Как на южном фланге ЕС возникла новая угроза и причем здесь Россия

28.07.2021 0 By NS.Writer

По некоторым данным, за «переворотом» в Тунисе стоят Франция, ОАЭ, Саудовская Аравия и Египет, пишет обозреватель отдела международной политики «ДС» Владислав Гирман.

Тунис погружается в ожесточенное политическое противостояния. 25 июля сотни человек в столице, и тысячи — по всей стране (в Гафсе, Кайруане, Монастире, Сусе и Таузаре) вышли на улицы с требованиями роспуска правительства и парламента, а также смены политического режима.

В Тунисе, одноименной столице страны Магриба, демонстранты почтили вниманием не только Ассамблею народных представителей (парламент), но и штаб-квартиру исламистской партии «Ан-Нахда», имеющей большинство — ворвались в здание, били компьютеры и прочую оргтехнику, разбрасывали и жгли бумаги.

Не обошлось без обмена любезностями — камнями и бутылками — между активистами и сторонниками партии власти.

Президент Туниса Кайс Саид, которого за сходство с актером Питером Веллером прозвали «Робокопом», очень оперативно внял просьбам митингующих и в тот же день, после экстренного совещания с силовиками и военными, объявил об отставке премьер-министра Хишама Машиши и о приостановке работы парламента сроком на 30 дней. Распустить его Саиду не позволяет конституция Туниса.

То есть, сперва были протесты, затем невероятно быстрая реакция президента, а затем новый виток противостояния, поскольку «Ан-Нахда» так просто сдаваться не собирается.

Формальный повод

Участники протестов винят правительство и партию большинства в неспособности совладать как с экономическим кризисом, вызванным пандемией Covid-19, так и, собственно, с самой смертельной хворью.

Под весом нового варианта Delta тунисская система здравоохранения окончательно посыпалась. Представитель Минздрава Нассаф бен Али так и выразился: система не выдержала и обрушилась.

По состоянию на понедельник общее количество заразившихся Covid-19 в Тунисе официально достигло 569 тыс. человек (при населении в 11 млн), смертельных случаев — 18,6 тыс.

Значительный рост числа новых случаев наблюдался с 19 июня (примерно 2,5 тыс.) и достиг пика 13 июля, после чего начался спад. И довольно резкий.

На момент отставки главы Минздрава Фаузи Мехди, 20 июля, количество новых случаев составляло 6,15 тыс., и продолжало снижаться.

25 июля, когда на улицы вырвались протестующие против правительства, число заболевших еще больше снизилось — до 5 359.

Потихоньку, в общем, ситуация, наоборот, начала стабилизироваться. По крайней мере так было до решения президента разогнать правительство и — временно — парламент.

Что может свидетельствовать в пользу предположения, что пандемия была в действительности лишь формальным поводом. Учитывая тот факт, что острый политический кризис в Тунисе возник не вчера, а наблюдается по меньшей мере с марта текущего года.

Именно тогда Кайс Саид принялся колесить по Ближнему Востоку и Магрибу, посетив и Турцию, и соседнюю Ливию, искал помощи и у Катара, и у МВФ.

И вот спустя несколько месяцев после этих визитов, а также спустя 10 лет после «Жасминовой революции» начались новые протесты под лозунгом смены политического режима, которые стали причиной срыва переговоров с МВФ.

Запад обеспокоен, «Ан-Нахда» говорит о перевороте

События в Тунисе, протесты и демарш Саида привлекли внимание очень многих столиц.

«Соблюдать демократические принципы и права человека» его в телефонном разговоре 26 июля уже призвал госсекретарь США Энтони Блинкен.

МИД Германии, в свою очередь, отметил, что президент Туниса уж больно «расширенно» толкует конституцию, а Брюссель призвал жителей страны сохранить мир.

Тем временем лидер «Ан-Нахды» Рашид аль-Ганнуши, который также является спикером Ассамблеи, в своем видеообращении обвинил президента в перевороте и призвал всех сторонников выходить на улицы, «как 14 января 2011 года».

Кроме того, в интервью TRT Arabic аль-Ганнуши заявил о том, что к подстрекательству к перевороту прямое отношение имеют средства массовой информации из ОАЭ.

При этом он открыто равняется на Турцию в плане противодействия попыткам переворотов. Сославшись на события 2016 г. в Турции, аль-Ганнуши призвал сограждан противодействовать «диктатору» Саиду аналогичными методами — массово выходить на акции протеста.

Борьба за влияние

Если принять во внимание то, сколько вниманию ситуации в Тунисе и самому аль-Ганнуши уделяют турецкие государственные СМИ вроде «Анадолу», можно предположить, что лидер «Ан-Нахды» пользуется поддержкой Анкары.

В то же время, в медиапространстве всплыла информация о том, что за «переворотом» Саида, помимо ОАЭ, могут стоять Саудовская Аравия, Египет и Франция.

Об этом, в частности, пишет известный саудовский активист-антикоррупционер-«осведомитель», скрывающийся под псевдонимом «Муджтахидд» (так называют авторитетных мусульманских ученых, имеющих право выносить самостоятельные решения в процессе иджтихада, толкования исламских законов).

В Twitter «Муджтахидд», давно ставший именем нарицательным в Саудовской Аравии, заявляет, что президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, кронпринц Абу-Даби (столица ОАЭ) Мухаммед бин Заид, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман и власти Франции устроили переворот в Тунисе с целью выгнать из страны «Братьев-мусульман», пользующихся поддержкой Турции.

Если саудовский информатор не ошибается/не лжет, то сейчас в Тунисе разворачивается нешуточное противостояние не между Саидом и аль-Ганнуши, а между влиятельными внешними игроками.

К которым, учитывая расположение Туниса, может примкнуть и Россия. Она, со слов спикера Кремля Дмитрия Пескова, очень внимательно следит за событиями в Тунисе, несмотря на то, что страна эта двери для российских туристов еще не открывала.

Интерес Москвы понятен. Ведь Тунис — это такое же мягкое подбрюшье Евросоюза, как и Ливия. Через Северную Африку в страны ЕС проходят маршруты мигрантов-нелегалов. Плюс логистические возможности, а именно порты и уютные «бухты» на побережье, откуда рукой подать и до берегов ЕС, и до Атлантического океана.

Частичное и фрагментарное влияние в Ливии россияне имеют, пусть его и приходится оспаривать у той же Турции. Резонно было бы для российских интервентов продолжить свое путешествие по Северной Африке.

Ведь закрепившись в Тунисе, Москва получит возможность для создания нового очага напряжения на рубежах Европы: ее субмарины бороздят Северную Атлантику, флот и авиация устраивают провокации в Балтийском и Черном морях, угрожает она ЕС с востока — из Беларуси, а также строит козни на Балканах.

И даже если Саид не аффилирован с Москвой, т.е. не получает от нее помощь, он вполне может рассчитывать на нее в перспективе, несмотря на вероятное участие Франции, ОАЭ, Саудовской Аравии и Египта. У России имеется весьма богатый опыт дальнейшей дестабилизации нестабильных стран.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: