Христианская мысль о тирании и о моральной допустимости свержения диктатора

12.03.2022 1 By NS.Writer

Гений мировой теологии, св. преподобный Фома Аквинский, достигает совершенного синтеза философии христианской политики, взяв ключевые элементы классической философской традиции (политологические студии Аристотеля) и обогатив их мудростью, исходящей из Священного Писания и Предания. Св. преподобный и богоносный Фома Аквинский, «светило Церкви и всего мира». Этим утверждением открывается послание «Lumen Ecclesiae» папы Павла VI, позволяющее осознать всю важность, которую Церковь придает богословской и философской мысли святого (память которого празднуется 28 января). Как и в любом сочинении Ангельского Доктора, величайшая глубина сочетается с величайшей ясностью, что позволяет всем извлечь большую пользу из его слов. В частности, это касается и тирании.

Расстрел четы Чаушеску

Тираническая система власти и что, как мы видели, уже в тринадцатом веке прекрасно описано св. Фомой, случалось несколько раз в истории: это вечный соблазн коммунизма. Тиранические режимы всегда стремятся к коммунизму. Поэтому стремление Украины к полной декоммунизации — это форма борьбы с тиранией. Но обо всем по порядку.

Тираническое правление представляет собой форму тоталитаризма: социальное тело распылено на множество одиноких и заблудших индивидуумов, вынужденных полагаться на коллективистские структуры, организованные государством, ставшим чудовищем, что напоминает библейского Левиафана. Именно тогда процветают и экономическая неуверенность, и состояние повсеместной бедности. Все это мешает людям действовать политически и заботиться о других. Тирания ломает всякую солидарность и всякую дружбу. Люди заточены в неподвижном настоящем, не имеют реальных корней в прошлом (которое заменено на специально подобранный калейдоскоп мифов) и закрыты для будущего. Марш на месте, лишенный всякой надежды. Власть побеждает, когда она гасит всякую волю и всякое стремление к банальным чувствам добрым (в.т.ч. и дружбе, солидарности, желанию блага себе и другим) и привыкает считать потерю всякой свободы нормальной и даже желательной.

Но в этот час гнусной лжи и разрухи, когда даже (что неудивительно) иерархи РПЦ МП имени Сталина предают вверенных им людей, кто, как не христиане, должен встать и осудить происходящее? Кто, как не те, кто умеет надеяться вопреки всякой надежде только человеческой, может бороться против гнусного гнёта, который надвигается и сулит в будущем ещё худшее?

Об этом речь пойдет ниже. А сейчас обратимся к истокам. Сам термин «тирания» происходит: 1 ) от санскритского, или персидского корня tur (или tvar), что означает доминировать, но также 2) как указывает глагол tvarate, что переводится как спешить. Эти архаичные слово-формы обрисовывают в общих чертах быстрый толчок, натиск с силой, внезапный захват, захват с высокомерием: «тара» в соответствии с персидским корнем указывает на господина, могущественного, сверхмогущественного тура, в то время как tvarate означает угнетать и мучить. Помимо филологических споров, изложенная выше этимология улавливает, на мой взгляд, некоторые признаки, хорошо запечатленные, если не неизгладимые, которые стратифицируются в историко-концептуальном понятии данного термина (которые отличают его от других подобных терминов, таких как режим, диктатура, деспотизм, авторитаризм, тоталитаризм).

Кроме того, тирания, как до сих пор предполагает его этимология, в отличие от других родственных терминов, связана со скоростью, поспешностью, произволом, авантюрой захвата и потери власти, давлением, угнетением; и, наконец, с неизбежностью его столь же внезапного и насильственного ниспровержения, на что указывает современный термин «тираноубийство».

Так и Вольтер в свое времяопределение тирании в своем философском словаре: «тиран» — это имя государя, который не знает иных законов, кроме своей прихоти, который ворует имущество своих подданных, а затем вербует их, чтобы пойти и украсть имущество своих соседей«. А затем он добавил, что «различают тиранию одного и тиранию многих. Эта тирания многих была бы тиранией одного тела, узурпирующего права других тел и осуществляющего деспотизм посредством испорченных им законов».

Побочным эффектом пугающей (и рабской) неуверенности, порождаемой тиранией, является своего рода понижение уровня социального бытия как такового до вегетативного состояния. Отсюда формируется и замкнутость человека в себе, в своего рода эгоизме, вызванном тем, что единственное, к чему можно стремиться, — это сохранить себя, так как все остальное ненадежно — и находится в опасности. Короче говоря, это форма запрограммированной нестабильности, самопроизвольный кризис, индуцированный и всегда меняющийся сценарий. Поэтому в зоне риска находится любой: то, что вчера было нейтральным, сегодня станет поводом для казни, гражданской, или физической (любым способом), это уж, как повезет.

Рассмотрим религиозные аспекты данной проблемы. Богословская проблема необходимости сопротивления несправедливой власти. Уже святой Августин еще в пятом столетии (замечу, этот один из выдающихся отцов неразделённой церкви) в трактате «De civitate Dei» (грамматически верно переводят «о граде Божием», но смысловой перевод будет «О Божьем гражданском обществе») противопоставляя «град земной» (в целом ставя проблем общества и государства) и «град небесный», святитель говорит о невозможности принятия власти грешных людей как будто бы обладающих совершенством.

Именно Августину принадлежит цитата, разошедшаяся по соцсетях: «Власть, не направленная на благо граждан — просто банда разбойников». Когда власть не исполняет своих прямых обязанностей, она нарушает закон Божий. Возможность властей управлять проистекает от необходимости заботы о благе народа. Если власти пренебрегают благом народа — им должно оказывать сопротивление.

В последствии богословская мысль развивалась с опорой на мысль цивильную. Так, римская политическая мысль предполагала, что «сущность власти» принадлежит народу, который только частично ее делегирует правительству. Если правительство не исполняет своего служения, народ вправе забрать делегированную власть обратно, в том числе и путем насилия. Христианская мысль утверждала, что «сущность власти» (но не её конкретные носители, что крайне важно) принадлежит Богу, который ее делегирует («несть власть аще не от Бога») для блага народа. И когда власть действует против блага народа, она утрачивает свою сущность.

Это стало общим местом в христианской прото-политологии. Поэтому весьма ясное понятие тирании было представлено св. преподобным Фомой Аквинским, хотя, несомненно, оно было вдохновлено трактатом епископа Иоанна из Солсбери «Policraticus», где последний утверждал, что «убивать тиранов не только допустимо, но и благоразумно и справедливо» во имя фундаментального принципа права на самозащиту от преступника, аналогичного законной самообороне. То есть тиран посягает на установленные божественным законом права граждан, его свержение — законно и предпочтительно.

По мнению св. Фомы, тираном, во-первых, является тот, кто захватил власть насилием, прямым или через обман и вероломство (обман и вероломство по сути — формы насилия), то есть узурпатор. Во-вторых, тираном является правитель, который, который использует власть во зло.

Итак, правовая доктрина Аквинанта проявляет тенденцию делить узурпаторов на две макро-категории. В первую входят те, кто получает власть посредством нелегитимной агрессии (сюда смело можно отнести всех сов- деповских диктаторов «от Ильича до Ильича», но не только их); вторая формируется из тех, кто, хотя и облечен должным образом властью, но работает не на благо народа, а только на свое собственное (сюда относится вся нынешняя кремлевская хунта). Таким образом, по мнению святого Фомы, тот, кто злоупотребляет властью, теряет право на ее осуществление. В таком случае нация сохраняет за собой право уволить, изгнать и свергнуть тирана.

Приведем цитату из одного богословского трактата преподобного: «… правление становится несправедливым, если, пренебрегая общим благом общества, властитель стремится к частному благу. Поскольку тиран стремится к частному благу, пренебрегая благом общим, то он угнетает подданных, тогда как его самого обуревают различные страсти, которые подталкивают его к получению каких-либо выгод. Если он позволил алчности овладеть собой, то он грабит имущество подданных» (курсив наш — Ю.Х). То есть тиран это тот, кто, используя насилие и страх обращает граждан в рабов. Конечно, лучшими мерами борьбы с тиранией святой Фома считает «превентивные», — то есть просто структуру общества и законодательство направленные против сосредоточения полноты государственной власти в одних руках. Благоразумные законы и независимый суд.

Так же превентивной мерой против тирании св. Фома считает нравственность граждан, из умение быть солидарными и дружественными. Итак, «…тиран отягощает своих подданных не только в области благ телесных, но препятствует им в отношении благ духовных. Поскольку он больше жаждет власти, а не того, чтобы приносить пользу, он затрудняет всякое развитие подданных, ибо подозревает, что какое-либо преимущество подданных вредит его владычеству…. Стремятся они и к тому, чтобы между подданными не укрепились узы дружбы, и чтобы те не радовались благу мирной жизни; когда же один другому не доверяет, то они не могут ничего предпринимать против их господства. Потому они сеют раздоры между подданными, а существующие раздоры поддерживают, а также запрещают то, что связывает людей, например, браки и собрания, а также иные подобные вещи, благодаря которым среди людей возникают дружба и доверие».

По наблюдению преподобного, тираны пытаются помешать гражданам стать «…могущественными и богатыми; так как подозревая подданных по сознанию собственного злого умысла, так как они используют власть и богатство во вред, так они опасаются, что власть и богатство подданных используются против них». И вот мы наблюдаем в Швабростане разрушение экономики, малого и среднего бизнеса, обнищание населения, уже и гиперинфляцию, и безработицу, банковское ростовщичество, удушающую бюрократия, демотивация и глубокая морально-интеллектуальная молодежи и рабочих.

Как писал святой Фома, при тирании «нет безопасности и все ненадежно, когда тот, кто правит, пренебрегает законом». Для нынешнего в РФ режима давно стало характерным декретирование законов, которые беспрестанно меняются, нарушение конституции (одно обнуление чего стоит) и естественного права (вспомним хотя бы пенсионный возраст), разрушение правовой определенности, противоречивые постановления и решения, неприменимость правил, лишь номинально зафиксированных в соответствующих правовых документах.

Обычно «…тираны подозревают хороших больше, чем плохих, и добродетель других всегда их пугает». И что мы видим в державе скрепо-носцев: преследование и клевета на тех людей, не связанных с кремлевской хунтой и способных говорить правду, моральное или физическое убийство тех, кто выступает против бункерных крыс или делает открытые заявления, которые мешают власти узурпатора.

Восстановление социальности и уважения к Общему Благу может быть достигнуто в той мере, в какой признаются и уважаются принципы и ценности человека, как параметры «правил игры», которые, по мнению св. Фомы, позволяют «земные вещи должны управляться в соответствии с вечными причинами».

Важным аспектом взглядов святого Фомы на тиранию является также тесная связь возникновения тиранического управления с моральным разложением общества, в котором появился тиран. Св. Фома указывает, что причиной появления тирана может быть именно зло, коренящееся в непосредственно в гражданах, которые, таким образом позволяют тирану захватить власть, ведь Бог никогда не желает зла, следовательно, также и тирании. Но тираны способны захватывать власть, играя на низменных прихотях, погрязшего во зле общества.

Проиллюстрируем данное положение соответствующими примерами. Так, Гитлер не пришел бы к власти, если бы антисемитизм и ненависть к другим народам, тоска по «имперству» уже не владели сердцами и душами миллионов граждан Германии. Большевики не захватили бы власть в России, если бы «отнять и поделить» уже не укоренилось в желаниях большинства подданных Российской империи. То есть моральное здоровье общества, является одним из препятствий на пути формирования тирании. Ну а Пу…воспользовался гипер-патологической и супер-мазохистской ностальгией по совку и манией величия по отношению к другим народам (прежде всего, к украинскому).

Современные тираны правят они не для блага народа, а исключительно для своей выгоды. Их вероломство дается тем, что они выработали очень утонченную способность в искусстве обхода самого народа и убеждения его в том, что-то, что предписано им самыми несправедливыми законами, приносит им пользу, а на самом деле вредит им. Здесь современные тираны (включая и швабростанского предтечу антихриста) четко отличаются от тиранов прошлого: в древности тирана, может быть, и боялись, но все признавали его таковым и его хищения не обязаны были убеждать себя, что они делались для его же блага. Однако в наше время тирания взяла на себя все инструменты пропаганды и массовой коммуникации, и таким образом ложь проникает в сознание каждого еще до того, как насилие и несправедливость поразят тот, или иной народ.

Как решать проблему, если тиран уже есть? Фома Аквинский допускает свержение власти тирана путем насилия. «Тот, кто убивает тирана, чтобы освободить свою страну, восхваляется и вознаграждается, когда тиран сам узурпирует власть силой против воли своих подданных, или, когда подданных принуждают к согласию». И все это, когда обращение к высшей инстанции невозможно, составляет похвалу тому, кто убивает тирана.

Естественно для справедливости и благоразумности такого поступка необходимы следующие условия:

1) Необходимо быть уверенным в успехе восстания, иначе недо-свергнутый тиран станет еще более жестоким. Проще говоря, чтобы хуже не было.

2) Необходимо исчерпать все мирные и законные способы если не лишить тирана власти, то хотя бы изменить его поведение. Видимо, в отдельно взятой стране уже наступил тот самый момент Х.

Через полтора века после блаженной кончины преподобного Фомы, в 1414 году монсеньор Клаудио Флери (автор того, что Вольтер считал лучшей из когда-либо написанных «Церковной истории») поддержал тезис о том, что «каждый тиран должен и может быть похвально и за заслуги убит любым из его вассалов и подданных в любой форме». И еще: «каждому подданному дозволено без всякого наказа или заповеди, согласно нравственному, естественному и божественному закону, убивать или приказывать убить всякого тирана». И добавляет: «это не только законно, но в равной степени почетно и похвально».

В более позднее время иезуит Хуан де Мариана в 1599 году, говоря о тиране: «Мы считаем, что должны испробовать все средства, чтобы привести его в чувство, прежде чем дойти до крайней и очень серьезной точки. Но если бы всякая надежда теперь была устранена и здоровье общества, и здоровье религии оказались бы в опасности, то кто будет настолько беден мудростью, чтобы не признать, что дозволено свергнуть тирана по праву, по закону и оружием?».

Данные идеи не утратили актуальности в ХХ веке, важны они и для нас, живущих в третьем тысячелетии. Так, как гласит «GaudiumetSpes», пастырская конституция Второго Ватиканского Собора: «там, где граждане угнетаются государственной властью, выходящей за рамки ее компетенции, они не должны отказываться делать то, что объективно требуется для общего блага, и поэтому законно защищать свою собственную права против злоупотребления властью». Конечно, с уважением к Евангелию.

Политическая мысль святого Фомы очень современна: он, один из самых гениальных умов на Западе, смог инициировать размышления и провести теоретизирование многих гуманистических принципов (в первую очередь свободы сознания). Кроме того, он устанавливает жесткие ограничения для работы законодателя (он не может действовать произвольно), так что он связывает закон с рациональностью, от которой не может уйти, как демократическое, так и тираническое правительство. В случае, если закон не выражает должной рациональности, или законодатель, а тем более, правитель выходит за рамки своих обязанностей, гражданское неповиновение становится обязательством.

Все рассуждения теологов и правоведов прошлых веков сейчас намного более актуальны чем тогда. Современное технологическое могущество человека выросло настолько, что человек может уничтожить все живое на Земле. Не говоря уже о технической возможности обращения граждан в полное рабство и использованием пропаганды. Потому свержение власти тирана в наше время — это необходимость выживания человечества.

Эксклюзив

Юлиан Худый, обозреватель


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: