Что убивает Украину

17.04.2021 0 Редакция NS.Writer

В одном из интервью Сергій Дацюк (Сергей Дацюк) утверждает, что украинская нация уже более ста лет трясется по поводу возможной «смерти нации» и пытается самооживиться. С помощью национального государства, например. Но… что-то постоянно идет не так. Национальное государство в контексте сокращения населения Украины за последние 30 лет выглядит весьма сомнительной «рекреационной капсулой», пишет Екатерина Гладкевич.

| Newssky.com.ua

Можно продолжить констролябить новые «припарки», обвинять олигархов, москалей, рептилоидов и выстраивать стратегии борьбы со все новыми вражинами. Но можно заглянуть в БИОС.

Еще в 1982 году советский, а потом и американский математик и психолог Владимир Лефевр издал книгу «Алгебра совести». В ней он строит математическую модель субъекта, обладающего совестью, и описывает с помощью этой модели рефлексивные взаимодействия индивидов, многократно отображающих друг друга в своем внутреннем мире (если фраза сложная — читаем дальше).

Оперируя с моделью, он описывает две этические системы. Первая стоит на утверждении, что объединение добра и зла есть зло. То есть даже самых святых и возвышенных целей гнусно достигать с помощью дурных средств. «Со злом борись, с грешником мирись», вот основной посыл первой этической системы. В ней индивиды возвышаются в своих глазах, когда вступают в кооперацию друг с другом.

Во второй этической системе объединение добра со злом есть добро, то есть цель оправдывает средства (здравствуй, Сталин). «Со злом мирись, с грешником борись». В этой этической системе индивиды возвышаются в своих глазах, когда вступают в конфликт друг с другом.

Система 1 реализована в Западной культуре, 2 — в культуре Советского Союза (а также в Китае и в некоторых странах Индокитая, Ближнего Востока и Африки; ранее — в культуре дохристианской Европы). Система 2 может быть связана не только с коммунизмом, но также с фашизмом или с некоторыми экстремистскими религиозными философиями.

А теперь главное. Понятие Справедливости тесно связано с неотвратимым воздаянием за содеянное зло (даже с благими целями). В Западной культуре Закон один для всех: от президента до кухарки. И общество соглашается с таким положением вещей, поскольку у большинства это резонирует с внутренним этическим стержнем. Но лежащие в основе этой этической системы практики предполагают кооперацию на основе доверия (друг к другу и, если что — к Закону). Как писал когда-то Евгений Головаха «доверие — это клей общества». То есть отступник будет наказан дважды: социумом и органами правопорядка. В свою очередь кооперация, как стойкий этический выбор, позволяет очень быстро реализовывать совместные проекты. Вот поэтому они так классно живут, камрады. Ибо даже когда государство временно «лежит в обмороке», как в США во время Золотой лихорадки, граждане сами объединяются в Комитет бдительности и наказывают отступников за содеянное зло.

Во второй этической системе межличностный конфликт, как выбор, преобладает. В ней «кожен пан має свій план», «без лоха жизнь плоха», кидалово и стремление ломиться по головам — норма жизни. Герой — не тот, кто объединил людей и таким образом реализовал жизненно важный проект, а тот, кто «нацарював грошей і втік». С такими установками общество расползается, как ветхая ткань. Управлять таким обществом можно только с помощью матюков и нагайки, железной рукой и разноуровневыми репрессиями. А это, в свою очередь, лишает всю систему конкурентных преимуществ. Об этом было известно еще древним шумерам (см. — законы Хаммурапи). Да и Моисею на горе Синай был спущен список табу, подозрительно похожих на действия, запускающие цепную реакцию мести, а в долгосрочной перспективе — войну всех против всех.

Наши соседи бесконечно воют на луну, пытаясь разгадать, отчего они так ловко генерируют идеи, но реализовать эти идеи не в силах. А потом эти идеи «тырят пендосы и зарабатывают бабло на наших Кулибиных». Подозреваю — у нас дела не лучше. Вот Майдан был ярким кратковременным исключением.

Для Сергій Дацюк (Сергей Дацюк)

— в первом комментарии цитата из книги Михаила Хейфеца «Святые старики с Украины».

P.S. Вовку жалко. Он даже не осознает, какой должна быть глубина реформ, если действительно реформировать.


Поделиться статьей:

Подписаться на новости:




В тему: