Кремль может убить Лукашенко за длинную дорожную карту

24.04.2021 0 By NS.Writer

Лукашенко на встрече с Путиным 22 апреля в Москве нарисовал осень как финальную линию в их переговорах о безымянном союзном государстве из Беларуси и РФ. Он вполне логично хочет посмотреть, доживёт ли Путин до осени, чем закончатся выборы в Госдуму, будет ли к тому моменту существовать РФ, и не закончатся ли все переговоры о «союзном государстве» всего лишь возвратом Смоленской области назад в Беларусь. В целом белорусский «колхозник» вежливо поиздевался над московским «чекистом», как только смог, пишет Сергей Климовский.

Свою ответную речь Путину он начал с того, что поздравил его с «окончанием очередного президентского периода». Оказалось, что Лукашенко имел в виду период писания послания, а не то, о чём все подумали. Развивая данную тему, он со знанием дела сказал, что послание — «это работа очень многих людей, согласитесь, но всё равно нагрузка ложится на президента». Ударным было слово «согласитесь» как обезоруживающее, поскольку спорить в таком случае хуже для себя. Это интересный логистический приём, которым в СССР умные люди пользовались для парализации начальства при конфликтах.
После применения такого проверенного приёма Лукашенко просто понесло. Он сказал, что «абсолютно согласен с выводами послания», что заметил в нём «человеческую нотку» и «особенно поддержал тот крен, который был взят в этом послании, именно вот человек». Тут он театрально помог себе руками, а затем вовсе закосил под Ленина, выступающего перед комсомольцами, когда произнёс: «Рождаемость, рождаемость и ещё раз рождаемость». Повышение рождаемости — это то, что особенно ему понравилось в послании Путина.

Лукашенко однозначно знал, что перед ним сидит актёр, изображающий президента РФ, но он также знал, что обязан участвовать в этом спектакле и тоже играть свою роль. Вот он её и играл, соблюдая сценарий, но не без того, чтобы над всем этим не поприкалываться, что не без удовольствия и делал.

Он, говоря о переговорах по «союзному государству», с явным удовольствием нахваливал премьера РФ Мишустина, которого по-колхозному назвал академиком за его выступление в Минске об экономике и налогах. Лукашенко может косить не только под Ленина, но и под простоватого колхозника. Вероятно, в душе он подсмеивался на тем, какие пересуды эта похвала вызовет в московском бомонде, гадающем на кофейной гуще: кто преемник. После этого Лукашенко стал чертить Путину прямую линию и дорожную карту дальнейшей судьбы переговоров о «союзном государстве».

Отправным пунктом назвал приезд в Минск «академика» Мишустина. Следующий этап — форум регионов в Московской области в июне. Далее Лукашенко произнёс: «а затем мы примем решение о заседании высшего государственного совета осенью, на котором мы уже сможем формализовать все наши договорённости, подписав определённые документы. В общем, мы двигаемся по союзным программам, помните, с карт начинали, очень серьёзные программы…».

Этой фразой Лукашенко не только начертил дорожную карту Москве, но и снял интригу, которую создал 17 апреля, когда приехал на субботник в Александрию Могилёвской области и произнёс: «В ближайшее время я принял решение, мы его сейчас формализуем, я озвучу». Теперь понятно, формализацией чего он занят и когда ждать результатов и озвучки — осенью.

Лукашенко может позволить себе диктовать режим переговоров Кремлю и стебаться над Путиным, поскольку оказался в весьма интересной ситуации. Его ухода хотят все кругом — большинство белорусов, Запад и Кремль. Но именно это и позволяет ему держаться на плаву. Каждая из сторон мешает другой удалить его, чтобы та не сделала президентом своего кандидата — Москва условного Бабарику, а белорусы и Запад — переходную Тихановскую. Это похоже на анекдот о Брежневе, которого нельзя застрелить, поскольку все толкают под руку стрелка и кричит: «Дай я стрельну».

Молдавский вариант, когда все объединились для изгнания Плахотнюка, для Кремля неприемлем, поскольку у него нет в Беларуси таких своих партий как социалисты Додона и другие. Партия Кремля в Беларуси — это Лукашенко. Если он падёт под натиском революции, то Кремль может не успеть развернуть в партии свои структуры и тем более гарантированно выиграть в ней президентские и парламентские выборы. За время, истекшие после 9 августа, это уже очевидно и в перспективе ситуация вряд ли кардинально улучшится для Кремля. Но есть вариант, когда Кремль может избавиться от всех проблем с выборами и развернуть всю ситуацию в свою пользу.

Этот вариант — убийство Лукашенко спецслужбами России. Запад, вопреки московской пропаганде, не стремится к его физической ликвидации по двум причинам.

Первая. После визита в Минск в августе 2019 г. Джона Болтона, советника президента Трампа по нацбезопасности, и возобновления в сентябре поддержки отношений между США и Беларусью на уровне послов, стало ясно — Лукашенко тихо разворачивается от Москвы. Это похоже на то, как убеждённый антикоммунист Черчилль пошёл на союз со Сталиным против Гитлера. Главы автократий принципиально не любят демократии, но и к друг другу тоже не всегда испытывают симпатию. Достаточно вспомнить как Муссолини чуть не начал войну с Гитлером из-за Австрии или советско-китайские отношения.

Но в августе 2020 г. начало революции в Беларуси привело к тектоническому сдвигу —открылась реальная перспектива эволюции этой страны к демократии, а не только эволюции лично Лукашенко подальше от Москвы. В этом кроется вторая причина, по которой Западу сейчас крайне невыгодна физическая ликвидация Лукашенко или его естественная смерть. Кремль через свою агентуру в его окружении легко сможет объявить временно исполняющим обязанности президента кого-то типа чешского Земана, старого друга КГБ СССР. Но в Чехии шпион в кресле президента это одно, а в Беларуси — совсем другое. Чехия — это устойчивая демократия, а Беларусь — автократия, которая лишь начинает меняться. Первое, что сделает белорусский Земан — введёт чрезвычайное положение и попросит Москву ввести войска, а её о таких вещах дважды просить не надо.

Разумеется, такое развитие событий меньше всего устраивает Запад, да и самих белорусов, подозреваю, тоже. Запад не питает симпатий и сантиментов к Лукашенко, но в арсенале есть только очень громоздкий механизм по его устранению. Даже если допустить маловероятное восстание армии против Лукашенко с его арестом и утверждением Тихановской в качестве президента, то для её полной легитимации всё равно потребуются президентские выборы, а заодно и досрочные выборы в парламент. Большая загадка, как поведёт себя парламент в тот момент, когда его избавят от диктата Лукашенко. Большинство в нём может, как и условный белорусский Земан, тоже попросить войск у Москвы.

Угроза российской интервенции в Беларусь для подавления революции — это то, что серьёзно всех сдерживает и заодно делает для оппозиции и Запада нецелесообразной саму разработку планов покушения на Лукашенко. В послание Путина отнюдь не случайно внесли параллели между Лукашенко и Януковичем. Москва ещё в 2014 г. грозила белорусам, что будет как в Украине, если они устроят революцию, и пугала их своими танками с военными без государственной символики.

Правительства Украины, как нынешнее, так и прошлое, меньше всех заинтересовано в физическом устранении Лукашенко. Почти всем в Украине хочется, чтобы в Беларуси тоже была демократия. Но все правительства Украины в целом устраивал Лукашенко, который не проявлял враждебности, стабильно продавал топливо нашей армии и закрывал глаза на ввоз ею через Беларусь запчастей, купленных контрабандно в России. Нам и без Беларуси хватает своих проблем. По совокупности таких причин Украина не столь активна с санкциями против Лукашенко, как Польша и Литва. Даже ФСБ сейчас не рискнула увидеть «украинский след» в так называемом покушении на Лукашенко, во избежание обвинений в полнейшем маразме, и оставило это занятие пропагандистам.

Сейчас убийство Лукашенко, наконец, избавит Кремль от давно надоевших ему уговоров строптивого «батьки» и даст более быструю дорожную карту поглощения Беларуси, чем ту, которую он начертил в московском воздухе. Не исключено, что это был его последний визит в Россию, по итогам которого Кремль таки может запустить операцию «Белорусский Земан». Информационная кампания по якобы убийству Лукашенко спецслужбами США и Польши, якобы раскрытому ФСБ в России, может быть не только её холостым выстрелом в контексте российско-чешской «дипломатической войны», но и стартом такой операции. Задел под убийство Лукашенко «фэсбэшниками» или «грушниками» сделан, и когда оно произойдёт, то Москве надо будет лишь кричать: «Мы же предупреждали!», «Это не мы!» и ждать письма о вводе войск от белорусского Земана. Танком и «братским словом» уговаривать белорусов будет легче.

Длинная дорожная карта и то, как Лукашенко 22 апреля вежливо стебался над Путиным, показывают: он осторожный пессимист в вопросе о сроках жизни нынешнего кремлёвского режима. Причём, не единственный.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: