Как США и Польша разыграли имиджевую кампанию против России и при чем тут «Северный поток-2»

09.12.2021 0 By NS.Writer

Газета The New York Times опубликовала статью с откровениями сбежавшего из Беларуси диспетчера, помогавшего посадить самолет Ryanair, пишет обозреватель отдела международной политики «ДС» Владислав Гирман.

23 мая 2021 г. Александр Лукашенко сжег все мосты в Европу, когда его силовики посадили самолет Ryanair в Минске, летевший из Афин в Вильнюс. Инцидент в Европе небезосновательно назвали захватом. Тем более что целью силовиков были экс-главред «информационного двигателя» протестов 2020 г. — Telegram-канала Nexta Роман Протасевич и его девушка Софья Сапега.

Невольным соучастником преступления тогда стал диспетчер национального аэропорта Минска Олег Галегов, который сообщил экипажу о некоем имейле о наличии бомбы на борту самолета, согласно аудиозаписи переговоров, обнародованной Минском в качестве якобы доказательства достоверности официальной версии.

Галегов, этнический грузин, переехавший в Беларусь в 2010 г., вскоре после этого и сам исчез с радаров. 26 июля Telegram-канал «Наша Ніва» со ссылкой на источники в «Белаэронавигации» сообщил, что он в июне ушел в отпуск, но на работу так и не вернулся.

Собеседники канала сообщили, что поначалу он жил у тещи, удалил эккаунты в соцсетях, а затем вместе с семьей в июле покинул Беларусь. Решение вполне логичное, учитывая готовность силовиков Лукашенко идти на крайние меры, в том числе убирать ненужных свидетелей.

Куда он направился, не было известно. До недавнего времени. Хотя, опять-таки, сведения о его местоположении тоже обнародованы в СМИ, а именно в The New York Times — в среду, 8 декабря.

Ссылаясь на источники в европейских спецслужбах и, в частности, на директора Департамента национальной безопасности Польши Станислава Жарына, NYT пишет, что Галегов с семьей нелегально прибыли в Польшу, где он дал показания местным следователям.

По их словам, диспетчер заявил, что никакой бомбы на борту самолета не было, а экстренная посадка оказалась операцией КГБ с целью задержания Протасевича.

Жарын, в свою очередь, также уточнил, что в тот день, 23 мая, над душой у Галегова стоял сотрудник КГБ, который и руководил парадом, постоянно докладывая кому-то по телефону о ходе операции.

Предоставив польских спецслужбам столь ценную информацию, Галегов на месте решил не задерживаться и, по данным NYT, уже покинул Польшу. Где он сейчас, тоже неизвестно.

Хотя выбор американского издания для обнародования новых сведений может говорить сам за себя.

Варшава переходит в контратаку

Несомненно диспетчер для польских властей, которые уже больше года пребывают в жестком клинче с Беларусью, — крайне ценный свидетель. Фактически у Варшавы, а вместе с ней и у всего ЕС, есть доказательства нарушения режимом Лукашенко международных норм права.

Правда, эта история с диспетчером-инсайдером очень напоминает то, как Кремль в ходе кампании дезинформации вокруг трагедии MH17 создал и распространил фейк о «диспетчере Карлосе».

Того самого Карлоса (Хосе Карлоса Барриоса Санчеса), сидевшего в местах не столь отдаленных в Испании и Румынии, который в мае 2014 г. засветился на канале RT, где разглагольствовал о постмайданных ужасах Украины, откуда он якобы бежал, опасаясь за свою жизнь.

А спустя 3 месяца, когда российские оккупационные силы сбили из «Бука» рейс MH17, он запустил в Twitter фейк о том, что он, мол, авиадиспетчер аэропорта «Борисполь» и видел рядом с малайзийским «боингом» украинские военные самолеты.

Фейк быстро подхватили и распространили пропагандистские ресурсы РФ и лично Путин.

Можно предположить, что Варшава применила против Лукашенко и его старшего союзника Владимира Путина их же оружие. По крайней мере, Москва и Минск вполне могут «отзеркалить» историю Карлоса на Галегова.

Да, с одной стороны, Польша, демонстрирующая большую, нежели Западная Европа, решимость противостоять Кремлю, могла использовать блеф в этой игре, стращая Лукашенко скамьей подсудимых в Гааге. С другой стороны, Галегов также может быть реальным диспетчером, который с семьей спасся от силовиков.

Но при любом сценарии его показания открывают огромные возможности перед Польшей в ее вендетте — за искусственный миграционный кризис и информационную гибридную атаку, организованные российским и белорусским режимами.

Тотальная демонизация

Примечательно, что статья NYT увидела свет на следующий день после онлайн-переговоров президентов США и России, которые для Путина, похоже, не ознаменовались ничем из желаемого.

Но это не все. Если взглянуть на ситуацию шире, то откровения диспетчера по сути являются еще одним мазком к образу России как государства-агрессора.

Нельзя не обратить внимание на то, как перед переговорами Байдена и Путина мощно и элегантно проводилась медийная кампания против Кремля. Одной из топ-тем повестки дня спикеров Госдепа, Пентагона или Белого дома едва ли не ежедневно была ситуация с наращиванием Россией войск у границ Украины.

Помимо постоянного муссирования этой темы, Соединенные Штаты вели активные переговоры с европейскими союзниками, делясь с ними свежими разведдаными; публично обсуждали пакеты санкций против России в случае нового вторжения в Украину.

Тем самым угроза эскалации была возведена в абсолют. Она не сходила с первых полос ведущих американских и европейских изданий. И не только в контексте потенциального расширения украино-российского конфликта, но и как жирный маркер России как варварского государства-агрессора.

Никаких полутонов, никаких «но» или «возможно». Месседж, главным реципиентом которого были граждане стран ЕС и Северной Америки, четкий и понятный: Россия — агрессор и готова снова напасть.

И действует она абсолютно неприемлемыми методами: информ- и кибератаками, применением прокси-сил, нарушением международного законодательства.

Мол, хотите красноречивый пример? Вот вам инцидент с захватом самолета европейской компании (кстати, сам борт зарегистрирован в Польше и числится за местным филиалом Ryanair).

Это дело рук не только Лукашенко, но и Кремля, который все же спустя годы смог добиться де-факто аншлюса Беларуси и вплотную подобраться к границам Евросоюза и НАТО.

Показания Галегова станут тараном, которым поляки будут бить в ворота органов власти ЕС и судебные органы. И Брюсселю придется принять эту игру, поскольку он уже занял четкую позицию в отношении режима Лукашенко и после подавления протестов, и после захвата самолета, и после организации миграционного кризиса, когда ввел несколько пакетов санкций.

Как бы Брюссель традиционно не осторожничал в отношениях с Россией, теперь, когда Беларусь непосредственно вошла в зону влияния РФ, он не сможет игнорировать причастность Кремля к вызывающим осуждение действиям Лукашенко, а если еще точнее — то, что именно Москва выступает главным режиссером всех скандальных операций. К тому же, за последние несколько месяцев в Европе у очень многих развеялись иллюзии касаемо руки Кремля.

Если сложить все кусочки паззла — медийную кампанию, показания Галегова, энергетический кризис, организованный Россией — то есть все основания полагать, что Кремль уже угодил в хитроумную ловушку, клюнув на реверансы Байдена перед Меркель в вопросе «Северного потока-2». Что характерно, новый канцлер Германии Олаф Шольц, кстати, эсдек и вроде как сторонник СП-2, реагируя на ситуацию вокруг Украины, вчера прямым текстом заявил, что если Россия вторгнется на территорию Украины, то Берлин рассмотрит вариант с приостановкой СП-2.

Такое заявление от представителя партии, которая всегда поддерживала нормализацию диалога с Россией и отказ от санкций, вряд ли вызвало удовольстве в Кремле.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: