Церковный кризис в Молдове. Предыстория
31.07.2024Эксклюзив. Православие — это не просто религия в Молдове; это краеугольный камень ее национальной идентичности. Когда вы идете по виноградникам и историческим городам Молдовы, присутствие православных традиций ощутимо, от звона церковных колоколов до празднования религиозных праздников. Эта вера с ее ритуалами, песнопениями и традициями остается путеводной звездой для Молдовы, пока она преодолевает сложности современного мира. Одна из актуальных для Молдовы проблем — это юрисдикционные споры между двумя ветвями Православия. А причины данных разногласий кроятся в глубине веков.
Расположенная между Румынией и Украиной, Молдова, небольшая, но культурно богатая страна, может похвастаться глубоко укоренившейся историей с православным христианством. Страна, где золотые купола православных церквей усеивают пейзаж, духовный путь Молдовы переплетается с верой, которая формировала ее идентичность на протяжении веков.
В Республике Молдова связь между религией и политикой довольно тесная. Эта замечательная дружба признана даже в Акте о независимости, в котором «В качестве суверенного и независимого государства Республика Молдова» просит, обращается к небесам, заявляет о своей вере. И все эти действия сопровождаются словами «да поможет нам Бог!».
С обретением суверенитета в Республике Молдова формируется демократическая кооперативная модель государственно-конфессиональных отношений, соответствующая международным и европейским стандартам, что отражено в Конституции.
Конституция предусматривает свободу вероисповедания, и правительство в целом соблюдает это право на практике; однако Закон о религиях 1992 года, который кодифицирует религиозные свободы, содержит ограничения, которые препятствуют деятельности незарегистрированных религиозных групп. Закон предусматривает свободу религиозной практики, включая право каждого человека исповедовать свою религию в любой форме.
Хотя закон о религиозных группах, принятый парламентом в мае 2007 года, предусматривает как равенство всех религий перед законом и органами государственной власти (статья 15, пункт 1), так и принцип невмешательства государства в религиозные дела (статья 15, пункт 2), тот же правовой акт содержит положение, подчеркивающее, что государство «признает значительную важность и первостепенную роль христианской православной религии и, соответственно, Православной церкви Молдовы в жизни, истории и культуре народа Республики Молдова» (статья 15, пункт 5).
Европейские ценности отражены в принципах разделения, невмешательства, нейтралитета и толерантности к религии со стороны законодательства и органов государственной власти.
Население Молдовы составляет 3,4 миллиона человек (на середину 2023 года). Согласно последней переписи населения, которая не включает Приднестровье, преобладающей религией является православное христианство. Более того, степень религиозности также имеет значение. В опросе, проведенном в 2020 году, 31,3 процента респондентов заявили, что ходят в церковь часто или, по крайней мере, один раз в месяц, что выше, чем десятилетие назад, когда она составляла 22,6 процента. Более того, доля тех, кто никогда не ходил в церковь, снизилась с 25 процентов в 2003 году до всего лишь 10,3 процента в 2020 году.
Итак, и официальная статистика, и социологический мониторинг религиозной ситуации в Республике Молдова показывают один из самых высоких уровней религиозности ее населения в динамике мировых показателей. 92% населения считают себя православными, 13% являются воцерковленными, показывая высокий индекс доверия к Церкви и разделяя религиозные ценности.
Почти 5 процентов населения не определяют религиозную принадлежность. Крупнейшими неправославными религиозными группами, насчитывающими от 15 до 30 тыс. приверженцев каждая, являются баптисты, Свидетели Иеговы и пятидесятники. Оценки еврейского населения сильно различаются: от 1600 до 30 000 человек. Группы, которые вместе составляют менее 5 процентов населения, включают адвентистов седьмого дня, евангельских христиан, католиков, лютеран, мусульман и атеистов. К меньшим религиозным группам относятся бахаи, молокане, мессианские евреи, пресвитериане, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, Армия спасения, Евангелическая христианская церковь, семейная Федерация за всемирный мир и объединение (Церковь объединения), другие христиане и Международное общество сознания Кришны.
Религиозный традиционализм является индикатором национально-культурной идентичности населения Республики Молдова в условиях политической нестабильности, быстрой смены политических сил в Парламенте, ценностной дихотомии между мощными полюсами притяжения: РФ и Европейским Союзом. Религиозный фактор выступает в Молдове стабилизатором общественно-политической жизни последних трех десятилетий независимости.
Молдавский (румынский) язык обозначен в конституции как официальный язык страны. В период Российской империи и Советского Союза, молдавский язык (как его тогда называли) был письменным на кириллице. Советские ученые, в основном по политическим причинам, настаивали на том, что этот язык был самостоятельным романским языком, отличным от дако-румынского. На самом деле, дако-румынский и молдавский языки практически идентичны, и различия между ними ограничиваются фонетикой и словарным запасом. В 1989 году письменность молдавского языка была изменена на латинский алфавит; в связи с этим начались жаркие дебаты о том, следует ли называть язык румынским или молдавским. К середине первого десятилетия XXI-го века обе стороны пришли к общему согласию, что молдавский и румынский языки на самом деле являются одним и тем же языком.
В международной правовой сфере старое, еще советских времен, понятие «Молдавия» не признается (если не подразумевать историческое понятие). Именно Молдова рассматривается как субъект международного права. С другой стороны, обсуждение региональных идентичностей на территории исторической Молдавии предполагает противопоставление Молдовы (в части Прутско-Днестровского региона) Приднестровью или так называемой Приднестровской Молдавской Республикой.
Последняя является непризнанным, но реальным агентом региональных и международных политических процессов. За последние три десятилетия «как в Молдове, так и в Приднестровской Молдавской Республике сложились государственно-конфессиональные отношения и определенный религиозный ландшафт. Религиозная ситуация определяется как состояние общества/региона, характеризующееся наличием, определенным характером и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество. Оценка религиозной ситуации предполагает учет наличия различных религиозных течений, их количественного и государственного соотношения, их исторической вписываемости в общество и его этническую структуру.
Религиозная ситуация рассматривается в настоящее время, однако «для понимания тенденций ее развития жизненно важно учитывать прошлое, которое влияет на направление и особенности ее модификации. Религиозный фактор, в свою очередь, подразумевает проявление религиозных смыслов в самых разных общественно-политических процессах и явлениях»
Итак, более 90 процентов граждан Молдовы являются православными христианами. Но прихожане разделены между двумя церквями –Кишинёвской митрополией, подчиненной РПЦ МП с центром в Москве, и Бессарабской митрополией, подчиненной Румынской православной церкви. Ни у одной из них нет автокефалии, то есть полной независимости.
Православные Христиане Молдовы имеют в общей сложности около 1035 церквей, 35 монастырей и 7 скитов. Всего численность ее служителей составляет около 5000 человек: священников, церковнослужителей, попечителей.
Большинство православных (примерно 90%) принадлежат Кишиневской Митрополии, которая подчиняется Русской православной церкви; остальные 10 процентов принадлежат Бессарабской Митрополии, которая подчиняется Румынской Православной Церкви.
В сепаратистском регионе Приднестровья, де-факто власти считают, что 80 процентов населения принадлежит к РПЦ МП.
Надо отдельно отметить, что в целом по всему миру Московский Патриархат имеет разные структуры: с разной степенью автономии и разным уровнем номинальной независимости от центра. Есть епархии, у которых меньше возможностей и меньше самоуправления. Есть церкви с широкой автономией, такие как Японская Православная Церковь, незначительная и невлиятельная организация в Стране восходящего Солнца. Такого рода структуры входят в состав Московского Патриархата, но самостоятельно выбирают себе глав, решают некоторые внутренние проблемы, не спрашивая разрешения и одобрения центра.
Православная Церковь Молдовы в этом отношении находится где-то посередине. Она имеет статус автономной церкви и собственный орган управления – синод, в который входят все архиереи: митрополит, архиереи, возглавляющие епархии, и викарии, помогающие архиереям. Синод уполномочен принимать решения по многим вопросам, в том числе по кадровым вопросам, открытию монастырей, назначению игуменов и игуменьей и т. д. В этих вопросах Синод Православной Церкви Молдовы относительно автономен. Но в вопросах внешней политики, социального действия он полностью подчиняется Москве.
А как давно известно из истории христианства, страна не может иметь полной независимости без церковной автокефалии, особенно в том случае (как это мы наблюдаем в Молдове) подавляющее большинство граждан соотносит себя именно с Православием. Именно по этой причине и произошел «парад автокефалий» на Балканах, когда освободившиеся от османского ига страны правдами и неправдами получили от Константинополя свои законные, канонические автокефалии.
Поэтому, чтобы понять истоки разногласий между Кишинёвской Митрополией в составе РПЦ МП и Бессарабской митрополией в составе Румынского Патриархата нам необходимо обратиться к истории.
Православие проникло в регион современной Молдовы через христианизацию даков, древних жителей этой местности. К концу первого тысячелетия православная вера прочно утвердилась, оказав влияние на социальную и культурную структуру региона. В средневековый период возникли могущественные молдавские княжества, сыгравшие решающую роль в укреплении православия. Монастырские традиции процветали, и крепости часто имели прилегающие церкви, которые были центрами обучения и духовности. Знаменитый монастырь Орхейул Векь, высеченный в известняковых скалах, является свидетельством этой эпохи
Но необходимо обратить внимание на то, что изначально Молдова/Бессарабия была подчинена Киевской митрополии Вселенского/Константинопольского Патриархата, затем в Яссах была создана еще одна митрополия Вселенского Патриархата, и Бессарабия перешла под юрисдикцию Ясской митрополии. Когда после русско-турецкой войны 1812 года Бессарабия стала частью России, церковная власть была изменена в одностороннем порядке (понятное дело, произошла аннексия митрополии без согласования с Константинопольским Патриархатом) с нарушением церковных канонов. Затем был назначен митрополитом Гавриил (Бэнулеску-Бодони), который был архимандритом Вселенского Патриархата, но перешел в Русскую Церковь, где он все же был назначен руководителем метрополии. Причем решение о его назначении принимал российский император, а не церковный орган.
После присоединения Бессарабии к Румынии после Первой Мировой Войны все приходы и все священники перешли под власть Румынии и вошли в состав Румынской Православной Церкви. Соответственно, было назначено новое церковное руководство. А после Второй Мировой войны Бессарабия вошла в состав СССР, в Румынию были эвакуированы многие священники, в том числе и церковное руководство, и в Бессарабии был назначен новый митрополит, на этот раз Московским Патриархатом, который уже второй раз осуществил аннексию Митрополии в Бессарабии.
Сейчас Молдавская Православная Церковь находится под юрисдикцией Русской Православной Церкви. В 1992 году, после обретения Молдовой независимости, Синод Русской Православной Церкви объявил Молдавскую Православную Церковь автономной частью Русской Православной Церкви. Согласно церковному указу, подписанному в 1994 году Патриархом Алексием II, Православная Церковь Молдовы независима в церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских делах, но остается под юрисдикцией. Московского Патриархата. Юрисдикцией крайне сомнительной с точки зрения истории и канонического права.
Предводителем Православной Церкви в Молдове является Митрополит Кишиневский и всея Молдовы – владыка Владимир – глава Митрополии Молдовы. Митрополия Молдовы включает четыре епархии: Кишиневскую, Кагульскую и Лэпушненскую, Бриченскую, Дубоссарскую и Тираспольскую – на левом берегу реки Днестр, а также действующий викариат на севере Республики Молдова в городе Бельцы. Число учебных заведений теологического профиля в Республике насчитывает всего пять базовых учреждений: среди них богословская академия при Государственном университете Республики Молдова в Кишиневе – столице страны, богословская семинария при монастыре Нолу Нямц в селе Кицкан.
В 1992 году, после обретения Молдовой независимости, Румыния решила возродить Бессарабскую митрополию, и с тех пор в Молдове существует две параллельные митрополии.
Последняя представляет собой восстановление аналогичной структуры, существовавшей в межвоенный период, когда историческая провинция Бессарабия (которая включает большую часть сегодняшней Республики Молдова, за исключением Приднестровья) была частью Румынии и продвигает общерумынскую идентичность, основанную на представлении о том, что молдаване на самом деле являются румынами, а молдавская нация — это конструкт советских времен. В то же время Молдавская Митрополия, что принадлежит РПЦ МП, более инклюзивно относится к своей молдавской пастве, которая включает не только большинство румыноязычного населения, но и значительные, в основном русскоязычные этнические меньшинства. Она продвигает мировоззрение Русской Православной Церкви, которая считает себя ответственной за сохранение идентичности бывшей царской империи, включавшей Бессарабию.
Бессарабская Митрополия Румынского Патриархата пока не смогла заключить соглашения о сотрудничестве с государственными учреждениями, однако она активна в социальной сфере. Большую часть своей благотворительной деятельности она направляет через Социальную миссию «Диакония», годовой бюджет которой составляет порою до 459 000 евро. Ключевые социальные проекты включают поддержку уязвимых семей и матерей-одиночек, пожертвования продуктов питания и одежды, помощь в интеграции сирот, столовые для пожилых граждан, детские и молодежные лагеря и т. д. Примечательно, что «Диакония» сотрудничает с (небольшой) римско-католической общиной и международными благотворительными организациями. В отличие от Кишинёвской Митрополии, у которой есть собственная богословская академия в столице, большинство будущих священников Бессарабской Митрополии обучаются в Румынии, где они получают значительно более качественное образование.
Через свои приходы, которых насчитывается почти 200, Бессарабская митрополия также оказывает материальную и духовную поддержку, а также психологическое консультирование на индивидуальной основе посредством прямого контакта с детьми и родственниками, которые заботятся о них в отсутствие родителей. В настоящее время в рамках благотворительных проекта Бессарабской Митрополии РумПЦ под наблюдением находится около 1500 детей.
Необходимо добавить, что в Румынии священники имеют статус государственных служащих. Поэтому священники Бессарабской митрополии, служащие в Молдове, получают зарплату от румынского государства, из которого также выплачиваются соответствующие социальные отчисления. И при этом встает резонный вопрос: являются ли священники РПЦ МП в Молдове как-то социально защищенными? Увы, они не защищены никем и ничем. Они служат в приходах, которые являются юридическими лицами. Некоторые приходы могут себе позволить нанимать священников и церковных служащих: певцов, учителей, уборщиков – и платить им официальную зарплату. Есть примеры официально трудоустроенных священников.
Две Митрополии в Молдове – это состоявшееся явление. Но с точки зрения православных канонов такого не должно было случиться. Должна быть либо одна юрисдикция, либо другая. Но, поскольку, ни государство, ни международное сообщество не могут запретить ни одну из структур, они действуют легально. Православные Молдовы должны пролить свет на эту ситуацию в церковном духе и так, чтобы не провоцировались конфликты и не разделялись люди.
В системе Православных Церквей арбитром и регулятором является Вселенский Патриарх (Вселенский Патриарх — Константинопольский Патриарх, ныне Варфоломей I). Он первый среди равных, согласно Диптиху (списку предстоятелей всех православных церквей). В случае споров между Церквами Вселенский Патриарх уполномочен созывать синоды и выносить решения по отдельным вопросам. Поскольку территория исторической Молдавии входила в состав Вселенского Патриархата, юрисдикция которого была изменена в одностороннем порядке в начале XIX века, проблемные вопросы должен решать Вселенский Патриархат.
Но в настоящее время Москва не станет обращаться в Царьград, а Румыния пока тоже молчит, в результате «воз и ныне» там, где они был, хотя некоторые позитивные движения начались, но это уже другая история.
Антониу Мушат, для Newssky