Церковный кризис в Молдове. Иерархи и политики
31.07.2024Эксклюзив. В Республике Молдова, как и в других странах Восточной Европы, религиозные вопросы остаются очень важными в политическом дискурсе. Примерно 90% граждан Молдовы заявили, что исповедуют Православие, это самый высокий процент в Европе. Особые отношения между церковью и политикой часто характеризуются как беспроигрышная ситуация. Церковь получает деньги и престиж от государства и политиков, а политики-популисты получают благословение епископов и высшего духовенства, что помогает им в охоте за голосами, как мы об этом расскажем ниже.
Республика Молдова – не остров в океане. Учитывая вовлеченность в сложную систему международных отношений на политическом, экономическом, культурном уровне, к которой добавляются еще и процессы, связанные с миграцией, особенно актуальные во время полномасштабной войны, было бы неправильно связывать необходимость межрелигиозного диалога и межконфессиональный диалог только с учетом внутренних реалий.
В этом контексте сугубо подчеркнём, что патриарх Кирилл (Гундяев) также активно занимается проблемами Православной Церкви в Молдове. Это связано с тем, что Кишинёвская митрополия подчиняется Москве, являясь верным союзником России и Русской Церкви, но каноничность ее подчинения является во многом сомнительной ввиду исторических и не только причин, описанных нам в первой части этого очерка.
Политологи считают, что РПЦ МП является одним из наиболее эффективных каналов, посредством которых Россия продвигает свои интересы в Молдове. Борьба за «сердца и умы» молдавских избирателей в плане политического выбора часто ведется с использованием эмоциональных инструментов, которыми умело владеет послушное Москве духовенство бывшей советской республики.
Происходит это потому, что РПЦ МП, средства массовой информации и пророссийские партии фактически являются тремя основными факторами влияния России во внутренних делах Республики Молдова. Православная церковь Молдовы (в составе РПЦ МП) является очень полезным инструментом для реализации целей Кремля.
Влияние духовенства можно ясно увидеть в избирательных кампаниях, когда такие иерархи, как Маркелл, епископ Бельцкий и Фалештский де-факто становятся избирательными агентами пророссийских кандидатов.
Напомним, что Православная церковь Молдовы, подчинённая Москве, активно вовлеклась в избирательную кампанию в рамках президентских выборов, поддерживая Игоря Додона, председателя Партии социалистов, и очерняя другого кандидата – Майю Санду, лидера партии «Действие и солидарность». В частности, епископ Маркелл, призывал людей голосовать за «христианина» Додона. В ноябре 2016 года в разгар кампании по выборам президента епископ Маркелл и другие священники выступили на пресс-конференции, на которой призвали избирателей не голосовать за Майю Санду, поскольку она представляет «опасность для церкви». Затем он еще более резко раскритиковал главного проевропейского кандидата Майю Санду, заявив, что она «бесплодная женщина» и пытается «делать работу дьявола». В связи с этим Майя Санду подала на епископа в суд.
В июле 2017 г. президент Молдовы Игорь Додон вручил епископу Маркеллу орден «Bogdan Întemeietorul» (Богдана Основателя) за выдающиеся заслуги в развитии и укреплении государственности Республики Молдовы.
В то же время СМИ Республики Молдова в 2017 году сообщили о встрече Додона и находящегося в американском розыске российского олигарха Константина Малофеева, недавно вступившего в греховную связь с попадьёй Львовой-Беловой, на горе Афон в Греции. Там президент Додон попросил его поддержать проведение в Кишиневе ежегодного собрания Всемирного конгресса семей, ультраконсервативного мероприятия, видимо, поддержанного Малофеевым и другими близкими к нему людьми.
С другой стороны, меньший конкурент Молдовы в православном мире, Бессарабская митрополия, канонически подчиняющаяся Румынскому Патриархату, не обладает такими же ресурсами и влиянием. В 2000-х годах Бессарабская митрополия открыто поддерживала прорумынскую партию — Народную христианско-демократическую партию (ХДНП), которая выступала за воссоединение Румынии, к которой Молдова принадлежала в период между двумя мировыми войнами. Это политическая партия в Молдавии, относящаяся к правоцентристской, консервативной и христианско-демократической части политического спектра.
Далее, в период гегемонии ПКРМ (2001-2009 гг.), единственной значимой партией, которая все еще упоминала религию в официальном дискурсе, была ХДНП, но и здесь лишь с небольшим упоминанием: «Внедрение религии как объекта изучения в школах, установление социального поведения на естественной связи Семья-Школа-Церковь».
Хотя официально в своих предвыборных программах ПКРМ никогда не упоминала Церковь, отношения с ней, в данном случае с ПЦМ, были чрезвычайно близкими. Владимир Воронин за время своего пребывания на посту президента совершил множество «добрых дел» для ПЦМ, в том числе: украшение столичного собора или реконструкцию монастыря Курки, монастыря Кэприана и многих других религиозных общин по всей стране. До 2009 года у митрополии и коммунистического правительства были гармоничные отношения. Одним из доказательств может служить год за годом спонсирование привоза «благодатного огня» из Иерусалима на Пасху в Республику Молдова со стороны лидера ПКРМ Владимира Воронина. Позже практику перенял Игорь Додон.
Следует отметить, что Владимир Воронин также является обладателем ряда религиозных наград : Орден «Святой с апостолами великий князь Владимир»; Орден «Святого благоверного князя Димитрия Донского» первой степени (2005 г., Русская Православная Церковь); Орден «Князь Ярослав Мудрый» I степени (2005 г., Украина); Орден «Блаженного воеводы Стефана Великого и Святого» первой степени (2005 г., Митрополия Молдовы); Орден «Гроба Господня» (2009 г., Иерусалимская Православная Церковь), а также некоторые высшие награды Болгарии, Хорватии и Греции. Он стал и обладателем награды «За выдающуюся деятельность по упрочению единства православных народов» (2008 г., Международный фонд единства православных народов).
Хотя во время своего мандата Воронин неоднократно выражал поддержку Кишинёвской Митрополии РПЦ МП, ПКРМ обратилась к Церкви с избирательными целями только в 2007 году. Обеспокоенная результатами местных выборов 2007 года, тем, что доля коммунистов сократилась на до 46% в 2005 г., до 35% в 2007 г., он решает прибегнуть к помощи Молдавской митрополии. Во время встречи в монастыре Кондрица, в которой также участвовал и митрополит Владимир (Кантарян), Владимир Воронин якобы призвал священников поддержать ПКРМ на выборах, которые должны были состояться в 2009 году. Именно из этой встречи взята его знаменитая цитата «первым коммунистом в истории был Иисус Христос». Он также напомнил, что ПКРМ была партией, которая изменила ситуацию в церкви к лучшему.
В феврале 2009 года Республика Молдова приняла председательство в основных органах СНГ. Также в феврале президент Воронин принял участие в церемонии интронизации нового Патриарха Московского Кирилла (Гундяева). В то время ПКРМ была самой сильной партией в Республике Молдова. Основными оппонентами проевропейские партии.
За 8 лет правления ПКРМ сумела взять под свой контроль не только митрополию РПЦ МП в Молдове, но и практически все возможные государственные учреждения, за исключением столичной мэрии.
Гегемонии коммунистов угрожало несколько опасностей, среди которых особо отметим: 1) уменьшение поддержки как с Востока, так и с Запада, 2) рост проевропейских партий. Помимо всего перечисленного, одним из лозунгов ПКРМ на тех выборах было «Европейская Молдова – строим ее вместе!». Зачем весь этот политический винегрет и зачем ПКРМ такая приверженность на всех фронтах? Просто потому что они могли себе это позволить.
Чтобы сохранить большое количество мандатов и управлять единолично, ПКРМ оказалась в ситуации, когда ей приходилось одновременно обращаться к нескольким социальным сегментам. Поддержка России была обеспечена отсутствием других альтернативных пророссийских политических сил. Однако дополнение предвыборной программы темой европейской интеграции преследовало конкретную цель – минимизировать политическое/электоральное воздействие проевропейской риторики, используемой силами политической оппозиции. Другими словами, ПКРМ хотела остаться у власти.
Также в 2009 году, во время предвыборного периода перед досрочными выборами, которые отстранили ПКРМ от власти, в одном из роликов ПКРМ были изображения церквей, а затем изображения апрельских протестов. Другими словами, выгодой ПКРМ от сотрудничества с Кишинёвской митрополией была, прежде всего, реабилитация «коммунистического» имиджа перед христианами – инфернальный пиар. Льготы для Кишинёвской Митрополии сводились к роскошным домам, протекционизму в бизнесе и поддержке в борьбе с Бессарабской митрополией Румынского Патриархата.
Комментарии тут излишни: Кишинёвская митрополия в лице своих иерархов поддержала партию, которая в 1930-е годы занималась гонениями на христиан, и при этом не принесла покаяния и не пересмотрела свои позиции.
В заключение отметим, что данная церковная структура странно себя повела, пойдя не только де факто коллаборацию с коммунистами в духе стокгольмского синдрома, но и в том, какую она себя взяла вывеску.
Что же касается названия/ вывески, которую Православная Церковь Молдовы носит под юрисдикцией России, то это та еще забавная история, она родом из 1990-х годов и сделана по российскому образцу. «Русская Православная Церковь не для России, а для всей ее диаспоры». Этот подход был распространен и на Церковь Республики Молдова. Поскольку в 1990-е годы появились идеологии восстановления большой Молдовы, и так как с политической точки зрения эту идею нельзя было выразить очень хорошо, она была помещена на церковную почву. Так было добавлено название «и всей Молдовы», подразумевающее некие претензии на юрисдикцию над территорией, которой Республика Молдова не владеет. Иными словами, в самом названии данной структуры, подчиненной Москве, имплицитно зашифрованы экспансионистские идеи русского мира, что позволяет нам утверждать, что Кишинёвская митрополия – далеко не самостоятельная структура, а пятая колонна Москвы в Республике Молдова.
В отличие от Киева, Кишинев на данном этапе государственного строительства и специфики церковно-государственных отношений не может претендовать на независимую церковную организацию.
Признанная независимая церковная структура никогда не функционировала на территории Республики Молдова. Канонически Бессарабия входила в состав Румынской православной церкви. Церковная структура под названием «Митрополия Кишиневская и всея Молдавии» не только несуразна по названию, но и в добавок неканонична: она была создана российской церковной властью (без обращения в Константинополь и Бухарест) в результате оккупации части территории чужой страны.
Так или иначе, но Кишинёвская митрополия в Молдове пока сохраняет свой нынешний статус. То есть, несмотря на все, Молдавская Православная Церковь остается под юрисдикцией Русской Православной Церкви. Есть ли третий вариант: ни РПЦ, ни Румынской православной церкви? Теоретически есть такой вариант – предоставление автокефалии. По этому пути, например, пошла Украинская Православная Церковь. В 2018 году Константинопольский собор предоставил дал нам автокефалию.
Но в Молдове пока мало кто серьезно рассматривает такой сценарий. Скорее всего, что Православную Церковь в Молдове в конце концов разделят на несколько церквей. Кто-то перейдет в Румынскую православную церковь, кто-то останется в составе РПЦ МП, а кто-то будет бороться за автокефалию.
Антониу Мушат, для Newssky