Грузия и Молдова: почему одинаковая политика Тбилиси и Кишинева оценивается по-разному?

07.04.2022 0 By NS.Writer

Хотя позиции Молдовы и Грузии относительно войны в Украине полностью совпадают, украинская и мировая реакция на них существенно отличаются. В то время как действия Кишинева вызывают понимание, действия Тбилиси осуждаются. В чем же состоит разница в позициях двух стран? Или, если они одинаковы, то чем обусловлена разница их восприятия?

Два хитровзвешенных подхода

О том, какую позицию заняла Молдова, было подробно рассказано в статье «Своя атмосфера». Если коротко, то Молдова успешно балансирует на двух стульях, российском и европейском. Она подала заявку на вступление в ЕС, получает помощь от Евросоюза, приняла некоторое количество беженцев из Украины, и одновременно ведет совместный теневой бизнес с сепаратисткой ПМР, и с ГАЗПРОМом, не присоединяется к антироссийским санкциям, а в общем итоге — превосходно себя при этом чувствует. При этом, Генштаб ВСУ систематически сообщает, что Россия готовится использовать территорию ПМР для удара на Юге Украины, в тыл Одессе, и готовит аэродром в Тирасполе к приему российских самолетов. Минобороны Молдовы столь же систематически опровергает заявления Генштаба ВСУ, заявляя, что ни о чем подобном никогда не слышала. А советник главы ОП Андрея Ермака, Михаил Подоляк, в интервью молдавскому телеканалу TV8 утверждает, что «Молдова оправдала все ожидания Украины».

«Молдова поддерживает нас во всех направлениях, Молдова заняла четкую позицию в конфликте Российской Федерации против Украины. Для нас это все очень важно», — заявил Подоляк.

При этом, отвечая на вопрос о высказывании главы МИД Украины Дмитрия Кулебы о том, что заявки Грузии и Молдовы на вступление в ЕС должны рассматриваться отдельно от заявки Украины, Подоляк заявил, что Кулеба не должен был «публично осуждать партнеров с точки зрения вступления в ЕС».

Впрочем, точка зрения МИД Украины относительно неприсоединения Молдовы к санкциям весьма мягкая и понимающая. Посол Украины в Молдове Марко Шевченко, в интервью сайту newsmaker.md, на вопрос об отношении Украинык молдавской политике невмешательства ответил буквально следующее: «Мы уважаем нейтралитет, который готова поддерживать Республика Молдова. Понимаем, что для молдавского руководства это, наверное, единственная возможная линия, которой они могут придерживаться в существующих условиях».

Правда, потом посол упомянул о том, что «важно всегда очень четко различать, где заканчивается нейтралитет и начинается помощь врагу», поскольку «у воющей страны-агрессора, являющейся объектом жестких международных санкций, есть огромнейшее желание использовать нейтральные площадки для, например, ухода или обхода наложенных на нее санкций».

«Речь идет о финансовых потоках, контрабанде критически важных для нее изделий или материалов, поездок граждан, находящихся под санкциями, использовании фальшивых документов.А мы помним российских диверсантов Петрова и Баширова. Один из них использовал фальшивый молдавский паспорт на имя Николая Попа. Помним историю о Ландромате. То есть, тут [в Молдове] есть налаженные связи, люди, экономические агенты, участвовавшие во всем этом», — сказал Шевченко.

Но тут главред NM Галина Васильева, беседовавшая с послом, по-быстрому соскочила с темы, заговорив о гражданстве Украины, которым обладают формальные и неформальные лидеры Приднестровья, Вадим Красносельский и Виктор Гушан. И тема о молдавском сотрудничестве с Россией, что называется, увяла.

А что в это время происходит в Грузии?

«Я ничего не предприму, не приму никакого решения, которое каким-либо образом нанесет ущерб нашим национальным интересам, интересам нашего народа», — заявил грузинский премьер Ираклий Гарибашвили, комментируя категорический отказ его страны присоединиться к санкциям против России.

Заявление Гарибашвили вызвало акции протеста в Тбилиси с требованием отставки правительства. На это президент Украины, Владимир Зеленский написал в Твиттере, что это тот случай, когда народ лучше правительства.

Действительно, тут и не поспоришь. Вот в Кишиневе никаких протестов в связи с отказом Молдовы присоединиться к антироссийским санкциям не было. То есть, в Молдове народ и правительство продемонстрировали единство и одинаковое качество. А в Грузии — да, там народ оказался лучше.

Затем, первого марта, МИД Украины отозвал послов из Кыргызстана, за оправдание Бишкеком агрессии против Украины, и из Грузии — формально за то, что грузинские власти препятствовали выезду в Украину грузинских добровольцев, желавших сражаться на украинской стороне. Опять-таки, нельзя не признать, что, в отличие от Грузии, Молдова отъезду добровольцев, желавших сражаться за Украину, не препятствовала. Правда, и о добровольцах из Молдовы никто не слышал. В том числе и посол Украины в Молдове, которому в ходе интервью был задан такой вопрос.

Такие двойные стандарты в отношении Кишинева и Тбилиси производят крайне странное впечатление. Совершенно непонятно, чем обусловлено разное отношение к странам, занявшим в отношении России и ее действий против Украины, по сути, одну и ту же позицию.

Недоумевают и в Тбилиси.

«Грузинские власти делают всё, чтобы хоть чуть-чуть облегчить тяжелое положение, в котором находятся украинцы. По поручению премьер-министра в Украину послали гуманитарную помощь. Наши территории оккупированы, мы сами пострадавшие, несколько лет назад в Грузии была война, у нас отняли наши земли…Мы поддержали все резолюции по Украине. Мы готовы помочь Украине», — заявил 9 марта глава МВД Грузии Вахтанг Гомелаури, напомнив, что посол Украины в Беларуси, которая прямо помогает России в войне против Украины, не был отозван.

Черный ход для обхода санкций

И, вот, месяц спустя после отзыва посла, ГУР МО Украины сообщило в своем ФБ, что россияне налаживают через территорию Грузии канал контрабанды подсанкционных товаров, в том числе и военного назначения, причем, это, якобы, происходит с согласия политического руководства страны. Также рассматривается возможность возобновления авиасообщения между Грузией и РФ.

Сама по себе эта информация нисколько не удивляет. Грузию многие годы готовили к роли регионального бизнес-хаба торгово-экономических и энергетических проектов с участием России, и в обход возможных санкций. Но ничего уникального в этом нет. Молдову готовили к той же роли, и едва ли не более успешно. Правда, есть нюанс — у Молдовы отсутствует сухопутная граница с Россией, а у Грузии она есть. Это, конечно, существенно расширяет возможности использования Грузии по сравнению с Молдовой. Но авиасообщения еще никто не отменял, и если сегодня прямых рейсов на Россию из Молдовы нет, то завтра они могут возобновиться. А ящик с контрабандными микросхемами можно отправить и самолетом.

Но общая граница с Россией плюс традиционный туристический маршрут и возможность годичного безвизивого пребывания делают Грузию популярным направлением для россиян, решивших пересидеть за границей времена патриотического угара, грядущей мобилизации и санкционно-бытовых проблем. С 24 февраля по 20 марта в Грузию въехало 35 028 российских граждан, а 20 733 выехало. С 1 по 4 марта с просьбой зарегистрировать в Грузии бизнес обратился 201 гражданин РФ. С 1 по 7 марта аналогичные заявления подали 107 граждан Беларуси. Для сравнения: с 2019 по 2021 год в Грузии было зарегистрировано пять компаний, принадлежащих российским гражданам, и одна — гражданину Беларуси.

Совершенно бесполезно задаваться вопросом, насколько тщательно отслеживает этих бизнесменов грузинская служба безопасности. Даже при самом тщательном подходе выявить всю агентуру, засылаемую в Грузию под видом россиян, недовольных курсом Кремля на изоляцию России, просто невозможно.

Ничего подобного в Молдове в последние месяцы не наблюдается. Но едва ли Молдова менее привлекательна для российских спецслужб в качестве базы. Скорее всего, причина обманчивого затишья на молдавском направлении в том, что в Молдове, используя ее бизнес-связи с ПМР, россияне давно уже открыли все, что им было необходимо. И экс-президент Молдовы, лидер влиятельной, хотя и вытесненной сейчас в оппозицию Партии Социалистов, Игорь Додон, связан с Россией более тесно, чем теневой лидер правящей в Грузии партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия», миллиардер Бидзина Иванишвили. Иванишвили имеет собственность не только в России — Додон же привязан к России намертво. И с согласием политического руководства страны на проникновение России в Молдове, причем, не только при Додоне, а, практически при всех властях все было в полном порядке.

Вместе с тем, в Молдове пророссийских социалистов все же отодвинули от власти. В то же время «Грузинская мечта» остается правящей партией. Реформы в Грузии тоже идут сложно. Так, ЕС и «Грузинская мечта» одобрили было меморандум, предполагавший реформирование судов и избирательной системы. Но, затем, столкнувшись с критикой по поводу его выполнения, грузинская сторона отозвала свою подпись. В ЕС это восприняли как нежелание проводить реальные европейские реформы и сейчас считают, что из трех государств, претендующих на получение статуса кандидата на членство в ЕС, Грузия отстает от Украины и Молдовы.

Уважительные причины

Наконец, отсутствие общей границы с Молдовой гарантирует ее от прямой российской оккупации. Правда, учитывая реальные настроения в Молдове, и наличие у нее под боком ПМР с российской военной базой, технически там вполне возможен пророссийский путч. Кроме того, в Молдове сейчс беспокойно выжидают: не захватит ли Россия Одессу? Не проложит ли сухопутный коридор до Приднестровья?

Конечно, в этом случае ситуация для Молдовы кардинально изменилась бы к худшему. Но и в этом случае она была бы предпочтительней грузинской.

Грузия пережила три войны с Россией: два в 1992-93 годах, когда от нее отторгли Абхазию и Южную Осетию, и третью, в 2008, когда Москва закрепила отторжение Южной Осетии от Грузии, а также нанесла максимальный ущерб грузинской армии. Во всех случаях Запад не оказал Грузии эффективной помощи, фактически бросив ее на произвол судьбы в зоне советского полураспада. В то же время Москва энергично работала и продолжает работать над удержанием Грузии в своей орбите, а в качестве запасного варианта держит на подогреве новый повод к войне — те самые, пресловутые биолаборатории. И российская армия стоит в 45 километрах от Тбилиси.

Фактически Грузия оставлена один на один с Россией, и может быть сегодня оккупирована ей в любую минуту. С учетом того, что Россия санкционирована по полной программе, Москва, решившись на оккупацию Грузии, не будет рисковать практически ничем. Грузинская армия не готова сопротивляться так, как это делает сегодня украинская. Грузия значительно меньше, а организовать ей помощь оружием, даже если Запад захочет это сделать, логистически будет несравненно сложнее. Суммируя все это, осторожность грузинских властей можно понять.

В чем же все-таки разница?

Чем же все-таки обусловлена разница в подходах к Грузии и к Молдове?
Причин тут, вероятно, две.

Во-первых, сегодня в Молдове у власти находится максимально прозападное правительство. «Максимально» относится не к его ориентации на Запад, весьма неустойчивой и половинчатой, несмотря на цветистые декларации, а к реалиям молдавского политического поля. Ничего более прозападного выжать из этого поля нельзя. Следовательно, Украине и Западу необходимо поддерживать существующую власть, несмотря на все ее косяки. Просто потому, что любая другая будет намного хуже.

А в Грузии ситуация немного иная: там возможна смена власти на более прозападную. Трудно, правда, сказать, не последует ли за этим оккупация Грузии Россией. Но, если исходить из предположения, что не последует, а, если все-таки последует, то, встряв в Грузию, Россия растянет свои ресурсы еще сильнее, и этим ускорит свой конец, критиковать действующую власть в Грузии имеет смысл.

Во-вторых, Молдову, крайне советско-ностальгическую, чтобы не сказать ватную, технически все-таки возможно выдернуть из российской грядки. Общей границы с Россией у нее нет, и, будем надеяться, никогда не будет. Зато общая граница с Румынией, страной — членом НАТО и ЕС, есть. А, значит, Молдову имеет смысл по-максимуму интегрировать в структуры ЕС, готовя это выдергивание. Правда, тут важно не заиграться, и не получить вместо выдергивания российскую калитку для обхода санкций. Но, будем надеяться, что необходимые контрмеры, по меньшей мере, готовятся, и, если не применяются прямо сейчас, то лишь потому, что момент для них пока не настал. А вот выдернуть Грузию крайне сложно: общая граница с Россией у нее есть, а сколь-нибудь надежного европейского тыла, увы, нет.

Таким образом, разница подходов обусловлена чистой прагматикой. Грузинам же можно только посочувствовать: им крайне не повезло с географией. Эффективно помочь Грузии вырваться из цепких российских лап сегодня, увы, нельзя.

Эксклюзив

«Ильченко»Сергей Ильченко, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: