Какой быть новой Конституции Украины?

06.04.2015 1 By Chilli.Pepper

ЧернецкийСтатья 3. Общие принципы

Юрий ЧЕРНЕЦКИЙ, доктор социологических наук, кандидат экономических наук, директор Восточноукраинского центра экономических исследований и консультирования (Харьков), автор 8 книг и более чем 300 статей

Во втором материале цикла по объяснённым причинам немного «забежав вперёд», теперь вернусь к разделу I Конституции Украины, который имеет то же название, что и данная статья. А также продолжу интенсивное использование испанских и польских «подсказок». В предлагаемых ниже фрагментах обновлённого текста Конституции Украины мои изменения и дополнения выделены курсивом.

В первом материале было обосновано дополнение к нынешнему варианту статьи 1 нашей Конституции. Предлагаю также дополнить её, следуя законам и формальной и диалектической логики да вдобавок испанскому и польскому конституционным образцам, текстом частей первой и второй статьи 5, сделав их соответственно третьей и второй частями статьи 1. Кроме того, здесь и в дальнейшем ставлю самоуправление «впереди» государственной власти, поскольку убеждён, что эффективную демократическую государственность сегодня  можно построить лишь на фундаменте именно самоуправления – местного, регионального, профессионального и так далее. Кстати, учитывая переориентацию на множественность видов самоуправления, в тех фрагментах, где речь идёт о его общем понятии, везде убираю определение «местное».

Статья 1. Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы самоуправления и органы государственной власти.

Украина является республикой.

Что касается дополнения части второй статьи 2, то оно обосновано в двух предыдущих материалах цикла. Напомню уважаемым читателям, что в предлагаемом мною варианте части второй статьи 133 к числу административных регионов Украины относятся Автономная Республика Крым, 24 «больших административных региона (области)» и города Киев и Севастополь, имеющие специальный статус. Также считаю нужным по-новому сформулировать часть третью статьи 2. Сейчас в ней употребляется размытое словосочетание «существующая граница», которое, несомненно, требует уточнения с учётом нынешних реалий.

Статья 2. Суверенитет Украины распространяется на всю её территорию.

Украина является унитарным государством. Административным регионам, входящим в состав Украины согласно части второй статьи 133 этой Конституции, предоставляется и гарантируется право на самоуправление.

Государство защищает целостность и неприкосновенность территории Украины в пределах границы, признанной мировым сообществом в соответствии с нормами международного права.

Статью 3 полагаю полезным дополнить частью третьей, которая представляет собой практически заимствование из Испанской Конституции. На мой взгляд, она удачно характеризует механизм достижения целей и решения задач, перечисленных в частях первой и второй этой статьи.

Статья 3. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью.

Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.

Органы самоуправления и органы государственной власти должны создавать эффективные условия, при которых свобода и равенство людей и их групп становятся реальными, помогают преодолевать препятствия и оказывать содействие участию всех граждан в политической, экономической, культурной и социальной жизни.

На данном этапе общественного развития предложил бы сохранить в неприкосновенности статью 4, где речь идёт о единственности украинского гражданства, и части третью и четвёртую (становящиеся первой и второй) статьи 5, направленные против узурпации права определять и изменять государственный строй и узурпации государственной власти. А вот в часть первую статьи 6, воспользовавшись польской «подсказкой», считаю целесообразным внести положение о необходимости обеспечивать равновесие всех ветвей государственной власти. Это положение по сути его оцениваю как весьма важное, правда, отдаю себе отчёт в том, что на практике будет постоянно происходить нарушение равновесия. Но важно в данной статье Конституции зафиксировать цель, а в последующих разделах максимально подробно прописать механизмы её достижения.

Статья 6. Государственная власть в Украине осуществляется на принципах её разделения на законодательную, исполнительную и судебную и равновесия между этими тремя ветвями власти.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией рамках и в соответствии с законами Украины.

Изменения и дополнения к части первой статьи 7, где в качестве парного по отношению к понятию государственной власти специально вводится понятие самоуправления, обосновывал в начальном материале цикла, поэтому просто воспроизведу свой вариант текста. Предлагаемая часть вторая повторяет формулировку части второй статьи 6 с той разницей, что касается, естественно, органов самоуправления.

Статья 7. В Украине признаются и гарантируются местное, региональное, профессиональное и другие виды самоуправления.

Органы самоуправления осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией рамках и в соответствии с законами Украины.

Часть первую статьи 8 считаю полезным дополнить формулировкой из Испанской Конституции, которая предельно чётко, ясно, общедоступно расшифровывает принцип верховенства права. Добавленная в части третьей фраза из Конституции Республики Польша раскрывает понятие норм прямого действия. Наконец, целым рядом весьма важных элементов дополняет статью 8 текст из Испанской Конституции, ставший частью четвёртой.

Статья 8. В Украине признаётся и действует принцип верховенства права. Граждане, органы самоуправления и органы государственной власти должны соблюдать Конституцию Украины и закон.

Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.

Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Положения Конституции Украины применяются непосредственно, если ею не установлено иное. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется.

Конституция Украины гарантирует принцип законности, иерархию нормативных актов, их обязательное опубликование, отсутствие обратной силы у норм, предусматривающих наказание граждан или ограничение их индивидуальных прав, право на юридическую защиту, судебную ответственность за произвол органов государственной власти и самоуправления.

Статья 9, на мой взгляд, изменений и дополнений не требует. Зато довольно много их предлагается сделать в статье 10. Считаю целесообразным ввести в Конституцию Украины новую для неё правовую категорию – понятие официального языка. В части первой с помощью заимствований как из Испанской Конституции, так и из Конституции Республики Польша разъясняется статус государственного, теперь – официального государственного языка. Добавлены новые фрагменты, которые в моём варианте составили части третью и седьмую этой статьи; в первом случае послужил ориентиром, во втором был взят дословно текст из Испанской Конституции.

Статья 10. Официальным государственным языком в Украине является украинский язык. Все граждане Украины обязаны его знать и имеют право им пользоваться. Это положение не нарушает права национальных меньшинств, вытекающие из ратифицированных международных договоров Украины.

Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины.

Другие языки Украины также являются официальными в Автономной Республике Крым в соответствии с её Конституцией, в больших административных регионах (областях) в соответствии с их Статутами, в городах Киеве и Севастополе в соответствии с Законами Украины, определяющими их специальный статус.

В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины.

Государство содействует изучению языков международного общения.

Использование языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом.

Языковое и диалектное разнообразие Украины является частью её культурного наследия и пользуется особым уважением и защитой.

Тесно связанные между собой статьи 11 и 12 мною дополнены почёрпнутыми из Конституции Республики Польша положениями, которые вносят в нашу Конституцию новые содержательные моменты. При этом статья 11 была разделена на две части. Также хочу подчеркнуть, что в данном контексте совпадают сокровенные интересы украинской культурной нации и государственно-политической Украинской Нации, конституционного «Украинского народа – граждан Украины всех национальностей». Это обстоятельство отражено употреблением заглавных букв в соответствующих наименованиях.

Статья 11. Государство содействует консолидации и развитию Украинской Нации, её исторического сознания, традиций и культуры, создаёт условия для распространения благ культуры, являющейся источником самобытности Украинского народа, его существования и развития, и для равного доступа к ним.

Государство также способствует развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины.

Статья 12. Украина заботится об удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за пределами государства, предоставляет им помощь для сохранения связей с культурным наследием Украинской Нации.

Статей 13 и 14 пока не буду касаться, а завяжу, так сказать, узелок на память, отметив, что, например, Испанская Конституция включает самостоятельный раздел «Экономика и финансы». Правда, близкий по содержанию раздел Конституции Республики Польша посвящён более узкому кругу вопросов, что отображено в его названии: «Публичные финансы». Статью 15 можно оставить в неизменном виде. А вот вслед за ней предлагается поместить четырнадцать (!) новых статей.

Все эти статьи объединяет то, что они посвящены общим, основополагающим принципам, основам национальной государственности (а ведь как раз Конституции являются главным источником государственного права или, даже шире, публичного права). Потому и место им, на мой взгляд, – именно в разделе I Конституции Украины. Если эта позиция получит поддержку, надо будет, пожалуй, дополнить приводимые ниже статьи некоторыми положениями ряда статей (35, 36, 37, 41, 43, 51) раздела II, посвящённого, как помнят уважаемые читатели, правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Речь идёт опять-таки о тех положениях, которые касаются конституционных общих принципов. Но пока представлю на рассмотрение предлагаемые четырнадцать новых статей, так сказать, в чистом виде.

Этот фрагмент открывает статья о политических партиях, а также других общественно-политических организациях. Пути творческого заимствования соответствующих норм обоснованы в первом материале цикла. Здесь только подчеркну, что стержнем статьи является противопоставление, с одной стороны, демократичности и открытости для общества, с другой – авторитарности и закрытости; вся она нацелена на предотвращение двух последних, которые принципиально несовместимы с демократией.

Статья НОВАЯ-1. Политические партии принадлежат к числу базовых элементов политической системы Украины и являются основным инструментом участия граждан в политической жизни. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими и открытыми для общества.

Запрещается существование политических партий и других общественно-политических организаций, чьи программные документы или деятельность основываются на тоталитарном либо авторитарном варианте какой бы то ни было идеологии и практики. Также запрещается существование партий и общественных организаций, предусматривающих засекречивание своей структуры или членства.

Финансирование политических партий и других общественно-политических организаций является открытым.

Положения 2-й новой статьи позаимствованы из Испанской Конституции. Она посвящена главным партнёрам государства в общественно-экономической жизни – профсоюзам и предпринимательским ассоциациям. Характерно как подобное объединение, так и конституционное признание ключевой роли бизнеса. А его разграничение с организациями трудящихся отнюдь не означает непризнание предпринимателей таковыми (напротив, в странах, достигших высокого уровня экономического развития, предпринимательство уже давно рассматривается большинством как весьма почётная разновидность трудовой деятельности), оно просто отражает специфику социально-экономического и в целом общественного статуса предпринимателей. Характерен также акцент на необходимости и для профсоюзов с бизнес-ассоциациями следовать принципам демократии.

Статья НОВАЯ-2. Профессиональные союзы трудящихся и ассоциации предпринимателей занимаются защитой и обеспечением экономических и социальных интересов, которые они представляют. Они создаются свободно и осуществляют свою деятельность в рамках уважения Конституции и закона. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими.

Следующие двенадцать новых статей все взяты, с определёнными редакционными изменениями, из Конституции Республики Польша. Показательно, что первой в этом ряду идёт статья, декларирующая свободу СМИ как одну из основ демократической государственности.

Статья НОВАЯ-3. Государство обеспечивает свободу прессы и других средств массовой информации.

Новые статьи 4–6 развивают положение части первой статьи 7 в моей редакции. 4-я новая статья вводит принципиально новый аспект, увязывая территориальное устройство Украины с процессами децентрализации публичной власти. Само понятие публичной власти, на мой взгляд, охватывает как органы самоуправления, так и органы власти государственной. Подобно этому, конституционная категория государства, по моему мнению, подразумевает включение в полном объёме и самоуправления, и государственного управления в узком смысле. В приводимых ниже статьях также расшифровываются новые для украинского конституционного права понятия территориального и профессионального самоуправления. Как помнят уважаемые читатели, моменты, связанные с региональным самоуправлением, были освещены во втором материале цикла. Кстати, выделение этого последнего звена или уровня отличает мой подход от воплощённого в Конституции Республики Польша, одновременно сближая его с представленным в Испанской Конституции.

Статья НОВАЯ-4. Территориальное устройство Украины обеспечивает децентрализацию публичной власти.

Статья НОВАЯ-5. Территориальное (местное и региональное) самоуправление принимает участие в осуществлении публичной власти. Свою часть публичных задач, определяемых законом, территориальное самоуправление выполняет от собственного имени и под собственную ответственность.

Статья НОВАЯ-6. На основании закона разрешается учреждение профессионального самоуправления, которое представляет лиц, занятых в профессиях, требующих публичного доверия, и проявляет заботу о надлежащем осуществлении такой профессиональной деятельности в границах публичного интереса и для его охраны.

На основании закона можно учреждать также иные виды самоуправления. Это самоуправление не может нарушать свободу осуществления профессиональной деятельности и ограничивать свободу хозяйственного предпринимательства.

7-я новая статья помещает государственную поддержку социальных институтов брака и семьи туда, где им и надлежит быть, – в число общих принципов отечественного конституционного права.

Статья НОВАЯ-7. Брак, как союз женщины и мужчины, семья, материнство и отцовство находятся под защитой и покровительством государства.

Очень важным было бы появление 8-й новой статьи именно в разделе Конституции Украины, посвящённом общим принципам. А воплощение в жизнь этой нормы должно стать одним из главных критериев оценки того, насколько справляются со своими задачами все без исключения звенья системы самоуправления и органы государственной власти.

Статья НОВАЯ-8. Государство особенно заботится о ветеранах борьбы за свободу, независимость и безопасность Украины, в частности инвалидах военных конфликтов и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

Новые статьи 9–13 посвящены социальному институту экономики и трудовой деятельности. Если, по образцу Конституции Республики Польша, они в Конституции Украины будут помещены в разделе об общих принципах, к ним необходимо присовокупить нынешние статьи 13 и 14. Если же, по образцу Испанской Конституции, появится самостоятельный раздел «Экономика и финансы», весь соответствующий текст нужно будет перенести туда. Что касается аграрного устройства, то польскую формулировку я предложил в качестве «информации к размышлению», для обсуждения профильными специалистами и общественностью.

Статья НОВАЯ-9. Социальное рыночное хозяйство, основанное на свободной хозяйственной деятельности, частной собственности, а также солидарности, диалоге и сотрудничестве социальных партнёров, является основой экономического устройства Украины.

Статья НОВАЯ-10. Лишение имущества допустимо только в случае, если оно совершается в публичных целях и за справедливое вознаграждение.

Статья НОВАЯ-11. Ограничение свободы хозяйственной деятельности допустимо только в определённом законом порядке и лишь ввиду важного публичного интереса.

Статья НОВАЯ-12. Основой аграрного устройства государства является семейное хозяйство. Этот принцип не нарушает положений части третьей и части четвёртой статьи 13, статьи НОВАЯ-10 и статьи НОВАЯ-11 Конституции Украины.

Статья НОВАЯ-13. Труд находится под защитой государства. Государство осуществляет надзор за условиями труда.

Наконец, 14-я новая статья приводит конституционные нормы в соответствие с общественными реалиями, переходя от использования категории «церковь» в единственном числе к урегулированию деятельности церквей. Также важно, что внимание акцентируется на равноправии всех вероисповедных объединений, представленных в Украине. В заключительной части предлагается для обсуждения механизм, предусмотренный Конституцией Республики Польша.

Статья НОВАЯ-14. Церкви и иные вероисповедные объединения равноправны.

Органы публичной власти в Украине сохраняют беспристрастность в вопросах религиозных, мировоззренческих и философских убеждений, обеспечивая свободу их выражения в публичной жизни.

Отношения между государством и церквями, иными вероисповедными объединениями формируются на принципах уважения их автономии, а также взаимной независимости каждой из сторон в своей сфере и одновременно взаимодействия на благо человека и для общего блага.

Взаимоотношения между государством и церквями, иными вероисповедными объединениями определяются Законами Украины, принятыми на основании договоров, заключённых Кабинетом Министров Украины с полномочными представителями соответствующих церквей и иных вероисповедных объединений.

Далее, статьи 16 и 18 оставляю без изменений. Статью 17 предлагаю дополнить частью пятой, идея которой почёрпнута из Конституции Республики Польша: «Вооружённые Силы Украины и другие воинские формирования сохраняют нейтралитет в политических вопросах, а также подлежат общественному и демократическому контролю». Часть вторую статьи 19, по приведённым выше соображениям, начинаю таким образом: «Органы самоуправления и органы государственной власти…». Заключительную статью 20 раздела предлагаю по польскому образцу дополнить частью шестой: «Государственный (Национальный) Флаг Украины, Государственный Герб Украины и Государственный Гимн Украины подлежат правовой охране». А главное – начать её так:

Статья 20. Государственными символами Украины являются Государственный (Национальный) Флаг Украины, Государственный Герб Украины и Государственный Гимн Украины.

Государственный (Национальный) Флаг Украины – стяг из двух равновеликих горизонтальных полос жёлтого и лазурного цветов.

Слава Украине!


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: