Куда и зачем идут наши реформы?
24.03.2015Прежде всего, необходимо констатировать, что для курса реформ – пусть такая формулировка и представляет собой «техническое» преувеличение – наступают тяжелые дни. Определенным символом новой эпохи – по целому ряду причин – становится грянувший в солнечное затмение конфликт вокруг «Укртранснафты».
На плоскости общества также начинает проступать некий водораздел – впрочем, в отличие от коварного льда Байкала, в этой ломке нет ничего неожиданного.
Мне представляется очень важным изначально обозначить позицию представительства – иными словами, с чьей точки зрения я смотрю на происходящее, чей взгляд на сложившееся в украинской экономике (кстати, задолго до президентства Виктора Януковича) положение вещей я отстаиваю.
Так вот, моя точка зрения совпадает с теми, кто относит себя к «малым хозяевам», в том числе – и с фермерами, а также любыми самостоятельно занятыми гражданами (в частности «фрилансерами») , «бывшими челноками», а также гражданами Украины, временно или постоянно занятыми за рубежом.
Первая и последняя цифра, которая прозвучит в этом скромном и коротком эссе – это приблизительная цифра нашего вклада в ВВП нашей страны. Если мы говорим о гражданах Украины, занятых за рубежом… Знаете, я в 2010-14 годах написал несколько исследований на эту тему, и больше повторяться не буду, тогда это, с учетом стагнации экономик Западной Европы – как минимум €21 млрд в официальных и неофициальных годовых перечислениях. Если вы захотите со мной поспорить, мы будем с вами, конечно, несколько недель подряд вежливо спорить о статистике, масштабах эмиграции, вопросах реального количества работоспособных граждан, выехавших в страны, где существует дефицит рабочих рук.
Однако, знаете, не стоит – к примеру, до последних девальваций гривны просто не было бы смысла работать за границей не перечисляя как минимум €200-250 в месяц домой (ну, посчитайте коммунальные услуги и минимум потребления семьи). Сегодня и на €50 можно меньше перечислять, но, с одной стороны работает эффект инерции, а с другой стороны – вскоре подрастет оплата поставок энергоносителей на счета наших криминальных монополий. Так что это примерно та же самая сумма, поскольку в более процветающих (тут уж никуда не денешься – к нашему стыду!) странах занято не менее 7 млн украинцев.
А, да – «умники» из Минсоцполитики и Пенсионного фонда, вычтите их из бравурных 20 млн «активной рабочей силы», которую вы все время указываете в своей статистике. Вряд ли, но может и вы все-таки поймете, что при таком соотношении «занятых» (даже на абсолютно фиктивную «минимальную зарплату» ) и пенсионеров, что солидарная система давно уничтожена. И государственный пенсионный фонд может только тонуть в своих обязательствах, и никакие расходы бюджета ему уже давно не способны помочь.
Уточню – в период 2010-2015 гг я трижды предлагал правительству свою модель пенсионной реформы. Она не предполагала повышения пенсионного возраста, или ограбления пенсионеров (как сегодня – вульгарное сокращение размеров пенсий и трехкратная девальвация национальной валюты, да еще и несправедливые ограничения рабочих прав). Нынешнюю реформу теперь можно назвать «Реформой Тигипка-Розенко».
Ныне ответственность полностью легла на плечи действующего правительства.
Мой вариант реформы был гораздо жестче – он не предполагал государственного пенсионного обеспечения для тех кому, в 2010 году исполнилось 30 (и младше), он предлагал ряд компромиссных вариантов (ценные бумаги госкомпаний для тех, кто официально платил взносы в ПФ на протяжении 10 и более лет). И он запрещал вносить какие-либо изменения в размер бюджетного обеспечения действующих пенсионеров. Потому что есть такие понятия как долг. Потому что есть такие пороки как аморальность. Потому что у малых собственников и тех же пенсионеров есть один общий интерес, и его можно выразить так: «государство, перестань нас насиловать, оставь нас в покое – тем более, что ты и так девальвировало гривну в три раза».
Мой вариант пенсионной реформы не понравился ни одному правительству — с 2010 по 2015 год. Но в этом нет ничего удивительного. Ведь 13 миллионов пенсионеров нашей страны — совершенно беззащитные люди перед террором украинского Минфина, который подчиняется диковатой философии, устаревшей еще в середине 80-х (но это отдельный долгий и профессиональный разговор).
Пенсионеры – наши мамы и папы, бабушки и дедушки – даже более беззащитны, нежели эти наивные и простые люди – так называемые «официально занятые» (просто наши старики понимают, что их нагло ограбили только в самый последний момент – часто вскоре после этого они и покидают нас навсегда). Поэтому, и с первых, и со вторых можно содрать как можно больше в «доходы бюджета».
А это как раз то, чего покойный Каха Бендукидзе советовал не делать. Это одна из причин того, что в современной (а не времен «роз») Грузии, которую мы так любим за ее опыт реформ – тот или иной вариант «Грузинской мечты», скорее всего, не без трудностей, но вскоре победит вновь.
А теперь я попытаюсь максимально сократить свое «эссе».
Я не могу не отметить закон об ответственности хозяев банков и попытки МЭРТ осуществить «гильотину регуляторных актов» (правда, это уже делалось в 2005 году) и даже навести порядок в других регуляторных массивов. Не могу не поблагодарить парламентское большинство и отдельные комитеты ВР за самоотверженную – это не лизоблюдство, я прекрасно знаю, какой жуткий пресс представителей мафии приходится выдерживать – работу по ряду тематических направлений.
Отдельно – я хочу сказать о том, что реформы в СБУ, МВД и МО все же, на мой взгляд, идут в правильном направлении, где медленно, а где быстро. Надеюсь, вы уже поняли – я не какой-то огульный критик, а страшные реалии войны выношу за скобки не просто так. Потому что для меня война – фактор мобилизационный, а для кого-то, возможно, это какой-то нездоровый паралич.
Здесь я это обсуждать не буду.
У меня есть всего три вопроса к ныне действующему правительству.
Понимает ли оно, например, что без закона, защищающего свободную куплю и продажу земли в Украину не придет ни один заметный промышленный и аграрный инвестор?
Заметило ли оно, в крайнем случае можно нанять те украинские, американские и западноевропейские think-tanks, которые занимались этой работой десятки лет (тех же, условно «Александра Пасхавера» и «Андерса Ослунда»), что украинская экономика в 2013-15 гг. ушла в тень на 70-75%, и это основной индикатор «ереси» политики правительства?
Почувствовало ли правительство, что «плавающий курс гривны» возможен лишь в условиях тотальной дерегуляции – например, когда наше сальдо устойчиво позитивно на протяжении лет пяти, или в условиях, когда мы с группой ближайших соседей за тот же период торгуем в гривне?
У меня есть 3 совета к ныне действующему правительству.
Первый совет общий – декриминализировать само понятие малого и среднего предпринимательства, определить примерно до 500 его видов, озвучить ежегодно адаптируемую сумму фиксированного платежа (которую будут далее распределять фонды – заработной платы, социального страхования и пенсионный).
Второй совет – задумайтесь над импортными пошлинами на комплектующие части и готовую промышленную продукцию. Ах, мешает ВТО? Знаете, выяснения в ВТО длятся годами, а потом можно – на годы идти в суд с теми, кому не нравится желание украинцев развивать свою промышленность. Страны, в итоге все же “проигравшие” в подобных спорах – это страны с могучим промышленным комплексом, которые использовали такие разбирательства лишь с целью упрочить свои позиции перед выходом на ринг свободной торговли. Я напомню, что до начала процесса вступления в ВТО Украина входила в десятку стран, в которых собирали то, что сегодня называется «системой». Именно они стоят на ваших офисных столах – но, уже китайские. Знаете, просто попытайтесь задуматься об этом.
Третий – оставьте в покое действующих и работающих пенсионеров, раз вам по-прежнему нечего им предложить.
У меня есть всего два предостережения для действующего правительства.
Первое – ликвидируйте все лишние функции, которые можно заменить частными подрядами и автоматизированными системами. Несомненно, скандалы и стенания будут почти непереносимыми эмоционально. Но, «почти» выше сказано не зря – согласно нашей официальной статистике, безработица у нас совершенно мизерная. А на ней паразитирует почти идеальная система социальной защиты. Видели ли вы здания центров занятости и социальных служб? Поездите по стране – не пожалеете…
Второе – изучите, пожалуйста, институциональную экономическую теорию и ее модификации. Ведь это — пять Нобелевских премий только за последние 20 лет. А суть такова: люди не ведут себя «рационально», они живут согласно неформальным нормам, правилам, сложившимся на протяжении веков. Эти нормы нельзя поломать в принципе. К ним можно адаптироваться на основе согласия. Эти нормы можно вовлечь в движение прогресса. А если ты объявишь им войну – ты проиграешь без вариантов. Предметно, после выборов в твой кабинет зайдет, к примеру, уважаемый закарпатский контрабандист – и заменит твой любимый портрет Милтона Фридмана, скажем, на Фридмана Томаса. И будет совершенно прав.
И последнее (resume). Я больше не буду высказываться или писать что-либо в отношении экономической политики нашего государства в некоей предлагающей стилистике – вплоть до объявления новой президентской и парламентской избирательной кампаний (если мы до них доживем).
Лично я намерен дожить. Хотя бы потому, что издевательство над экономической природой человека мне претит. И если остановить это издевательство будет в моих силах – я этим займусь.
А вот теперь – Amen.
Максим МИХАЙЛЕНКО
“ПОЧЕМУ РЕФОРМЫ В УКРАИНЕ НЕ ПРОВОДЯТ?
(ПОТОМУ ЧТО ВЛАСТЬ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ТАКОЕ РЕФОРМА!)” –
http://blogs.korrespondent.net/blog/politics/3488077/