Чьими вакцинами нам нужно вакцинироваться? Размышления в окопах новой биологической войны. Эксклюзив

21.02.2021 0 By NS.Writer

Когда-то такой страшный детский недуг как полиомиелит был полностью побежден и повсеместно истреблен вакцинацией маленьких детей.

И наши дедушки и бабушки, считая себя просвещенными людьми, торжествовали. Победа по таймингу совпала с выходом Человека в Космос. Это был золотой век просвещения, как это многие сейчас понимают. До того, в 19 веке, таким же способом была истреблена королева всех эпидемий — черная оспа (рисунок 1) — частая гостья страниц книг про Средние Века.

Рисунок 1. Больной оспой: видно почему она называлась «черной».

На заре моей «туманной юности» еще встречались случаи детской дифтерии, когда дети в муках задыхались от дифтерийных пленок в горле. Старые олдскульные педиатры, сама специальность которых оказалась под угрозой истребления в нашей стране, отсасывали эти пленки специальными трубками из горла, спасая детей. С огромным риском заболеть сами. Впоследствии АКДС прикончила и дифтерию и коклюш. И если кто-нибудь нечаянно «ловит» ржавый гвоздь у себя в ноге или руке на даче, охоте или рыбалке, мысль о недавней АКДС вакцинации наполняет душу просто метафизическим восторгом. Напряженный иммунитет против коклюша, дифтерии и столбняка продолжает действовать 10 лет.

Как же нам относиться к вакцинированию в свете последних мировых тенденций, трендов и событий?

Человечество занимается изобретением лекарств ровно столько, сколько существует. От травников и знахарей древних тысячелетий до программируемых тучных клеток, синтезирующих моноклональные антитела, мы стремились создать универсальное средство. Средство, лечащие все болезни. Дешевое. Безопасное. Не содержащее каких-либо вредных примесей. Средство, желательно превращающее железо в золото и дающее человеческому телу бессмертие. Как выражение «Perpetum mobile» означает идеальный в инженерном смысле двигатель с КПД равным 100%. Так и «Zauberkugel» («magic bullet», «золотая пуля») Пауля Эрлиха означало лекарство или вообще медицинское средство, прецизионно поражающее причину заболевания и не вызывающее абсолютно никаких побочных или вообще отрицательных эффектов.

Китайский император Цинь Ши Хуан-ди, считающийся создателем и основателем первого китайского государства, был так обеспокоен поисками эликсира бессмертия, что отправлял на поиски его многочисленные и дальние экспедиции (рисунок 2). Как можно понять из трактата «Ши Цзи» придворного историка того времени Сыма Цаня, крупнейшие были предприняты в 219 и 210 годах до н.э. к островам Восточного моря (возможно современная Япония).

Рисунок 2. Экспедиции Сюй Фу к острову Шайдун в поисках бессмертия.

Конфуцианские мудрецы видели в поисках великого императора проявление необразованности и пустого суеверия, за что поплатились. Цинь Ши Хуан-ди согласно преданию заживо закопал 460 из них в землю и сжег почти все книги в государстве, оставив лишь трактаты по медицине, гаданию и сельскому хозяйству.

В итоге 10 сентября 210 года до н.э. император умирает во дворце Шацю. Люди смертны. Однако это не конец истории: как считается, он умер преждевременно и именно из-за одержимости идеей вечного эликсира. Оказывается, Цинь Ши Хуан-ди длительно принимал т.н. «пилюли бессмертия», содержащие ртуть.

Страх не только бесполезен, но и тошнотворен. По аналогии с китайским властителем, современный король поп-музыки, Майкл Джексон, был одержим идеей собственной медицинской безопасности, дышал специально очищенным воздухом и спал в барокамере. Однако это не уберегло его от медицинской ошибки, совершенной близким другом семьи — опытным кардиологом. Американский эксперт-анестезиолог Пол Уайт считает, что вероятно поп-звезда Майкл Джексон сам виноват в своей смерти.

Еще одним почти энциклопедическим примером роли прогресса медицинской науки в истории является царь Иван IV Грозный, длительное время страдавший сифилисом. Который, как это известно, в финале заканчивается т.н. нейросифилисом. Со всеми прелестями этого финала: спинной сухоткой, психическими расстройствами, выражающимися в дементной, маниакальной или галлюцинаторно-параноидальной форме. Длительное время московский царь лечился английским лекарем Бомелием. Лечение заключалось во втирании лошадиных доз мазей с сулемой. Так что известнейшая картина Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», описывающие события 16 ноября 1581 года, показывает нам как последствия хронической ртутной интоксикации, так и длительного нелеченного сифилиса.

История человечества полна негативных событий. В том числе медицинских. В том числе связанных с побочными эффектами лекарственных препаратов.
Известным препаратом, который имеет наиболее скандальную медицинскую историю, является Талидомид. Седативное снотворное лекарственное средство, ставшее очень известным благодаря своей тератогенности. С 1956 по 1962 годы в мире родилось от 8000 до 12000 детей, имевших врожденные уродства, связанные с приемом матерями талидомида во время беременности. Что потребовало от контролирующих органов целого ряда стран пересмотреть процедуру лицензирования лекарственных средств и ужесточить требования к производителям. Более подробно эта медицинская катастрофа описана по ссылке.

Переходя к повествованию об осложнениях вакцинации, нужно сказать, что автор этих строк, будучи медиком, не может занимать сторону ни одного из враждующих лагерей, хотя и пытается соответствовать академическому мэйнстриму.

Существует лагерь сторонников вакцинации и лагерь ее противников. Несмотря на то, что представители второго лагеря носят клеймо «антинаучников» и являются современным нам андеграундом, они все же очень многочисленны, и с некоторыми из их аргументов сложно не согласиться. Несмотря на то что изначально, ab ovo, история вакцинирования носит, несомненно, гораздо более позитивный, чем негативный характер.

Не вдаваясь с самого начала в мелкие детали скажем следующее.

Дистанцируясь от фан-групп того и другого лагеря, сражения которых ведутся в основном в социальных сетях и на скамейках перед подъездами домов. Некоторые вакцины действительно содержат вредные компоненты, например, опять-таки ртуть, а точнее этил ртути — мертиолят или тимеросал. Государство, а точнее крупные частные компании, действительно зарабатывают на вакцинах (а на чем они не зарабатывают?). Прививки действительно могут вызывать и вызывают осложнения (чаще всего различные формы аллергии). Переболеть действительно в целом ряде случаев безопаснее, чем привиться. Пример тому — сезонный грипп, от которого однажды привившись, автор этих строк через три дня заболел гриппом.

Наконец, экзотические конспирологические концепции, о которых обычно говорят когда стараются усилить волну инспирированной извне тревоги среди определенных социальных слоев. Все это так. И для примерно трети аудитории совершенно бесполезно оперировать цифрами. Это вопрос веры и убеждений. Поэтому весь текст статьи нужно просто заменить пятью короткими словами: оспа, полиомиелит, чума, дифтерия, коклюш. Точка.

Мы живем в эпоху социальных сетей. И как показывают недавние события, такие, как например штурм Капитолия в США, социальные сети сегодня являются гигантскими инкубаторами. Как говорит герой кинофильма «Матрица»: «Мы больше не рождаемся, как обычные люди, — нас выращивают… на полях». Теперь, чтобы поддерживать и питаться определенными учениями и нарративами, уже не надо ходить на партсобрания, читать книги или посещать кружки по интересам. Достаточно просто быть подписанным на определенных т.с. опинион-лидеров, т.е. лидеров общественного мнения внутри группы и, voilà, ваши взгляды будут развиваться и упражняться в «правильном» направлении.

Феномен «вакцинщиков», извините за столь нелитературное выражение — это просто феномен людей, имеющих высшее медицинское образование. Или среднее медицинское образование. Потому что достаточно один раз продемонстрировать в аудитории инвалида с последствиями перенесенного полиомиелита (рисунок 3) — и человек на всю жизнь зарекается строить в своей голове воздушные замки.

Убежденность же «антипрививочников» строится, как правило, на нескольких случаях осложнений вакцинации, как правило — тут это надо указать — не европейскими и не американскими вакцинами (дешевая вакцина — плохая вакцина). А также на нескольких прочитанных трактатах о вреде вакцинации.

Т.е. у одних за плечами находятся библиотеки медицинских книг, прочитанных за шесть лет в ВУЗе, у других — рутинный жизненный опыт и горячая убежденность сторонников в онлайне и оффлайне. Здесь я не имею в виду профессиональных «антивакцинаторов» — это другое. Явление социальных антипрививочных инженеров — это оккультный элитарный клуб, души которых требуют настойчивого изучения. И поставка в страну особой спецпартии вакцины с модифицированными свойствами — лучший способ очернить всю систему вакцинации вообще и вызвать в стране эпидемию, например, туберкулеза. Или кори. Или коклюша. Чего изволите? — контора принимает заказы.

Поскольку, исходя из моего опять-таки личного опыта, знамена профессиональных антивакцинаторов выступают из сияющих светом добродетели пабликов на ФБ именно под определенные события. В Украине 2014-16 годов такие пики-всплески сетевой тревоги накладывались на пики тревоги на фронте, всякие информационные спецоперации типа «дефолт», «Украина замерзнет без российского газа» и т.д. Как мы знаем сегодня, ничто не имеет столь яркой и дорогостоящей информационной, военно-политической компании пропаганды, чем новая вакцина.

Опять возвращаясь к медицинской сути нужно сказать следующее. Долгие тысячелетия инфекционные заболевания являлись первой и главной причиной смертности в человеческой популяции. Острые инфекционные заболевания поражали целые народы, превращая огромные могущественные империи-государства в пустыни и выкашивая развитые центры их цивилизаций — города.

Так называемая «Юстинианова чума» — вспышка этой особо опасной инфекции произошла в IV веке нашей эры — привела к смерти примерно 100 миллионов человек (!). Что являлось по-настоящему грандиозной цифрой, сравнимой разве что с вымиранием реликтовых видов. Ведь всё население Земли к IV веку после Р.Х. оценивалось в 150 миллионов человек, в зависимости от оценок (первая, вторая, третья).

И это без учета количества жертв черной оспы, правившей бал примерно в это же время. Таким образом, в естественной истории человечества наблюдался достаточно длительный период, когда представители рода Homo sapiens sapiens запросто могли бы быть полностью истреблены как вид, несмотря на все их высокие достижения в точных науках, культуре и искусстве. Как когда-то были полностью стерты с лица земли первые люди: неандертальцы, денисовцы и все прочие. И, как мы чуть позже поймем, только вакцинация сделала этих двух могущественных убийц, убивших людей больше, чем самые кровавые диктаторы 20 века, достоянием истории.

Вторая вспышка чумы — «Черная смерть», возникла в XIV веке и унесла около 30% населения Азии и примерно 50% населения Европы. Третья пандемия чумы началась в Китае в середине 19 века и за несколько десятилетий охватила всю планету.

Только представьте себе, что было бы сегодня, не будь у человеческой цивилизации вакцины против этого острого инфекционного заболевания со смертностью 95-100%?

Конечно же, сегодня чума не страшна в первую очередь из-за антибиотиков, которые имеют, как известно, просто огромное количество побочных эффектов, но этот факт никого не смущает, и социального движения против антибиотиков почему-то не существует).

Январь 1897 года поставил жирную точку в существовании самого кровожадного врага нашей цивилизации — появилась вакцина.

Другими словами, есть более банальные и более т.с. «безопасные» инфекции, от которых иммунологическая защита опциональна и не может иметь характера обязательных требований. Это прививки от гепатита А, гепатита В, от гриппа, от вируса папилломы человека, Ку-лихорадки, клещевого энцефалита, даже холеры, бешенства, бруцеллеза, менингококковой инфекции, стафилококковой инфекции, лептоспироза, туляремии, сибирской язвы, паротита. Даже противотуберкулезная прививка в ряде случаев может быть признана опцией, так как, если привито примерно 60% популяции, работает коллективный иммунитет.

Хотя это и спорное утверждение с медицинской точки зрения — в современной нам Украине эпидемия туберкулеза. Оценочное количество таких больных — где-то около 1 миллиона (колеблется от 550 тысяч до 1,5 миллионов). Что колоссально, просто шокирующе много, а тема является никому не интересной, кроме самих медиков. Настолько неинтересной, что предыдущие правительства оптом закрывали противотуберкулезные больницы, в т.ч. детские. Превратиться в восточноевропейскую Сомали по туберкулезу просто потому, что надо «проводить реформу» — плохая перспектива.

Совершенно иное — это полиомиелит, чума, оспа, дифтерия и коклюш. И если черная оспа повсеместно в мире истреблена как раз именно из-за «стратегического» вакцинирования «по площадям» в ХХ веке, то с дифтерией и коклюшем шутки и в самом деле плохи. Отказ от вакцинирования против полиомиелита (вакцинирование осуществляется капелькой вакцины на кубике сахара, который ребенок счастливо съедает) однозначно — да простят меня читатели — будет воспринято вашим покорным слугой как проявление тяжелого слабоумия, мракобесия и всех возможных человеческих пороков одновременно. Потому что автор этих строк, будучи еще ребенком, застал и видел вживую своих сверстников, выживших после полиомиелита и ставших глубокими инвалидами вследствие детского спинномозгового паралича. Зрелище отрезвляет.

Рисунок 3. Ребёнок, переживший паралитический полиомиелит. Нигерия, 2014 год (материал из Википедии).

В период с 1 по 550 годы новой эры население Земли сократилось с 65 до 26 миллионов человек. И одной из 3 главных причин, наряду с деурбанизацией и упадком сельского хозяйства, называют пандемию черной оспы. В Средние века распространение оспы связывают с крестовыми походами 11-13 веков. В 16 веке вирус был занесен в Центральную и Южную Америку, где вызвал просто чудовищную депопуляцию — смертность составляла 90%. Вымерла практически вся коренная Америка. Изобретателем-первооткрывателем противооспяной вакцины оспы стал англичанин Э. Дженнер в самом конце 18 века, положив тем самым начало будущей ликвидации этого страшного заболевания. Последний случай черной оспы зарегистрирован в мире в октябре 1977 г. в Сомали. Это является одной из самых вдохновляющих побед человечества. И одновременно одной из самых забытых и затертых страниц истории. Сегодня не существует заболевания, которое смогло бы уничтожить 4 миллиарда человеческих жизней за один раз. Даже термоядерная война вряд ли способна на такое. А именно с таким вызовом мы как вид столкнулись в первые века новой эры. Масштабность, экзистенциальность той давно забытой катастрофы можно сравнивать разве что с коллапсом бронзового века.

Движение против вакцинации — это скорее движение против отдельных видов вакцин, отдельных видов осложнений вакцинации (постинъекционные абсцессы, реакции непереносимости к отдельным компонентам по сути лекарственного препарата), но никак не движением против вакцинотерапии в целом. Потому что это тренд против долговременного прогресса человечества как вида. Потому как даже появление заболевания со средней летальностью примерно 2% — SarsCoV-2 — создало предпосылки для введения т.н. «прививочных паспортов» на уровне закрытия границ между государствами. Медийный эффект этого потенциально способен на корню нейтрализовать все антипрививочные разногласия. Наши просвещенные потомки будут небезосновательно ставить победу над глобальными высоколетальными инфекционными заболеваниями прошлого в один ряд с победой над раком, изобретением антибиотиков и геноинженерным долголетием.

Виктор Никитин


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: