Как в Москве просчитались с Арменией

23.06.2021 0 By NS.Writer

Если у Никола Пашиняна есть некие соображения насчет восстановления полноценного суверенитета Армении, ему предстоит много работы.

Итоги досрочных выборов в Армении стали «неожиданностью» только для доверчивых читателей российских телеграм-каналов и онлайн-изданий, в которые в последнюю перед голосованием неделю вбрасывались манипулирующие «инсайды» о чуть ли не лидировании блока экс-президента и представителя так называемого степанакертского (карабахского) клана Роберта Кочаряна. Любопытно, что как раз на армянского избирателя эти вбросы не произвели ровным счетом никакого впечатления, а зарубежные наблюдатели, принимая российскую логику «проиграл войну — потерял власть» могли и повестись. Но — результат на табло.

Вампир в доме

Правящий «Гражданский договор» Никола Пашиняна получил почти 54% (74 мандата), кроме него в парламент прошли всего лишь две партии — блок Кочаряна «Армения» — 21% и 31 места и «Честь имею» еще одного экс-президента Сержа Саргсяна, едва перелезший через 5-процентный барьер и взявший 7 мест. Представители четырех крупнейших национальных меньшинств получают четыре мандата, три в «ГД», и одно в «Армении». Наконец, последняя получает два дополнительных мандата, чтобы оппозиция в парламенте получила не менее трети голосов. Отметим для себя эти любопытные предохранители армянской конституции. Кстати, президент, избираемый парламентом, сидит на должности только один срок…

Секрет успеха Пашиняна — в политике для любой власти именно второй бой «самый главный» — в том, что он сумел занять нишу меньшего зла по сравнению со старыми элитами (к тому же вышедшими из Карабаха, что сегодня генерирует необычную дискуссию о приоритетах армянского общества, десятилетиями подвешенную на крюк этого конфликта).

Странный выверт истории: по сути, азербайджанская военная операция, практически закрывшая карабахский вопрос — Алиев и Эрдоган всего лишь позволили Путину спасти лицо размещением ни на что не влияющих «миротворцев» — позволила Пашиняну соскользнуть с этого крюка, поставив Армению перед фактом.

Фактом крайне неприятным эмоционально и исторически трагическим — однако потеря этой территории, ставшей камнем преткновения еще при советской власти, позволяет разморозить развитие Армении. Ведь, если внимательно посмотреть на Армению, показывавшую как до, так и при Пашиняне весьма неплохие экономические результаты (47-е место в Doing Business, 77-е в рейтинге терпимости к коррупции) — то можно увидеть, что кроме Карабаха и вцепившейся сквозь него в горло Еревану Москвы — развиваться этой стране не мешает ничто. Интересно и то, что Армения, собственно, не имеет и границы с Россией (соответственно и пролет из РФ требует разрешений от Грузии, Азербайджана, Турции, Ирана), так что при прошлых руководителях она сама «пустила вампира в свой дом».

Сможет ли Пашинян избавиться от военно-политической и экономической зависимости от России, которая не только бросила Армению в критический момент, но и подставила ему ногу в ходе полной инсинуаций избирательной кампании, а также поддерживает замечательные отношения с Азербайджаном и побаивается Турции — вопрос на $2-3 млрд. Ведь Россия обеспечивает не менее половины прямых иностранных инвестиций и не менее половины денежных переводов в эту южнокавказскую страну, а также доминирует в ее внешней торговле. Не говоря уже о том, что в руках россиян и армянской диаспоры в России находятся едва ли не все ключевые предприятия страны, а политикум нашпигован российскими агентами влияния.

Во время выборов, кстати говоря, и Кочарян и Саргсян — самим участием и прохождением как бы реабилитированные, а ведь Кочарян некоторое время не вылезал из СИЗО — совершенно не скрываясь, боролись за место гражданского губернатора РФ в Армении. Как было принято в советской традиции управления — или первый или второй секретарь обкома должен быть из местных кадров. Но как-то уж сильно они устарели и положились на силу российских СМИ, невозбранно промывающих мозги армянам, а также на российских политтехнологов, которые практически всегда — мошенники.

Влиятельные люди

Вопрос, от которого не удается уйти победившему в конкурсе «меньшего зла» Пашиняну, а ведь он в какой-то степени повторяет судьбу Михаила Саакашвили (зачистка то ли воров, то ли олигархов, досрочные выборы, проигранная война — в несколько другой последовательности), не претендует ли он сам на место такого губернатора? В конце концов, путь дезинтеграции с РФ для Армении, похоже, может оказаться не менее болезненным, нежели для Беларуси; Францию Армения интересует (кроме вопроса диаспоры) лишь как повод для пикировок с Турцией, а внятная политика США на Южном Кавказе сегодня отсутствует.

Между тем, членство в ЕвразЭС — всего лишь плохо замаскированная интеграция с РФ, ведь внутри этого химерического союза торговля Армении с РФ составляет более 90%. Что касается ОДКБ, ныне возглавляемого гражданином Таджикистана, то себя этот блок уже проявлял неоднократно, в последний раз — «не заметив» карабахской войны. При этом отношения с Баку и Анкарой в ближайшее время будут только ухудшаться, поскольку Азербайджан и Турция требуют передачи им «Зангезурского коридора», по которому из граничащего с Турцией эксклава, азербайджанской Нахичевани должна пройти железная дорога на «большую землю», выводящая Турцию на Каспий и к проектам газотранспортных и нефтяных магистралей из Центральной Азии. Которые и должны стать основой энергетической устойчивости «Великого Турана», а также сближения с тюркскими государствами, выросшими на руинах бывших советских республик. Более того, Турция и Азербайджан заключили военный союз, который будет вынуждать Россию продолжать милитаризировать Армению и, вероятно, Дагестан, в котором и так уже все далеко «не слава Аллаху».

Скорее всего, поэтому правительство Пашиняна — получившего бонусы по сравнению с грузинским предшественником Саакашвили, ведь премьером можно избираться бесконечно, а война уже проиграна — сконцентрируется на внутренних вопросах. А это модернизация, с которой уже готов помочь принявший армянское гражданство российский миллиардер Рубен Варданян («прославившийся» причастностью к «ландромату»). Такой вот «пристяжной Иванишвили» — и здесь надо понимать, что в целом армянские и армяно-российские олигархи довольно враждебно относятся к Пашиняну, с первых дней его правления закономерно почувствовав опасность, исходящую от журналиста-активиста, не «утвержденного» Москвой.

А это крайне влиятельные — в транснациональном измерении — люди. Другое дело что оппонентам Пашиняна они тоже не спешили помогать, как и бунтовавшим военным. Правда, армейская фронда была вызвана скорее вскрытием неблаговидных операций по оружейным сделкам, подсвеченных осознанием того, что РФ продает Армении в кредит хлам. В отличие, к примеру, от оружия, продаваемого Азербайджану за «живые деньги».

Наломал дров

Пашинян, однако, совсем не Додон — особой власти у того не было и работал молдавский экс-президент подставным петрушкой с первого дня своего появления на политическом небосклоне. Так что переизбравшийся премьер будет продолжать тянуть со сложными вопросами, рывками отбирая (непросто ему приходится с местной судебной системой — украинцам это знакомо) привлекательные активы у старых элит. Вопрос в том, станет ли Москва бросаться им на помощь — ведь недавно благодаря сливам и исследованиям выяснилось, что сеть агентов российского влияния в Армении, курировавшаяся при прежнем начальстве одним из управлений АП РФ, просто разбазаривала деньги и торговала связями. Владимир Путин же вообще больше склонен к конструктивным отношениям с богатым Азербайджаном, который, по крайней мере, пока, плюралистической демократии строить у себя не намерен.

Несмотря на наличие немалого количества российских военных на своей территории и традиции брутального решения политических вопросов, принадлежности к российским внешнеполитическим блокам, Ереван, по-видимому, начнет двигаться по стезе многовекторности.

Надеяться только на Россию больше невозможно, а Пашиняна Путин не полюбит как ментально чуждого персонажа. И не оставит попыток убрать его или руками военных (тут бы армянскому премьеру поучиться у турецкого президента), или завязанных на Россию богачей и принадлежащих им СМИ, а также просто с помощью российской машины пропаганды.

На этих выборах она не сработала, поскольку кадровый отбор во все менее эффективной АП РФ на Кавказе провален. Причем во всех трех странах — целые отделы и управления можно закрывать — в Азербайджане «зеро», в Грузии не удалось сделать друзьями России религиозных фундаменталистов, армянский результат — перед глазами.

При этом Америка сделала шаг, или полушаг по направлению к Армении в вопросе признания геноцида. Второй по значимости экономический партнер Армении — Германия. Как-то можно выстраивать и достраивать отношения с Францией, недавно все-таки утвердившей свои права собственности на название «коньяк» и платящей за него Еревану 3 млн евро отступных. Если при Байдене все же произойдет эмансипация Ирана, то у Армении появится еще одна отдушина — но это крайне отдаленная перспектива.

Впрочем, то, что хорошо умеет делать Владимир Путин — это наломать дров, причем, казалось бы, в беспроигрышных ситуациях. Привязанность армян к России имеет крепкую историческую основу — после потери своей античной государственности, вновь протогосударством, а затем государством (а не влиятельным меньшинством и элитным слоем в других империях) они смогли стать лишь под российским зонтиком.

Однако Путин, с его провинциальным мироощущением то ли Ивана Калиты, то ли ранних Романовых, порвал уже не одну такую связь. Поэтому если у Никола Пашиняна и тех, кого он привел во власть, есть некие соображения насчет восстановления полноценного суверенитета Армении, то ему предстоит много работы и понадобится много терпения. По крайней мере, вся власть и мандат для этого у него теперь есть — и, возможно, как более идеологически целостному, Пашиняну удастся не повторить украинский опыт «монопартийности».

Максим Михайленко, статья главного редактора Newssky для «Деловой Столицы»


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: