Добрые инициативы Царьграда и ордынские наезды. Симфония Константинополя и Киева. Эксклюзив

17.07.2021 0 Редакция NS.Writer

Сегодня Вселенский Константинопольский Патриархат (Стамбул, Турция) продолжает занимать первое почетное место среди Православных Церквей всего мира. Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей I действует как духовный лидер и глобальный представитель 300 миллионов православных христиан во всем мире. Расширение православной церкви стерло многие исторические различия между Западом и Востоком. Вселенский Патриарх несет историческую, каноническую и теологическую ответственность за продвижение и координацию деятельности Православных Церквей, которая может зависеть или не зависеть от его непосредственной юрисдикции. Учреждение и созыв синодов являются частью его обязанностей, чтобы способствовать межцерковному диалогу и решать текущие вопросы.

| Newssky.com.ua

Великая Церковь Христова появилась в районе древнего Византия в Малой Азии на протяжении Ι века Христианства. Согласно традиции Апостол Андрей, Первозванный из Апостолов, рукоположил первого епископа города, а также и епископов соседних городов: Никея, Халкидона и Гераклея. Титул «Епископ Византийский» был переименован в «Архиепископ Константинополя и Нового Рима» около 330 г. по Рождестве Христовом, когда император Константин перенес столицу Римской Империи в Византий, переименовав его в Константинополь, названный «Новым Римом». В 325-м г. по Рождестве Христовом Константин созвал Первый Вселенский Собор в Никее, который стал первым из семи Вселенских Соборов, проведенных под юрисдикцией новозданной Константинопольской Церкви. Именно на нем был составлен текст «Символа Веры» в качестве символа Христианской Веры и были приняты Священные Правила (каноны) Церкви Христовой, действующие до сих пор.

Роль Архиепископа Константинополя и Нового Рима как Вселенского Патриарха была закреплена правилами Второго и Четвертого Вселенских Соборов неделимой Христианской Церкви, созванных в 381-м году в Константинополе, и 451-м году в Халкидоне. На этих двух Вселенских Соборах Константинопольский Престол был признан Патриархатом и первым Престолом Востока. Сам титул «Вселенского Патриарха» был официально присвоен Архиепископу Константинопольскому на соборе, состоявшемся в Константинополе в 587-м году.

Вселенский Патриархат находится на перекрестке Запада и Востока, и эта ситуация дает ему исключительное знание религиозных и культурных традиций, существующих в мире. Патриарх Варфоломей I продвигает диалог между христианством, исламом и иудаизмом и даже проявил интерес к Дальнему Востоку. В 1996 году во время первого визита Вселенского Патриарха в Гонконг Его Святейшество основал здесь православную архиепископию. Это было первое официальное присутствие в Китае после Второй мировой войны.

Будущий первоиерарх Константинопольского Патриархата учился в средней греческой школе в Стамбуле. Затем по окончании в 1961 году богословской школы на острове Халки был рукоположен в диакона. В 1961–1963 годах служил офицером в турецкой армии. С 1963 по 1968 год учился в Папском восточном институте в Риме, в Швейцарии и Мюнхенском университете. Был лектором в Папском григорианском университете — стал кандидатом богословия Папского восточного института, защитив диссертацию по теме канонического права. Владеет греческим, турецким, английским, итальянским, немецким, французским языками и латынью.

По возвращении в 1968 году в Стамбул работал в Халкинской школе, где в 1969 году патриархом Афинагором I был рукоположен во пресвитера. Взошедшим на престол в 1972 году патриархом Димитрием был назначен управляющим созданного тогда Патриаршего кабинета. Варфоломей многому научился у Афинагора: глобальному характеру мышления, идеям христианского универсализма, а также противодействию московским притязаниям на статус вселенской церкви. После смерти последнего был избран предстоятелем Константинопольской церкви 22 октября 1991 года, чин интронизации состоялся 2 ноября того же года.

Вселенский Патриарх Варфоломей I с 2006 года решительно способствовал примирению и миру между народами Балкан, как это произошло, к примеру, в Боснии. Вместе с Патриархом Павлом, Предстоятелем Сербской Православной Церкви, они содействовали сотрудничеству между католиками, мусульманами и православными из бывшей Югославии. Он софинансировал «Конгресс за мир и примирение» в Константинополе в 1994 году, в котором приняли участие христиане, мусульмане и иудеи. Чуть позже, на межконфессиональном конгрессе в Берне (Швейцария) была составлена «Босфорская декларация», в которой повторялось послание: «Преступление, совершенное во имя религии, является преступлением против религии». В последующие годы он продолжал активно поддерживать эти инициативы, совершив поездку в Бахрейн в сентябре 2000 года с целью дальнейшего развития диалога.

После трагедии 11 сентября Его Святейшество неустанно путешествовал, говоря об опасности международного терроризма и поощряя общение и межконфессиональные действия. В конце декабря 2001 года он вместе с Романо Проди, президентом Европейской комиссии, председательствовал на важной межрелигиозной встрече в Брюсселе на тему «Мир Бога во всем мире», в ходе которой встретились религиозные лидеры христианства, ислама и иудаизма. Участники подписали Брюссельскую декларацию, в которой, среди других деклараций, упоминалось, что «религиозные лидеры обязаны избегать этих проявлений религиозного рвения, которые не соответствуют религиозной вере». Он также осудил насилие, терроризм и жестокое обращение с людьми, потому что никакая религия не оправдывает их и противоречит духу мира и справедливости.

В январе 2004 года он посетил Республику Куба и освятил первый на острове православный храм. Визит, в ходе которого патриарх осудил эмбарго Кубы со стороны США, вызвал острую критику среди кубинских диссидентов и эмигрантов. Также посещал Соединенные Штаты Америки, где находится крупнейшее каноническое подразделение под его юрисдикцией. Участвовал во Всемирном экономическом форуме в Давосе в 1999 и 2006 годах.

В официальном документе под названием «Миссия Православной Церкви в современном мире» Святой и Великий Собор Православной Церкви, состоявшийся на Крите в июне 2016 года, написал: «Православная Церковь считает, что это её долгпоощрять все, что действительно поставлено на службу миру и открывает путь к справедливости, братству, истинной свободе и взаимной любви между всеми детьми единого Небесного Отца и между всеми народами, составляющими одну человеческую семью. Она имеет сострадание ко всем тем, кто в разных частях света лишен благ мира и справедливости».

| Newssky.com.ua

К сожалению, добрые и гуманистические инициативы Патриарха Варфоломея столкнулись с безрассудными и аморальными действиями путинского режима. Проиллюстрируем данное положение ярким примером. Так, в отчете от 8 мая 2020 года в «Ортодоксал Таймс» был сделан вывод, что «тот факт, что Московский Патриархат признает автокефалию Абхазии, если Грузинская Православная Церковь признает автокефалию Православной Церкви Украины, является шантажом без каких-либо оснований».

Так, Патриарх Варфоломей в интервью грузинскому государственному телевидению TV-Formula 2 мая 2020 года заявил о первенстве Вселенского Патриархата, когда речь заходит о решениях о предоставлении автокефалии. Он подчеркнул, что Московский Патриархат, как и в таких его замыслах, как предоставление РПЦ МП «автокефалии» захваченному Россией региону Абхазия в Грузии, нарушает границы исключительной прерогативы Константинополя. Вселенский Патриарх уточнил, что: «Церкви Абхазии и Южной Осетии находятся под юрисдикцией Грузинской Православной Церкви. Неправильно, что вмешалась Русская Православная Церковь». Здесь мы видим явное противодействие со стороны Варфоломея московскому желанию присвоить себе чужое, на сей раз не греческих раскольников-старостильников, а кавказских отщепенцев. Неудивительно, что министр иностранных дел России Сергей Лавров обвинил Патриарха Варфоломея в сотрудничестве с Соединенными Штатами с целью «ослабить влияние Православия в современном мире». Видимо, он в угоду своему далекому от христианства хану именно так истолковал отказ признать церковных сепаратистов в Абхазии и обычные дипломатические послания между Варфоломеем и Байденом.

Ведь в ответном письме Вселенскому Патриарху Варфоломею избранный президент США Джо Байден выразил свою теплую благодарность за поздравительное письмо, направленное ему сразу после победы на выборах.

Обычный дипломатический протокол, не более того. Немногим после обмена любезностями с Белым Домом, в начале 2012 года Варфоломея посетила делегация из Украины. Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей приветствовал делегацию членов Украинского парламента и обратился к ним с любовью и отеческой заботой, сказав им, что «предоставление Автокефалии Православной Церкви Украины в 2019 году было в первую очередь нежным выражением пастырской заботы о духовной справедливости и свободе».

Заместитель Министра иностранных дел Украины Василий Боднар посетил Вселенского Патриарха Варфоломея в Стамбуле в сопровождении Генерального консула Александра Гамана и Консула Украины в Стамбуле Сергея Ревенко. Г-н Боднар передал Вселенскому Патриарху пасхальные поздравления от Президента Украины Владимира Зеленского. Затем они обсудили график визита Вселенского Патриарха в Киев в августе. Старейшина митрополит Халкидонский Эммануил и главный секретарь Священного Синода Григориос Фраггакис также присутствовали на встрече, согласно отчету от 18 мая в «Ортодоксал Таймс».

Со своей стороны, митрополит Эммануил выразил уверенность, что ожидаемый визит Вселенского Патриарха Варфоломея в Украину в августе будет подготовлен и пройдет наилучшим образом. Он отметил открытость и поддержку Президента Украины Владимира Зеленского, что было подтверждено визитом Главы государства и Первой леди в Церковь-Мать и встречей с Его Святейшеством Вселенским Патриархом Варфоломеем в октябре 2020 года. Митрополит Эммануил подчеркнул, что Константинопольская Православная Церковь молится за окончание войны на Донбассе и мир в Украине, а также за прекращение пандемии COVID-19 в Украине и во всем мире.

Но Москва продолжает активно размахивать руками после драки и вновь появляются очередные нонсенсы тамошней государственно-церковной пропаганды. Визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Украину 6 мая также вызвал возмущение епископа УПЦ МП (РПЦвУ) Виктора (Коцабы), который 6 мая в своем Телеграмм-канале заявил, что призыв госсекретаря Блинкена «устранить препятствия» был приказом для ПЦУ захватить больше церквей УПЦ МП, эскалация гражданской напряженности и религиозных конфронтаций.Епископ Виктор также раскритиковал решение запретить капелланам УПЦ МП служить в вооруженных силах Украины, говорится в сообщении Службы религиозной информации Украины от 8 мая.

Между тем г-н Блинкен встретился с митрополитом Епифанием в Михайловском Златоверхом соборе в Киеве 6 мая 2021 года, где митрополит поблагодарил США за поддержку усилий Украины по борьбе с последней агрессивной военной эскалацией России вдоль ее сухопутных и морских границ.

В свою очередь, глава Офиса Президента Украины Андрей Ермак встретился с епископом Константинопольской православной церкви митрополитом Халкидонским Эммануилом. Андрей Ермак подчеркнул, что сегодня в Украине все конфессии чувствуют себя свободными и независимыми. «Владимир Зеленский — президент, который не использует церковь в политических целях», — сказал он.

Глава администрации отметил, что война на Донбассе продолжается в Украине уже восьмой год, и почти каждый день руководство государства, к сожалению, получает информацию о раненых и убитых. Поэтому главным приоритетом Владимира Зеленского и его команды остается прекращение войны и возвращение временно оккупированных территорий и людей.
Андрей Ермак поблагодарил Вселенского Патриарха Варфоломея и Вселенский Патриархат за поддержку Украины, особенно в эти трудные времена. Он подчеркнул, что вся страна с нетерпением ожидает визита Вселенского Патриарха Варфоломея и его участия в праздновании 30-летия независимости Украины, и передал приветствия от президента Владимира Зеленского. Андрей Ермак заверил, что государство сделает все, чтобы визит Вселенского Патриарха в Украину прошел на самом высоком уровне.

| Newssky.com.ua

Увы, российские военные продолжают представлять угрозу для Украины, продолжаются нарушения прав человека на украинской территории в оккупированном Россией Крыму и Донбассе. Лидер ПЦУ подчеркнул роль, которую США могут сыграть в консолидации международной поддержки Украины, усилении давления с использованием экономических санкций, направленных на дальнейшее ограничение действий России и восстановление территориальной целостности Украины.

В то же время Церковь России провокационно заявила — через своих представителей — о «политическом плане, направленном на ослабление Русской Православной Церкви, на расчленение мирового Православия».

Бывший советский «церковный дипломат» Владимир Гундяев вновь осудил признание Вселенским Патриархом самоуправляемой (автокефальной) Православной Церкви в Украине и скандально заявил, что возвращение Турцией музея собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть прошлым летом следует рассматривать как «Божье наказание». Откровенной ересью звучат слова агента «Михайлова» о том, что Варфоломей I якобы «не просто совершил ошибку — он совершил преступление» («Интерфакс»). Ставший практически нерукопожатным, Владимир Гундяев считает, что «не может быть никаких сомнений в том, что-то, что произошло позже, свидетельствует о божественном возмездии. Патриарх Варфоломей привел раскольников в святую Киевскую Церковь и потерял Церковь в Константинополе. Я бы хотел, чтобы люди задумались над этим». Обратим внимание на пафос (заметим в скобках, что пафос и патология этимологически однокоренные слова, в случае с Гундяевым мы наблюдаем второй вариант). Де факто лидер РПЦ имени Сталина, соучастник преступлений режима Путина занимается НЛП и битьем по эмоциям с лукавым расчетом на то, что зомбированное общество РФ ему внемлет и поверит. «Он должен был собраться с силами, чтобы сказать» нет «этим политическим силам, но Патриарх Варфоломей этого не сказал и был втянут в конфликт», — сказал этот раскольный сребролюбец — «Трудно представить себе какие — либо более ясные последствия, вытекающие из Божьего повеления, — и эти последствия быстро проявились, потому что грех был так велик».

В реальной жизни, Собор Святой Софии, построенный в 537 году, использовался в качестве мечети в течение пяти веков под властью Османской империи, прежде чем в 1934 году был превращен в музей. В июле прошлого года он вновь стал мечетью по указу президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. То есть Варфоломей в нем не служил, а как музей храм святой Софии был собственностью не Вселенской Патриархии (так было в Византии), а Турецкой Республики. Поэтому перевод его из музея в мечеть-это хотя и печальное событие, но оно находится по ту сторону церковной жизни как таковой. То есть Гундяев в расчете на непросвещенность его слушателей подло подменяет словесные карты, уповая на примитивный мистицизм своей паствы.

Не исключено, что при турецкой сменяемости власти, преемник Эрдогана вернется к курсу на европеизацию Турции, заложенному Кемалем Ататюрком и воспетому в романах Нобелевским лауреатом Орханом Памуком. И тогда храм святой Софии вновь станет музеем, а патриарх Варфоломей и его преемники будут служить Богу и людям в своей резиденции.

В помраченной же фашизоидным режимом Путина РФ официальная критика деятельности патриарха Варфоломея связана, прежде всего, с затяжными юрисдикционными спорами, которые с 1922 года ведутся между Константинопольским и Московским патриархатами. Патриарх Варфоломей продолжает в целом вести вселенско-демократическую линию в русле политики его предшественников и наставников патриархов Мелетия (Метаксакиса) и Афинагора (Спиры), что не может не вызывать резко негативной реакции руководства МП, стремящегося к вселенскому господству, в рамках православного мира, желающей создать свой Ватикан. Возможно, на территории освященного Гундяевым языческого храма, построенного для вооруженных сил…

| Newssky.com.ua

ВерстянюкІван Верстянюк,
оглядач


Поделиться статьей:

Подписаться на новости:




В тему: