Европа взялась за Крым: суд в Страсбурге развеял миф о «референдуме» за присоединение к РФ. Эксклюзив

18.01.2021 1 By NS.Writer

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) решил рассмотреть иск официального Киева к Москве относительно нарушений прав человека в оккупированном Крыму. Это дело основано на двух жалобах Украины против России, поданных в 2014 и в 2015 годах. В июне 2018-го обе жалобы объединили в одно дело под названием «Украина против России (относительно Крыма) по заявлению № 20958/14».

На данный момент ЕСПЧ рассматривает аргументы-обвинения о том, что власти РФ ненадлежащим образом расследовали убийства и исчезновения людей в Крыму, занимались незаконными лишениями свободы, организовывали пытки, преследовали нерусскоязычные СМИ и безосновательно предоставляли крымчанам российское гражданство.

Большая палата ЕСПЧ отклонила возражения РФ об отсутствии прямых доказательств и рассмотрения соответствующих дел в российских судах. Судьи в Страсбурге считают, что Россия создавала препятствия (в том числе введением виз) для непосредственного доступа в Крым международных мониторинговых миссий.

Суд в Страсбурге пришел к выводу, что получено достаточно доказательств осуществления Россией контроля над Крымом, начиная с 27 февраля 2014 года. Установление этой даты указывает на два важных момента. Во-первых, де-факто Кремль начал захватническую политику еще до 14 марта 2014 года — до проведения так называемого «референдума» о присоединении полуострова к РФ. А во-вторых, ЕСПЧ признал, что точка отсчета юридической ответственности России — 27 февраля, а не мартовское голосование «народа Крыма», якобы изъявившего желание выйти из состава Украины.

Как известно, еще в феврале-2014 под давлением пророссийских активистов была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя. Фактическим главой города стал предприниматель и гражданин России Алексей Чалый, назначенный руководителем Севастопольского городского управления по обеспечению жизнедеятельности города и председателем координационного совета при нем. Пиком политической борьбы на полуострове стали конфликты между крымско-татарским Меджлисом (выступающим против дестабилизации ситуации в автономии) и так называемой «Русской общиной Крыма» (поддержавшей агрессивную политику Кремля).

Однако уже 27 февраля 2014 года ситуация в Крыму перешла в качественно иное состояние, с совершенно другим балансом сил. Начиная с этого дня, на территории полуострова разворачиваются действия хорошо вооруженных и экипированных российских военных без знаков различия — «вежливых людей» и прочих «зеленых человечков», которые обеспечивали контроль над стратегическими объектами и местными органами власти, а также блокировали украинские военные объекты, воинские части и штабы.

По приказу Кремля российские спецназовцы захватили здания Верховного Совета и Совета министров АР Крым в Симферополе, установили блокпосты на Перекопском перешейке и Чонгарском полуострове, через которые осуществляется сухопутное сообщение между Крымом и материковой Украиной. Именно поэтому 27 февраля 2014 года считается датой активных действий путинского режима, оккупировавшего Крым.

О захвате власти на полуострове свидетельствует еще один факт: в тот же день 27 февраля решением крымского парламента лидер партии «Русское единство» Сергей Аксёнов был назначен на пост главы правительства автономии. Это решение является незаконным, поскольку само назначение было поддержано в Кремле и не было согласовано с официальным Киевом. Налицо — грубейшее нарушение и Конституции АРК и Конституции Украины.

Как и следовало ожидать, первого марта 2014 Аксенов переподчинил себе все силовые структуры республики и официально обратился к президенту РФ с просьбой «об оказании содействия в обеспечении мира и спокойствия на территории АРК». В тот же день Путин получил от Совета Федерации право на использование своих вооруженных сил на территории Украины «до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране». В итоге россияне захватили все украинские военные базы и гарнизоны еще до того, как был организован «референдум» о присоединении Крыма к РФ.

Но, к счастью, последнее слово — не за российскими пропагандистами, а за европейскими юристами. Недавнее решение ЕСПЧ опровергло заявление Москвы насчет «волеизъявления крымчан». Ведь еще задолго до проведения так называемого «референдума» Россия уже захватила украинский полуостров. И этот очевидный факт уже установлен в Страсбурге.

С правовой точки зрения судьи ЕСПЧ распахнули двери для тысяч индивидуальных заявлений крымчан, пострадавших от путинской оккупации. Кроме того, решение в Страсбурге будет иметь важное значение для рассмотрения Международным уголовным судом вопроса совершение РФ в Крыму военных преступлений, а также для начатого Украиной процесса в Международном суде ООН о нарушении Россией норм Международной конвенции по ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Напомним, что в конце прошлого года прокурор Международного уголовного суда Фату Бенсуда объявила об окончании предварительного рассмотрения ситуации в Украине, в аннексированном Россией Крыму и в неподконтрольных киевскому правительству районах Донбасса, и о начале расследования совершенных там международных преступлений.

Офис прокурора Международного суда пришёл к выводу, что и в Крыму, и на Донбассе были совершены как военные преступления, так и преступления против человечности. Теперь решение прокурора должно быть одобрено досудебной палатой, после чего начнётся непосредственное расследование.

Российские пропагандисты считают, что раз Москва отозвала свою подпись от Римского статута, то их высшему руководству расследование Международного суда не угрожает. Однако это не так. Граждане, совершившие преступления, могут и должны быть привлечены к ответственности если совершили преступления на территории стран — участниц МУС, вне зависимости от отношений своей страны и суда.

Поэтому, когда появятся конкретные подозреваемые, в том числе из высшего российского военного и политического руководства, МУС будет выдать международные ордеры на арест и/или международные повестки для явки в суд. Если эти лица будут находиться на территории Российской Федерации, то вне зависимости от занимаемых ими должностей, Москва обязана будет выдать виновных для судебного процесса в соответствии с общими принципами международного права.

Кремль, разумеется, будет максимально сопротивляться этому процессу, что в свою очередь приведет к нарастанию и международного давления на Россию: нидерландский процесс по сбитому «Боингу» МН-17, процессы в Европейском суде по правам человека, в Международном суде ООН, в Международном уголовном суде по Грузии и Украине. Игнорирование всех этих процедур приведёт к еще большей изоляции России и ускорит падение путинского режима.

Александр Сергеев, IDS Kronos


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: