Как избиратель не даёт Меркель сидеть на двух стульях. Эксклюзив

05.04.2021 0 By NS.Writer

Постоянные попытки усидеть на двух стульях, общая усталость как от одних и тех же персонажей, так и от карантинных ограничений, неуверенность в будущем — всё это сослужило плохую службу партии Ангелы Меркель (пока вовсе не партии Армина Лашета — и не факт, что она ею станет) ХДС в начавшейся серии краевых выборов. Германская политическая система устроена весьма гармонично, федеральным выборам в бундестаг предшествуют, на протяжении года, выборы во всех землях. Фактически, выборы в ландтаги формируют и федеральный совет — бундесрат, который «верхней палатой» не является, поскольку формируется непрямо. Таким образом, каждые четыре года, к осенним, как правило, если они не досрочные, выборам, определяется общий расклад настроений и потенциала первых, вторых и третьих партий.

Под первыми понимаются правый и левый центр, ХДС/ХСС (баварская партия-сиамский близнец христианских демократов) и СДПГ. С момента создания ФРГ одна из них обязательно становится центром коалиции, либо, как это стало привычным (а вот немцам, судя по результатам первых краевых выборов, порядком приелось) христианские демократы и эсдеки создают широкую коалицию большинства. Под вторыми партиями — свободные демократы и зеленые, с которыми существует потенциал формирования коалиций. Под третьими — радикалы «Левые» и «Альтернатива для Германии», которых игнорируют. Похоже, 2021 году (ближе к его собственному завершению) придётся ответить на ряд ключевых для будущего политической системы Германии вопросов.

Первый — удержится ли комбинация с широкой коалицией, при Меркель впервые примененная в 2005-2009 годах, и затем утвердившаяся с 2013 года по сегодняшний день? Ведь эта модель всё больше напоминает своего рода олигархическое правление, при котором в роли олигархов выступают аппаратчики обеих партий, каждый раз загоняющие избирателей в ловушку «выборов без выбора». В 2018 году «ширка» получила ощутимую пробоину и едва не потонула — обе партии едва-едва обеспечили большинство, а формирование правительства длилось более полугода.

Второй вопрос — окажутся ли способными показать достаточно высокий результат и продемонстрировать договороспособность вторые партии — традиционные защитники малого и среднего бизнеса, свободные демократы (СвДП) и обладающие целостной идеологией «зеленые»? По всей видимости, что и продемонстрировали выборы в Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце, слившиеся до степени невозможности различения, широкие коалиции утомили даже такого умеренного и прагматичного избирателя, как немцы. Всё более явными становятся симптомы страха среднего гражданина перед постоянно расширяющимся «большим государством» на фоне тяжёлой ситуации в экономике, особенно той ее части, которая состоит из мелкого и среднего бизнеса. В конце концов, политика ограничений усиливает бюрократию, а щедрая политика компенсаций направлена, как правило, на беднейшие слои. Всё это в комплексе вызывает нарастающее недовольство.

И вопрос третий — а что делать и может ли что-то сделать ХДС, чтобы удержать власть, ведь вторые и третьи партии охотятся именно за ее политическим наследством и избирателем? Скажем, на юго-западе Германии «зелёные» не менее консервативны, нежели христианские демократы — они победили первым местом в Баден-Вюртемберге, сохранив у власти своего премьера. При этом ХДС потерял голоса, точно также как и в Рейнланд-Пфальце, где победили эсдеки, а кроме того, в ландтаг прошло охотящиеся на поле христианских демократов движение «Свободные выборщики». Что стало неприятным сюрпризом для основной партии коалиции — и во всех случаях новые правительства можно сформировать без ХДС. Которую дополнительно добивают лоббистские скандалы.

Примечательно, что несколько снизилась поддержка «Альтернативы для Германии», а также левых радикалов. Но эти сдвиги свидетельствуют о том, что ХДС надо что-то менять, если она хочет занять первое место в сентябре и сделать Армина Лашета канцлером, что может оказаться двумя разными задачами, поскольку как и его предшественница на «посту» преемника Меркель — однозначной поддержки партии Лашет не получил. На горизонте продолжает маячить Фридрих Мерц, более прямой и внятный политик, оперирующий на платформе здравого смысла, более жёсткой внешней политики, укрепления альянса с Соединенными Штатами, благо к тому вновь стали складываться возможности. В то время как Лашета видят именно как продолжателя нынешнего курса Ангелы Меркель. А её критикуют за провальную иммиграционную политику, развал армии (при Трампе немцам пришлось взглянуть на проблему безопасности другими глазами), отставание цифровизации — да уже скоро, по-видимому, за что не попадя.

Справедлива эта критика или нет — вопрос несколько иной, просто Меркель находится у власти более 16 лет, и если Гельмут Коль ушел почти красиво, то ей история этого шанса, по-видимому, не предоставит. Так и хочется сказать, что вот поэтому политические лидеры с почтением относятся к астрологам и прогнозистам — знать бы наверняка, что будет эпидемия, Меркель ушла бы в конце позапрошлого года и все камни упали бы на другие головы…

Наконец, в Берлине просчитались, надеясь на то, что дружественный президент Байден освободит от санкций проект «Северного потока-2», да и заключать в жаркие объятия европейцев он, в общем-то, тоже не спешит, несмотря на добрую риторику и символическую деятельность в подобном духе. Выкаченный Байденом огромный пакет стимулирования экономики США в среднесрочной перспективе сделает евро более дорогим (а значит, германский экспорт менее конкурентным), а в перспективе краткосрочной сам немецкий избиратель потребует от собственных властей похожей поддерживающей политики. Кроме того, резким контрастом выглядит быстрая кампания вакцинации в США и хаос, который устроили бюрократы и корпорации в ЕС.

Но может ли Меркель позволить себе покинуть капитанский мостик в электоральный год, отправив Лашета — или кого-нибудь другого на его месте — в самостоятельное плаванье, которое всё явственнее напоминает сплав по водопаду? Вряд ли — в этом-то и трагедия Меркель, изначально оставшейся у штурвала ради недопущения развала ЕС на фоне подъема популярности евроскептиков и конфликтной политики Трампа. А теперь, вместе с партией — принимающей на себя удар судьбы.

Максим Михайленко, главный редактор Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: