Как выйти из Игры в кальмара. Эксклюзив

28.10.2021 0 By NS.Writer

Каждый, кто смотрел сериал, пытался, наверное, примерить на себя его сюжет и варианты движения в нём. В беседах со знакомыми я слышала версии «объединиться и перемочить охрану», «не возвращаться после первого такта», «пролезть по вентиляции и попытаться сбежать» и, по-моему, всё. Достойных вариантов там, действительно, было немного. Вообще люди гораздо охотнее отождествлялись с организаторами и исполнителями, нежели с игроками. Особую грусть вызывало подобие ситуации в фильме с ситуацией в Украине. Я постаралась разобрать киноигры, как методы власти по удержанию населения под контролем и управлению им в своих интересах в этой статье.

Со всеми вытекающими из этого результатами. Разумеется, решение, предложенное мною в конце статьи, вызвало обоснованную критику, спровоцированную не-совсем-пониманием читателей «как это поможет». Признаюсь, это было не столько решение, сколько намёк на него. К тому же мне совсем не хотелось делать из лонгрида лонгридище. Я благодарна комментаторам за вопросы и ремарки, раз-два-три-четыре-пять, начинаю отвечать.

Заключённые в парадоксе

Конечно, жизнь, хоть и во многом игра — она сложнее любой игровой или кинематографической модели. В ней как раз вариантов больше. Если вы заметили, создатели фильма рассматривали только игры с нулевой суммой. Антагонистические игры, в который выигрыш одного участника (группы участников) автоматически означает поражение соперников.

Мы хорошо знаем эти игры в качестве, собственно, игр и даже любим участвовать или наблюдать за ними. Азартные игры, футбол (игровой суржик войны), шахматы (игровой суржик военных стратегов), любые турниры, где проигравшие выбывают. Конечно, в отличие от Игры в кальмара, у них всегда есть шанс попробовать еще раз и отыграться. Потери там обидные, но всё же «игрушечные».

Игры с нулевой суммой в жизни — гораздо более серьёзная штука. Война, политика, религия, конкуренция в бизнесе, эпидемия (ваксеры против антиваксеров). Проигрыш в таких играх может означать многократное ухудшение жизней тысяч людей, вплоть до физической смерти. Именно поэтому и игроки, и болельщики всегда настроены максимально радикально.

Однако же. В жизни, в отличие от фильма, есть еще возможность играть в игры с ненулевой суммой — кооперативные. Суть их в том, что если вы с соперником отказываетесь от идеи выбывания одного из вас и кооперируетесь, то каждый из вас получает выигрыш. Этот выигрыш гораздо более скромный, чем джек-пот игры с нулевой суммой. Но в случае итеративной кооперативной игры и вы и ваш оппонент всегда оказываетесь в плюсах. Самая известная из таких игр — Парадокс заключённых. Матчасть можно прочесть здесь.

Но если в ходе кооперативной игры вы отказываетесь от кооперации, доверявший вам партнёр немедленно мстит — играет против вас. В этом случае каждый из вас играет в минус врагу, но и в минус себе. И если вы не передоговоритесь вернуться к сотрудничеству — в финал итеративной игры оба войдёте в лютых минусах. Я проводила такие игры, я знаю, о чём говорю.

Известны случаи, когда люди с антагонистическими игровыми установками сходили с ума, пытаясь выиграть в Парадокс с применением стратегий, которые приносили им успех в играх с нулевой суммой.

Простой пример — украинская политика.

Кандидат на словах кооперируется со своими избирателями. Суть его сообщений сводится к следующему: обеспечьте мне выигрыш на выборах, а я вам… — и здесь серия сладких обещаний. Мол, давайте скооперируемся, получу я — получите вы. Допустим, электорат верит и голосует за кандидата.

Что делает большинство украинских политиков после победы? Да, кидают свой электорат, думая, что уже получили джек-пот. Дальше, по закономерностям Парадокса заключённых, электорат «мстит» — выходит из кооперации, играет против этого политика. А поскольку в политику прорываются чемпионы игр с нулевой суммой, победители любой ценой, для них это становится откровением и потрясением. Из относительно недавнего: ещё в 2015 году на УП появилась любопытная статья, иллюстрирующая железобетонную действенность алгоритма Парадокса заключённых.

Нужно сказать, во время последних президентских выборов я чуть не померла от когнитивного диссонанса. Как рациональный избиратель я голосовала за Петра Алексеевича, но как игропрактик, развалинами Петра Алексеевича была всецело удовлетворена.

Почему Европа не такая, как Украина? Почему именно там зародились либеральные идеи? У меня есть простой игропрактический ответ. Выше приведена опубликованная на The Telegraph в 2016-м году карта планетарных войн за последние 4000 лет. Оцените сами, на каких территориях нет живого места от бушевавших там игр с нулевой суммой.

Оказывается, «Игра престолов» — почти документальный фильм. Четыре тысячи лет люди экспериментировали, пока, наконец, не допёрли до иных игровых стратегий и не утвердили их, как основу повседневных практик.

Атомный потенциал скромной кооперации

В сериале «Игра в кальмара» отвратительно откровенно отображена генеральная стратегия любой власти: разделяй и властвуй. Постоянно меняя правила игры, власть стравливает между собой команды игроков и отдельных игроков вплоть до полной атомизации и деградации социума. И способствует одичанию населения и негативному отбору. Я говорю именно о власти, поскольку управление (а управлять можно только развитием) требует совсем других компетенций.
Но в жизни, в отличие от фильма, у игроков есть возможность ОТКАЗАТЬСЯ играть по таким правилам в принципе. Перейти от игр с нулевой суммой к кооперативным играм. Прецеденты бывали.

Исландия. В 2008 году, когда финансовый кризис докатился до Исландии, эта страна стояла на пороге банкротства и краха. Дело в том, что приватизированные ранее банки мошенническим образом накопили огромный внешний долг. В 2007 году он составлял 900% ВНП страны. Кризис стал последней каплей, в 2008 году обанкротились и были спешно национализированы три главных исландских банка. В конце 2008 года Исландия объявила банкротство, а правительство ушло в отставку. В 2009 году к власти пришла левая коалиция, которая вынуждена была взять обязательства по погашению внешнего долга, составляющего 3,5 миллиардов евро. Это означало, что каждый исландец должен был платить по 100 евро в месяц, в течение 15 лет, чтобы страна могла выбраться из ямы. Однако… граждане сказали НЕТ. Они не согласились с тем, что за ошибки финансовой монополии всё население страны должно быть обложено данью на многие годы вперёд. Политики были вынуждены солидаризоваться с избирателями. Глава государства Олафур Рагнар Гриммсон отказался ратифицировать закон, согласно которому исландцы становились ответственными за долги исландских банкиров и согласился созвать референдум. На мартовском референдуме 2010 года 93% населения проголосовали против выплаты долгов МВФ, невзирая на чудовищное давление на страну извне. И не остановились на достигнутом. Они решили написать новую конституцию, которая освобождала бы страну от власти международных финансов и виртуальных денег.

Чтобы написать новую конституцию,народ Исландии избрал 25 граждан из числа 522 взрослых, которые не принадлежали бы ни к какой политической партии и каждого из которых рекомендовали бы как минимум 30 граждан. Документ был написан в интернете. Учредительные заседания проводились онлайн, граждане могли писать комментарии и вносить предложения, лучшие из которых тут же учитывались. Так, на глазах пользователей и с их участием рождался главный документ страны.

Кстати, то, что главный идеолог Большой игры в Игре в кальмара был ярким представителем ссудного капитала — пожалуй, не случайность.

Швеция. В 2005 году в Швеции вступил в действие закон, запрещавший бесплатно скачивать музыку и фильмы из интернета. Против интернет-пиратов было развернуто серьёзное полицейское преследование. 15 марта 2006 вышла «Директива о хранении данных» (директива 2006/24/EC). Согласно ей, телекоммуникационные компании были обязаны хранить все личные данные, телефонные разговоры и переписки в интернете от шести месяцев до года. Правоохранительные органы могли запросить эти данные для расследований. А расследований было инициировано множество.

Конечно, граждане возмутились. Одним из первых, кто выразил протест, был шведский ИТ-предприниматель Рик Фольквинге, который понял: чтобы отменить драконовские законы, нужно становиться политиком. Он опубликовал сырой, кривой-косой сайт с допотопным форумом, который так и назывался: сайт Пиратской партии Швеции. И сформулировал её политическую позицию: «Leave the net alone» («Оставьте интернет в покое»). Этот шаг внезапно оказался суперпопулярным, люди начали присоединяться к инициативе вирусным образом. Не буду расписывать все сложности и повороты, вы сами можете прочесть о них в книге, написанной Риком «По принципу роя. Тактическое пособие о том, как изменить мир».

Скажу лишь, что на выборах 2009 в Европарламент партия получила 7,1% голосов, насчитывала 49 000 членов и была третьей по численности партией Швеции.

Украина. Галичина начала 20 века находится в составе Польши. Украинцев на этой территории — большинство, но они — наибеднейший слой населения. Земли критически не хватает, предпринимательская деятельность почти невозможна из-за высоких ставок по кредитам. Украинцы нищают, не могут найти работу, массово эмигрируют в Канаду и другие страны. В депрессивном обществе процветает алкоголизм.

Архиепископ Андрей Шептицкий запускает образовательно-кооперативное движение. Я не удивлена, поскольку заповеди метатекстов указывают на кооперацию и её сознательный выбор, как на лучшую стратегию социального взаимодействия. Я сама происхожу из священнической семьи, нас учили этому с детства. Шептицкий открывает кооперативный лицей, который готовит специалистов из выходцев сельских семей. И пропагандирует кооперацию, как нравственный, христианский бизнес. «На кооперації в переважній частині спираєтьсядобробут народу. Через кооперацію, через організацію, через скупчення наших сил, через порядок і єдність ми вдесятеро множимо наші економічні сили, наш добуток».

Инициатива Шептицкого была поддержана населением. До начала Первой мировой на Галичине действовали до 1500 кооперативов, к 1939 году — 4000. Было создано хозяйственное товарищество взаимного кредитования «Днистер». А позже Шептицкий вошел в число основателей первого украинского банка — Земельного Банка Ипотечного. Так кооператоры получили деньги, необходимые для их бизнесов. Количество членов кооперативов перед Второй мировой оценивалось в 700 тыс., а сами кооперативы трудоустроили более 15 тыс. украинцев. Украинские продукты экспортировались во множество стран. Лучшее сливочное масло в Польше производили украинские кооперативы. В 1936 году торговый оборот украинских союзов молочников в Галичине почти вдвое превышал выручку такого же количества польских кооперативов и составил 8,36 млн польских злотых. А хищнический ссудный капитал был вытеснен за пределы Галичины.

Украина, февраль 2014 года. Львовские предприниматели во главе с Комитетом предприятий Львовской области прекращают уплату некоторых налогов, пока не будет сформировано «Правительство национального доверия». Цитата: «Мы не отказываемся платить единый социальный взнос в Пенсионный Фонд, из которого начисляют социальные выплаты. Также мы будем платить все налоги в местный бюджет. Но приостанавливаем уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Именно из этих денег содержат „Беркут“ и администрацию президента».

Я могу долго приводить примеры преимущества кооперативных игровых стратегий перед антагонистическими, но это будет просто сотрясание воздуха. С тех пор, как я задействована в проектах образования взрослых, неоднократно убеждалась: слова и яркие примеры ничего не значат. Люди получают опыт и знания либо на практике, либо на игровых симуляторах практики.

Хьюстон, у нас п…

В Украине есть управленцы если не уровня Шептицкого, то всё же очень достойные, экосистемно мыслящие, компетентные и способные запустить территориальное развитие по подобному сценарию. Даже невзирая на деструктивную деятельность всех поколений украинских властей. Однако же, население… Которое не понимает, почему каждый раз пытаясь выбрать во власть очередного супергероя, всё глубже увязает в матрёшке кризисов и коллективной долговой яме. Которое рассматривает взаимодействие не как долгосрочное взаимовыгодное партнёрство, а по принципу «без лоха жизнь плоха». Которое ведётся на «швидкогроші» и прочие Мегалоты, как папуас на консервную банку. Если бы церковь, как институт, имела такое же влияние, как сто лет назад, можно было бы выехать на проповедях и личном авторитете пастырей. Но, как в своё время пел Высоцкий…

Повторюсь: недоверие всех ко всем — прямой путь страны в нищету. Вы не сможете создать даже короткую цепочку добавленной стоимости, если не уверены в порядочности и обязательности ваших партнёров. Особенно с учётом того, что правила игры постоянно изменяются и судебная система не работает.

Поэтому я не вижу другого метода, предшествующего образованию, просвещению развитию территорий через развитие человеческого потенциала, кроме «игровой песочницы». Где с людьми сначала нужно проводить игры с нулевой суммой и на пальцах разъяснять всю их деструктивность и убийственность для общества и самих игроков.

Будь она хоть трижды замаскирована посулами сказочного избавления от проблем и приправлена азартом, от которого — пузырьки в крови. А потом — игры в любую из версий Парадокса заключённых, с групповым обсуждением применённых игровых стратегий и их результатов. А потом — и более сложные игры, не просто на кооперацию, а на смарт-кооперацию. Потому что кооперация — не примитивный бездумный фашизм, она продумывается и запускается совместно, через системное понимание, знание и внутреннюю мотивацию её участников.

Под предыдущей статьёй заметила комментарий с вопросом: кто будет утверждать сценарии проводимых игр, кто эти манипуляторы?? Похихикала, конечно.

Альтернатива? Например, 4000 лет бесконечного насилия, пока не возникнут идеи выхода из адовых кругов. Или появление религии, которая снова актуализирует истинность написанного в метатекстах.

Или игра, как симулятор реальности, способный трансформировать мышление игроков без критических потерь.

Кто и как может это делать — в следующей статье. Делать из лонгрида лонгридище — преступление перед читателем.

ЩеневсеКатерина Гладкевич
Фонд Вільяма Д. Донована за міжнародний мир


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: