Какой будет новая ближневосточная политика США

02.03.2021 0 By NS.Writer

Иран — главный фактор продолжения тесного сотрудничества в треугольнике США-Саудовская Аравия-Израиль, пишет Владислав Гирман для «ДС».

Зима для международных отношений в треугольнике США-Иран-союзники США на Ближнем Востоке закончилась несколько раньше календарной. За короткий период времени в регионе произошло несколько событий, очерчивающих контуры новой ближневосточной политики Вашингтона.

В субботу, 27 февраля, офис директора Нацразведки США опубликовал четырехстраничный доклад об убийстве обозревателя The Washington Post Джемаля Хашогги в саудовском консульстве в Стамбуле бойцами саудовского спецподразделения.

Имеющиеся в распоряжении американской спецслужбы доказательства в докладе остались засекреченными.

Однако главные выводы таковы: кронпринц и де-факто глава Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман обладает «абсолютным контролем над органами безопасности и разведывательными службами королевства» и вряд ли он не знал о готовящемся убийстве Хашогги.

Нацразведка также сообщает, что в операции по захвату журналиста, критика королевской семьи, участвовали бойцы личной охраны кронпринца и один из его главных советников.

Доклад — не единственный болезненный для Эр-Рияда шаг Соединенных Штатов.

В тот же день, 27 февраля, американский Минфин ввел санкции в отношении ряда саудовцев: бывшего замглавы разведки СА Ахмеда аль-Асири, руководившего операций по захвату Хашогги; и элитного спецподразделения «Отряд тигров» (RIF), некоторые бойцы которого в этой операции принимали участие.

Но и это еще не все. Ведь в конце января новый президент США Джо Байден приостановил сделки времен Дональда Трампа по продаже саудитам высокоточных авиационных боеприпасов на сумму $478 млн, а ОАЭ — 18 новеньких F-35 и 8 боевых дронов MQ-9 Reaper на сумму $23 млрд.

Сделка приостановлена для проведения проверки на предмет возможного применения оружия в Йемене.

И 1 марта администрация Байдена намерена сделать заявление относительно результатов аудита. Каким будет решение Белого дома, пока трудно предсказать: он может как «разморозить» сделки, так и заблокировать окончательно.

Действия администрации Байдена, в первую очередь решения по кейсу Хашогги, обусловленные в том числе внутриполитической целесообразностью (демократы громче всех критиковали Трампа за то, что прикрывал кронпринца), не могут не тревожить саудитов.

Министерство иностранных дел королевства, как сообщает Saudi Press Agency, заявляет, что доклад американской разведки содержит «ошибочные информацию и выводы», а обвинения в адрес Мухаммеда бин Салмана называет «неприемлемыми» и «сфальсифицированными».

В Эр-Рияде придерживаются прежней позиции: убийство Хашогги — ужасное преступление, являющееся результатом сговора отдельных «изгоев», за которое они были уже наказаны. В частности, троих человек суд СА приговорил в общей сложности к 24 годам лишения свободы, а пятерых приговорили к смертной казни в 2019 г., правда в 2020-м приговоры отменили.

Параллельно Эр-Рияд развернул активную информационную кампанию против доклада США, используя СМИ и дружественные страны и организации.

На сайте главного информагентства королевства была опубликована масса однотипных сообщений о поддержке позиции МИДа по делу Хашогги со стороны Омана, Йемена, ОАЭ, Пакистана, Кувейта, Бахрейна, Джибути, а также со стороны генсека Лиги арабских государств (ЛАГ) Ахмеда Абдула Гейта, Арабского парламента (парламента ЛАГ), генсека Организации исламского сотрудничества (ОИС) Юсефа бин Ахмеда Аль-Отаймина, генсека Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССЗ) Найефа Фалаха Мубарака аль-Хаджрафа, Генерального секретариата Совета министров внутренних дел арабских стран.

А через материалы, появившиеся в катарской Al-Jazeera, британско-саудовской Asharq al-Awsat, саудовской Okaz, Эр-Рияд расширяет комментарий своего МИДа, называя санкции и доклад США наступлением на суверенитет Саудовской Аравией: Вашингтон «не имеет права запугивать стратегического регионального союзника» и не должен вредить «своим региональным интересам и интересам своих партнеров».

При этом саудиты осторожно пугают администрацию Байдена возможным разворотом королевства в направлении Китая и России, которые могут стать альтернативными поставщиками оружия для СА.

Какой конфликт? Никакого конфликта

Казалось бы, у нас на глазах разворачивается серьезный политический конфликт между давними союзниками, который может в корне изменить всю региональную политику на Ближнем Востоке.

Да, изменить может. Но решения Белого дома и реакция Эр-Рияда — это не повод говорить о том, что союзники разойдутся как в море танкеры с нефтью.

Они таковыми (союзниками) останутся и в обозримом будущем, поскольку Иран решил, что сейчас удачный момент повысить ставки.

В феврале Тегеран успел атаковать двух ключевых партнеров Соединенных Штатов на Ближнем Востоке — Израиль и Саудовскую Аравию; да и самих американцев тоже.

Так, 25 февраля иранские силы в Оманском заливе атаковали израильское гражданское судно Helios Ray.

По данным израильских СМИ, эксперты пришли к выводу, что группа иранских морских коммандос на быстроходной лодке подошли к судну и прикрепили к борту либо магнитную мину, либо другое взрывное устройство, в результате взрыва которого в корпусе выше ватерлинии образовались четыре пробоины диаметром около полутора метров.

Никто из экипажа не пострадал, осталось целым и машинное отделение. Судно направилось в Дубай для ремонта.

Иранские СМИ, в свою очередь, сообщают, что атака стала ответом на операции израильтян в Сирии и Ираке. Об этом, в частности, 28 февраля написало издание Keihan. А аффилированный с верховным аятоллой Ирана Али Хаменеи портал Ynet утверждает, что судно, якобы, выполняло «шпионскую миссию» в заливе.

Тегеран еще в конце 2020 г. начал вбрасывать тезисы о том, что Израиль готовит провокации в отношении как Ирана, так и США.

Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф, к примеру, заявлял, что Иерусалим, опасаясь ослабления сотрудничества с Штатами после ухода Трампа, мол, хочет спровоцировать войну между США и Ираном, атаковав американские силы в Ираке.

Нападения на силы и дипломатов США в Ираке действительно позднее произошли. 16 февраля ракетному обстрелу подверглась используемая американцами база в районе Эрбиля в Иракском Курдистане. Погиб гражданский служащий, также пострадали американский солдат и ряд специалистов.

22 февраля был нанесен ракетный удар по «зеленой зоне» Багдада, где находятся правительственные ведомства и дипломатические миссии, включая посольство США.

Естественно, в Вашингтоне никто и не поверил в истории Тегерана об израильских провокациях.

26 февраля два американских истребителя F-15 по распоряжению Байдена нанесли авиаудар по объектам проиранских прокси на территории Сирии у границы с Ираком — у города Абу-Кемаль.

В своем письме к Конгрессу президент США объяснил авиаудар необходимостью не допустить новых нападений проиранских формирований на силы США и международной коалиции в Ираке.

На следующий день после операции американских ВВС в Сирии Иран сделал ответный ход. Еще одна группировка, опекаемая Тегераном, — хуситы в Йемене выпустили баллистическую ракету и три начиненных взрывчаткой дрона в направлении города Эд-Дыръия, где как раз проходил этап «Формулы-Е» и где также находился кронпринц Мухаммед бин Салман.

Ракеты и дроны были сбиты в небе над столицей, Эр-Риядом, американскими ЗРК Patriot. Что, к слову, служит прямым доказательством востребованности американских вооружений в Саудовской Аравии и может подтолкнуть Вашингтон принять выгодное для саудитов решение по оружейным контрактам.

В Вашингтоне, кстати, уже осудили обстрел Эр-Рияда йеменскими боевиками, поддерживаемыми Ираном.

Еще более красноречивым жестом поддержки саудитов американцами являются начавшиеся 28 февраля совместные учения ВВС КСА и США Dragon.

В общем, не все так однозначно и просто в отношениях между Вашингтоном и Эр-Риядом.

Если бы между союзниками случилась серьезная ссора, то Минфин США, ориентируясь на выводы из доклада Нацразведки о роли кронпринца, ввел бы санкции и в отношении Мухаммеда бин Салмана; а саудиты, в свою очередь, были бы куда жестче в своих оценках действий США.

Да, разногласия между ними могут быть. Но с другой стороны есть Иран —один из главных нарушителей спокойствия в регионе и угроза для США, Израиля и Саудовской Аравии.

Вот, что будет объединяющим фактором для союзников, несмотря на то, что в отличие от администрации Трампа команда Байдена не будет оказывать «слепую» и абсолютную поддержку Иерусалиму и Эр-Рияду.

Такова новая ближневосточная политика США. Она будет более пластичной и многогранной: не закрывать глаза на «проделки» саудитов, но и не подыгрывать Ирану, пытаясь найти решение по «ядерной сделке», а при необходимости жестко защищать свои интересы.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: