Кто кого на чём вертел. Чем закончилась встреча Лукашенко и Путина. Эксклюзив

02.03.2021 0 By NS.Writer

В Беларуси разворачивается ползучий российский гибридный сценарий оккупации.

Во время сентябрьской и февральской встреч в Сочи Путин торопливо заявил о поддержке стратегии Лукашенко по внесению изменений в Конституцию Беларуси. По плану Кремля, белорусский парламент должен получить больше полномочий, при этом репрессивная машина останется в руках Александра Григорьевича (пока что), который должен будет беспрекословно выполнять указания Путина (но будет ли). Белорусам же достанется кукиш — ещё и без масла.

22 февраля Лукашенко приехал в Сочи с очередным визитом. Официальная цель — обсудить Договор о Союзном государстве, неофициальная — убедить Путина, что страна у Батьки под контролем, а значит, в срочном транзите власти нет необходимости и можно растянуть его на пять лет. Другими словами, Лукашенко пытается усидеть на президентском кресле до 2025 года, хотя не так давно обещал уйти после внесения изменений в Основной закон страны.

К примеру, в ноябре 2020 года на встрече с коллективом 6-й городской клинической больницы Александр Григорьевич в сердцах заявил: «Никакую конституцию я под себя не делаю. С новой конституцией я уже с вами президентом работать не буду. Поэтому успокойтесь, спокойно это переносите».

Но успокаиваться белорусам, как советует Батька, вряд ли стоит. Лукашенко, как и его «коллега» Путин раздаёт народу обещания по принципу «обещать — не значит жениться». К слову, не только народу, но и первому лицу России. Александр Григорьевич умело вставляет палки в колёса российско-белорусской «союзной телеги», договор о создании которой был подписан в 1999 году — 22 года назад.

Кремль сделал вид, что согласен с оценкой Лукашенко, но тема транзита власти в Беларуси не снята с повестки дня, а только отложена. Цель России не в том, чтобы просто убрать Лукашенко, а в том, чтобы заменить его на человека, который устраивал бы Москву. На место Александра Григорьевича активно ищут замену, что сделать будет непросто ввиду того, что Батька уничтожил всех, кто представлял для него хоть какую-то опасность. Москва не сделала выбор в пользу Лукашенко даже на краткосрочную перспективу, и скептически оценивает итоги переговоров в Сочи.

Путин заинтересован, чтобы формальная власть Лукашенко длилась столько времени, сколько нужно Кремлю. Россия также будет настаивать на гарантиях безопасности Лукашенко. Владимир Путин не допустит смещения белорусами «последнего диктатора Европы», и, тем более, привлечения его к ответственности, ведь это — очень опасный прецедент для самой России. Позволить, чтобы в соседнем государстве в результате народного волеизъявления ушёл с поста 66-летний Лукашенко, который является президентом 27 лет, это значит, показать россиянам, что они могут избавиться от своего 68-летнего Путина, ведь он находится при власти «всего» 21 год — с 2000 года.

Легитимность Батьки является гарантией легитимности самого Владимировича. Основная его цель — победить демократическую революцию в мире и не допустить её в России, чтобы модель путинского режима жила вечно. Поэтому для Кремля важно, чтобы Лукашенко одержал победу над «цветной революцией» в Беларуси. Кремлю неинтересно, какой ценой он это сделает: техногенная катастрофа на Белорусской АЭС, массовые репрессии и убийства граждан, полный экономический коллапс страны и прочее.

Путин не решается сразу осуществить присоединение Беларуси, чтобы не получить мятежную провинцию, откуда бунт может перекинуться на Россию. В то же время Кремль верит в реальные перспективы интеграции России и Беларуси только в случае ухода Батьки. До тех пор, пока Александр Григорьевич сохраняет власть, он будет устраивать саботаж и затягивать процесс интеграции, так как боится потерять финансовые и политические рычаги управления. Интеграция по путинскому сценарию предполагает передачу значительной части полномочий наднациональным органам, а к этому президент Беларуси откровенно не готов.

Последние полгода Москва напоминала Лукашенко о конституционной реформе чаще, чем он говорил о ней сам. Значимых шагов от Батьки ждали уже в 2021 году, но уже сейчас понятно, что референдум по Основному закону в Беларуси не пройдёт раньше 2022 года (если, вообще, состоится). Сейчас перед Москвой стоит вопрос, как реагировать на затягивание процесса.

Тем более, что новые российские кредиты для выполнения старых обещаний убеждают Лукашенко в том, что Россия одобряет его действия, и спешить с конституционной реформой не нужно. Впрочем, каких-то особенных денег Батьке не дают, а в ответ на давление в шкурном вопросе передачи России оставшихся ключевых предприятий Лукашенко вполне может извернуться и передать их китайцам.

Очевидно, что будущее отношений Москвы и Минска связано с транзитом власти в России в 2024 году и борьбой «башен Кремля», которая отразится и на двусторонних связях. А пока Лукашенко вертит Путиным, как хочет.

ВишинськийТамара Петренко, помощник главного редактора Newssky, обозреватель


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: