Что сулит Киеву посредничество Эрдогана в переговорах с Москвой

30.11.2021 0 By NS.Writer

Президент Турции готовы выступить посредником в переговорах между Украиной и Россией, пишет обозреватель отдела международной политики «ДС» Владислав Гирман.

Покуда «нормандский формат» и ТКГ в Минске пробуксовывают в вопросах разрешения конфликта между Украиной и Россией, с Юга пришли новости, которые могут ознаменовать создание альтернативной переговорной площадки.

29 ноября, во время поездки президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на саммит Организации экономического сотрудничества в Ашхабаде он, комментируя сообщения о скоплении российских войск у границ Украины, заявил журналистам о готовности выступить в роли посредника между Киевом и Москвой.

«Турция выступает за обеспечение мира с акцентом на положение крымских татар», — заявил турецкий лидер, добавив, что такой вариант Анкара уже обсудила с Украиной.

Глава украинской дипломатии Дмитрий Кулеба, в свою очередь, в тот же день на брифинге подтвердил слова Эрдогана о контактах между странами по этому вопросу.

Украинский министр отметил, что Киев не отказывается от «Нормандии», но также «с удовольствием» откликается на предложения других партнеров помочь разобраться с этой проблемой. Главное — чтобы никакие решения не принимались без Украины, недвусмысленно подчеркнул Кулеба.

Внешнеполитическая соломинка

Замечание министра — важно, поскольку говорит о том, что в Киеве не питают иллюзий относительно целей и причин, сподвигших Эрдогана расширить рамки текущего политического, экономического и военно-политического сотрудничества между Украиной и Турцией.

Дело в том, что президент Турции, который на муниципальных выборах в 2019 г. уже столкнулся с тенденцией к снижению популярности и влияния, сегодня оказался перед еще более серьезным политическим кризисом.

В его основе — экономика. Сегодня она переживает не лучшие времена. Турецкая лира демонстрирует рекордное за 20 лет падение (на 45%), что, естественно, влечет за собой массу разноуровневых проблем в других сферах и отраслях, включая резкий рост безработицы.

Как следствие, на улицах турецких городов все многолюднее — и протестные настроения продолжают расти.

Соответственно, и рейтинги правящей партии «Партии справедливости и развития» и лично Эрдогана оказались хоть и в пологом, но затяжном пике. Уровень одобрения президента Турции, согласно последнему опросу центра Metropoll, снизился до 39,3% при 54,5% респондентов, не одобряющих его действия.

И, заметим, эти данные были обнародованы до рекордного снижения лиры. Так что рейтинг Эрдогана, очевидно, просел еще больше. Плохая новость для столь амбициозного лидера, особенно, если учесть до следующих президентских выборов остался год.

Ему нужно срочно что-то предпринимать. Нужны скорые и громкие победы. Однако в сжатые сроки и — что очень важно — с долговременным эффектом повышение курса лиры, к примеру, правительство Эрдогана обеспечить не сможет.

В ситуациях, аналогичной этой, лидеры (неважно: автократические, демократические с имперским бэкграундом) часто задействуют классическую, проверенную схему — накачать рейтинг внешнеполитическим триумфом или его видимостью с помощью либо маленькой победоносной войны, либо игрой в миротворчество.

Тюркский мир

Для Эрдогана посредничество между Украиной и Россией как раз и является шансом сыграть в миротворца. Причем не требующим, по крайней мере пока, особых затрат.

И инициатива возымеет эффект, независимо от того, будет ли создано новый переговорный формат. По той причине, что Анкаре и лично Эрдогану Крым интересен в рамках комбинации неоосманской политики и пантюркизма — двух столпов внешнеполитических игр нынешнего турецкого руководства.

Именно эти концепции служат основой для расширения влияния нынешней турецкой власти на страны и территории, некогда входившие в состав Блистательной Порты, или же тесно с ней связанные. Поэтому Анкара работает сразу по нескольким направлениям: в Африке, на Ближнем Востоке и Кавказе, а также в Центральной Азии.

Под знаменем пантюркизма Турция продвигает такие геополитические форматы как бизнес-форум тюркоязычных стран, прошедший 10 ноября в Стамбуле при участии делегаций из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Турции и Венгрии.

Делегации из Киева не было, хотя Украине — стране с коренным тюркоязычным населением, в принципе, было бы выгодно участие в инициативах, расширяющих политическое и экономическое сотрудничество в регионе.

Подводные камни

Впрочем, турецко-украинское партнерство действительно переживает бум. В первую очередь в военно-технической сфере.

Об этом хорошо, даже слишком хорошо, известно Москве. В связи с чем инициативу Эрдогана по оказанию посреднических услуг следует рассмотреть с разных сторон.

К примеру, согласится ли Москва подсобить Анкаре с улучшением имиджа президента через миротворчество? И, что важнее, какие условия она может выдвинуть Турции? Не потребует ли Кремль, к примеру, от Турции отказа от поставок в Украину беспилотников Bayraktar, отлично зарекомендовавших себя в качестве терминатора российской военной техники в Ливии и Нагорном Карабахе?

Нужно быть готовыми к тому, что подобного рода условия могут быть озвучены, поскольку в сегодняшнем мире мерилом союзничества — в особенности вновь формируемого — является выгода, а не принципы.

Следовательно, интерес России к предложенному Эрдоганом формату, с точки зрения ситуативных союзов или углубленного сотрудничества, будет минимальным. Зачем Москве ввязываться в эту политическую авантюру, если арбитр склонен и умеет быстро менять галс, к тому же тесно сотрудничает с соперником России?

Также нужно задуматься над тем, не размывает ли такой формат существующие переговорные процессы при участии Европы и США.

С одной стороны, «Нормандия» пребывает в коме. Выйдет ли — станет яснее после президентских выборов во Франции.

В то же время каждая из сторон, так или иначе поддерживающих Украину, ведет свою игру: США, Германия, Франция, ЕС. Согласятся ли эти игроки на то, чтобы Эрдоган запустил новый переговорный формат, учитывая, что европейцы считают регион своей зоной ответственности?

Вашингтон скорее всего возражать не будет, поскольку такой формат вовлечет в украинский вопрос довольно мощного актора с немалыми амбициями и опытом в спутывании кремлевских карт.

К тому же, формат в перспективе может открыть лазейку для группы «умиротворителей России» в Белом доме во главе с советником по нацбезопаности Джейком Салливаном, чтобы свернуть или существенно сократить свою вовлеченность в украинский вопрос.

Такие варианты, судя по статье внештатного советника Салливана Самюэля Чарапа в Politico, если не рассматриваются, то, по крайней мере, проверяются в масс-медиа на жизнеспособность.

Но вернемся к Турции. Ее отношения с Россией не назвать простыми. Это два сильнейших в Черноморском регионе в военном отношении государства. У них накопилось множество конфликтных точек — в Ливии, Сирии, на Южном Кавказе, а также в Центральной Азии.

Это точно окажет влияние на потенциальный переговорный формат. И неизвестно, обернется ли оно дальнейшим обострением отношений — или же попыткой наладить их за счет Украины.

В любом случае это будет отличный пиар для Эрдогана. Пусть такой формат и полезен Киеву в контексте диверсификации переговорных процессов и сохранения актуальности темы войны и Крыма в международной повестке дня, он заведомо малоэффективен. Впрочем, по тем же причинам он выгоден и России.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: