Какую Молдову хочет оставить в наследство Майе Санду Игорь Додон

20.12.2020 0 By NS.Writer

С победой Санду на президентских выборах борьба за Молдову не завершилась, а только началась.

Об этом пишет Артем Филипенко для «ДС».

Ближе к ночи спикер Зинаида Гречаная закрыла осеннюю сессию молдавского парламента. «Мавр сделал свое дело…» Выкрики «Воры!» со стороны представителей проевропейской оппозиции вряд ли могли обескуражить депутатов большинства. День работы в турборежиме увенчался утверждением госбюджета. Впрочем, и не считая главного финансового закона страны, депутаты приняли целый пакет законов. Похоже, что досрочные парламентские выборы неизбежны. И социалисты, которых возглавит бывший президент Игорь Додон, и их нынешние партнеры из партии «Шор» готовятся к тому, что в следующем парламенте им буде отведена роль оппозиции. Выполнять все то, что они напринимали, будут уже не они, а их преемники, которым они заранее постарались создать максимально сложные условия.

Начнем с того, что парламент отменил закон 2016 года «о миллиарде». Дело в том, что в 2014 году из трех банков Молдовы была похищена сумма, эквивалентная миллиарду долларов, что составляло тогда 12% ВВП страны. Чтобы не дать рухнуть банковской системе, Нацбанк Молдовы под гарантии правительства выдал этим трем банкам сумму, эквивалентную похищенной. Однако финансовую дыру надо было как-то закрыть. В результате был принят закон, который перевел эту сумму в государственный долг, для погашения которого были выпущены государственные ценные бумаги.

Принятие закона «о миллиарде» в 2016 году было одним из основных условий подписания нового Меморандума между МВФ и Молдовой и возобновления внешнего финансирования страны. Социалисты, находившиеся тогда в оппозиции, критиковали закон, а сам Игорь Додон обещал его отменить. В качестве главного выдвигался аргумент о том, что закрывать долги государства перед Нацбанком должны не налогоплательщики, а те, кто украл эти деньги.

И вот свершилось. Внешне, конечно, все выглядит так, будто справедливость восторжествовала. Однако на деле все оказывается гораздо хуже. Недоверие к Молдове как государству, которое не придерживается взятых обязательств, возрастет, о кредитах МВФ под минимальный процент можно будет забыть, в госбюджете — дыра, процентная ставка растет, курс национальной валюты колеблется, экономика, ситуация в которой подорвана пандемией коронавируса и хаотическими мерами правительства, катится по нисходящей. В общем, самое время уходить на досрочные выборы и передавать дела преемникам. Хочет Майя Санду переформатировать парламент и правительство? Прекрасно, мы даем ей такую возможность, а заодно и создаем на старте проблемы.

Но цинизм ситуации в том, что нынешними союзниками социалистов в парламенте является партия, лидер которой уже осужден на семь лет за причастность к краже этого самого миллиарда. Бизнесмен Илан Шор, лидер партии «имени себя», в настоящий момент находится в Израиле, пока в апелляционной палате рассматривается обжалование его адвокатов.

Да, главным бенифициаром кражи миллиарда назван Влад Плахотнюк, до июня прошлого года — лидер Демократической партии и фактический руководитель Молдовы, контролировавший все ветви власти. Но с Илана Шора никто ответственности не снимал. Мало того, летом прошлого года обвинение в причастности к краже было предъявлено еще двум его соратницам, которых лишили иммунитета и упекли под домашний арест. Теперь одна из них вполне может возглавить одну из парламентских комиссий в обмен на создание коалиции социалистов и «Шор».

С подачи «Шор» парламент пошел на снижение пенсионного возраста. С 1 января 2022 года устанавливается стандартный возраст выхода на пенсию: для женщин — 57 лет , для мужчин — 62 года. До этого было 59 и 63 года соответственно. Казалось бы, мелочь, но и избирателю (особенно определенной категории) конфетка. И опять же привет преемникам, поскольку отмена пенсионной реформы — проблемы с МВФ.

Другие законы, принятые под занавес осенней сессии, также представляют собой мину замедленного действия. Например, законы из «гагаузского пакета», которые были направлены на расширение статуса Гагаузской автономии. Изначально предполагалось рассмотреть три закона. Один из них предусматривал введение нормы, запрещающей пересматривать «автономный» статус региона без согласия Народного собрания Гагаузии. Однако для его принятия необходимо квалифицированное большинство в 61 голос, которого нет. В результате приняли два других, которые предусматривают придание Гагаузии «особого уровня управления» в системе административно-территориального деления республики и закрепляют этот специальный статус в законе о местном публичном управлении. Дело в том, что в период правления Плахотнюка большинство «автономных» полномочий у Гагаузии отняли, и по сути она превратилась в один из районов страны. Теперь у нее «особый статус».

Ну и наконец, два закона, которые должны были понравиться как Москве, так и всем гражданам Молдовы, кто на Москву ориентируется. Один закон установил статус русского языка межнационального общения (хотя он таковой и имел по действующему закону о языках), второй — вернул в эфир российские аналитические и новостные передачи. Когда-то, в период правления Демпартии, Игорь Додон был даже временно отстранен от исполнения обязанностей президента из-за того, что отказался утверждать поправки к Кодексу о телевидении и радио Молдовы, ограничивающих российский контент. Вопрос, этот заметим, не только политический, но и очень даже экономический. В социалистический пул медиа входят телеканалы, осуществляющие ретрансляцию российских телепередач. А на них увы, в Молдове есть спрос. Так что это еще и деньги, и очень большие.

После раздачи плюшек своим избирателям и прогиба перед Москвой, депутаты большинства действительно могут спокойно уйти на рождественские каникулы и даже, больше — самораспуститься. Как говорится, «после нас — хоть потоп». Тем более что вопрос о вотуме недоверия правительству Иона Кику, на чем настаивает пропрезидентская партия «Действие и солидарность», будет рассмотрен на отдельном заседании, которое неизвестно когда состоится.

Да, оппозиция заявила, что будет пытаться отменить принятые законы через Конституционный Суд. Но, во-первых, для этого нужно время, а во-вторых, отмена некоторых из них даст лишний повод социалистам поднять шум о защите интересов народа.

Кстати, есть основания подозревать, что социалисты неспроста решили поссориться с МВФ, Европейским Союзом и США, которые теперь могут оставить Молдову без финансовой помощи и кредитов. Ведь есть еще одна страна, которая щедрой рукой раздает кредиты в обмен на лояльность. В нынешнем году Россия попыталась навязать Молдове кредит в 200 миллионов евро с довольно сомнительными условиями. Тогда закон о российском кредите был заблокирован Конституционным Судом. Теперь социалисты делают все, чтобы российские деньги были бы безальтернативным источником помощи.

И это тоже очередная мина под Майю Санду, которой придется в случае возникновения критической ситуации решать, ставить или не свою помощь под «спасительным» российским кредитом.

Как и стоило ожидать, с победой Санду на президентских выборах борьба за Молдову не завершилась, а только началась. Новый год несет с собой немало политических сюрпризов.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: