отличие от конфликта между МВД и ФСБ, который привел к делу Сугробова, арест Музраева и последующее заполнение важных постов сторонниками ФСБ помогли неформально подчинить себе сотрудников Следственного комитета.

Само отделение М охвачено междоусобными распрями. Например, когда Сергей Алпатов принял руководство отделом в 2014 году, он стремился избавиться от тех, кто был лоялен его предшественнику Виктору Крючкову. Алпатов начал операцию по задержанию руководителя отдела по борьбе с коррупцией МВД Дмитрия Захарченко, а также других сотрудников министерства и ФСБ, в том числе в собственном ведомстве Алпатова.

Следователи обнаружили 13 квартир и 14 парковочных мест в элитных районах Москвы, четыре машины, 500-граммовый золотой слиток, часы Rolex, драгоценности и валюту стоимостью девять миллиардов рублей, принадлежащие Захарченко и его семье. 71

Группа пользовалась защитой Крючкова более десяти лет, поскольку они и полицейские, курировавшие их, «решали вопросы» для предприятий в теневой экономике и оказывали незаконные услуги высокопоставленным чиновникам. 72 Среди источников накопленного ими огромного состояния, вероятно, были откаты и хищения по госконтрактам с РЖД.

Люди идут по Красной площади во время первого снега в Москве 14 октября 2007 года. На заднем плане – собор Василия Блаженного и Кремль. Предоставлено: Reuters.

Заключение

История российской разведки, КГБ и ФСБ за последние тридцать лет необычна. После периода большой слабости и дезорганизации в первые годы после распада Советского Союза ФСБ стала определяющим и руководящим институтом в путинской России.

В самый репрессивный период советской и даже российской истории Сталин твердо держал НКВД (предшественник КГБ) в своих руках. Сегодня ФСБ – больше, чем инструмент Путина. Его опыт работы в КГБ во многом связан с подъемом ФСБ, многие из его близких соратников вышли из рядов КГБ, а ФСБ – его любимый инструмент для работы в России. С этой целью Путин назначил этих сотрудников КГБ / ФСБ на ключевые государственные и коммерческие должности, расширив сферу действия ФСБ далеко за пределы сфер, в которых господствовала тайная полиция Сталина.

Но хотя и авторитарная, путинская Россия – более свободная страна, чем Советский Союз, и контроль президента над ФСБ не может соперничать со сталинским контролем над НКВД или даже контролем Советского Политбюро над КГБ. Высокопоставленные сотрудники ФСБ и даже офицеры более низкого ранга могут преследовать собственные планы и амбиции. Злоупотребления и коррупция на верхушке ФСБ отражаются дальше, поскольку более молодые чиновники создают свои собственные вымогательства и рэкет защиты, чтобы обескровить бизнес страны. И поскольку различные части ФСБ стремятся к собственному экономическому преимуществу, они начинают конкурировать друг с другом, добавляя еще одно осложнение ведению бизнеса в России – то, что со временем может подорвать стабильность режима Путина.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: