Честный разговор о пенсионной реформе

Меньше паразитарной бюрократии - выше уровень жизни людей

Меньше паразитарной бюрократии – выше уровень жизни людей

О необходимости пенсионной реформы у нас дискутировать не любят – слишком уж противоречивая и болезненная тема. Тем не менее, нагрузка на бюджет (вкупе с военными расходами и долгами) не может перманентно не нарастать, и это рискованный вопрос.

А я рискну – в третий раз за последние 6 лет.

Излагаю сугубо мое видение – “этатисты” (“государственники”) его не разделяют, увы, они поклоняются уравниловке во всех ее формах и абстрактной “социальной ответственности”.

Между тем, средняя пенсия в Украине (ЗН, 11 августа 2016 года*) находится на уровне 1900 грн ($75). Отметим, что (если выполнены задачи правительства на эти летние месяцы) того же уровня достигает и средняя пенсия в Грузии. Только в Грузии (сюрприз!) нет государственного пенсионного фонда (изучаем успешный опыт гениального либертарианца Кахи Бендукидзе) и всей этой громоздкой системы “обеспечения и проведения социальной политики” которая, откровенно говоря, нужна только чиновникам.

Немного в сторону – на 90% службу занятости способен заменить “пул” из рекрутинговых порталов, названия которых всем известны, да мобильная и “легкая” служба тренингов профориентации, субсидируемая государством на условиях тендера. Правда, сопротивление этого массива паразитов будет просто страшным – сравнимым с нынешним сопротивлением электронному декларированию.

Теперь к сути.

Мои предложения не являются “людоедскими”, а могут рассматриваться как шаг к общественному договору, который пока не заключен по итогам Революции Достоинства. Политический и внешнеполитический разделы этого нового договора, кажется, уже подписаны, а вот экономический и социальный – еще нет.

Итак, 7 пунктов.

Пункт 1: Государство берет на себя обязательство выплачивать пенсии в ранее согласованном размере нынешним пенсионерам, и тем кому на момент внедрения реформы от 55 до 65 включительно. Это гуманная часть.

ПФ и соцслужбы ликвидируются полностью, а это кстати огромная экономия, на пару лет хватит для сглаживания, все их функции отходят Минсоцполитики. При этом вводится единый социальный налог в 20% с любых транзакций (и он целевым образом уходит на потребности обеспечения пенсионной системы). Не просто с зарплат и прочего – а любых транзакций (как сегодня НДС).

Пункт 2. Тем, кому на момент внедрения реформы от 40 до 55 – сумма, накопленная ими в качестве отчислений в ПФ за время легальной занятости, замораживается и конвертируется в именные акции госмонополий и госкорпораций (Укрпочта, “УЗ”, их еще довольно много, системных “няшек”, а продавать их будут долго и мучительно, как видим – и один ОПЗ не могут продать, даже за неприличную цену). Так почему не сделать эти предприятия public в такой форме?!). А ведь именно так когда-то в некоторых странах ЦВЕ ‘завертелся’ настоящий фондовый рынок. Это не будут, сначала, конечно, выброшенные на рынок контрольные пакеты таких компаний. Но, в любом случае – такая конвертация явно лучше чем ничего. “Ничего” – это превращение и без того скудных будущих пенсий по нынешней системе в копейки с помощью девальвационных нокдаунов. И нелепых налогов с пенсий.

Пункт 3. Тем, кто младше 40 на момент реформы должно быть сказано честно – в нашей стране больше нет солидарной пенсионной системы. Ваша и наша старость – ваша и наша ответственность, но государство тут не причем (кроме, опять-таки, военных – государство есть механизм посредством которого нация в первую очередь обеспечивает свою армию, ведь это одна из немногих функций, еще как-то оправдывающих существование государства в современном мире).

3.1. Выросший в 90-е народ давно к этому готов.

Пункт 4. Вышеуказанный ЕСН в 20% со всех транзакций (не доходов, не зарплат, а вообще всех транзакций!) сохраняется на протяжении минимум 10 лет с момента внедрения. через 10 лет в условиях роста можно будет увидеть, что произошло с экономической структурой в стране. Возможно, будет смысл его сократить.

Это гуманная, но жесткая часть. Но, как представляется, это единственный способ содержать на обещанном уровне пенсионеров из указанных выше категорий – раз а) нет нового общественного договора между обществом и олигархами /вот никто не слушает Таруту – а зря!/ или б) “экспроприации” олигархических активов (но, вроде бы, мы к ней и не стремимся?).

При всем сказанном, однако, другие углы государства становятся “социально жестче”: никаких пособий и субсидий, кроме как инвалидам, на детей, и военным ветеранам, а также традиционным и революционно заслуженным группам, чернобыльцам и афганцам. Здесь, конечно, могут быть варианты. Однако и тут: никаких льгот в образовании например (кроме всего того, что касается военных).

Но при этом надо оставить в покое работающих пенсионеров и отменить пенсионный возраст как таковой – выход на пенсию должен быть личным делом и расчетом каждого гражданина (и мнением врачей). Все эти “возраста” имели смысл при строго иерархизированной структуре экономики, а сегодня она все больше превращается в анахронизм.

Причем вот такой тотальный ЕСН покроет все необходимые расходы на содержание (постепенно сокращающееся по естественным причинам – давайте посчитаем демографию!) нынешней пенсионной системы (при условии ее постепенной заморозки по описанному выше алгоритму) , ведь он будет таким же всеохватывающим как сейчас НДС.

При этом следует продумать настоящую налоговую амнистию, а не малопонятные и запутанные ее варианты, которые безуспешно пытались то ли обещать, то ли внедрять последние годы. Даже излишки от такой системы будут первые годы образовываться. И большие. Можно будет лавировать.

Пункт 5. В процессе в стране создается максимально комфортная атмосфера для всех страховых фирм любого профиля, частных пенсионных фондов, для публичного размещения акций. В Грузии сейчас расцвет в этой сфере и они лет на пять впереди нас. А мы в этом секторе еще вообще особо нигде (Откуда бы они взяли деньги на вот эти все огромные строительные программы?) Между тем, внешний долг Грузии к ВВП просто смешной. Саакашвили в свое время разругался с МВФ, этот фонд был там просто не нужен, и это несмотря на весь ассортимент драматических событий в 2008-9 годах!

Пункт 6. Параллельно НБУ проводит два типа политики. Первый – постепенное снижение учетной ставки (цена денег для банков) с нынешних мертвецких 15,5 до 7,5 на протяжении 10 лет (в Грузии сегодня – 6,75). И – второй тип политики – фиксированного курса гривны к доллару в 2-2,5 (уберем зловредный ноль, погружающий граждан в депрессию). NB. Кстати, гражданин, который недавно предложил ввести 1000-ую купюру должен быть привязан к ракетоносителю ‘Зенит’ и запущен в следующий старт с Байконура. Подобные “идеи” пусть и внешне мелко, но влияют на отношение граждан к национальной валюте и без того упавшее ниже плинтуса.

Пункт 7 и последний: через 10 лет с дня 1 Украина празднует достижение социального баланса в стране. Это, надо сказать, несколько более простая задача нежели та же реформа железнодорожных дорог. Побочные эффекты: есть и плохие, и хорошие, каких больше – трудно сказать. На мой взгляд, больше – на заметный чуть-чуть хороших)

Теперь PS: нынешняя властная среда на это неспособна, хотя некоторые и мечтают о настоящем современном либеральном капитализме. Они найдут 100 причин – бюрократия, протесты, якобы несправедливость (конечно, для огромных проникающих паразитарных структур!), и в конце концов приведут нас к долгам, долгам долгов, перманентным скачкам инфляции, нищете и позору…

PSS. Нечто похожее я предлагал и в 2010 году. Вместо этого гг. Азаров и Тигипко просто ограбили работающих пенсионеров, без которых в стране вряд ли бы что-то работало что-то сложное, причем как тогда, так и до сих пор. Действующая власть ограбила их еще раз. Поэтому миллионов 10 украинцев вполне добровольно удерживаются подальше от этой “солидарной” системы, доверяя чему угодно, но только не “государству”.

Максим Михайленко

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.