«Дюна» слишком велика для твоего телевизора

23.10.2021 0 Редакция Steelgrey

Для этого и были созданы театры.

"Дюна" слишком велика для твоего телевизора | newssky.com.ua

Рецензия Д. Хардавар на страницах engadget.

Реальный мир казался слишком маленьким, когда я вышел из Дюны Дени Вильнева. Не было никаких огромных космических кораблей, готовых к запуску к планетам в далеких галактиках. Никаких брутальных дворцов среди бесконечных пустынных пейзажей. Никаких песчаных червей размером со здание, которые бродят, стремясь поглотить любого, кто их потревожит. Только я и движение на шоссе I-285 в Атланте.

Эта последняя адаптация «Дюны» не идеальна — временами она эмоционально пуста и в основном отстроена для второго фильма, который мы, возможно, никогда не увидим, — но она успешно перенесла меня во вселенную, созданную Фрэнком Гербертом более полувека назад. Фильм посвящен половине романа, рассказывая историю Пола Атрейдеса (Тимоти Шаламе), сына барона, находящегося в приюте, который переезжает на пустынную планету Арракис. Это важный пост, поскольку это единственный мир, который производит меланж или специи, которые используются в межзвездных путешествиях. Но, как Пол быстро понимает, это также опасное место для его элитной семьи, и именно здесь он узнает, что он также может быть потенциальным мессией. Вы знаете, типичные вещи для мальчиков-подростков.

После того, как Дюна поразила меня в кинотеатре, я планирую пересмотреть ее дома на HBO Max, где она также выходит сегодня. Но я уверен, что впечатления не будут такими же, даже на моем 120-дюймовом экране проектора. Эта Дюна требует, чтобы ее видели на чем-то еще более крупном — месте, где само ваше чувство бытия может затмиться. Дюна заставила меня почувствовать себя Полом Атрейдесом, стоящим перед песчаным червем размером с небоскреб, ожидающим, когда его поглотят. И я это приветствовал.

Конечно, в наши дни пойти в кино непросто, учитывая, что коронавирус все еще бушует, а коллеги-театралы отказываются принимать элементарные меры предосторожности. (Вакцины безопасны. Маски работают. Защитите себя и других.) Но если вам удастся безопасно увидеть это в кинотеатрах — возможно, сдавая в аренду частный экран с друзьями — вам напомнят, что делает этот опыт таким особенным… Я смотрел его во втором ряду довольно типичного мультиплексного кинотеатра, и он все равно меня поразил. Я могу только представить, как это выглядело бы на полноразмерном экране IMAX, который может достигать высоты 98 футов.

«Дюна» предстает в своих лучших проявлениях, когда Вильнев и оператор Грейг Фрейзер позволяют вам насладиться видами, царственными, но инопланетными костюмами и множеством деталей заднего плана. Это чисто визуальное построение мира. В какой-то момент глаза персонажа на короткое время вспыхивают белым, когда его просят вычислить протяженность пути имперского посланника через звезды. Это никогда не объясняется, но вы это понимаете. Этот стиль медленной научной фантастики не для всех, но если вам понравились «Прибытие» или «Бегущий по лезвию 2049», предыдущие жанровые набеги Вильнева, есть большая вероятность, что вы готовы к этому стилю повествования.

Однако еще до того, как я увидел что-нибудь на экране, я почувствовал Дюну внутренностями. Пока я ждал начала просмотра, из ниоткуда заговорил чуждый голос, который звучал так, будто он исходил исключительно из сабвуферов кинотеатра. В нем был задан вопрос о силе снов, но на самом деле это было так, как если бы в фильме говорилось: «Сядьте, обратите внимание, вас больше нет на Земле».

Изобретательный звуковой дизайн фильма на этом не заканчивается. Все, что вы слышите — от рева космических кораблей при взлете, жужжания стрекоз, машущих крыльями, или сфинктерного грохота песчаных червей — тщательно продумано, чтобы заставить вас поверить в то, что все это реально. Партитура Ханса Циммера не слишком отличается от его атмосферы в Гладиаторе, но отлично справляется с тем, чтобы все звучало эпично. (И да, я включил его по шоссе, когда мчался домой.)

Не воспринимайте мою похвалу этому фильму как неуважение к «Дюне 1984» Дэвида Линча. Это была проблемная постановка, которая с тех пор приобрела статус культовой, но против нее сыграли вмешательство продюсеров и сценарий, который пытался втиснуть весь роман. Подход Вильнева более уверенный и, как и следовало ожидать, опирается на гораздо более эффективную технологию визуальных эффектов. Несмотря на то, что он длится два часа 35 минут, я легко мог бы потратить еще три часа, чтобы посмотреть оставшуюся часть истории.

К сожалению, есть шанс, что мы этого не увидим. Warner Bros. первоначально согласились позволить Вильневу рассказать историю в двух частях (на титульном листе этого фильма написано «Дюна, часть 1»), но продолжение до сих пор не получило официального одобрения. Режиссер сказал Variety, что его план снять сразу обе части был отвергнут — он рассчитывает услышать больше от студии, как только мы увидим, как Дюна выступает в кинотеатрах и на HBO Max. Планы относительно сериала-приквела «Дюна: Сестричество» все еще находятся в разработке, продюсером которого является Вильнев.

Как ни эпична «Дюна», жаль, что ее масштаб не подошел для актеров из стран Ближнего Востока и Северной Африки (MENA), культур, которыми Герберт явно вдохновлялся. Фильм почти изо всех сил старается уменьшить влияние ислама из своего сюжета (вместо джихада есть отсылки к крестовому походу). Это особенно вопиюще, когда мы видим местных жителей Арракиса, голубоглазых песчаных обитателей, известных как Свободные, которых часто изображают как благородных дикарей. По крайней мере, фильм начинается с точки зрения Свободных: Чани, которую играет Зендая, вслух задается вопросом, кем будут их следующие угнетатели.

Все это говорит о том, что если вам удастся пойти в театр на «Дюну», то вы должны это сделать. Вы все еще можете запечатлеть его необъятность, наблюдая за ним вблизи: пододвиньте стул прямо к телевизору или прогуляйтесь с ноутбуком как можно ближе к глазным яблокам. Но «Дюна» — это история, основанная на силе снов, поэтому почти уместно, что ее лучше всего пережить, когда она переполняет вашу реальность.


Поделиться статьей:

Подписаться на новости:




В тему: